Конспект урока по окружающему миру на тему

Тема урока:План местности Тип урока: Урок открытия новых знаний. Обобщение знаний. Цель урока: научить называть отличия плана местности от рисунка местности на конкретном примере села Мирного. УМК: Перспективная начальная школа Урок построен по ФГОС с использованием ИКТ и здоровьесберегающей технологии. Все этапы урока соблюдены.  Урок соответствует возрасту детей. Имеются межпредметные связи. Научная правильность освещения материала на уроке.Соответствие содержания урока требованиям программы. ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: План местности


Учебный предмет

Окружающий мир. УМК: Перспективная начальная школа.

Класс

3

Тип урока

Урок открытия новых знаний. Обобщение знаний.

Цели урока

образовательная: научить называть отличия плана местности от рисунка местности на конкретном примере села Мирного

развивающая: учить самостоятельно анализировать содержание текста, грамотно строить высказывания

воспитывающая: формировать положительную мотивацию учения.

Основные понятия, термины

«план местности»; условные обозначения на плане, масштаб

Планируемые
результаты
(предметные)

Научатся называть отличия плана местности от рисунка местности на конкретном примере села Мирного

Узнают понятия: «план местности»; условные обозначения на плане. Будут иметь представление о масштабе

Личностные
результаты

Имеют установки на формирование речевой культуры, умение ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности при изучении темы, мотивацию к творческому труду, совершенствованию своих способностей

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, принимать алгоритм выполнения учебной задачи; участвовать в обсуждении плана выполнения заданий.

Познавательные: умение осуществлять поиск информации в тексте; владение основами смыслового чтения художественных и познавательных

текстов, умение выделять существенную информацию.

Коммуникативные: умение строить понятные для партнеров высказывания, проявление интереса к взаимодействию, общению и групповой работе.

Методы и форма проведения урока

словесные, наглядные, частично-поисковые, практические, репродуктивные, методы стимулирования; индивидуальная, фронтальная, парная, групповая формы

Технологии

здоровьесберегающая, учебного диалога, игровая

Используемые ЦОРы

О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, Л.А.Царева Окружающий мир, 3 класс

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Приветствие учащихся.

- Проверьте готовность к уроку.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей друзья за дело.


Настраиваются на урок.

Л1

II. Актуализация опорных знаний

Организует работу по повто-рению изученного материала

Проведение теста

С.27 Ответьте на вопросы

Выполняют работу в карточках

Р8

III. Введение в тему урока и целеполагание

Сравните изображения на слайде.

- что перед вами? Чем отличаются, чем похожи?

Подвожу к понятию «План»

- Какие учебные задачи вы поставите перед собой?

Отвечают на вопросы учителя

Принимают учебную задачу, сформулированную учащимися и учителем

Отвечают на вопросы. Рассуждают.

Определяют границы урока

(С. 28-30 )

Формулируют цели и задачи урока

Р3

IV. Открытие новых знаний.

1. Рассказ учителя о селе Мирном

- Тебе известна история возникновенья села Мирного, где живут Маша и Миша. Ты знаешь, что там есть школа, детский сад, поликлиника, деревья-памятники. О селе и его окрестностях ты сможешь узнать много больше, если вместе с членами клуба «Мы и окружающий мир» совершишь «полет на вертолете».

2. Беседа по плану села Мирное

- Откройте учебник на странице 29. Вы видите местность, где стоит село Мирное.

- Какая видна река? (р. Татьянка)

- Что еще мы с вами видим? (пашня, ул. Школьную, деревья, ул. Знаний и т.д.)

- Какие здания находятся на центральной улице села Мирного? (магазин, детский сад, школа, дом Ивановых.)

- Как можно запечатлеть этот вид? (сфотографировать, изобразить на листе бумаги.)

- Такое изображение называется план местности.

3. Работа по уяснению понятия «план местности»

- Откройте учебник на станице 126. Найдите определение план местности, прочитайте, что называют планом местности (читают несколько учеников).

- Чем, по вашему мнению, план местности отличается от географической карты? (на карте изображены большие территории, на плане местности изображают небольшие участки, план местности имеет несколько иные условные знаки.)

- Вы знаете, что любой участок местности можно сфотографировать, нарисовать или начертить план местности.

- Чем отличается рисунок и план местности?

- Посмотрите внимательно на план местности. Вы можете сказать каково расстояние от школы до магазина? (нет)

Расстояние можно определить, зная, что все предметы изображены в уменьшенном виде, т.е. в масштабе.

4. Работа по уяснению понятия «масштаб»

- Откройте учебник на странице 126, прочитайте что такое масштаб (читают несколько учеников).

- На каждом плане, и на плане на странице 29, указывается масштаб.

- Давайте посмотрим, каков масштаб нашего плана местности? (в 1 см 20 м) Это значит, что в 1 см на плане «уместилось» расстояние в 20 м на местности.

5. Анализ плана местности на с. 29

Как вы думаете, для чего создается план местности?

- План местности создается для того, чтобы увидеть какие объекты природы и хозяйства находятся на территории. Планами пользуются люди разных профессий: строители, военные, геологи. Но чтобы научиться читать план местности, нужно разобраться с условными знаками к плану местности.

- Посмотрите внимательно на условные обозначения, давайте их рассмотрим. Будем учиться читать план местности по условным знакам.

- На каждом плане, кроме масштаба и условных знаков указывается направление Север - Юг. Найдите на плане в левом верхнем углу стрелку с направлением С-Ю. Она подскажет вам, в каком направлении находятся те или иные объекты.

-Как называется река, изображенная на плане? (р. Татьянка)

- В каком направлении она течет? (с с-з на ю-в)

- Из каких деревьев состоит лес возле пашни? (из берез)

- Как вы узнали? (по условным знакам)

- Какая растительность окружает овраг на берегу реки Татьянки? (кустарники)

- Какой лес окружает метеорологическую станцию? (осиновый, сосновый) Как вы узнали?

- На какой улице стоит дом Ивановых? (ул. Знаний)

- Найдите школу, почему на плане школа обозначена черным цветом?(строение огнестойкое)

Выполняют задания , высказывают свои предположения







Работают в паре с.28







Читают по учебнику с. 28-30, отвечают на вопросы

К1







К6









П7

V.Динамическая пауза

Электронное сопровождение

Выполняют движения под музыку

VI. Применение новых знаний и способов действий

  1. Выполнение задания 15 на с. 10 в рабочей тетради

- Откройте рабочую тетрадь на с. 15, учебник оставляем открытым.

- Посмотрите внимательно, каким цветом закрашены кустарники возле метеостанции? (зеленым) Закрасьте их, чтобы получилось так, как на плане в учебнике.

- Найдите школу, давайте проложим путь от школы до метеостанции. Возьмите в руки простой карандаш, изобразите этот путь.

- Расскажите, как вы двигались? (Вышли из школы по шоссе в с-в направлении, по мосту пересекли реку Татьянку и продолжили путь по шоссе, затем по грунтовой дороге, пошли по лесу из осин и сосен и вышли к метеостанции.)

2. Выполнение задания 14 на с. 9 в рабочей тетради

- Найдите дом Ивановых, теперь отыщите на плане отдельно стоящее дерево. Посмотрите внимательно, какие объекты встретятся вам по пути от дома к дереву? (деревья, шоссе, сады, школа, магазин, детский сад, луг.)

3. Работа в группах

Найдите на плане села Мирного пляж. Расскажите, как дойти от него до дома Ивановых; найдите на плане села детский сад, расскажите как дойти до обрыва.

4. Изображение условных знаков

- Сейчас мы с вами будем учиться изображать объекты с помощью условных знаков. Вы все любите мультфильм «Каникулы в Простоквашино» и главного героя этого мультфильма Дядю Федора. Вас ждет встреча с этим героем, если вы правильно выполните задание. Внимательно прочитайте текст, потом используя условные знаки на странице 29 учебника, замените подчеркнутые слова условными знаками, для этого на листочках оставлены пустые прямоугольники. Работать будем по вариантам.

1-й вариант

Иди по шоссе через мост. По грунтовой дороге дойдешь до леса. Пройди по тропе, обогни овраг и тут на берегу озера тебя встретит Дядя Федор.

2-й вариант

Иди по тропе через сад. Пересеки реку по мосту. Пройди мимо отдельно стоящего куста, обогни обрыв и тут у родника тебя встретит Дядя Федор.

Изображение, каких объектов вызвало затруднения? (озеро, родник) Почему? (Их нет в условных знаках)

Учитель помогает учащимся выполнить задание, контролирует работу детей.


Ребята работают по учебнику

С .29-30



Работают в группах

Составляют примерный план по заданию учебника

Читают сведения, отвечают на вопросы





Выполняют задания по ТПО

Р4

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Послушайте стихотворение М.Пожарского и скажите, о каком понятии сегодняшнего урока здесь идёт речь.

Мы с братом сели у окна
И стали рисовать.
Нарисовали стол и стул,
Диванчик и кровать.
Нарисовали двор и дом,
Дорогу и людей,
Нарисовали лес кругом,
В нём птичек и зверей.
Потом решили с братом
Весь мир нарисовать,
А чтоб в листок вошёл он,
Всё стали уменьшать.

- О каком понятии говорится в стихотворении? (О масштабе)

- Что такое масштаб?

- Для чего обозначают масштаб на плане местности?

- Что такое план местности? (Изображение на плоскости небольшого участка земли принятыми условными знаками.)

- Чем отличается рисунок от плана? (На рисунке предметы показаны так, как они выглядят в действительности, а на плане, как видим их сверху.)

- Как обозначают предметы на плане? (С помощью условных знаков.)



Итог -Какие открытия вы для себя сделали?

- Закончите предложения:

• Я сегодня узнал…

• Я научился…

• Мне было…• Я рад…


Подводят итог урока

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока







Анализируют знания, полученные на уроке

Л1Л6



© 2010-2022