Роль Я–концепции в формировании навыков и умений по профессии «Печатник»

Образование на современном этапе рассматривается как путь развития личности. Следовательно, в процессе обучения необходимо создать условия для осознания ребенком своей значимости, развивать у ученика способность на основе рефлексивных процессов строить взаимоотношения со сверстниками, познавать свои интеллектуальные возможности, учиться не из-за оценки, а для совершенствования индивидуального жизненного опыта.  Что  возможно только при рефлексивном осознании учеником своей деятельности. Таким об...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки республики казахстан


Алматинский колледж полиграфии




Калиниченко Елена Дмитриевна

мастер производственного обучения

по профессии «Печатник плоской печати»





Самоанализ

педагогической деятельности








Алматы, 2014





Содержание:


  1. Цель педагогической деятельности………………….…………………….3

  2. Средства достижения цели……………………………………..……………3

  3. Критерии достижения результата……………………………………………3

  4. Концептуальные основания………………………………………………….4

  5. Принципы структурирования учебного содержания……………………….9

  6. Приемы мотивации учащихся…………………………………...………….10

  7. Выводы………………………………………………………….……………11






Роль Я-концепции в формировании

навыков и умений по профессии «Печатник»



«Задача педагогов - самая почетная - создавать людские кадры для всех отраслей нашей жизни».

А.С. Макаренко.

Новые социально-экономические отношения, складывающиеся в стране, затронули важнейшие институты нашей жизни, в том числе и образование. Образование на современном этапе рассматривается как путь развития личности. Следовательно, в процессе обучения необходимо создать условия для осознания ребенком своей значимости, развивать у ученика способность на основе рефлексивных процессов строить взаимоотношения со сверстниками, познавать свои интеллектуальные возможности, учиться не из-за оценки, а для совершенствования индивидуального жизненного опыта. Что возможно только при рефлексивном осознании учеником своей деятельности. Таким образом, важнейшей характеристикой выпускника должна стать мотивация к дальнейшему развитию. Однако, можно констатировать, что у большинства учащихся низкий уровень мотивации к обучению и тем более к самообразованию. Таким образом, обозначается проблема - несоответствие между низким уровнем мотивации учащихся к процессу обучения и самообразования и высоким уровнем требований, предъявляемым к выпускнику колледжа.

Цель моей педагогической деятельности: саморазвитие учащихся через организацию рефлексивной деятельности в процессе обучения профессии.

Для достижения этой цели решались следующие задачи:

  • диагностика первоначального уровня мотивации учащихся к процессу обучения и процессу саморазвития;

  • организация обучения на основе предоставления учащимся возможности для анализа результатов собственной деятельности;

  • оценка эффективности заявленной системы работы.

Критерии достижения результата

  • Приобретение умения контроля и объективной оценки своих достижений;

  • Возникновение стремления к приобретению нового знания

    • Автономность учащихся в организации учебной деятельности

На основе критериев были отобраны в научно-методической литературе и разработаны диагностические материалы, с помощью которых в ходе педагогического наблюдения можно идентифицировать наличие развиваемых качеств личности у учащихся (табл. 1).

Таблица 1. Диагностические материалы для выявления уровня развития рефлексии в учебной деятельности


Исходное качество

Слагаемые компоненты

Уровни развития

Диагностируемые признаки

      1. Интеллектуальная готовность и способность к самообразованию

Способность к самоанализу, самооценке

      1. 0

      1. Не способен оценить свою деятельность даже по просьбе мастера

      1. 1

      1. Анализирует и оценивает свою деятельность по просьбе мастера

      1. 2

      1. Анализирует и оценивает свою деятельность периодически независимо от учителя

      1. 3

      1. Систематически анализирует и оценивает собственную деятельность независимо от мастера

Готовность к приобретению нового знания

      1. 0

      1. Отсутствует познавательный интерес, на уроке чаще пассивен, отказывается от участия в различных интеллектуальных состязаниях.


      1. 1

      1. Любит узнавать новое, но только в рамках учебного времени и предмета, задает уточняющие вопросы.

      1. 2

      1. Иногда интересуется источниками и средствами для получения дополнительного знания, демонстрирует более глубокие знания по отдельным темам, часто задает вопросы, выходящие за рамки изучаемого на уроке, вызывается работать самостоятельно.

      1. 3

      1. Всегда интересуется способами получения дополнительной информации, часто добивается положительных результатов, обычно не останавливается на достигнутом.

Концептуальные основания заявленной системы работы:

    • теория учебной деятельности (А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов);

    • основы теории рефлексивной деятельности (О.С. Анисимов, И.С. Ладенко, Г.П. Щедровицкий, А.С. Шаров и др.).

Успехи в обучении и воспитании подростков напрямую зависят от мотивации, то есть от наличия значимых и действенных стимулов к усвоению знаний, к формированию умений и навыков, к приобретению определенных личностных качеств. Наличие способностей не является гарантией успехов ребенка, так как при отсутствии должной мотивации он по собственной инициативе не будет включаться ни в учебную деятельность, ни в общение и, следовательно, будет мало участвовать в тех видах человеческой социальной активности, которые ведут за собой его психологическое развитие. В случае дефицита мотивации имеющиеся задатки не превращаются в способности, а интеллектуальное и личностное развитие идет гораздо медленнее, чем могло бы при более благоприятных условиях.

Важным этапом в совершенствовании личности является рефлексия. Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий. На основе рефлексии ученик, осмысливая собственные действия, анализируя свое внутреннее состояние, познает себя и регулирует процессы самообразования. Самообразование представляет процесс приобретения человеком знаний за счет самостоятельной организации и самоконтроля. Таким образом, определяются основные направления учебного процесса: организация самостоятельной деятельности учащихся и организация функции самоконтроля учащихся в процессе обучения профессии.

Для реализации первой из заявленных задач необходимо было выявить особенности обучаемого контингента. Для этого используются анкеты и опросники по различным методикам определения типологии личности. Сегодня обучающиеся приходят в профессиональное образовательное учреждение не только с определенным багажом знаний, но и порой с недетскими проблемами. Одной из важных проблем в организации эффективного процесса обучения является его индивидуализация в соответствии с особенностями и спецификой личности обучаемого, типом его высшей нервной деятельности, характером и темпераментом. Особую сложность в этом плане представляют групповые виды деятельности в процессе обучения, поскольку в этом случае успех в обучении во многом определяется умением педагога в рамках общего процесса обучения найти средства, методы и возможности для такой работы с обучаемыми.

Сегодня не вызывает сомнения, что гуманистический подход к любому виду человеческой деятельности немыслим без четкого представления о направленности и особенностях структуры личности, его природной, генетической предрасположенности, а также динамике характеристик личности, связанной с возрастными, половыми признаками и профессиональной деятельностью.

Наиболее актуальными являются следующие вопросы:

  • особенности типологии личности обучаемого;

  • связь типологии личности с качествами, необходимыми для успешного обучения;

  • связь стиля обучения с типологией личности обучаемого.

Типологию личности в данных аспектах необходимо рассматривать как способ учета природной предрасположенности обучаемых, возможности их использования и развития в интересах личности. Представляется, что целесообразно положить в основу изучения типологии личности следующие параметры, которые в значительной степени определяют успешность обучения, способность и готовность будущего специалиста к овладению основными компетентностями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами согласно профилю будущей специальности:

  • направленность личности (экстраверсия - интроверсия);

  • особенности информационных процессов, способа сбора, процессов перцепции и восприятия различных факторов внешней среды (сенсорный тип, наблюдатель, воспринимающий и анализирующий внешние стимулы на основе чувств или интуитивный с доминированием процессов антиципации и интуиции);

  • специфику принятия поведенческих решений и процесса оценки (аналитический, практический тип, действующий на основе рациональной логики или наглядно-образный с доминированием ощущений и эмоций);

  • способ ориентирования в жизни, система практических ориентиров (на основе оценок с выводами и планами согласно нормам и правилам или опираясь на чувства, стремясь что-то попробовать, открыть, усовершенствовать).

Конечно, практические градации этих различий основаны на некоторой шкале предпочтений и могут не содержать четко разграниченных, однозначных ответов. Однако знание этих основ помогает педагогу понять различия сущности личности и обозначает путь ускорения естественного развития и коммуникации.

Изучение специфики типологии обучаемого в указанных направлениях позволяет:

  • выявить и раскрыть сильные стороны личности и способностей обучаемого;

  • установить физические, физиологические и психо-социальные причины его недостатков, затрудняющих успешное усвоение студентом программного материала, а также эффективную жизненную социализацию в новой для молодого человека среде;

  • оценить, как и почему обучаемый теряет свои потенциальные возможности;

  • определить, как студенту следует учиться, а педагогу - как его учить.

Области параметров некоторых указанных выше типологических характеристик определяют различные предпочитаемые тип и стиль деятельности обучаемого. Так, индивидуум, строящий свою систему жизненных ориентиров на основе оценок, норм и правил, менее гибок, адаптивен, его проблемы состоят, главным образом, в том, что он не может эффективно реорганизовать, перестроить, импровизировать свои действия, как только он их начал. Это не будет иметь негативных проявлений, если его решение и основанные на нем действия будут правильными, и обучение пойдет по заранее намеченному плану. Если такой индивидуум сталкивается в ходе обучения с проблемой, требующей адаптации после ошибочных действий, его поведение может быть не адекватным ситуации с тенденцией принимать решение слишком быстро, по заранее определенному шаблону и стереотипу.

Индивидуумы, действующие на основе чувств, более способны к реорганизации своих действий в ходе обучения, они склонны к импровизации. Визуальные способности, ощущение пространства и ритма движения являются частью их естественных талантов. Негативной стороной такой типологии является то, что они склонны пренебрегать подготовительной фазой к действию, полагаясь на свою способность делать все в самый последний момент. Иногда они излишне рискуют, чтобы выполнить свою задачу. Если они недостаточно уверенны, то могут всегда слишком быстро сделать совершенно противоположное действие, тотчас же приводящее к ошибке.

Важно также, что представленные частные характеристики учащихся существенно меняют особенности восприятия визуальной информации, которая в процессе обучения в большинстве педагогических технологий занимает большое место. И, следовательно, эффективность процесса обучения может зависеть и от конкретного взаиморасположения в пространстве источника информации (педагог, макет, прибор, слайд лекционной презентации и т.д.) и самого студента.

Аналогичным образом каждый психологический тип имеет свой индивидуально предпочтительный стиль обучения, знание которого помогает лучше понять личностные интересы и мотивационные ценности индивидуумов и способствует их более быстрому обучению. Реально же успех или неудача в обучении будет зависеть от того, насколько стиль обучения соответствует типологии личности учащегося, мыслит ли он конкретно или концептуально, образно. Исходя из этого, можно полагать, что каждому из рассмотренных типов личности соответствует различный, индивидуальный подход к обучению, а, следовательно, в обучении он мотивируется различными факторами. Знание педагогом оптимального стиля обучения и самого обучаемого помогает предотвратить снижение продуктивности обучения.

Формирование профессионального сознания у учащихся начинается с первых уроков профессионального обучения. Так, во время экскурсии на предприятие учащиеся проводят параллель между собой и уже состоявшимися рабочими типографии, сначала благодаря материальной заинтересованности, так как еще не знают всех сложностей профессии. Затем при дальнейшем обучении, в ходе знакомства с профессией, материальная заинтересованность и высокая конкурентоспособность данной профессии являются мощным стимулом для получения более качественных навыков. И этот стимул постепенно переходит в область бессознательного. Так как сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально им осознается. Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и т. п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях.

Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картинкой Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он думает о себе, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

Это позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. Установки можно конкретизировать следующим образом:

1. Образ Я - представление индивида о самом себе.

2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я или самооценкой.

В настоящее время в колледжах учатся дети без какой-либо личной мотивации (отсутствие интереса к обучению вследствие неправильной ориентации в начальных классах), как правило, это подростки с заниженной самооценкой, сомневающиеся в своих силах и общечеловеческих качествах. Такие учащиеся привыкли к бесконтрольности с самого раннего детства. На первых уроках же производственного обучения, при прохождении темы «Монтаж и изготовление форм», учащиеся, еще не знакомые с профессией, воспринимают материал как игру. Но уже на 3 - 4 уроке, с появлением первого брака, самооценка учащихся (и без того низкая) резко падает, появляется реакция эмоционального сопротивления: «Я не могу», «Я не хочу», «Я не буду». Стремление защитить Я-концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий является одним из основополагающих мотивов всякого нормального поведения.

Важным этапом в организации процесса обучения является структурирование содержания школьного курса химии. Основные подходы к структурированию учебного содержания, используемые чаще всего в работе, отражены в таблице 2.



Таблица 2. Принципы структурирования учебного содержания

Принцип

      1. Сущность принципа

Структурообразующий

элемент

Механизм предъявления

Проблемный

Выявление в содержании комплекса вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.

Проблема (противоречие между знанием и незнанием;

несоответствие некоторых фактов существующим теориям и т.д.)

Моделирование проблемных ситуаций

Системный

Выявление иерархии, принципов существования и многофункциональности связей между элементами рассматриваемых объектов и процессов

Технологическая схема процесса печати

Логическая схематизация

Интегрированный

Выявление в содержании опорных знаний, связанных с другими науками

Составление увлажняющего раствора, методы работы с бумагами различных сортов

Установление межпредметных связей, выявление аналогий.

Дифференцированный

Распределение содержания по степени сложности

Элементы знания различного познавательного потенциала

Разноуровневая деятельность

Специфика реализации заявленной системы работы находит отражение в тематическом планировании наряду с другими разделами содержания рефлексивной деятельности учащихся.

Одним из важнейших условий включения учащихся в рефлексивную деятельность, является их активность на всех этапах урока и изучения темы. Поэтому много внимания уделяется стимулированию мотивации учащихся. Основные испо3ьзуемые приемы мотивации отражены в таблице 3.

Таблица 3. Приемы мотивации учащихся


Факторы

Характеристика факторов, способствующих формированию мотивов

Отбор содержания деятельности

  1. Интересная, оригинальная подача содержания

  2. Личностная значимость для субъекта усвоения содержания

  3. Высокая потребность во владении этим содержанием

Разновидность деятельности

  1. Проблемность

  2. Возможность проявления активности и самостоятельности в выборе способа деятельности

  3. Допустимость оригинального творческого выполнения работы

  4. Наличие соревновательных элементов

Побуждающие и стимулирующие приёмы

  1. Позитивное эмоциональное отношение к деятельности.

  2. Успешность результатов деятельности

  3. Комплекс поощрительных действий

К моменту начала отработки навыков по теме «Сталкивание и счет листов», учащиеся уже имеют некоторое представление о получаемой профессии и запас теоретических знаний, полученных на уроках Спецтехнологии.

Знание - это восприятие соответствия или несоответствия двух идей друг к другу:

  1. Умо-зрительное знание, основанное на зрительном восприятии чужого опыта и кажущейся простоты выполняемых операций роспуска и сталкивания листов. В этот момент самооценка учащихся резко возрастает и появляется желание самостоятельной работы и приобретения собственного опыта. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

  2. Опытное знание, так как в нем соответствие идет со ссылкой на факты опыта. Источником знания являются ощущения и рефлексия, а органом психологической деятельности является мозг. И при самостоятельном выполнении операции роспуска и сталкивания листов трудности преодолеваются гораздо легче, учащиеся осознают эти трудности и сами ищут пути их преодоления.

В чем же заключается особенность познавательного процесса?

Во-первых; в том, что восприятие сделалось более сильным, ясным и отчетливым. Учащиеся имеют определенную цель и знают о важности правильного выполнения задачи.

Во-вторых; восприятие поставлено в связь с окружающим. Учащиеся получают моментальные результаты своего труда, без предварительных подготовительных операций. Следовательно, - это объединение впечатлений.

В-третьих; - это связь впечатлений с собственным «Я», с собственной личностью, «Я могу». Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

Выводы: Таким образом, тема «Сталкивание и счет листов» является переломной в процессе производственного обучения. За 18 часов (3 занятия) отведенных на отработку этой темы учащиеся переходят от состояния пассивности и частичной разочарованности в себе к состоянию активности и заинтересованности в обучении и приобретении навыков и умений. Приобретая навыки и умения сталкивания и счета листов, учащиеся восстанавливают веру в себя, в свои возможности, что значительно облегчает усвоение дальнейшего материала.

Особо важное значение для развития профессионального сознания имеет продуктивный, творческий характер деятельности. При выполнении заданий на уроках производственного обучения учащие видят результаты своей работы, прилагают усилия для улучшения качества производимой ими учебной продукции, и здесь разумнее всего использовать здоровую конкуренцию между учащимися, для того чтобы выработать у них ответственность за выполнение задания, гордость за себя, повысить самооценку.

При отработке темы «Печатание несложных тиражей однокрасочной продукции», сталкиваясь с трудностями выполнения регулировки приводки, учащиеся основываются на свой собственный опыт и теоретические знания, усвоенные на уроках производственного обучения и спецтехнологии:

  1. до работы они сами организуют свое рабочее место;

- проверяют машину;

  • правильность ее хода;

  • запасаются нужным материалом и приспособлениями;

  • обращаются за указаниями к мастеру;

  • внимательно воспринимают инструкцию;

  • анализируют предстоящую работу, стараясь вникнуть, не только как делать, но и для чего;

  1. во время работы работают с интересом и увлечением,

  • производят сдержанные и координированные движения,

  • нужные для выполнения работы;

  1. умело пользуются инструментом, проверяют себя,

  • умеют быстро и правильно установить причину неполадки в работе и устранить ее.

Таким образом, Я-концепция оказывает существенное влияние на формирование и закрепление навыков, дает учащимся стимул к преодолению трудностей, что ведет к дальнейшей, успешной трудовой деятельности.

В индивидуальном подходе к студенческой молодежи и старшеклассникам заложены большие возможности в повышении эффективности учебно-воспитательного процесса. Индивидуальный психолого-педагогический профиль будущих специалистов позволяет своевременно оценить их потенциальные возможности обучения профессии, избирательно формировать мотивацию к специальному образованию и профессиональные качества личности.

12


© 2010-2022