• Преподавателю
  • Другое
  • Конспект по теме Цели и задачи категорирования объектов, специальность Организация и технология защиты информации

Конспект по теме Цели и задачи категорирования объектов, специальность Организация и технология защиты информации

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цели и задачи категорирования объектов

Ранее система категорирования объектов преследовала цель обеспечения защиты объектов от природных катаклизмов и техногенных аварий. При этом не решалась задача технического регулирования в этой области.

В последние годы чрезвычайно масштабными стали террористические угрозы. Значительно расширился и качественно изменился круг объектов, ставших потенциально опасными. К изначально опасным объектам некоторых отраслей промышленности и науки добавились аэропорты, объекты массового скопления людей, муниципального управления и самоуправления, ряд других объектов. В сфере преступности выросла доля имущественных преступлений.

Многие объекты приобрели формы негосударственной собственности, поэтому рациональное распределение бюджетных средств, при всей заинтересованности государства в защите объектов от терроризма и криминала, стало невозможным.

Таким образом, на современном этапе цель категорирования объектов должна быть скорректирована как «создание системы категорирования, предполагающей дифференциацию требований к системе антитеррористической и противокриминальной защиты объектов, обеспечивающей минимально необходимые и достаточные уровни безопасности объектов в соответствии с их категориями потенциальной опасности, с учетом критериев оценки возможного ущерба интересам личности, общества и государства, который может быть нанесен преступными действиями в случае невыполнения требований, предъявляемых к системе антитеррористической и противокриминальной защиты объекта и/или нарушения условий ее эксплуатации».

Поэтому вопросом категорирования и антитеррористической защиты подведомственных объектов очень серьезно стали заниматься и достигли хороших результатов МВД РФ, МЧС РФ, МО РФ, Минпромэнерго РФ, Росатом, Минкультуры РФ и ряд других ведомств.

Категории объектов

Категории потенциальной опасности объектов должны устанавливаться в зависимости от значимости (важности) объектов для обеспечения интересов общества и государства и с учетом развития негативных последствий террористических действий. Анализ существующих ведомственных методик категорирования объектов, а также материалов научных наработок по данному вопросу, показывает, что количество категорий следует устанавливать, сообразуясь с полем угроз, разделенное на четыре группы, в зависимости от их степени опасности.

Угрозы безопасности объектов в общем виде можно подразделить на две большие группы: объективные, не зависящие от человека, и субъективные, вызванные тем или иным видом человеческой деятельности.
Объективные угрозы имеют природное происхождение и вызываются, главным образом, стихийными бедствиями, а также техногенными катастрофами и авариями, связанными с ограниченной надежностью техники и не выходящими за пределы заложенных при проектировании объекта рисков.
Субъективные угрозы объекту создаются неумышленными, вынужденными и умышленными (преднамеренными) действиями человека.
Неумышленные угрозы вызываются неправильной деятельностью персонала объекта: халатностью, невнимательностью, недооценкой важности задач и принципов организации систем защиты объекта, а также последствий возможных угроз.

Вынужденные угрозы носят, как правило, социальный характер и выражаются в массовых выступлениях населения, обращениях к власти, исках в суды, блокировании доступа на объект персонала, саботаже, невыплатах за пользование коммунальными услугами и т. п.
Умышленные угрозы можно разделить на криминальные и террористические.
Криминальные угрозы вызываются деятельностью, относящейся к сфере «общей» преступности и не имеющей четкой политической окраски.
Террористические угрозы вызываются террористической деятельностью в отношении объектов.

Неумышленные или вынужденные угрозы также могут инициироваться террористами (устрашение или запугивание, использование человеческих слабостей и т. п.).

В зависимости от тяжести последствий (размера и характера возможного ущерба) угрозы различают:

  • низкой степени опасности - вызывающие местные или локальные чрезвычайные ситуации либо сравнимые с ними иные последствия;

  • средней степени опасности - вызывающие территориальные чрезвычайные ситуации либо сравнимые с ними иные последствия;

  • высокой степени опасности - вызывающие региональные чрезвычайные ситуации либо сравнимые с ними иные последствия;

  • очень высокой степени опасности - вызывающие трансграничные или федеральные чрезвычайные ситуации либо сравнимые с ними или более серьезные иные последствия.

Рассмотрим категории объектов (ведомства, в ведении или сфере ведения которых находятся определенные объекты, могут устанавливать для них большее либо меньшее количество категорий):

  • «Высшая или «0» (высшая степень опасности) - ущерб может приобрести международный или федеральный масштаб.

  • «I» (очень высокая степень опасности) - ущерб может приобрести отраслевой или межрегиональный масштаб.

  • «II» (высокая степень опасности) - ущерб может приобрести региональный или территориальный (уровня субъекта Федерации) масштаб.

  • «III» (средняя степень опасности) - ущерб может приобрести местный (муниципального уровня) или локальный масштаб.

Критерии категорирования

Для определения категории объекта применяют критериальный подход.

На первом этапе используют качественные критерии, то есть определяют вид предполагаемого ущерба от террористической акции.
При проведении категорирования рассматриваются также объекты, характеризующиеся:

  • наличием категории по гражданской обороне или режиму секретности;

  • наличием в составе объекта взрывопожароопасных или пожароопасных помещений и (или) зданий;

  • наличием категории по степени радиационной, химической или биологической опасности;

  • численностью персонала свыше 500 человек;

  • материальными активами свыше 500 тыс. МРОТ.

На втором этапе категорирования используют количественные критерии, позволяющие с достаточной степенью точности определить размеры предполагаемого ущерба (методика МЧС). Общий алгоритм категорирования объектов можно представить в виде 4-х последовательных шагов:

  • 1-й шаг - в соответствии с качественными критериями определяют виды ущерба.

  • 2-й шаг - устанавливают размеры физического ущерба (количество пострадавших, площади зараженных территорий, время, необходимое на восстановление объекта, и т.п.).

  • 3-й шаг - осуществляют пересчет количественных показателей физического ущерба в стоимостные (денежные).

  • 4-й шаг - по видам и размерам ущерба устанавливают категорию объекта.

КРИТЕРИЙ Основные характеристики возможного ущерба
1. Государственно-политический. Ущерб государственно-политической системе, обороноспособности и безопасности государства.

2. Социальный. Нанесение вреда отдельным гражданам, большим слоям населения или обществу в целом.

3. Финансово-экономический. Ущерб финансово-кредитной системе и экономике государства.

4. Экологический. Нанесение вреда природным ресурсам и экосистеме.

КРИТЕРИЙ

Основные характеристики возможного ущерба

1. Государственно-политический

Ущерб государственно-политической системе, обороноспособности и безопасности государства

2. Социальный

Нанесение вреда отдельным гражданам, большим слоям населения или обществу в целом

3. Финансово-экономический

Ущерб финансово-кредитной системе и экономике государства

4. Экологический

Нанесение вреда природным ресурсам и экосистеме

Классификация объектов

Классификация объектов проводится с целью группирования объектов по функционально-отраслевым признакам и предназначена для формирования перечней объектов различных категорий опасности.

В настоящий момент существует перечень 1131 объектов, определенных как стратегические предприятия и организации - их категории не устанавливаются. Вместе с тем, утвержден перечень объектов, подлежащих государственной охране. Эти объекты классифицируются следующим образом:

  • здания высших и местных органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

  • здания Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Верховных судов и Высших арбитражных судов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных, городских судов и арбитражных судов, судов и арбитражных судов автономных областей и автономных округов, районных (городских) народных судов и военных судов, органов прокуратуры;

  • дипломатические представительства и консульства;

  • учреждения Центрального банка Российской Федерации;

  • денежные кассы государственных предприятий, учреждений, организаций;

  • государственные объекты по производству и хранению оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и материалов;

  • государственные объекты микробиологической и фармацевтической промышленности, а также объекты по хранению и переработке наркотических и токсичных веществ, сильнодействующих ядов и химикатов, психотропных веществ и препаратов;

  • государственные предприятия по добыче, переработке, использованию и хранению драгоценных металлов, драгоценных камней, изделий из них и других валютных ценностей;

  • музеи, библиотеки, архивы, историко-культурные и природные заповедники, архитектурно-мемориальные комплексы государственного и республиканского значения;

  • государственные, республиканские, краевые, областные, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга телевизионные и радиовещательные компании, их приемно-передающие центры;

  • объекты войсковых частей и соединений, склады мобилизационного резерва, расположенные на территории Российской Федерации;

  • крупные гидротехнические сооружения, коллекторы водохранилищ, водопроводные станции в населенных пунктах республиканского, краевого и областного подчинения, метрополитены и другие объекты жизнеобеспечения;

  • объекты Минатома России, ФСБ России, МВД России, МИДа России, Минобороны России, Минпромнауки России, МПС России, Минсвязи России, Минэнерго России, Минтранса России, Минфина России, Минэкономразвития России, ГТК России, СВР России, МНС России, ФСКН России, Госатомнадзора России, ФСО России, МЧС России, Росархива, Росрезерва, Российской академии наук, Госстроя России (административное здание в Москве, ул. Строителей, д. 8, корп. 2), Информационного телеграфного агентства России, Российского информационного агентства «Новости»;

  • Российское космическое агентство;

  • Министерство Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике;

  • Государственный комитет Российской Федерации по вопросам развития Севера;

  • предприятия и организации, производящие спирт этиловый из всех видов сырья;

  • всероссийские детские центры «Орленок» и «Океан»;

  • Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, а также его управления (отделы) в субъектах Российской Федерации;

  • Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации;

  • международные аэропорты.

Очевидно, что объекты, входящие в данные перечни, должны быть также категорированы.

Порядок категорирования объектов

Категорирование объектов осуществляется специально создаваемыми федеральной и территориальными межведомственными комиссиями. В состав федеральной межведомственной комиссии входят представители МВД, МЧС, ФСБ, Минэкономразвития, Минфина, Росатома, ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору. В состав территориальных межведомственных комиссий входят представители территориальных и иных подразделений вышеуказанных ведомств, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и территориальных антитеррористических комиссий. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные заинтересованные органы государственной власти и организации формируют списки объектов, подлежащих категорированию, и направляют их в территориальные межведомственные комиссии.

Территориальная межведомственная комиссия организует подготовку исходных данных в соответствии с критериями категорирования и с учетом возможных террористических угроз и дает экспертную оценку фактического состояния защищенности объектов.

Федеральная межведомственная комиссия на основе анализа сведений, поступивших из территориальных межведомственных комиссий, оценивает допустимость и обоснованность включения конкретного объекта в «Перечень...».

По результатам формируется «Перечень объектов, подлежащих обязательной антитеррористической защите», который в установленном порядке представляется для утверждения в Правительство Российской Федерации.
Порядок категорирования объектов международной или федеральной значимости (высшая категория) устанавливается Правительством Российской Федерации.

Общие требования к технической системе антитеррористической и противокриминальной защиты объектов

В соответствии с данной системой категорирования минимальные требования к системам АТПКЗ и их составляющим ступенчато (по категориям объектов) дифференцируются от «самых жестких» для объектов высшей категории до «самых мягких» для объектов III категории, образуя четыре класса защиты (приложения 1, 2):

  • для объектов высшей категории - класс защиты не ниже 4;

  • для объектов I категории - класс защиты не ниже 3;

  • для объектов II категории - класс защиты не ниже 2;

  • для объектов III категории - класс защиты не ниже 1.

При этом можно практически без изменений использовать руководящие документы и рекомендации МВД России, в которых представлены количественные и качественные характеристики средств инженерно-технической укрепленности (таблица 1).

Большая работа проведена и по созданию рекомендаций для использования технических средств охраны, обеспечивающих каждый класс защиты.

Несмотря на экономическую целесообразность применения «достаточных» систем, по решению руководителя или собственника объект может оборудоваться системой и более высокого класса защиты (т. е. «избыточной» системой защиты) - предлагаемая система категорирования этого не запрещает.

Таблица 1. Общие требования к минимально необходимому составу средств
инженерно-технической укрепленности объекта

Конспект по теме Цели и задачи категорирования объектов, специальность Организация и технология защиты информации

Конспект по теме Цели и задачи категорирования объектов, специальность Организация и технология защиты информации

Конспект по теме Цели и задачи категорирования объектов, специальность Организация и технология защиты информации

Конспект по теме Цели и задачи категорирования объектов, специальность Организация и технология защиты информации

Конспект по теме Цели и задачи категорирования объектов, специальность Организация и технология защиты информации

Примечания:
1. Знак «+» подразумевает обязательность применения указанных технических средств, но с учетом расположения, специфики и функционально-отраслевой принадлежности объекта.

2. Знак «-/+» означает желательность, но не обязательность применения указанных средств защиты и охраны.

3. Знак «-» показывает, что применение технических средств защиты не оправданно из-за их высокой стоимости и низкой эффективности.

4. ЖВЦ объекта - жизненно важные центры объекта.

5. Требования по защите дверных и оконных проемов, включая замки, касаются всех зданий, технологических и служебных помещений объекта, за исключением вспомогательных.

6. Требования к средствам локализации и обезвреживания взрывных устройств, а также индивидуальным средствам защиты - согласно декларации производителя данных изделий и с учетом характера возможных негативных последствий от угроз.

© 2010-2022