Рабочая программа для школьного театрального кружка

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»








Составитель: Гайфуллина Альбина Ханифовна

учитель татарского языка и литературы

высшей квалификационной категории









Рабочая программа

объединения татарского театра























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Особенности театрального искусства - массовость, зрелищность, синтетичность - предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом.. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремесла­ми.

Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.

Актуальность программы. Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит - задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.

Театр - искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве яв­ляется не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника - своя творческая задача, дает ре­бятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

В работе по программе принципиально важным является ролевое существование воспитанника на занятиях: он бывает актёром, режиссёром, зрителем.

Главная цель программы - создать условия для воспитания нравственных качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.

Задачи программы:

способствовать формированию:

  • необходимых представлений о театральном искусстве;

  • актерских способностей - умение взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью;

  • речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;

  • практических навыков пластической выразительности с учетом индивидуальных физических возможностей ребенка;

способствовать развитию:

  • интереса к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства;

  • творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка;

  • эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения;

создать условия воспитания:

  • воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры;

  • творческой активности подростка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других, чувство толерантности.

  • духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствами традиционной народной и мировой культуры.


Условия реализации программы


Количество детей в группе - 15 человек. Рекомендуемый возраст детей от 10-15 лет. Выполнение программы рассчитано на 70 учебных часа.

Занятия в группах проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

Уровень подготовки детей при приеме в группу следующий:

  • дети должны иметь навык беглого чтения текста, основы выразительного чтения;

  • должны представлять формы работы актера театра;

  • должны знать основы быстрого запоминания, уметь оперировать памятью.

Уровень подготовленности определяется собеседованием и проведением ряда упражнений на выразительность чтения.

Исходя из особенностей учебно-тематического плана и специфики занятий, проводятся групповые занятия, количество детей в группе по 15 человек.

Для полноценной реализации данной программы необходимы определенные условия работы: возможность использования на занятиях элементы театрального костюма, реквизита, декораций. Для спектакля необходимы: сценическая площадка, аппаратура для музыкального оформления; театральные костюмы.

Формы подведения итогов и контроля


Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

  • текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

  • промежуточный - праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы проводимые в школе;

  • итоговый - открытые занятия, спектакли, фестивали.

Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.

Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля.

Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля.

Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является спектакль или театральное представление.


Прогнозируемый результат


По завершении 1 года обучения воспитанники должны знать:

  • особенности театра как вида искусства, иметь представление о видах и жанрах театрального искусства;

  • народные истоки театрального искусства;

  • художественное чтение как вид исполнительского искусства;

  • об основах сценической фразы (логика речи).

Должны уметь:

  • активизировать свою фантазию;

  • «превращаться», преображаться с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию;

  • видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах;

  • коллективно выполнять задания;

  • культуру суждений о себе и о других;


Учебный план


Раздел


Количество чассов



1.


Вводное занятие.


2


2.


История театра. Театр как вид искусства.


8


3.


Актерская грамота.


6


4.


Художественное чтение


6


5.


Сценическое движение.


8


6.


Работа над пьесой


30


7.


Мероприятия и психологические практикумы.


4


8.


Экскурсии


4


9.


Итоговое занятие


2



ВСЕГО:


70















Учебно-тематический план.


п/п

Разделы программы и темы занятий


Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие.

Проведение ТБ.

Знакомство с планом работы. Ознакомление с ТБ.

Анкета «Ваши предложения по работе творческого объединения»


2

2.

История театра. Театр как вид искусства

Эволюция театра. Современная драматургия. Литературное наследие.

Знакомство с произведениями великих драматургов мира. Упражнения, игры-импровизации, творческие задания.


8

3.

Актерская грамота

Многообразие выразительных средств в театре. «Бессловесные элементы действия», «Логика действий» и т.д.

Упражнения по актерской грамоте. Тренинги на внимание. Упражнения на овладение и пользование словесными воздействиями этюды.


6

4.

Художественное чтение


«Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры». «Основы практической работы над голосом» и т.д.

Упражнения на тренировку силы голоса, диапазона голоса.


6

5.

Сценическое движение

Пластическая выразительность актера.

Сценическая акробатика.


8

6.

Работа над пьесой


Анализ пьесы, чтение и обсуждение. Образы героев.

Выразительное чтение по ролям. Определение сквозного действия роли.

Репетиции. Показ спектакля.


30

7.

Мероприятия и психологические практикумы

Знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий. Тематическое планирование, разработка сценариев.


Участие в досуговых мероприятиях школы.

4

8.

Экскурсии


Знакомство с городским музеем и городскими театрами


4

9.

Итоговое занятие

Подведение итогов за год.

Поведение викторины.


2


ИТОГО:




70



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1.Вводное занятие «Разрешите представиться» - 2 часа

Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с театром как видом искусства. Тб на занятиях.

Практическая работа: Просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями, мероприятиями выпускников.

Форма проведения занятия - презентация коллектива.

Приёмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный.

Дидактический материал: видеофильмы, фотографии.

Форма подведения итогов: анкетирование, беседа.


2. История театра. Театр как вид искусства - 8 часов

2.1.Первоначальные представления о театре как виде искусства.

Теория: Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Место театра в жизни общества. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, радио- и телетеатр.

Практическая работа: использование имеющегося художественного опыта учащихся; творческие игры; рисование кинофильма для закрепления представлений о театре как виде искусства. Просмотр театральных постановок театров города. Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся, приходим, смотрим)». Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре».

Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний.

Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD - диски с записями спектаклей .

Форма подведения итогов: блиц-опрос, самостоятельные импровизации.

2.2. Театр как одно из древнейших искусств

Теория: Народные истоки театрального искусства. История развития русского театра, особенности рождения и развития татарского театра.

Практическая работа: проигрывание игр, обрядов русского и татарского народа.

Формы проведения занятий: игровые групповые занятия.

Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный

Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD - диски с народными песнями, танцами.

Форма подведения итогов: игры-импровизации

2.3. Развитие представления о истории

театрального искусства

Теория: Рождение профессионального татарского театра. Первая татарская театральная труппа «Сайяр» и первые профессиональные артисты.

Практическая работа: просмотр с детьми фото первых артистов, спектаклей. Сбор материала и создание альбома, презентации и татарском театре.

Формы проведения занятий: практические занятия, творческая лаборатория.

Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный, метод импровизации.

Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD - диски с кукольными спектаклями.

Форма подведения итогов: разыгрывание сценок на темы сказочных сюжетов.




2.4. Театр - искусство коллективное

Теория: Знакомство с театральными профессиями. Спектакль - результат коллективного творчества. Кто есть кто в театре. Актер - «главное чудо театра».

Практическая работа: творческие задания на ознакомление с элементами театральных профессий: создание афиш, эскизов декораций и костюмов.

Формы проведения занятий: заочная экскурсия по театральным цехам.

Приёмы и методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

Дидактический материал: фотографии, DVD, CD - диски.

Форма подведения итогов: рефераты на тему: «Путешествие по театральной программке».


3. Актерская грамота - 6 часов

3.1. Многообразие выразительных средств в театре

Теория: Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства - исполнительское искусство актера.

Практическая работа: тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало».

Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.

Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: карточки с заданиями.

Форма подведения итогов: анализ практической деятельности.

3.2. Значение поведения в актерском искусстве.

Теория: возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров.

Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один..»; превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками).

Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.

Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: карточки с заданиями.

Форма подведения итогов: самостоятельная импровизация

3.3. Бессловесные и словесные действия

Теория: Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Словесные действия. Психофизическая выразительность речи. Словесные воздействия как подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий.

Практическая работа: Выполнение этюдов, упражнений- тренингов., упражнение: «Я сегодня - это …», этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины - одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста.

Формы проведения занятий: беседы, игровые формы, занятия-зачёт.

Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: карточки с заданиями.

Форма подведения итогов: анализ работы своей и товарищей.


  1. Художественное чтение - 6 часов

    1. Художественное чтение как вид исполнительского искусства.

Теория: Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение.

Практическая работа: отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью». Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», «Антенна», «Разноцветный фонтан». Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом.

Формы проведения занятий: групповые

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов: упражнения по дыханию, упражнения на развитие и управление речеголосовым аппаратом.

  1. Логика речи.

Теория: Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснение фразы. Пояснения на басах и верхах.

Практическая работа: Артикуляционная гимнастика: упражнения для губ «Улыбка-хоботок», «Часы», «Шторки»; упражнения для языка: «Уколы», «Змея», «Коктейль». Чтение отрывков или литературных анекдотов.

Формы проведения занятий: групповые, игровые.

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов: упражнения по дыханию, исполнение текста, демонстрирующего владение «лепкой» фразы.

  1. Словесные воздействия.

Теория: Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст литературного произведения Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения.

Практическая работа: Упражнения на действие: превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощником); упражнения для голоса: «Прыжок в воду», «Колокола», «Прыгун», «Аквалангист».

Формы проведения занятий: групповые, занятие-зачёт.

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов: исполнение каждым воспитанником работ из своего чтецкого репертуара.

  1. Сценическое движение - 8 часов

    1. Основы акробатики.

Теория: Школы и методики движенческой подготовки актера. Развитие психофизического аппарата. Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности.

Практическая работа: Разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор». Тренинг :«Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Элементы акробатики: кувырок вперед, кувырок назад, кенгуру, кузнечик. Сценические падения: падения вперед согнувшись, падение назад на спину.

Формы проведения занятий: групповые.

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения.

Дидактический материал: маты или акробатические дорожки

Форма подведения итогов: этюды



6. Работа над пьесой - 30 часов

6.1. Пьеса - основа спектакля

Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.

Практическая работа: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля.

Формы проведения занятий: практические

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов: анализ пьесы

6.2. Текст-основа постановки.

Теория: Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.

Практическая работа: работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям.

Формы проведения занятий: практические

Приёмы и методы: эвристический, проблемный

Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов: составление таблицы «История про…, который…».

6.3. Театральный грим. Костюм.

Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный. Способы накладывания грима.

Практическая работа: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками друг другу.

Формы проведения занятий: творческие лаборатории

Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный

Дидактический материал: гримировальный, набор, жирный крем, тональный крем, помада, пудра, различные кисти, ватные тампоны, бумажные салфетки, альбомы, краски, карандаши.

Форма подведения итогов: создание эскизов более сложного грима.

  1. Театральный костюм.

Теория: Костюм - один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.

Практическая работа: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.

Формы проведения занятий: творческие лаборатории

Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный

Дидактический материал: иллюстрации из книг, фотографии, альбомы, краски, карандаши.

Форма подведения итогов: рефераты на тему: «Эпохи в зеркале моды».


6.5. Репетиционный период.

Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.

Формы проведения занятий: репетиции

Приёмы и методы: метод импровизации, метод полных нагрузок.

Форма подведения итогов: премьера (первый показ спектакля на зрителя). Обсуждение премьерного спектакля (участвуют все актеры, все службы).


7. Мероприятия и психологические практикумы-4 часа.

Теория: Знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий. Тематическое планирование, разработка сценариев.

Практическая работа. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри школы. Выявление ошибок. Оформление газеты «В мире театра».

Форма проведения занятия: вечера, праздники, конкурсы.

Приёмы и методы: эвристический, метод полных нагрузок

Дидактический материал: сценарии.

Формы подведения итогов: Совместное обсуждение и оценка проделанной работы.


8. Экскурсии - 4 часа

Экскурсии в музеи города, театры города («Мастеровые», театр студию «Ключ», и т.д.)


9. Итоговое занятие - 2 часа

Теория: Викторина по разделам программы обучения за год.

Практическая работа: экзамен-выступление: упражнения на коллективную согласованность; превращение и оправдание предмета, позы, ситуации, мизансцены; этюды на оправдание заданных бессловесных элементов действий разными предлагаемыми обстоятельствами; упражнения по курсу «Художественное слово».

Форма проведения занятия: блиц-турнир, зачет.

Приёмы и методы: дизайн-анализ, создание ситуации достижения и успеха.

Дидактический материал: текст викторины.

Формы подведения итогов: экзамен, самоанализ деятельности



Рекомендуемый репертуар.


1. Произведения русского и татарского устного народного творчества.


2. Сказки разных народов мира.


3. Литературный монтаж по произведения Габдуллы Тукая.


4. Калиасгар Камал «Беренче театр»

















БИБЛИОГРАФИЯ


1. Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов / Е.М.Аджиева, Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина, Н.А. Жокина, Н.В. Мартишина. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.


2. Бабанский Ю. К. Педагогика / Ю.К. Бабанский - М., 1988.


3. Безымянная О. Школьный театр. Москва «Айрис Пресс» Рольф, 2001г.


4. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.


5. Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе. Третье издание, Москва «Айрис Пресс», 2004


6. Любовь моя, театр (Программно-методические материалы) - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).


7. Организация воспитательной работы в школе: для заместителей директоров по воспитанию, классных руководителей и воспитателей/Библиотека администрации школы. Образовательный центр "Педагогический поиск"/под ред. Гуткиной Л.Д., - М., 1996.


8. Панфилов А.Ю., Букатов В.М.. Программы. «Театр 1-11 классы». Министерство образования Российской Федерации, М.: «Просвещение», 1995г.




























Календарно-тематическое планирование.



Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

Фактическая дата проведения

Содержание

Вводное занятие - 2 часа.

1.

«Разрешите представиться…» Вводное занятие. ТБ во время занятий.

2



Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с театром как видом искусства. Анкетирование. ТБ на занятиях.

История театра. Театр как вид искусства - 8 часов

2.

Первоначальные представления о театре как виде искусства.


2



Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Место театра в жизни общества. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, радио- и телетеатр.


3.

Театр как одно из древнейших искусств

2



Народные истоки театрального искусства. История развития русского театра, особенности рождения и развития татарского театра.

4.

Развитие представления о истории театрального искусства


2



Рождение профессионального татарского театра. Первая татарская театральная труппа «Сайяр» и первые профессиональные артисты

5.

Театр - искусство коллективное.

2



Знакомство с театральными профессиями. Спектакль - результат коллективного творчества. Кто есть кто в театре. Актер - «главное чудо театра».


Актерская грамота - 6 часов

6.

Многообразие выразительных средств

в театре.

2



Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства - исполнительское искусство актера.


7.

Значение поведения в актерском искусстве.


2



Возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время , ситуацию, партнеров.

8.

Бессловесные и словесные действия.

2



Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Словесные действия. Психофизическая выразительность речи. Словесные воздействия как подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий.

Художественное чтение - 6 часов

9.

Художественное чтение как вид исполнительского искусства.



2.



Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение.

10.

Логика речи.



2



Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснение фразы. Пояснения на басах и верхах.

11.

Словесные воздействия.


2



Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст литературного произведения Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения.

Сценическое движение - 8 часов

12.

Понятие о сценическом движении. ТБ на занятиях.

2



Школы и методики движенческой подготовки актера. Развитие психофизического аппарата..

13.

Основы акробатики. Постановка сценических движений. Основы сценических движений


2



Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности. Основные позиции рук, ног, постановка корпуса.

14.

Элементы акробатики: кувырок вперед, кувырок назад, кенгуру, кузнечик.

2



Отработка элементов акробатики, движения на сцене. Практические упражнения. Разучивание основных элементов народного танца. Позиции в паре.

15.

Сценические падения: падения вперед согнувшись, падение назад на спину

2



Отработка навыков сценического падения. Практические упражнения.

Работа над пьесой - 30 часов

16.

Пьеса - основа спектакля



2



Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.

17.

Работа над выбранной пьесой.

2



Осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле.

18.

Текст-основа постановки.

2



Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.

19.

Большое в малом.

Рассказ о маленькой роли. Эпизодическая роль как неотделимое дополнение главной роли

2



Роль - главная и эпизодическая. Эпизодическая роль как неотделимое дополнение главной роли. Работа над одной ролью (одним отрывком) всех учащихся. Упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя).

20.

Слушание, как действие актёра. Пять основополагающих вопросов: кто? что? где? когда? почему?


2



Текст и подтекст литературного произведения. Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Упражнения на превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощником). Работа над художественным произведением. Подготовка чтецкого репертуара.

21.

Эстетика пространства. Мизансцена как средство наиболее полного раскрытия образного содержания произведения, образный язык раскрытия характера персонажа.


2



Роль импровизации, взаимосвязь импровизации с техническими навыками в репетиционной работе. Мизансцены спектакля. Импровизация и точность выполнения установленных мизансцен.

Этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины.

22.

Управление зрительским вниманием. Выражение взаимоотношений персонажей

2



Взаимоотношения актёра и зрителя. Умение слушать зал. Упражнения на управление зрительским вниманием. Универсальная разминка. Тренировка суставно-мышечного аппарата, разучивание основных движений под музыку. Упражнения на вокально-двигательную координацию.

23.

Театральный грим. Костюм.



2



Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный. Способы накладывания грима.

24.

Театральный костюм.


2



Костюм - один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.

25.

Репетиционный период.


2



Соединение сцен, эпизодов.

26.

Репетиционный период.


2



Репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией.

27.

Репетиционный период.


2



Репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением.

28.

Репетиционный период.


2



Сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств.

29.

Репетиционный период.


2



Генеральная репетиция.


30.

Премьера.

Обсуждение премьерного спектакля .

2



Первый показ спектакля на зрителя Обсуждение (участвуют все актеры, все службы).

Мероприятия и психологические практикумы - 4 часа.

31.

Досуговые мероприятия. Методика организации и проведения.

2



Знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий. Тематическое планирование, разработка сценариев.


32.

Оформление газеты «В мире театра»

Участие в различных мероприятиях школы.

2



Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри школы. Выявление ошибок. Оформление газеты «В мире театра».

Экскурсии - 4 часа

33.

Экскурсия в городской музей.

2



Знакомство с историей родного края, жителями, традициями и т.д.

34.

Экскурсия в городской театр. Посещение спектакля.

2



Ознакомление с театрами города. Посещение спектакля одного из городских театров.

Итоговое занятие - 2 часа

35.

Итоговое занятие.

Подведение итогов за год

2



Викторина по разделам программы обучения за год. Подведение итогов.



© 2010-2022