Программа внеурочной деятельности Бюро Информационных Технологй

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа с. Герасимовка

муниципального района Алексеевский Самарской области

_____________________________________________________________________________


Согласовано


Зам. директора по ВР

ГБОУ СОШ с.Герасимовка

________________/Е.М. Николаева/

«__»__________ 2015г.

Утверждаю


Директор ГБОУ СОШ с.Герасимовка

_________________ /Н.А. Саяпина/

Приказ № ___ от «__»__________ 2015 г.



Программа внеурочной деятельности


«Бюро Информационных Технологий»


для учащихся 5-9 классов


срок освоения - 5 лет


направление - социальное




Автор-составитель программы:

Некрылова Елена Евгениевна

учитель физики и информатики

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления «Бюро Информационных Технологий» предназначена для учащихся 5-9 классов и рассчитана на 170 часов за 5 лет обучения из расчета 34 часа в год.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерных программ основного общего образования, Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности: 5-9 кл.: в 2 ч. / Сост. Р.Г. Чуракова - М.: Академкнига/Учебник, 2012. - Ч. 2

Данная программа направлена на развитие информационной и социальной компетенций учащихся.

Информационная компетенция является одной из ключевых компетенций и включает в себя множество составляющих ее знаний, умений, навыков деятельности по отношению к информации, в том числе и владение современными средствами информации (компьютер, интерактивная доска, принтер, модем и т.д.) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, Интернет).

Современный этап развития образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Информационные технологии находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях.

В информационном обществе XXI века главной ценностью становится самостоятельное приобретение нового знания, полученного благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличию базовых умений и компетенций грамотно с ней работать.

В современном мире всё более отчётливо проявляется прямая зависимость между информационными компетенциями человека и качеством его жизни. Информационные компетенции представителя современного общества должны не только обеспечить успешную социализацию личности, но и гарантировать овладение эффективными методами и средствами сбора, накопления, передачи, и переработки информации в течение всей социально активной жизни человека. Именно социальная акивность личности гарнтирует ей успешную дальнейшую жизнь. А средствами для успешной социализации могут и должны стать информационно-коммуникационные технологии.

Цель программы: формирование у учащихся универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни: как в профессиональной деятельности, так и в самоопределении, и в повседневной жизни с использованием информационно-коммуникационных технологий, развитие их творческой инициативы, навыков самостоятельной навигации в информационных полях.

Задачи программы внеурочной деятельности:

  • формирование у учащихся навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями,

  • обеспечение получения учащимися опыта практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества,

  • создание условий для овладения учащимися способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;

  • развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;

  • освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;

  • формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;

  • воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;

  • воспитание уважительного отношения к авторским правам;

  • практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.

Внутренняя структура задач освоения программы допускает модульную организацию программы.

Предлагается следующий набор учебных модулей:

  1. Знакомство с информационно-коммуникационными технологиями.

  2. Создание рисунков на компьютере.

  3. Создание мультимедиапрезентаций.

  4. Создание мультфильмов и «живых» картинок.

  5. Создание web-страниц и сайтов

  6. Создание компьютерных игр

  7. Социальная реклама

  8. Школьные средства массовой информации.

Данные модули реализуются на различных годах обучения в соответствии с возрастными особенностями учащихся

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Знакомство с информационно-коммуникационными технологиями


Создание рисунков на компьютере.


Создание мультимедиапрезентаций.


Создание мультфильмов и «живых» картинок.


Создание web-страниц и сайтов


Создание компьютерных игр

Школьные средства массовой информации

Социальная реклама

Учитель оставляет за собой право изменять изучение модулей по годам обучения, исходя из фактической подготовленности учащихся и их потребностей.

Формы проведения занятий

Форма проведения занятий может быть разной - игровые, фронтальные, практические, индивидуальные и групповые. В конце каждого занятия обязательно должны проводится физкультминутки для глаз и рук.

Все занятия должны проводиться с соблюдением норм САНПИН и предполагают непрерывную работу учащихся за компьютером - 10-15 мин (в зависимости от возраста). Поэтому каждое занятие делится на две части: 1) дидактические игры и упражнения; 2) работа с обучающими программами на компьютере. Для снятия утомления проводятся физкультминутки. Все занятия проводятся через активные (в основном игровые) методы и средства обучения.

Форма подведения итогов осовения модулей - презентация проектов с публичной защитой.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Личностные результаты.

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

  • формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

  • оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;

  • использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;

  • подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.

Предметные результаты

Модуль «Знакомство с информационно-коммуникационными технологиями»

1 год обучения

В результате прохождения данного модуля учащиеся научатся:

  • запускать программы на выполнение;

  • различать ИКТ в соответствии с видами информации;

  • работать с электронными образовательными ресурсами;

  • набирать текст с клавиатуры, сохранять набранные тексты, открывать ранее сохранённые текстовые документы и редактировать их; копировать, вставлять и удалять фрагменты текста устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв

При выполнении проектных заданий школьники получат возможность научиться:

  • подбирать подходящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа;

  • составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление.

Модуль «Создание рисунков».

1 год обучения

В результате прохождения данного модуля учащиеся научатся:

  • выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;

  • сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.

Модуль «Создание мультимедиапрезентаций».

2 год обучения

В результате прохождения данного модуля учащиеся научатся:

  • выполнять основные операции при создании мультимедиапрезентации;

  • вставлять в презентацию рисунки, таблицы, схемы, надписи, фигуры.

  • использовать в презентации звуковые и динамические эффекты.

3 год обучения

При выполнении проектных заданий школьники получат возможность научиться использовать облачные технологии Google для создания динамических эффектов презентации, придумывать презентацию, предназначенную для какой-либо цели, и создавать её при помощи компьютера.

Модуль «Создание мультфильмов и «живых картинок».

3 год обучения

В результате прохождения данного модуля учащиеся научатся

  • работать с флеш-редакторами;

  • создавать динамические изображения;

  • монтировать клип по кадрам;

  • записывать фильм на диск.

4 год обучения

При выполнении проектных заданий школьники получат возможность научиться использовать облачные технологии Google для создания «живых картинок».

Модуль «Создание web-страниц и сайтов».

5 год обучения

В результате прохождения данного модуля учащиеся научатся:

  • использовать основные теги языка разметки гипертекста HTML для создания web-страниц;

  • использовать специальные программы для разработки web-страниц;

  • использовать готовые конструкторы для разработки сайта.

При выполнении проектных заданий школьники получат возможность создать собственный образовательный ресурс в сети Интернет.

Модуль «Школьные средства массовой информации».

В результате прохождения данного модуля учащиеся научатся:

  • создавать различные бумажные и электронные СМИ: газеты, бюллетени и пр.;

  • проводить анкетный опрос и интервью;

  • рационально и оптимально оформлять СМИ

При выполнении проектных заданий школьники получат возможность освоить навыки работы с информацией.

Модуль «Социальная реклама».

В результате прохождения данного модуля учащиеся научатся:

  • выявлять социальные проблемы в школе;

  • создавать рекламные проекты с использованием различных информационно коммуникационных технологий;

  • рационально и оптимально оформлять СМИ

При выполнении проектных заданий школьники получат возможность научиться подбирать адекватные возрасту и способностям средства для создания социальной рекламы.


Система оценки планируемых результатов

Оценка достижения планируемых результатов реализации программы проходит в соответствии с Системой оценки планируемых результатов, являющейся составной частью основной общеобразовательной программы основного общего образования ГБОУ СОШ с. Герасимовка gerasimovka.ru/wordpress/wp-content/uploads/2015/07/programma_ooo1.rar

Формы подведения итогов работы

- представление коллективного результата деятельности группы обучающихся в рамках одного направления (проект);

- индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на основании экспертной оценки личного портфолио.



Учебно - тематический план


№п\п

Модуль

Содержание модулей

Кол-во часов

всего

из них на практическую деятельность

1.

Знакомство с ИКТ

Информационно-коммуникационные технологии разлиных поколений. Программы для работы с текстовой информацией. Текстовые редакторы. Программы для работы с графической информацией. Графические редакторы. Программы для работы с мультимедиаинформацией. Программы для создания презентаций.

Набор и редактивроание текстов. Вставка объектов в текстовый документ: рисунков, графиков, таблиц и т.д. Работа с редактором формул

10

8

2.

Создание рисунков

Растровые и векторные изображения. Растровые и векторные редакторы. Создание и редактирование рисунков в текстовом редакторе. Создание и редактирование рисунков в графическом редакторе.

14

12

3.

Создание мультимедиапрезентаций

Программы для создания мультимедиапрезентаций. Слайды. Создание, дублирование, удаление, скрытие слайдов в презентации. Демонстрация презентации. Составление подписей к слайдам презентации. Использование динамических и звуковых эффектов в презентации. Использование облачных технологий Google для создания интерактивных презентаций

18

16

4.

Создание мультфильмов и «живых» картинок

Создание динамических изображений. Флеш-редакторы. Создание клипа по кадрам. Наложение музыки. Текста и озвучки на текст. Создание фильма. Запись фильма на диск. Использование облачных технологий Google для создания интерактивных рисунков

10

8

5.

Создание web-страниц и сайтов

Гипертекст. Язык разметки гипертекста. Создание веб-страницы в текстовом редакторе «блокнот». Конструкторы сайтов.разработка с сайта с использованием конструктора сайтов

14

12

6.

Создание компьютерных игр

Компьютерные обучающие игры. Редакторы для создания компьютерной игры. Этапы разработки компьютерной игры. Разработка обучающей компьютерной игры

14

11

7.

Школьные СМИ

Классификация школьных СМИ. Издательская деятельность. Правила создания газеты. Правила создания стенгазеты. Школьный сайт. Способы получения и обработки информации: анкетный опрос и интервью. Создание макета школьной газеты

40

36

8.

Социальная реклама

Социальные проблемы и социальная реклама. Методы выявления социальных программ. Создание продуктов социальной рекламы (в соответствии с возрастом учащихся): рисунки, плакаты, презентации, видеоролики, сайты.

50

50


итого

170 ч

153 ч



Материально-техническое обеспечение реализации программы

1. Список литературы, использованной при написании программы:

  1. Примерная рабочая программа внеурочной деятельности в основной школе. Издательство «Просвещение» 2011 г.

  2. Доктор Бит: Информатика для начинающих. Издательство «Стрекоза» 2009 г.

  3. Журнал «Информатика и образование»

  4. Журнал «Информатика в школе»

2. Список литературы , рекомендованный для освоения данного вида деятельности:

1. Доктор Бит: Информатика для начинающих. Издательство «Стрекоза» 2009 г.

2. Рабочая тетрадь «Обрабатываем, редактируем» Бардо М.С., Лишин А.Н.

3. Журнал «Информатика в школе»

3. Список удаленного доступа с образовательной и общеразвивающей информацией (интернет - ресурсы).

1. school-collection.edu.ru/catalog/

2. smeshariki.ru/

3. solnet.ee/

4. life-school.ucoz.ru/index/ehlektronnye_ehnciklopedii/0-173

5. spas-extreme.ru/

6. smallbay.ru/

7. sovunya2009.narod.ru/

8. kvantik.com/

9. webdeti.net/

10. detochki.su/

11. klepa.ru/

12. teremoc.ru/

4. Перечень необходимого оборудования

  1. Проектор.

  2. Интерактивная доска.

  3. Программы и приложения.

  4. Компьютерный класс с установленным программным обеспечением 9возможно использование ОС Windows и ОС Linux с возможностью выхода в Интернет

Приложение 1

Тематическое планирование занятий для учащихся 5 класса

в 2015-2016 учебном году

Название раздела и темы

Характеристика деятельности учащихся

теория

практика

Первый год обучения

Модуль «Знакомство с ИКТ». 10 часов

1. Правила работы за компьютером. Техника безопасности.

Знакомятся с техникой безопасности и правилами поведения в компьютерном классе.

Знакомятся с профессиями, связанными с использованием компьютера.

Знакомятся с использованием компьютеров в школе.

(Просмотр видеофильмов)

2. Виды информации. Современные информациооно-коммуникационные технологии

Знакомятся с видами информации, с материальными и информационными технологиями, учатся определять общие и различные характеристики этих технологий.

3.Панель инструментов тестового редактора

Работают с инструментами Word.

Знакомятся с ситуациями, в которых может быть применена изучаемая технология.

Практическая работа «Клавиатурный тренажер»

4. Набираем текст.

Работа с текстовым редактором. Меню. Операции при создании текстов. Набор текста. Ввод заглавных букв. Ввод букв латинского и русского алфавита.

Практическая работа «Создание, сохранение и открытие текстовых документов»

5. Набираем текст.

Работа с текстовым редактором. Меню. Операции при создании текстов. Набор текста. Ввод заглавных букв. Ввод букв латинского и русского алфавита.

Практическая работа «Создание, сохранение и открытие текстовых документов»

6.Выделяем фрагменты текста. Работаем с фрагментами текста

Умение создавать тексты может пригодиться в разных жизненных ситуациях. Учитель показывает, какими способами можно сохранять файлы, и как открывать ранее сохраненные файлы, как создавать новые файлы. Выделять фрагмент текста и работать с ним.

Практическая работа «Редактирование текста. Удаление, копирование, вставка, перенос»

7. Украшаем текст. Работа со шрифтами Выравнивание текста..

Форматирование (оформление) текста. Шрифт и его параметры. Выравнивание абзацев.

Выполнение заданий на оформление текста, путем изменения параметров шрифтов. Выполнение заданий на оформление заголовков, подзаголовков, эпиграфов, основного текста путем изменения параметров шрифтов и выравниванием абзацев

8.Оформляем текст картинками.

Знакомство с оформлением текста картинками. Использование демонстрации возможностей Word. Использование коллекции Word.и вставка картинки из файла.

Вставка картинок в сохраненный документ. Выравнивание и редактирование.

9. Работаем над проектом «Информационно-коммуникационные технологии».

Учатся создавать спомощью компьютера текст, предназначенный для какой-либо цели.

Работа над собственными проектами. Печать текстовых документов. Ученики за компьютерами приступают к выполнению своих работ. Учитель по необходимости консультирует их.

10. Презентация проектов

Учатся оценивать результат выполнения творческой работы.

Модуль «Создание рисунков». 14 часов

1. Графическая информация. Векторная и растровая графика

Знакомятся с понятиями «растровая» и «векторная» графика

Учатся определять достоинства и недостатки каждого вида графической информации

2. Графические редакторы. Панель инструментов графического редактора

Знакомятся с графическими редакторами

Знакомятся с ситуациями, в которых может быть применена изучаемая технология.

Работают с инструментами Paint

3. Создание рисунков в растровых графических редакторах

Создают рисунки в редакторе Paint

4. Копируем рисунок.

Узнают правила копирования рисунка и вставки.

Практическая работа «Рисуем геометрические фигуры и копируем их»

5.Раскрашиваем рисунок.

Учатся открывать заготовленный рисунок, дорисовывать его и раскрашивать

Практическая работа «Рисуем и раскрашиваем»

6. Печатаем рисунок.

Практическая работа «Открываем и печатаем готовый рисунок»

7.Закрепляем пройденное. Создаем рисунки.

Нарисовать рисунки по шаблону, заготовленному учителем, используя свои знания и умения по пройденной теме

Практическая работа «Рисуем флаг России»

8. Создание рисунков в векторном графическом редакторе

Знакомятся с понятиями «графические примитивы»

Практическая работа «Рисование рисунков в CorelDraw с использованием графических примитивов»

9. Создание рисунков в векторном графическом редакторе

Практическая работа «Рисование рисунков в CorelDraw с использованием графических примитивов»

10.Закрепляем пройденное. Создаем рисунки.

Нарисовать рисунки по шаблону, заготовленному учителем, используя свои знания и умения по пройденной теме

Практическая работа «Рисуем божью коровку»

11.Работаем над проектом «Открытка для Мамы».

Что такое проект. Этапы работы над проектом. Подготовка и обсуждение проекта «открытка для мамы»

Практическая работа «Создаем открытку для мамы»

12.Работаем над проектом «Открытка для Мамы».

Практическая работа «Создаем открытку для мамы»

13.Работаем над проектом «Открытка для Мамы».

Практическая работа «Создаем открытку для мамы»

14. Презентация проектов

Учатся навыкам публичного выступления

Модуль «Социальная реклама». 10 часов

1. Социальная среда

Знакомятся с понятиями социальная среда, социальные проблемы

2. Социальная реклама

Знакомятся с видами социальной рекламы

3. Создаем социальную рекламу с использованием технологий работы с текстовыми документами

Практическая работа «Создание плаката в текстовом редакторе»

4. Создаем социальную рекламу с использованием технологий работы с текстовыми документами

Практическая работа «Создание плаката в текстовом редакторе»

5. Создаем социальную рекламу с использованием технологий работы с графическими файлами

Практическая работа «Создание плакатов в графическом редакторе»

6. Создаем социальную рекламу с использованием технологий работы с графическими файлами

Практическая работа «Создание плакатов в графическом редакторе»

7. Создаем социальную рекламу с использованием технологий работы с графическими файлами

Практическая работа «Создание плакатов в графическом редакторе»

8. Работа над проектом

9. Работа над проектом

10. Презентация проектов


© 2010-2022