Статья тема Новые подходы в моей работе

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Новые подходы в моей работе.

Весной 2012 года в жизни казахстанских учителей произошло важное и интересное событие: стартовала новая программа по повышению педагогического мастерства - трехмесячные базовые курсы. Цель этой программы помочь учителям оценить и усовершенствовать свою педагогическую практику. Современные подходы к преподаванию и обучению рассматриваются во взаимосвязи с действующей практикой. Данная Программа необходима для обеспечения теоретической основы, на которую мы можем полагаться при рассмотрении стратегий и подходов к преподаванию и обучению. На сегодняшний день в научно-педагогической литературе представлено достаточное количество фактов, подтверждающих целесообразность и успешность использования разработанных ключевых принципов организации и планирования учебной работы, используемых многими учителями. Ожидаемые результаты настоящей Программы заключаются в том, чтобы ученики научились тому, как учиться, для того чтобы в жизни они смогли стать независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными в себе, ответственными учениками с развитым критическим мышлением, а также смогли быть компетентными в цифровых технологиях.

После того, как мне предложили пройти 3-х месячные базовые курсы в г. Кокшетау, я с большим желанием согласился. Причиной моего согласия было желание узнать что-то новое в обучении и преподавании. К этому времени курсы прошла моя коллега Рига Елена Ивановна, учитель изо и черчения, которая стала первой ласточкой из нашего коллектива. Первым шагом Елены Ивановны было ознакомление коллег с идеями курсов. Увидев ее позитивное настроение и услышав интересный и увлекательный рассказ о творческой атмосфере, царящей на протяжении всех трех месяцев обучения, о новых приемах и подходах к обучению, я загорелся еще большим желанием пройти эти курсы и пополнить свой багаж знаний новыми идеями и методами работы. На протяжении многих лет работы в одной школе, в одном коллективе складываются определенные методы и подходы в преподавании, и вся работа становится однообразной, упрощенной. При использовании обычных методов обучения необходимо держать учащихся в очень строгих рамках, чтобы они слушали, делали то, что скажет учитель. Основная нагрузка приходится во время урока на преподавателя. Это мы называем традиционной формой обучения, или советской школой преподавания, хотя, по моему мнению, именно традиционные методы в образовании в свое время приносили очень высокие результаты. Но время не стоит на месте, с невероятно большой скоростью движется вперед научно-технический прогресс, и каждый учитель, и ученик должны идти в ногу со временем. Опыт передовых стран в сфере образования на данном этапе дает нам возможность интегрировать безболезненно активные методы преподавания по новой Кембриджской Программе и, самое главное, - вовремя. Конструктивисткий подход в обучении открывает большие возможности для творчества, как учителей, так и учеников. Выводит на абсолютно новый уровень отношения учащихся с преподавателем, давая возможность детям активно участвовать в процессе обучения, высказывать свое мнение, отстаивать позиции в абсолютно любой форме. Налаживание диалога и окрытости между педагогами и школьниками позволяет узнать проблемные стороны детей, их настроение, способности и желание заниматься и посещать дополнительные занятия. Во время урока учитель выполняет функции навигатора, управляет процессом, а учащиеся ведут активный поиск информации и ответов на поставленные вопросы, анализируют, самостоятельно находят решение, уверенно выражая свои мысли в устной и творческой форме. Базовый материал курсов дифференцирован на семи модулях. Идеи, приведенные в данных модулях, взаимосвязаны, равно как и отдельные стратегии и подходы. С помощью этой программы мы , учителя, можем полностью систематизировать, связать все семь модулей в одном учебном процессе: превратив урок в коллективное обсуждение, слаженное взаимодействие в группах, в активные индивидуальные действия каждого ребенка, нестандартные и очень интересные ответы. Такой урок дает возможность ученику проявить свои лидерские качества, а учителю увидеть ученика с другой стороны, одним словом, происходит обратная связь. Каждый ребенок чувствует себя на занятии и учителем, и учеником: изучает, слушает, анализирует, оценивает работу своих одноклассников и свою деятельность, дает рекомендации, к которым прислушиваются абсолютно все участники групп.

Как преподаватель-организатор начальной военной подготовки, я хочу поделиться своим опытом. После окончания предложенных курсов повышения квалификации первым шагом, предпринятым мной, был пересмотр плана уроков НВП с целью реализации семи модулей программы для совершенствования процесса обучения и повышения мотивации учащихся.

На своих уроках применяю активные методы преподавания: работу в группах, диалоговое обучение, использование ИКТ, дифференцированный подход к обучению, оценивание для обучения и оценивание обучения, развитие критического мышления.

Совместив все модули на уроке, я отступаю от стандартного плана урока и вовлекаю всех учащихся в активную работу. При этом я выполняю контролирующую и направляющую функцию. Деятельность учащихся на уроке стала доминирующей. Это позволяет им почувствовать свою важность и дает возможность раскрепоститься, быть уверенными в себе. Дети являются активными обучающимися, которые строят свое собственное понимание, исходя из личных исследований и социального взаимодействия. Используя стратегии семи модулей, я направляю учащихся на понимание и принятие ответственности за их собственное обучение, так чтобы в дальнейшем они могли самостоятельно продолжить собственное развитие. Все это повышает мотивацию к обучению.

Параллельно я на своих уроках занимаюсь воспитанием учащихся: стараюсь понять детей и их настроение, вовлекаю их в беседу, заинтересовываю и подготавливаю к активной деятельности на уроке. Что я для этого делаю? Применяю позитивный настрой, создавая коллаборативную среду в классе. Одним словом, использую различные формы и методы для сплочения классного коллектива.

Для систематизации знаний использую составление учащимися кластеров, синквейнов, схем, таблиц, развивая критическое мышление детей.

На уроке даю возможность учащимся оценить себя и одноклассников, используя критериальное оценивание. Весь материал к урокам подбираю с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей учащихся.

При повторении и закреплении учебного материала использую интерактивную доску и электронные учебники. Высоко мотивированных детей представлю как экспертов-помощников для помощи слабым учащимся.

Обучение новому зависит от того, что человек уже знает и понимает, поэтому обучение будет иметь смысл, если оно принимает во внимание имеющиеся исходные знания и умения и нацелено на их расширение. Следует в полной мере задействовать процесс решения проблем для развития и укрепления этих знаний.

Какие можно сделать выводы на данный момент в моей работе с внедрением стратегий семи модулей? Во-первых, повысилась мотивация учащихся к обучению, дети стали более самостоятельными в поиске информации, активными и раскрепощенными. Во-вторых, повысился уровень культуры общения между учащимися: они стали доверять друг другу, проявляется взаимовыручка и сопереживание. В-третьих, мне самому стало интересно проводить такие уроки, наблюдать за деятельностью детей и делать выводы для улучшения качества работы.

Завершив свою статью, я хочу предложить в перспективе на будущее продолжать работу базовых курсов по повышению мастерства педагогических работников, постоянно совершенствуя формы и методов обучения согласно требованиям времени и развития научно-технического прогресса. Регулярно проводить встречи и семинары сертифицированных учителей по обмену опытом. Активизировать работу сетевых сообществ.

Побиденный А.А.,

Преподавтель-организатор НВП

Белагашская средняя школа

Жаксынского района

Акмолинской области

31.01.2014 год



© 2010-2022