• Преподавателю
  • Другое
  • КОНЦЕПЦИЯ экспозиции школьного краеведческого музея «Память» «Медаль за бой, медаль за труд, из одного металла льют»

КОНЦЕПЦИЯ экспозиции школьного краеведческого музея «Память» «Медаль за бой, медаль за труд, из одного металла льют»

Совсем скоро, 9 мая 2015 года в каждом городе России пройдут парадные марши в честь Победы в Великой Отечественной войне. Но война – это не только триумфальные победные марши, это, прежде всего ужасающая трагедия миллионов людей, поэтому самой главной целью экспозиции является показ героизма и подвига наших земляков вербовчан, их вклад в дело победы. Экспозиция должна побуждать посетителей задуматься о своих корнях, о судьбе своих предков в контексте исторической судьбы Родины, о том вкладе, кот...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №18 »

о. Муром Владимирской области



КОНЦЕПЦИЯ

экспозиции школьного краеведческого музея «Память»

«Медаль за бой, медаль за труд, из одного металла льют»



КОНЦЕПЦИЯ экспозиции школьного краеведческого музея «Память» «Медаль за бой, медаль за труд, из одного металла льют»







ЖКОНЦЕПЦИЯ экспозиции школьного краеведческого музея «Память» «Медаль за бой, медаль за труд, из одного металла льют»изнь героев обогатила историю,

а история украсила подвиги героев.

Ж. Лабрюйер



Введение



Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Музей «Память» создан в 1975 года сначала как комната боевой славы, а уже в 1976 году музей был паспортизирован и с тех пор находится в постоянном развитии. Учителя и ученики, создававшие музей создали поисковый отряд и по крупицам собирали истории связанные с Великой Отечественной войной. В 70-е - 80-е гг. прошлого столетия найти материалы, связанные мировой войной не составляло особых сложностей, так как многие участники войны и работники тыла были живы. Мы современное поколение благодарны нашим предшественникам за то, что они смогли собрать ценные экспонаты для нашего школьного музея.

Музей «Память» расположен в микрорайоне Вербовский (ранее поселок) города Мурома Владимирской области. Наш посёлок был создан во время Великой Отечественной войны. В 1941 году из города Ленинграда в Муром был эвакуирован капсюльный завод Краснознамёнец. Многие жители Вербовского являются потомками эвакуированных ленинградцев, что еще сильнее укрепляет связь нашей малой Родины с историей Великой Отечественной войны.

По своему профилю музей МБОУ «СОШ № 18» является музеем боевой славы. Он воссоздает страницы истории Великой Отечественной войны 1941-45 гг. и деятельность тыла во имя Победы над фашизмом.

Девиз музея:

«Отдайте ПАМЯТИ сердца!»

Цель экспозиции

«Медаль за бой медаль за труд из одного металла льют»

С момента окончания Великой Отечественной войны прошло почти 70 лет, уже практически не осталось в живых ветеранов войны, уходят от нас и труженики тыла, но мы просто обязаны помнить их подвиги во имя мира над нашей головой, во имя светлого будущего нас и наших детей.

КОНЦЕПЦИЯ экспозиции школьного краеведческого музея «Память» «Медаль за бой, медаль за труд, из одного металла льют»Совсем скоро, 9 мая 2015 года в каждом городе России пройдут парадные марши в честь Победы в Великой Отечественной войне. Но война - это не только триумфальные победные марши, это, прежде всего ужасающая трагедия миллионов людей, поэтому самой главной целью экспозиции является показ героизма и подвига наших земляков вербовчан, их вклад в дело победы. Экспозиция должна побуждать посетителей задуматься о своих корнях, о судьбе своих предков в контексте исторической судьбы Родины, о том вкладе, который вносит в историю цивилизации, формируя её облик и развитие, каждый человек.

Задачи экспозиции:

  • Представить историю Великой Отечественной войны в контексте истории малой родины;

  • Развить мотивацию посетителей к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение великого подвига советского народа в годы войны.

  • Укрепить нравственные позиции учащихся и их родителей, через чувство собственного достоинства, гордости за земляков - вербовчан.

  • Вызвать у учащихся и их родителей эмоциональный подъем, по отношению к прошедшим страницам истории.

КОНЦЕПЦИЯ экспозиции школьного краеведческого музея «Память» «Медаль за бой, медаль за труд, из одного металла льют»















СКОНЦЕПЦИЯ экспозиции школьного краеведческого музея «Память» «Медаль за бой, медаль за труд, из одного металла льют»труктура экспозиции.

Хронологические рамки экспозиции.

Экспозиция «Медаль за бой медаль за труд из одного металла льют» охватывает хронологические рамки периода Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Экспозиция построена по принципу тематических блоков, взаимосвязанных с хронологией.

  1. Вербовчане - участники Московской битвы 1941 год

  2. Сталинградская битва. Вербовчане - защитники Сталинграда 1942-1943 гг.

  3. Оборона Ленинграда и вклад вербовчан в освобождение города из кольца блокады 1941-1944гг.

  4. Вербовчане - участники Курской битвы 1943 год

  5. Берлинская операция и участие вербовчан в войне с Японией 1945 год

  6. Все для фронта все для победы!

  7. Эвакуация завода «Краснознаменец» из блокадного Ленинграда и выпуск первых партий военной продукции для фронта 1941 год

  8. Вклад завода МПЗ (Краснознаменец) в дело победы над Германией. 1942-1943гг.

  9. Власов Иван Григорьевич - Герой Социалистического Труда (единственный работник завода, удостоенный этого звания)

  10. Деятельность завода в период 1944-1945гг.

  11. Развитие поселка Вербовский в военные годы 1941-1945гг.

КОНЦЕПЦИЯ экспозиции школьного краеведческого музея «Память» «Медаль за бой, медаль за труд, из одного металла льют»



ХКОНЦЕПЦИЯ экспозиции школьного краеведческого музея «Память» «Медаль за бой, медаль за труд, из одного металла льют»арактеристика экспозиционного пространства

Музей «Память» был аттестован в 1976 году Свидетельство № 930. Школьный музей располагается в отдельном помещении 40 метров 2. Экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне, открыта 5 мая 1995 года. Новую экспозицию открывал первый директор школы № 18 Погодин Михаил Матвеевич Заслуженный учитель РСФСР.

Военная экспозиция имеет 16 планшетов размером 750Х750. 4 стекла 1500Х600 и 6 витрин застекленных. Подлинные документы хранятся в сейфе, для папок с копиями есть шкаф.

В музее находятся подлинные вещи и документы участников боевых действий:

  • Матроска юнги Северного флота

  • Каски военные 2 штуки

  • Рабочие ботинки школы ФЗО на деревянной подошве

  • Медицинская справка о пригодности к военной службе

  • Орденские книжки

  • Купоны на денежные пособия

  • Письма с фронта разных лет 44 штуки, часть из них расположена под стеклом в витринах

  • Благодарности от командования за участие в боях и победах

  • Удостоверения на медали

  • Подлинные фотографии военных лет

  • Хлебные карточки

  • Справка об эвакуации из Ленинграда

  • Справка на сохранение прав на оставляемую жилплощадь в Ленинграде после эвакуации

  • Юбилейные медали

  • Походная ложка Николая Вербицкого, датированная 1942 годом

Всего фотографий, документов, писем, экспонатов военного времени по инвентарной книге около 400 наименований. Согласно положению об общественных музеях все ордена и медали были возвращены родственникам, так как для их хранения необходимы особые условия, которых музей не имеет. Для учета всех имеющихся поступлений ведется специальная книга учета - инвентарная.

Инвентарная книга начата в 1976 году. Все листы в книге пронумерованы, прошнурованы и опечатаны печатью школьной администрации.

ВКОНЦЕПЦИЯ экспозиции школьного краеведческого музея «Память» «Медаль за бой, медаль за труд, из одного металла льют»се сведения об участниках Великой Отечественной войны хранятся в конвертах, разложены в алфавитном порядке специальной картотеки. В конверте лежат фото, личная информация, вырезки из газет (если имеются) документы военных лет или их копии, негативы фотографий.

Создается электронная картотека по архивным данным, куда заносится биография участника войны, перечень наград и документов, фотографий. Для хранения материалов музея заведены папки по разделам: документы, письма, экспонаты, альбомы. К хранению писем, благодарностей, наградных листов, газетных вырезок, особое внимание. Все документы такого рода хранятся в развёрнутом виде без изгибов, перекладываются плотной бумагой, берегутся от солнечного света повышенной влажности и источников тепла. Также в музее имеются воспоминания ветеранов. Их всего 39, так как многие ветераны не хотят идти на контакт с учениками, не желают вспоминать ужасы войны.

За период с 2011 по 2013 год экспозиция по Великой Отечественной войне пополнялась очень мало. Родственники ветеранов передали музею фронтовую ложку Вербицкого Николая и орден трудовой славы Сухотиной Веры Ивановны.

Принципы работы экспозиции «Медаль за бой медаль за труд из одного металла льют»

Существующая практика музейного дела предполагает необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:

  • Систематическая связь с уроками, с учебно-воспитательным процессом;

  • Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности музея;

  • Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.;

  • Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея; Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, их потомками;

  • ОКОНЦЕПЦИЯ экспозиции школьного краеведческого музея «Память» «Медаль за бой, медаль за труд, из одного металла льют»беспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;

  • Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.

Основные виды деятельности школьного музея связанные с пополнением экспозиции:

Организация поисковой деятельности:

  • Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях поселка.

  • Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование. Переписка с земляками, проживающими за пределами города, района, области, родного края.

  • Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование исторических материалов, зданий и других исторических объектов.

  • Обновление экспозиции посвященной Великой Отечественной войне в связи с появление новых технических возможностей.

Оформительская работа:

  • составление презентаций, видео-экскурсий, виртуальных экскурсий;

  • оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомов-раскладушек;

  • оформление экспозиций, витрин для школьного музея;

  • создание электронной картотеки ветеранов участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла;

  • создание рукописной Книги Памяти (воспоминания участников войны).

Просветительская деятельность:



  • проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д.

  • составление литературных композиций связанных с темой войны;

  • организация литературно-краеведческих конференций по опубликованным в печати исследовательским работам учащихся школы;

  • уКОНЦЕПЦИЯ экспозиции школьного краеведческого музея «Память» «Медаль за бой, медаль за труд, из одного металла льют»частие в областных, районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях и конференциях, презентациях школьных музеев и т.п.;

  • сотрудничество со школьной, заводской, городскими и областными газетами;

Тематика экскурсий составленных

по материалам экспозиции:

  1. Обзорная «Живи и помни!»

  2. Обзорная «Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют!»

  3. Защита Москвы и участие вербовчан в битве за столицу.

  4. Ордена и медали, введенные в годы Великой Отечественной войны. Земляки - герои.

  5. Орден в твоем доме.

  6. Краткая биография военачальников, награжденных орденом «Победа».

  7. Учителя - вербовчане - участники Великой Отечественной войны.

  8. Вклад завода в дело Победы.

  9. Судьба Ленинграда в судьбе моей малой родины.

  10. Судьба «ленинградцев».

  11. Сталинградская битва и участие в ней земляков.

  12. Земляки - участники боев на Курской дуге.

  13. Война с милитаристской Японией. Земляки в завершающем этапе второй мировой войны.

  14. Роль трудового фронта.

  15. У войны не женское лицо.

  16. История памятника - мемориала погибшим землякам.

  17. Смоленские девчата. ( История судеб девчат со Смоленщины, вывезенных партизанами на Большую землю).

  18. История моего края. ( О рождении поселка)

  19. Трудовые династии завода.

  20. «Метки памяти » (История создания памятников в микрорайоне).

  21. «Этапы большого и плодотворного пути» (Михаил Матвеевич Погодин защитник Ленинграда, 1-ый директор школы № 18)

  22. «История об историке», «Детство, опалённое войной» (Голуб Владимир Иванович - участник военных событий).

  23. История Великой Отечественной войны. Александр Иванович Черствов - защитник Сталинграда.

СКОНЦЕПЦИЯ экспозиции школьного краеведческого музея «Память» «Медаль за бой, медаль за труд, из одного металла льют»оциальная значимость экспозиции

Экспозиция «Медаль за бой медаль за труд из одного металла льют» обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей, подростков и их родителей, а также жителей микрорайона Вербовский.

Посещение данной экспозиции помогает учащимся:

  • Узнать героическую историю родного края,

  • Познакомиться с летописью Великой Отечественной войны, которую вели наши предки, прадедушки и прабабушки,

  • Понять, как много сил вложили наши родные и близкие в дело победы, в экономику и культуру края.

Оценка результатов.

Эффективность достижения целей экспозиции будет оцениваться по следующим критериям:

Во-первых: уровнем сформированности таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа;

Во-вторых: компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;

В-третьих: компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности;

Историю страны нельзя забыть,

Нельзя переписать, нельзя исправить,

Ее лишь нужно бережно хранить,

Чтобы потомкам прошлое оставить.

Рассказывает наш музей о многом:

Как страшно началась война,

Как погибая за столицу,

Посмертно получали ордена.

Отважно земляки сражались

На всех фронтах кровавой той войны.

На экспозициях в музее

Увековечены они.

Добро пожаловать в наш школьный музей «Память»КОНЦЕПЦИЯ экспозиции школьного краеведческого музея «Память» «Медаль за бой, медаль за труд, из одного металла льют»КОНЦЕПЦИЯ экспозиции школьного краеведческого музея «Память» «Медаль за бой, медаль за труд, из одного металла льют»

© 2010-2022