Доклад Объект, предмет и задачи курса коррекционной педагогики

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

12

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ



РЕФЕРАТ

на тему:


Объект, предмет и задачи курса коррекционной педагогики.

Работу выполнил

слушатель 3.20. курса

Злобина Валентина Владимировна

Научный руководитель

_______________________

к. психол. наук, доц.








Новосибирск -2014

Содержание













ВВЕДЕНИЕ

Не секрет, что каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым и радостным. Психическое здоровье ребенка не менее важно, чем физическое, поэтому ему стоит уделять особенное внимание.

Прежде всего, необходимо отметить, что психическое развитие человека - это сложный процесс, в котором невозможно выделить отдельные независимые друг от друга параметры.

Не все люди имеют развитие, которое течет по определенным параметрам, некоторые могут иметь те или иные отклонения от нормы. Отклонения могут быть как в физическом развитии, эмоциональном, так и в интеллектуальном.

Отклонения в психическом развитии могут быть вызваны сенсорными нарушениями или поражениями центральной нервной системы. Принято различать первичные нарушения, которые имеют преимущественно органический характер и требуют медицинского вмешательства, и вторичные, которые основаны на первичных и носят системный характер.

Вторичные нарушения ликвидируются с помощью педагогической коррекции. Первичное нарушение сопровождается отставанием в сроках формирования психических функций, а также качественных отклонений психики.

При этом наблюдаются нарушения процессов восприятия, словесно-логического мышления, снижение интеллекта и т.д. Также следует заметить, что почти у всех детей, имеющих отклонения в психике, наблюдаются также дефекты речи. Именно в коррекции, обучении и воспитании детей с такими проблемами первостепенную роль играет коррекционная педагогика.



Объект, предмет и задачи курса коррекционной педагогики

Коррекционная педагогика, как наука появилась совсем недавно. В дефектологию как науку входят различные отрасли коррекционной психологии и педагогики. Это олигофренопедагогика, логопедия, специальная педагогика и психология и др.

Цель коррекционной педагогики - это выявление и исправление имеющихся недостатков в развитии ребенка, а так же помощь в усвоении определенных ЗУН и социализация в общество1.

Объект коррекционной педагогики - это личность ребенка, который обладает какими-то отклонениями в психическом и физическом развитии, а так же отклонениями в поведении, данные отклонения мешают социализации и адаптации ребенка.

Предмет коррекционной педагогики - это процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей с нарушениями в развитии. Так же это определение наиболее эффективных путей, средств и способов выявления, предупреждения и исправления имеющихся недостатков.

Обучение, воспитание и развитие детей с отклонениями в психофизиологическом развитии и поведении - сложная социально-педагогическая проблема. Ее решение лежит в основе подготовки данной категории детей к активной общественно полезной деятельности (в соответствии с их возможностями), к равноценному участию со своими сверстниками в различных видах деятельности, к наиболее полному освоению социальных ролей, к результативной интеграции в социальную среду.

Исходя из сложившейся социально-педагогической ситуации, в которой оказываются дети с недостатками в развитии и девиациями в поведении, коррекционная педагогика призвана помочь в решении следующих задач2:

1. Определить природу и сущность недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, выявить причины и условия их появления.

2. Изучить историю становления и развития коррекционно-педагогической деятельности с детьми с недостатками в психофизиологическом развитии и девиациями в поведении.

3. Выявить ведущие тенденции в предупреждении и преодолении отклонений в развитии и поведении детей и подростков, этиологию (причинно-следственную обусловленность) психофизиологического развития и социально-педагогических условий жизнедеятельности ребенка.

4. Разработать технологии, совокупность методов, приемов и средств коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.

5. Провести анализ общего и специального образования детей с недостатками в развитии и поведении в условиях массовой школы.

6. Определить цели, задачи и основные направления деятельности специальных, коррекционно-развивающих учреждений и центров социальной защиты и реабилитации детей и подростков.

7. Создать необходимую учебно-методическую базу в подготовке учителя к коррекционно-педагогической работе с детьми и подростками с недостатками в психофизиологическом развитии и девиациями в поведении.

Непременным условием выделения и функционирования любой науки является создание в ней собственного понятийного аппарата. Поскольку коррекционная педагогика является одной из отраслей педагогических знаний, то в ней наряду с собственной специфической терминологией существуют и общепедагогические категории и понятия.

В коррекционной педагогике, так же как и в общей, ведущими педагогическими категориями являются обучение, воспитание, развитие.

К сугубо специальным педагогическим понятиям относятся «коррекция», «компенсация», «реабилитация», «адаптация».

Коррекция определяется как система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.

Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении3.

Она направлена на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств (ответственности, дисциплинированности, собранности, организованности), на развитие его интересов и склонностей, трудовых, художественно-эстетических и иных способностей.

Коррекционно-развивающее обучение - это система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации. Основная задача данной работы - систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка, подготовку его к адекватному восприятию учебного материала.

Компенсация - это сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма. Компенсаторный процесс опирается на резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека.

Адаптация школьная - это процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира.

Реабилитация социальная - это процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками.

Здоровье ребенка - главная забота родителей, однако иногда взрослый человек никак не может повлиять на ход вещей. Врожденные, генетические заболевания излечить нельзя, но можно создать условия для нормальной жизни человека, нуждающегося в повышенном внимании и заботе. Сегодня умственная отсталость у детей, к сожалению, встречается нередко. Следует понимать, что такое заболевание не является приобретенным, не зависит от недостаточных занятий с детьми, а определяется возможностями нервной системы.

Как известно, у каждого человека есть свой предел возможностей, не только физических, но и умственных. В этом пределе можно развивать таланты и умения, дети с подтвержденным диагнозом имеют небольшой диапазон возможного развития, расширить его медицинским путем невозможно.

Также ошибочно полагать, что интеллектуальные недостатки у детей исключает возможность обучения. Ребенок действительно может научиться элементарным вещам, а в некоторых случаях и овладеть базой знаний, но только в том пределе возможностей, который у него был заложен с рождения4.

Современные специалисты считают, что таких детей вполне можно адаптировать к нормальной жизни среди общества, важно лишь выбрать определенную систему воспитания и работы с человеком, которая позволит поэтапно вводить его в жизнь. В сочетании с комплексом физических упражнений, занятия довольно быстро дадут положительный эффект.

Определить заболевание и обозначить его уровень помогает характеристика детей с умственной отсталостью, для каждого пациента она составляется в индивидуальном порядке. У каждого диагноза есть свои показатели, в них входит физическое, умственное и психическое развитие человека. Здоровый ребенок и его жизнедеятельность укладывается в определенные нормы, например, умение концентрировать внимание на предмете, умение отличать человека от животного и так далее.

Как только родители или педиатр начинают замечать отклонения, открывается работа по их исправлению. Специалисты также отмечают, что важно работать не только с малышами, но и их родственниками, в первую очередь, с родителями.

Женщине и мужчине нелегко бывает принять тот факт, что их ребенок будет отличаться от других детей. Боязнь сделать что-то неправильно, обида и самобичевание никогда не смогут исправить ситуации, но легко могут сбить родителей с правильного пути, порушить их веру в возможность адаптации ребенка5.

В целом понятие умственной отсталости является собирательным, нельзя назвать несколько пунктов, которые в полной мере опишут умственно отсталого ребенка. Безусловно, такое заболевание считается психическим отклонением, однако природа его появления может быть и генетической, и механической. Также зафиксировано немало случаев, когда отклонения начинают развиваться из-за отравления матери, неправильно проведенных родов.

Степень отсталости позволяет говорить о будущем ребенка, дебильность подразумевает возможность обучения в школе, однако родители должны приготовиться к тому, что малыш не сможет учиться также, как и его сверстники. Чтобы уберечь ребенка и родителей от эмоциональных травм, специалисты советуют заниматься частным обучением под наблюдением педагога6.

Увидеть признаки умственной отсталости у детей бывает непросто, для определения уровня развития педиатр должен проводить специальные тесты, внимательно следить за физическим развитием и сопоставлять полученные данные с таблицами общего уровня. Если же врач отказывается проводить такие эксперименты и наблюдения, родителям лучше сменить специалиста или обратиться в специализированную частную клинику. Отсутствие реакции на голос родителей, не обучаемость речи - все это тревожные признаки.

Как говорилось ранее, этиология умственной отсталости может быть различной. Чаще всего это врожденные отклонения, связанные с неправильным развитием в утробном периоде или генетической наследственностью. Сильные травмы, нанесенные в период беременности матери, отравления, введение лекарств, также могут спровоцировать развитие заболевания. Возможности ребенка зависят от заложенных пределов, специалисты, определяющие степень заболевания, могут вынести различные диагнозы, врожденная умственная отсталость определяется уже в первые недели жизни.

Если родители понимают, что они не смогут обеспечивать малыша всем необходимым и не в состоянии постоянно заниматься с ним по какой-либо развивающей программе, им может быть предложен вариант помещения ребенка в специализированное учреждение. Там он будет находиться часть недели, ведь социализация детей с умственной отсталостью возможна, но только в случае, если родители приложат все необходимые усилия и не потеряют веру.

Все вышеперечисленные аспекты регулирует коррекционная педагогика, именно все разделы рассказывают нам об обучении, воспитании, развитии и социализации детей с отклонениями в развитии.






ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, коррекционная педагогика - это многоотраслевая наука, изучающая детей с особенностями психофизического развития и занимающаяся разработкой проблем их воспитания, обучения и коррекции онтогенетических недостатков. Она обеспечивает научные основы работы специальных образовательных школ и дошкольных учреждений, пунктов коррекционно-педагогической помощи. Объект коррекционной педагогики - личность ребенка, имеющего отклонения в сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуальной и речевой сферах, отклонения в поведении, затрудняющие школьную адаптацию и адекватную социализацию.

Предмет коррекционной педагогики - теория и практика специального образования, включающая в себя изучение особенностей развития и образования ребенка с ОПФР, особенностей становления его как личности, использования этого знания для нахождения наилучших средств, условий, путей, которые обеспечат коррекцию физических или психических недостатков, отклонений в поведении, образовании такого ребенка в целях его социальной адаптации и интеграции в общество. К числу целей коррекционной педагогики относятся: коррекция недостатка, его компенсация педагогическими средствами; адаптация и реабилитация социальная и личностная.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Назарова, Н. М. Специальная педагогика. В 3 т. Т. 2. Общие основы специальной педагогики / Н. М. Назарова [и др.] - М.: Академия, 2008.

  2. Семаго, М. М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: методическое пособие / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. - М.: АРКТИ, 2007.

  3. Сорокин, В. М. Специальная психология: учеб. пособие / В. М. Сорокин; под науч. ред. Л. М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2009.

  4. Специальная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Аксенова и др. ; под ред. Н. М. Назаровой. - М.: Академия, 2007.

  5. Усанова, О. Н. Специальная психология / О. Н. Усанова. - СПб.: Питер, 2006.

  6. Шамарина, Е. М. Основы специальной педагогики и психологии : учеб. пособие / Е. М. Шамарина. - М.: Книголюб, 2007.



1Сорокин, В. М. Специальная психология: учеб. пособие / В. М. Сорокин; под науч. ред. Л. М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2009. - с. 128

2Шамарина, Е. М. Основы специальной педагогики и психологии : учеб. пособие / Е. М. Шамарина. - М.: Книголюб, 2007. - с. 287

3Сорокин, В. М. Специальная психология: учеб. пособие / В. М. Сорокин; под науч. ред. Л. М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2009. - с. 90

4Специальная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Аксенова и др. ; под ред. Н. М. Назаровой. - М.: Академия, 2007. - с. 298

5Назарова, Н. М. Специальная педагогика. В 3 т. Т. 2. Общие основы специальной педагогики / Н. М. Назарова [и др.] - М.: Академия, 2008. - с.78

6Шамарина, Е. М. Основы специальной педагогики и психологии : учеб. пособие / Е. М. Шамарина. - М.: Книголюб, 2007. - с. 213


© 2010-2022