• Преподавателю
  • Другое
  • Статья на тему Исследовательская работа студентов в структуре практико-ориентированной среды колледжа

Статья на тему Исследовательская работа студентов в структуре практико-ориентированной среды колледжа

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В СТРУКТУРЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СРЕДЫ КОЛЛЕДЖА


Рубанова О.П., методист,

ГОУ СПО «Буденновский медицинский колледж»


Чтобы усовершенствовать ум,

надо больше размышлять

и меньше заучивать.


Р.Декарт (1596-1650),

французский философ и ученый

В настоящее время проблема качества подготовки специалиста приобретает наибольшую актуальность. Инновационная политика, связанная с процессами демократизации в мировом сообществе, ускорением научно-технического прогресса, предъявляет новые требования к системе образования.

Коренным образом изменяются требования к качеству подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, что обусловлено не только развитием науки, техники, но и возникновением социально-экономической ситуации в стране, когда особенно встает необходимость уметь использовать знания в профессиональной деятельности, самостоятельно адаптироваться к изменяющимся условиям труда.

В ГОС СПО записано, что современный специалист должен владеть не только навыками выполнения приемов профессиональной деятельности, но и определенными умениями самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, ориентироваться в профессиональной литературе.

Знания человека бывают двух видов: человек сам знает предмет - или же знает, где найти о нем сведения. Знание заключается не столько в запасе сведений, сколько в умении найти нужные сведения в книгах.

Все эти умения приобретаются путем активного участия студентов в исследовательской работе.

Основной целью научной работы студентов является переход от усвоения готовых знаний к овладению методами получения новых знаний и приобретение навыков самостоятельного анализа социально-правовых явлений с использованием научных методик.

К главным задачам исследовательской работы студентов относятся:

  • развитие творческого и аналитического мышления, расширение научного кругозора;

  • привитие устойчивых навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;

  • повышение качества усвоения изучаемых дисциплин;

  • выработка умения применять теоретические знания и современные методы научных исследований в своей практической деятельности.

В Буденновском медицинском колледже одним из основных направлений инновационной политики является активизация познавательной деятельности студентов.

В колледже осуществляют свою деятельность студенческие научные кружки по общеобразовательным, общемедицинским и клиническим дисциплинам. Ежегодно проводятся итоговые студенческие научно-практические конференции по результатам исследовательской работы за год, анализируются отчеты о работе кружков.

С целью формирования у студентов интеллектуальных, волевых, морально - эстетических качеств, преподаватели медицинского колледжа формируют у студентов в процессе исследовательской работы следующие умения:

  • Видеть проблему и соотносить с ней имеющийся фактический материал по дисциплине;

  • Выражать проблему в конкретной цели и познавательных задачах;

  • Выдвигать гипотезу и строить программу исследования;

  • Анализировать доступную научную и научно - популярную литературу по проблеме;

  • Пользоваться стандартными методами исследования, комбинировать известные способы и создавать новые, искать альтернативные пути решения проблем.

Участие студентов в учебно-исследовательской работе повышает их профессиональное самосознание, приобщает к будущей профессии. Лучшие студенты принимают участие в краевых научно-практических конференциях, с последующим опубликованием тезисов их выступлений в сборниках материалов научно-практических конференций.

Исследовательская работа студентов включает: учебно-исследовательскую (УИРС), включаемую в учебный процесс и проводимую в учебное время, и научно-исследовательскую (НИРС), выполняемую во внеучебное время.

Учебно-исследовательская работа выполняется студентами по учебным планам под руководством преподавателей.

Формы УИРС:

а) реферирование научных изданий, подготовка обзоров по новинкам литературы;

б) выступление с докладами и сообщениями на семинарах;

в) выполнение исследовательских работ в период учебной и производственной практик;

г) написание дипломных работ, содержащих элементы научного исследования (согласно ФГОС СПО третьего поколения).

Научно-исследовательская работа студентов выполняется во внеучебное время и включает:

а) работу в научных кружках;

б) выступление с докладами и сообщениями на научно - теоретических и научно - практических конференциях, проводимых на муниципальном и региональном уровнях;

в) разработку и изготовление таблиц, слайдов, фильмов, наглядных пособий для учебного процесса.

г) подготовку публикаций по результатам проведенных исследований.

Формы реализации НИРС и УИРС:

- реферат;

- доклад;

- публикация;

- наглядные пособия для учебного процесса.

В процессе исследовательской работы студентов необходимо знакомить с этапами научного исследования, методами, правилами написания реферата, техникой выступления. Студентам должны освоить основные методы проведения исследовательской работы, которые включают: общелогические, теоретические, эмпирические.

Общелогические:

  • анализ (разложение объекта исследования на составные части: классификация, периодизация и др.);

  • синтез (соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое);

  • индукция;

  • дедукция.

Теоретические:

  • аксиоматический (способ исследования, когда некоторые утверждения принимаются без доказательств и из них выводятся остальные знания);

  • гипотетический (метод исследования с помощью научной гипотезы);

  • абстрагирование (мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений изучаемого предмета, отождествление, изолирование);

  • восхождение от абстрактного к конкретному (нахождение главной связи изучаемого предмета, оценка ее видоизменения в различных условиях);

  • системный метод (исследование совокупных материальных или идеальных объектов).

Эмпирические:

  • наблюдение (восприятие свойств предметов и явлений при помощи органов чувств);

  • Описание (фиксация признаков исследуемого объекта).

  • Счет (определение количественных соотношений объектов исследования);

  • Измерение (определение численного значения величины путем сравнения ее с эталоном);

  • Сравнение (сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам);

  • Эксперимент (искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза);

  • Моделирование (метод научного познания, сущность которого заключается в замене изучаемого предмета или явления специальной аналогичной моделью, содержащей существенные черты оригинала).

В современных условиях исследовательская работа выступает одним из определяющих факторов развития учебного заведения; от нее зависит уровень преподавания, творческий настрой коллектива, связь обучения с современной наукой, причем она ни в коем случае не заменяет специальную сферу деятельности ВУЗов, НИИ, занимающихся глубоким научным поиском.

Научно-исследовательская работа в Буденовском медицинском колледже осуществляется в рамках методической работы с учетом современных требований, направленных на совершенствование содержания и организации учебно-воспитательного процесса, развитие творческого потенциала, самореализацию и профессиональное самоопределение преподавателей и студентов.

Список литературы:

  1. М.Ф. Шкляр. Основы научных исследований. М., 2008.

  2. Волков Ю.Г. Как написать диплом. Курсовую, реферат. Ростов н/Д, 2001.

  3. Усачева И.В.. Ильясова И.И. Формирование учебной исследовательской деятельности. М., 2001.

  4. Папковская П.Я. Методология научных исследований. Минск, 2002.

  5. Кара-Мурза Г. проблемы организации научных исследований. М., 1981.

© 2010-2022