САМОУПРАВЛЕНИЕ-ЛИЧНОСТЬ-ЛИДЕР

Люди чаще всего болеют за то, что создают сами. На современном этапе развития России, в силу различных социально-политических, экономических и прогностических причин общество почти утратило интерес к поиску новых способов организации условий, содействующих развитию чувства личности, сензитивности к социализации. Общество отказалось от коммунистической идеологии, с учетом которой была построена система продвижения подростков к социальной зрелости, а новая идеология современной России до сих пор находится в синкретическом состоянии.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самоуправление- личность- лидер.

Е.В. Жегера

ГПОУ СПО ПО « Пензенский многопрофильный колледж»

Люди чаще всего болеют за то, что создают сами.

На современном этапе развития России, в силу различных социально-политических, экономических и прогностических причин общество почти утратило интерес к поиску новых способов организации условий, содействующих развитию чувства личности, сензитивности к социализации. Общество отказалось от коммунистической идеологии, с учетом которой была построена система продвижения подростков к социальной зрелости, а новая идеология современной России до сих пор находится в синкретическом состоянии.

Стратегия воспитания и развития личности в современных условиях должна быть направлена на цели развития РФ, в которой человек должен быть естественно представлен не только как социальная единица, но и как уникальная личность. Личность принято определять как индивидуальное бытие общественных отношений. Это определение несет в себе следующее понимание: 1 - личность - это социальное в нас (бытие общественных отношений); 2 - личность - это индивидуальное в нас. Сегодня социализация подростка должна осуществляться через формирование потребности реализоваться в исходном для него социальном пространстве через систему прав и свобод. Для этого должны особым образом быть организованы условия развития личности подростка: для повышения социальной компетентности; для развития навыков поведения в повседневной жизни и установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций; для развития чувства личности; гражданской позиции.

Актуальность исследования таким образом состоит в поиске и построении системы специально организованных условий, способствующих развитию: сензитивности к культурным ценностям и социальным процессам; установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций; чувства личности; формирования гражданской позиции, электоральной активности, основанных на конституционных правах ребенка и взрослого; самоорганизации и самоопределения подростков в многообразии реалий жизни. Этими условиями могут выступать социально-психологические инициации.

Сумма ролей «студент» и «организатор» повышает ответственность личности вдвойне. Человек чувствует себя частью команды и испытывает уважение к общему делу, к совместному труду разных людей, направляемых движением к достижению единой цели. Такие принципы, на мой взгляд, становятся определяющими на жизненном пути того студента, который прошёл школу лидера в рамках студенческого актива.

В последнее время развитию самоуправления стало уделяться большое внимание. И это бесспорно. Работа самоуправления имеет большее значение. Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей очень быстро впитывают в себя постоянную заботу, опеку над ними, характер их проживания быстро становится иждивенческим. Работа самоуправления дает им возможность почувствовать себя в роли хозяина, творца своего проживания. Кроме этого она необходима и полезна для будущей успешной социализации в обществе, для содержательно-продуктивного общения, для научения детей реализовать себя в рамках тех или иных социальных ролей. возникает проблема выбора актива самоуправления. «Новички», которых выбирают в актив, как правило, не имеют организаторских способностей, коммуникативных навыков, обладают низкой (постоянно просят помощи у детей, у взрослых - требуют внимания) или высокой самооценкой.

Студенческий актив даёт возможность раскрыть личностный потенциал путём осуществления конкретной деятельности. В студенческом самоуправлении, на мой взгляд, человек, как лидер, формируется на основе уже имеющихся у него природных задатков и способностей. Студенческое самоуправление способствует получению практического опыта, необходимого для дальнейшей социальной адаптации в условиях современного российского общества.

В результате у актива должно быть выработано:

- умение владеть собой, принимать и выполнять правовые и моральные обязательства;

- умения организовать дело;

- умение работать в команде;

- умение вести дискуссию;

- умение анализировать;

- коммуникативные умения;

- адекватная самооценка.

Разрабатываемые студентами программы и проекты основаны на таких ценностях, как

«человек»

«жизнь»

«общество»

«семья»

«познание»

«труд»

«совесть»

«справедливость»

«любовь»

«дружба»

«гуманность»

Какой же он, человек-лидер - участник студенческого самоуправления?

Целеустремлённый. Большинство людей терпят неудачи в достижении своей мечты. Проблемы случаются не от недостатка способностей, а от недостатка целеустремлённости. Целеустремлённость непосредственно связана с социальной ответственностью. Для личности, стремящейся к реализации собственных инициатив по разрешению окружающих её проблем, необходимо

  • вырабатывать целый комплекс психологических навыков и умений,

  • обладать технологиями целеполагания,

  • уметь перспективно оценивать ситуацию, просчитывая её от начальной до исходной точки реализации.

Я уверена, что целеустремлённость- это стартовая площадка, которая выступает базовым качеством для организации и функционирования любого социального проекта.

Если у человека нет цели, значит, нет ни направления ни маршрута, по которому необходимо двигаться. Но участники студенческого самоуправления чётко осознают, что цель возникает из проблемы, для выявления которой необходима кропотливая и тщательная работа по изучению потребностей окружающей действительности.

В современных экономических и социальных условиях становится востребован человек, способный принимать активное участие в преобразовании окружающей действительности, не боящийся брать на себя ответственность, умеющий работать в команде, т.е. обладающий лидерской позицией.

«Лидерство - это загадочное, ускользающее качество. Существование его легко признать, трудно описать, ещё труднее использовать на практике».

Несмотря на достаточное количество исследований, посвященных данной проблеме проблемы лидерства различными науками и понятию «лидерская позиция», не уделено должного внимания. Лидерская позиция, по моему мнению, представляет собой интегральную характеристику личности, обеспечивающую её ведущее влияние на членов группы при совместном решении задач в различных областях жизнедеятельности, являющуюся совокупностью иерархии её отношений к действительности, устанавливающихся в ходе приобретения социального опыта и общественно направленной деятельности.

Рассматривая лидерскую позицию с точки зрения деятельностного подхода, я могу выделить такие характеристики,

как устойчивость,

принципиальность,

последовательность в поведении,

сознательность,

инициативность,

заинтересованное отношение к общественному долгу, своим обязанностям,

единство слова и дела, намерений и поступков,

умение самостоятельно принимать решения, так как лидерская позиция обусловлена общественными отношениями через собственный внутренний мир.

Могу сказать, что только деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение, становится фактором развития лидера. Именно успех или неуспех в деятельности определяет ведущие тенденции личностного роста.

На мой взгляд нужно разделить два понятия «успех» и «ситуация успеха».

Ситуация - это сочетание условий, обеспечивающих успех, а сам успех - результат подобной ситуации, это переживание радости, эмоциональное состояние, скрытое от других. Разовое переживание успеха способно улучшить психологическое самочувствие, резко изменить ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности.

Очень часто подростки не имеют представления о наличии у себя лидерских способностей, так как в роли организатора никогда не выступали. Другие же, напротив, обладают завышенной оценкой своих организаторских способностей только потому, что нередко присутствовали при осуществлении не ими задуманного и подготовленного. Во избежание этого необходимо предоставить возможность студентам попробовать себя в социально значимой деятельности, заинтересовать других и вовлечь их в общественную работу должны прежде всего органы студенческого самоуправления.

Основу этого самоуправления составляет взаимодействие - согласованная деятельность по достижению совместных целей, а также результатов по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития студента, подростка в целом. Однако студенты не способны осуществлять совместную деятельность в полном объёме без участия педагога, который помогает воспитаннику осознать себя как личность, а также выявить и раскрыть его возможности, способствует становлению и развитию самосознания, самоутверждения, самоопределения. Партнёрство предполагает не только участие, но и обмен определёнными ценностями в процессе деятельности, истинная значимость которых обусловлена её целью, содержанием, формой и результатом.

Таким образом, говоря о лидерской позиции, я имею ввиду индивидуальный выбор, невозможность переложить ответственность на общество, обстоятельства, другого человека, рассматривать её как показатель развития личности, что возможно только в условиях социального диалога, совместной деятельности взрослых и подростков.

Список литератуыа:

1. Адлер А. Как управлять стремлением к превосходству //Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов /Пер. с англ. Ростов/н/Д, 2008. С. 56-61.

2. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 2006.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2011.

4. Мир детства: Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 2008.

5. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М., 2007.

6. Арсеньев А.С. Подросток глазами философа. Алматы, 2006.

© 2010-2022