- Преподавателю
- Другое
- Статья на тему Исследовательская работа студентов в структуре практико-ориентированной среды колледжа
Статья на тему Исследовательская работа студентов в структуре практико-ориентированной среды колледжа
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рубанова О.П. |
Дата | 06.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В СТРУКТУРЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СРЕДЫ КОЛЛЕДЖА
Рубанова О.П., методист,
ГОУ СПО «Буденновский медицинский колледж»
Чтобы усовершенствовать ум,
надо больше размышлять
и меньше заучивать.
Р.Декарт (1596-1650),
французский философ и ученый
В настоящее время проблема качества подготовки специалиста приобретает наибольшую актуальность. Инновационная политика, связанная с процессами демократизации в мировом сообществе, ускорением научно-технического прогресса, предъявляет новые требования к системе образования.
Коренным образом изменяются требования к качеству подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, что обусловлено не только развитием науки, техники, но и возникновением социально-экономической ситуации в стране, когда особенно встает необходимость уметь использовать знания в профессиональной деятельности, самостоятельно адаптироваться к изменяющимся условиям труда.
В ГОС СПО записано, что современный специалист должен владеть не только навыками выполнения приемов профессиональной деятельности, но и определенными умениями самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, ориентироваться в профессиональной литературе.
Знания человека бывают двух видов: человек сам знает предмет - или же знает, где найти о нем сведения. Знание заключается не столько в запасе сведений, сколько в умении найти нужные сведения в книгах.
Все эти умения приобретаются путем активного участия студентов в исследовательской работе.
Основной целью научной работы студентов является переход от усвоения готовых знаний к овладению методами получения новых знаний и приобретение навыков самостоятельного анализа социально-правовых явлений с использованием научных методик.
К главным задачам исследовательской работы студентов относятся:
-
развитие творческого и аналитического мышления, расширение научного кругозора;
-
привитие устойчивых навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;
-
повышение качества усвоения изучаемых дисциплин;
-
выработка умения применять теоретические знания и современные методы научных исследований в своей практической деятельности.
В Буденновском медицинском колледже одним из основных направлений инновационной политики является активизация познавательной деятельности студентов.
В колледже осуществляют свою деятельность студенческие научные кружки по общеобразовательным, общемедицинским и клиническим дисциплинам. Ежегодно проводятся итоговые студенческие научно-практические конференции по результатам исследовательской работы за год, анализируются отчеты о работе кружков.
С целью формирования у студентов интеллектуальных, волевых, морально - эстетических качеств, преподаватели медицинского колледжа формируют у студентов в процессе исследовательской работы следующие умения:
-
Видеть проблему и соотносить с ней имеющийся фактический материал по дисциплине;
-
Выражать проблему в конкретной цели и познавательных задачах;
-
Выдвигать гипотезу и строить программу исследования;
-
Анализировать доступную научную и научно - популярную литературу по проблеме;
-
Пользоваться стандартными методами исследования, комбинировать известные способы и создавать новые, искать альтернативные пути решения проблем.
Участие студентов в учебно-исследовательской работе повышает их профессиональное самосознание, приобщает к будущей профессии. Лучшие студенты принимают участие в краевых научно-практических конференциях, с последующим опубликованием тезисов их выступлений в сборниках материалов научно-практических конференций.
Исследовательская работа студентов включает: учебно-исследовательскую (УИРС), включаемую в учебный процесс и проводимую в учебное время, и научно-исследовательскую (НИРС), выполняемую во внеучебное время.
Учебно-исследовательская работа выполняется студентами по учебным планам под руководством преподавателей.
Формы УИРС:
а) реферирование научных изданий, подготовка обзоров по новинкам литературы;
б) выступление с докладами и сообщениями на семинарах;
в) выполнение исследовательских работ в период учебной и производственной практик;
г) написание дипломных работ, содержащих элементы научного исследования (согласно ФГОС СПО третьего поколения).
Научно-исследовательская работа студентов выполняется во внеучебное время и включает:
а) работу в научных кружках;
б) выступление с докладами и сообщениями на научно - теоретических и научно - практических конференциях, проводимых на муниципальном и региональном уровнях;
в) разработку и изготовление таблиц, слайдов, фильмов, наглядных пособий для учебного процесса.
г) подготовку публикаций по результатам проведенных исследований.
Формы реализации НИРС и УИРС:
- реферат;
- доклад;
- публикация;
- наглядные пособия для учебного процесса.
В процессе исследовательской работы студентов необходимо знакомить с этапами научного исследования, методами, правилами написания реферата, техникой выступления. Студентам должны освоить основные методы проведения исследовательской работы, которые включают: общелогические, теоретические, эмпирические.
Общелогические:
-
анализ (разложение объекта исследования на составные части: классификация, периодизация и др.);
-
синтез (соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое);
-
индукция;
-
дедукция.
Теоретические:
-
аксиоматический (способ исследования, когда некоторые утверждения принимаются без доказательств и из них выводятся остальные знания);
-
гипотетический (метод исследования с помощью научной гипотезы);
-
абстрагирование (мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений изучаемого предмета, отождествление, изолирование);
-
восхождение от абстрактного к конкретному (нахождение главной связи изучаемого предмета, оценка ее видоизменения в различных условиях);
-
системный метод (исследование совокупных материальных или идеальных объектов).
Эмпирические:
-
наблюдение (восприятие свойств предметов и явлений при помощи органов чувств);
-
Описание (фиксация признаков исследуемого объекта).
-
Счет (определение количественных соотношений объектов исследования);
-
Измерение (определение численного значения величины путем сравнения ее с эталоном);
-
Сравнение (сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам);
-
Эксперимент (искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза);
-
Моделирование (метод научного познания, сущность которого заключается в замене изучаемого предмета или явления специальной аналогичной моделью, содержащей существенные черты оригинала).
В современных условиях исследовательская работа выступает одним из определяющих факторов развития учебного заведения; от нее зависит уровень преподавания, творческий настрой коллектива, связь обучения с современной наукой, причем она ни в коем случае не заменяет специальную сферу деятельности ВУЗов, НИИ, занимающихся глубоким научным поиском.
Научно-исследовательская работа в Буденовском медицинском колледже осуществляется в рамках методической работы с учетом современных требований, направленных на совершенствование содержания и организации учебно-воспитательного процесса, развитие творческого потенциала, самореализацию и профессиональное самоопределение преподавателей и студентов.
Список литературы:
-
М.Ф. Шкляр. Основы научных исследований. М., 2008.
-
Волков Ю.Г. Как написать диплом. Курсовую, реферат. Ростов н/Д, 2001.
-
Усачева И.В.. Ильясова И.И. Формирование учебной исследовательской деятельности. М., 2001.
-
Папковская П.Я. Методология научных исследований. Минск, 2002.
-
Кара-Мурза Г. проблемы организации научных исследований. М., 1981.