• Преподавателю
  • Другое
  • Психокоррекция с применением игр при работе с детьми с СДВГ (коррекция гиперактивности ребенка)

Психокоррекция с применением игр при работе с детьми с СДВГ (коррекция гиперактивности ребенка)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психокоррекция с применением игр при работе с детьми с СДВГ (коррекция гиперактивности ребенка)

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденный, невнимательный, непоседливый и крикливый, такой ребёнок на уроке постоянно занят своим делом, его трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и, тем более, выполнить его до конца. Учителя он «не слышит», все теряет, все забывает. Именно поэтому в последние годы проблема эффективности обучения и воспитания гиперактивных детей становится все более актуальной и обсуждаемой. Гиперактивным детям свойственна неустойчивая работоспособность, что является причиной нарастания большого количества ошибок при ответах и выполнении письменных заданий при наступлении состояния утомления. Все это приводит к увеличению замечаний и негативных оценок со стороны учителя, что воспринимается ребенком как отрицательное оценивание себя в целом, а не как оценку своей работы. При этом ребенок не склонен прислушиваться к советам взрослых. Для гиперактивных детей типичны существенные колебания в различные отрезки времени и в разных ситуациях, поведение ребенка отличается непредсказуемостью. В результате он не может успешно общаться и устанавливать дружеские отношения со сверстниками. Проблема гиперактивных детей не решается в одночасье и одним человеком. Для коррекции поведения гиперактивного ребенка необходима слаженная и согласованная работа педагогов, родителей, психолога, медиков. Причем медицинские, психологические и педагогические задачи подчас так перекликаются, что невозможно провести разграничительную черту между ними.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью считается одним из основных клинических вариантов минимальной мозговой дисфункции, что обозначает наиболее частые нарушения поведения у детей, нарушения психологического развития, расстройства речи, специфические расстройства развития школьных навыков. Причины возникновения СДВГ могут быть биологические и социальные. К биологическим причинам относятся наследственные и перинатальные, действующие до родов, в момент родов и после родов (небольшие повреждения мозга на ранних этапах развития). Социальные причины СДВГ обусловлены влиянием непосредственного окружения (педагогическая запущенность, недостаточное образование родителей, неполная семья, депривация или деформация материнского ухода). Таким образом, выбор методов коррекции СДВГ носит индивидуальный характер с учетом степени выраженности основных проявлений СДВГ и наличия сопутствующих ему нарушений. При этом коррекция проявлений СДВГ, как и диагностика этого синдрома, всегда носят комплексный характер и объединяют различные подходы, в том числе работу с родителями и методы модификации поведения, методы психолого-педагогической коррекции.

Коррекционная работа с гиперактивным ребенком в нашей школе направлена на решение следующих задач:

1. Провести комплексную диагностику ребенка, проявляющего симптомы дефицита внимания и гиперактивности.

2. Нормализовать обстановку в семье ребенка, его взаимоотношений с родителями и другими взрослыми. Важно научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций.

3. Установить контакт со школьными педагогами, ознакомить их с эффективными методами работы с гиперактивными учениками.

4. Добиться повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни. Необходимо определить сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.

5. Достичь у ребенка послушания, привить ему аккуратность, навыки самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела. Развить у него чувство ответственности за собственные поступки.

6. Научить ребенка уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального взаимодействия с окружающими людьми.

Организация коррекционно-педагогического процесса с гиперактивными детьми должна соответствовать двум обязательным условиям:

1. Развитие и тренировку слабых функций следует проводить в эмоционально привлекательной форме, что существенно повышает переносимость предъявляемой нагрузки и мотивирует усилия по самоконтролю. Этому требованию соответствует игровая форма занятий.

2. Подбор таких игр, которые, обеспечивая тренировку одной функциональной способности, не возлагали бы одновременной нагрузки на другие дефицитные способности, ибо известно, что параллельное соблюдение двух, а тем более трех условий деятельности вызывает у ребенка существенные затруднения, а порой просто невыполнимо. Даже при всем желании гиперактивный ребенок не может выполнить правил поведения на уроке, требующих того, чтобы он сидел спокойно, был внимательным и одновременно сдержанным в течение достаточно длительного времени. Отсюда основное условие развития дефицитарных функций у этих детей - предъявляя ребенку игру, требующую напряжения, сосредоточения, удержания и произвольного распределения внимания, следует до минимума снизить нагрузку на самоконтроль импульсивности и не ограничивать двигательную активность.

Проводимая мною психокоррекционная и коррекционно-педагогическая работа представляет собой комплекс развивающих игр

с синдромом гиперактивности:

1.Игры на развитие внимания, дифференцированные по задействованным ориентировочным анализаторам и по отдельным компонентам внимания.

2. Игры на преодоление расторможенности и тренировку усидчивости, которые не требуют напряжения активного внимания и допускают проявления импульсивности.

3.Игры на тренировку выдержки и контроль импульсивности, которые позволяют при этом быть невнимательным и подвижным.

4.Три вида игр с двуединой задачей, которые требуют быть одновременно внимательным и сдержанным, внимательным и неподвижным, неподвижным и неимпульсивным;

5.Игры с триединой задачей, которые требуют одновременной нагрузки на внимание, усидчивость, сдержанность.

Игры составлены таким образом, что при невыполнении игровой задачи ребенком, ее можно облегчить, изменить, сделать более доступной для выполнения на данном этапе. То же происходит при хорошем выполнении игры ребенком: игру можно усложнять, добавлять новые правила, условия игры. Таким образом, с одной стороны - игра становится для ребёнка знакомой и понятной, а с другой - не приедается со временем. Игры проводятся как на специальных занятиях психологом, так и учителем на коррекционных уроках.

Список литературы

1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о

гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.

2. Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. - М.: Вита-Пресс, 2007.

3. Шевченко Ю. С., Шевченко М. Ю. Игровая психология детей с гиперактивным поведением //Школа здоровья, 1997, Т. IV, № 2. - C. 82-85.


© 2010-2022