• Преподавателю
  • Другое
  • «ТВОРЧЕСТВО и МАСТЕРСТВО» АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «Рукодельница»

«ТВОРЧЕСТВО и МАСТЕРСТВО» АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «Рукодельница»

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ


«ТВОРЧЕСТВО и МАСТЕРСТВО»


АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «Рукодельница»


В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ РАБОТНИКУ

«ТВОРЧЕСТВО и МАСТЕРСТВО» АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «Рукодельница»


МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН

Педагогом высшей категории

МОУ МУК Советского района

г. Волгограда

КРАСНОКУЦКОЙ Л.Н.




г. Волгоград 2015г.

От автора


«Творчество и мастерство»

( авторская концепция воспитательной работы

в творческом объединении «Рукодельница»)

Составитель: педагог высшей категории Л.Н.Краснокуцкая

Данное методическое пособие представляет методические рекомендации по воспитательной работе в творческом объединении «Рукодельница» для педагогов МОУ МУК и педагогов дополнительного образования общеобразовательных школ города Волгограда.

К творческому объединению «Рукодельница» я отношусь с интересом, люблю и ценю доверительное общение с детьми, стараюсь наполнить их пребывание в творческом объединении личностным смыслом и гуманистическим ценностным содержанием.

Большое внимание в своей работе уделяю проведению различных воспитательных мероприятий, так как они учат общению в коллективе, позволяют лучше узнать детей, раскрыть их творческие способности, сплотить воспитанников в единый коллектив, увлечь каким -либо полезным занятием.

Идея создания этого пособия появилась у меня давно, я постепенно накапливала методический материал, который должен был стать толковым пособием для тех, кто работает с детьми. В результате накопленного за двадцать пять лет опыта воспитательной работы с детьми, у меня возникло желание поделиться этим с педагогами.

К осознанию необходимости такого построения деятельности педагога- воспитателя я пришла в результате многолетней практической работы .

В процессе наблюдения за развитием, становлением нескольких поколений детей сложились определённые принципы работы, позволяющие воплотить в жизнь моё педагогическое кредо - воспитание счастливой, творческой, созидательно организующей свою жизнь личности.

Я надеюсь на понимание, так как для меня важен не только процесс, но и результат моей работы, которая направлена на решение богатой задачи, а именно на воспитание активной, жизнеспособной в социальном плане личности.





Творчество и мастерство

Авторская концепция воспитательной работы

в творческом объединении «Рукодельница»

Вы ничему не можете

научить человека.

Вы можете только помочь

ему открыть это в себе.


Галилео Галилей.

Двадцать пять лет я проработала в творческом объединении «Рукодельница» педагогом дополнительного образования в МОУ ДОД ЦДТ города Знаменск Астраханской области. С 2010года я работаю в МОУ МУК Советского района г. Волгограда. Организация деятельности детского творческого объединения «Рукодельница» декоративно-прикладного профиля - очень не простая задача, стоящая перед педагогом. Поделюсь своим опытом.

В народе говорят: опыт - дело наживное. Ну, разве возразишь против этого?

В первые годы передо мной стояла двуединая задача - организация деятельности детей и оснащение творческого объединения. Затем работа приобрела более сложный по содержанию характер. Сегодня при планировании работы я всегда учитываю желание детей, их практические умения и навыки, а также обращаю внимание на сложившиеся традиции нашего кружка.

Все прошедшие годы - это годы анализа результатов моей деятельности.

На мой взгляд, в практической педагогике безвыходных ситуаций не бывает. Мир воспитательных отношений противоречив. Никого дети не обижают так сильно и так беспощадно, как своих любимых родителей. Работая с детьми, педагог должен занимать философскую позицию, принимая жизнь такой, какая она есть, и человека таким, какой он есть: многомерным и противоречивым.

На протяжении всего этого времени я по крупицам собирала и апробировала мероприятия по воспитательной работе. Таким образом, сложилась определённая система воспитательной работы творческого объединения «Рукодельница».

Цель моей работы заключается в воспитании интеллектуальной личности, нравственно и физически здоровой, разносторонне подготовленной к успешной социализации.

Настоящим педагогом можно стать только в том случае, если не только владеть своим предметом, но и обладать мастерством, мудростью, терпимостью, пониманием других дисциплин.

А для достижения высшего профессионального мастерства педагогу дополнительного образования необходимо испытывать любовь к творчеству, иметь свободу выбора и ответственность за себя, за умение состояться, а значит - уметь ОБРАЗ-овать себя.

Мои педагогические принципы

Исходя из своего опыта работы в творческом объединении «Рукодельница»,

я вывела целый ряд определённых педагогических принципов. Назову

основные из них:

  • Каждый ребёнок талантлив.

Я считаю, исходя из этого чрезвычайно важного для меня принципа, необходимым помочь каждому ребёнку найти себя, проявить, развить свои способности. Мои воспитанники неоднократно поднимались на почётные ступеньки пьедестала и были награждены дипломами - лауреатов городских и областных выставок по декоративно- прикладному искусству. В 2006-2007г.;2007-2008г.;2008-2009учебных годах кроме дипломантов, мои воспитанники (Лаврентьева Виктория, Медведева Анна и Медведева Евгения, Иблияминова Ира) стали стипендиатами мэра города Знаменска и получали стипендию «За творческие достижения». Я очень горжусь своими воспитанниками, поэтому с большой настойчивостью воспитываю у сегодняшних детей трудолюбие, любовь к рукоделию.

  • Ребёнок - субъект собственной жизни

Всегда в своей работе я направляю ребёнка, а не принуждаю, так как любое потенциальное принуждение ведёт (в большинстве случаев) к моральной деградации растущей личности. Ребёнок сам, в меру своих сил, должен определиться, что ему интересно, что для него важно, а что не вызывает интереса, что является второстепенным.

  • «Ситуация успеха»- не самоцель, а лишь дополнительный стимул к самосовершенствованию.

Успех порождает дальнейший успех, а неудача ( очень часто) не является для ребёнка стимулом для развития. Я предоставляю каждому ребёнку максимальную возможность испытать радость успеха, яркое ощущение своей нужности, востребовательности и полезности.

В отношении с детьми я соблюдаю следующие правила:

1.Проявление уважения к личности ребёнка;

2.Принятие его личных целей, запросов, интересов;

3.Проявление понимания и уважения к каждому моменту в жизни ребёнка.

4.Предоставление ребёнку возможности задавать вопросы и получать ответы. Необходимо понимать, что ребёнок не может знать всё. Если он хочет сделать выбор самостоятельно, дайте ему несколько советов. «Он выбирает один и, совершив его, оценит сам»( Я. Корчак «Как любить детей»)

5.Ориентир на потенциально возможные успехи ребёнка. Следить за его успехами и всегда поощрять их, поддерживать.

Для того, чтобы лучше узнать воспитанников ( а следовательно, помочь им, к примеру. «влиться в коллектив!»), составить объективное мнение о каждом из них, я использую анкетирование детей и их родителей, психолого-педагогическое тестирование с приглашением психолога.

Результаты психодиагностики дают мне возможность более точно определить цели и задачи работы с детьми, выявить приоритетные направления развития и самоосуществления личности воспитанника, внести определённые коррективы в планируемую воспитательную работу.

Кроме того, они позволяют наиболее эффективно проводить индивидуальную работу с воспитанниками творческого объединения «Рукодельница». Обычно это доверительные беседы, при проведении которых ребёнок «раскрывается», делиться своими проблемами. Для меня это очень важно, ведь только при откровенном сопереживании я могу ему помочь посмотреть на проблему с другой стороны, найти способ её решения. Иногда при такой беседе происходит обмен мнениями по тому или иному вопросу.

В любом случае, независимо от причины беседы, она носит обучающий характер. Ребёнок накапливает опыт общения, учится адекватно и спокойно смотреть на сложившиеся ситуации и анализировать их.

Изучив ребёнка, пытаюсь найти для него занятие в общественной жизни творческого объединения «Рукодельница», а также привлечь его к участию в мероприятиях. Это позволит ему испытать чувство сопричастности к коллективу и понять свою значимость для него.

На мой взгляд, это очень важно для растущей личности. Участвуя в разнообразных видах деятельности вне творческого объединения «Рукодельница», позволяет воспитанникам расширить круг общения, позволяет обучиться нормам поведения в общественных местах и получить положительную энергию.

Мои отношения с воспитанниками можно назвать дружелюбными, а стиль общения - демократичным.

В сложившемся коллективе необходимо создавать такие ситуации в обучении и воспитании, при которых старшие дети помогают младшим, а младшие усердно учатся у старших. Взаимоподдержка, наставничество, доброжелательное отношение друг к другу - основные признаки психологически комфортной атмосферы в объединении. Только на этой почве и взрастают традиции кружка.

В творческом объединении «Рукодельница» сложились традиции, которые, как я убедилась на практике, позволяют создать атмосферу действительно открытого, доверительного общения не только с воспитанниками, но и их родителями. Чтобы максимально реализовать все представленные выше стратегические устремления, необходимо обеспечить оптимистический (по А.С. Макаренко - «мажорный) тон жизнедеятельности творческого объединения «Рукодельница». Поэтому я сейчас кратко прокомментирую те организационно-педагогические формы воспитательной работы, которые позволяют добиться желаемого результата.

  • День открытых дверей «Сентябринка»

( для вновь пришедших ребят в творческое объединение «Рукодельница» после летних каникул)

  • День именинника

  • Новогодние праздники

(проводится совместно с родителями)

  • Презентация «Мастерица»

(Ежегодный показ работ. Выполненных воспитанниками творческого объединения «Рукодельница». В ходе презентации ребята рассказывают о своих творческих увлечениях, демонстрируют свои работы, коллекции поделок за год. Участникам выдаются удостоверения если они закончили курс обучения Оформляется портфолио каждому воспитаннику, где содержится материал, касающийся успехов воспитанника за год или за весь курс обучения в творческом объединении «Рукодельница»)

  • Азбука нравственности

(В моём коллективе на протяжении нескольких лет реализуется система занятий по этикету, по развитию навыков культуры поведения, конструктивно- созидательных качеств коммуникативной культуры личности. Занятия проходят в разнообразных формах( игры, викторины, аукционы, часы и др.)

  • Праздник завершения учебного года

( Праздник называется « Вот и стали мы рукодельницами» и проводиться совместно с родителями ).

В моей воспитательной практике положительно зарекомендовали себя следующие программы:«Здоровье» (формирование навыков здорового образа жизни)

  • «Дар» (самоактуализация личности)

  • «Азбука нравственности» (программа интеллектуального развития)

  • «Поверь в себя» (формирование активной гражданской позиции)

  • «Семья» (совместная работа с родителями воспитанников)

Большое значение в работе с творческим объединением я уделяю развитию самоуправления, так как, по моему мнению, это направление воспитательной деятельности является прекрасным ресурсом для формирования у воспитанников активной жизненной позиции.

Коллектив хорош, если в нем хорошо каждому ребёнку. Я предоставляю воспитанникам реальную возможность участвовать в самоуправлении.

Распределение функций в структуре самоуправления происходит следующим образом:

  • Актив творческого объединения «Рукодельница» (планирует работу в творческом объединении, подводит итоги работы на выставках, распределяет поручения между творческими группами)

  • Творческие группы: (дежурные - организуют дежурство по кабинету; организаторы - помогают педагогу в проведении бесед, «часов общения»; старосты - помогают педагогу в дежурстве, поддержании порядка, чистоты и других поручений в кабинете)

Воспитанники работают в творческих группах, каждый выполняет в течении месяца индивидуальные задания. На следующий месяц задания меняются. Таким образом, у воспитанников появляется возможность проявить себя в различных ролях.

Работа с родителями является сегодня ведущим направлением в системе моей деятельности.

Я убеждена, что родители могут стать хорошими помощниками в работе творческого объединения «Рукодельница». Основная форма работы с родителями - родительское собрание. На каждом из них я стараюсь отметить различные достижения воспитанников: на занятиях, на выставках, участие в делах кружка. Часто провожу индивидуальные беседы с родителями на различные темы воспитания детей.

Разработала план работы с родителями, который помогает мне выявить проблемы в семье, задать им волнующие их вопросы, предоставить родителям возможность обменяться опытом воспитания детей.

В работе с родителями я использую также нетрадиционные мероприятия, к проведению которых привлекаю и детей. Эти совместные занятия способствуют созданию доброжелательной атмосферы в семье, помогают взрослым и детям проявить себя с другой, необычной стороны, раскрыть свои таланты в рукоделии. Взрослые и дети учатся уважать и понимать друг друга.

К проведению коллективных творческих занятий и родительских собраний я отношусь с творческим подходом: стремлюсь разнообразить содержание и проводить их в интересной форме.

План работы с родителями

Родители остро нуждаются в педагогическом просвещении. Родительские собрания провожу не только для того, чтобы держать родителей в курсе обучения и помочь им в воспитании детей, но и для того, чтобы помочь решить те или иные проблемы, с которыми родители безуспешно пытаются справиться сами. Каким образом можно добиться, чтобы родители во время этих встреч сами наглядно увидели, как учится и чем живёт их ребёнок, каковы причины его трудностей в обучении, поведении, общении.

Опыт многолетней работы показывает, что родительские собрания нужно проводить по- новому.

Родительские собрания сегодня - это и педагогическое просвещение, и консультации, и открытые занятия, и семейные праздники.

Я стараюсь организовать собрание так, чтобы дети больше общались с родителями на неформальном уровне, для чего необходимо включать игры и конкурсы. Все с удовольствием в них участвуют - и получается праздник.

Что дают нестандартные родительские собрания?

  • Высокую посещаемость;

  • Сближают педагога, родителей и детей.

  • Частично решают проблему семейного досуга;

  • Нет назидательства со стороны педагога;

  • Родители учатся правильно помогать детям дома;

  • Родители видят уровень знаний, активность своих детей в сравнении с другими;

  • Нет обид и недомолвок между педагогом и родителями.

Свою работу с родителями я провожу по программе, которую уже апробировала на протяжении ряда лет.

Цель работы с родителями:

Педагогическое образование родителей для достижения

понимания, сочувствия и мудрости в семье, которые помогут

родителям любить и ценить отцовство и материнств

Задачи работы с родителями:

1. Повышение общего педагогического и культурного уровня родителей

2. Социально-психологическое образование родителей.

Темы родительских собраний

в творческом объединении «Рукодельница»

День открытых дверей -знакомство с творческим объединением «Рукодельница»

Сентябрь

Поощрение и наказание в воспитании ребёнка.

Октябрь

Мой дом -моя семья

Ноябрь

Новогодние посиделки

Декабрь

Нравственное воспитание детей

Январь

Трудовое воспитание

Февраль

Нравственный микроклимат семьи - основа формирования личности ребёнка.

Март

Родительская любовь и её роль в воспитании детей.

Апрель

Веселимся всей «семьёй»(праздник детей и родителей по итогам года)

Май

Эти темы родительских собраний основные, а в процессе подготовки к родительским собраниям я рассматриваю вместе с родителями вопросы текущие, требующие первостепенного решения.

Кроме родительских собраний провожу работу с родителями по таким вопросам:

№п/п

Содержание работы

Сроки

1.

Социально-педагогический анализ семей обучаемых детей

сентябрь

2.

Разрабатываю диагностические методики выявления уровня родительской компетентности

В теч. года

3.

Расширяю направления консультирования родителей (психология , педагогика, валеология и др.)

В теч. Года

4.

Разрабатываю систему работы с родителями по их активному привлечению к организации образовательно-развивающей, досуговой и массовой деятельности

В теч. Года

5.

Подготавливаю методические рекомендации родителям по актуальным проблемам семейного воспитания

В теч. Года

6.

Поддерживаю тесную связь со СМИ,ТV (статьи, обзоры) совместно с родителями

В теч. Года

7.

Изучаю мнения родителей о различных аспектах деятельности в т/о «Рукодельница»

В начале и конце года

8.

Провожу совместную работу с родителями по выявлению детей, склонных к употреблению токсических и наркотических веществ

Постоянно

В теч. Года

9.

Привлекаю родителей к организации, участию в подготовке и проведении выставок, праздничных мероприятий в т/о «Рукодельница»

По графику в теч. года

10.

Планирую с родителями проведение родительских собраний

По графику

К проведению коллективных творческих занятий и родительских собраний я отношусь с творческим подходом: стремлюсь разнообразить содержание и проводить их в интересной форме.

Родительское собрание на тему:

« День открытых дверей - знакомство с творческим объединением «Рукодельница»

Цель собрания:

Взаимодействие с семьёй по развитию у детей интереса к занятиям в творческом объединении «Рукодельница».

План собрания

1.Организационный момент

2.Вступительное слово педагога

3. Знакомство с т/о «Рукодельница»

  • ознакомление с образовательной программой,

  • основными требованиями к учащимся в т/о

  • основными правилами поведения в кабинете

  • информация о необходимом материале и оборудовании к занятиям

( бисер разный по диаметру и по цвету, проволока, леска, прибор для ткачества)

  • способы поощрения ребят(за участие в выставках - награждение грамотами, дипломами, сувенирами, подарками, вручение удостоверений по окончании курса обучения)

  • проведение мероприятий совместно с родителями детей, обучающихся в т/о «Рукодельница»

  • сообщение о беседах с родителями по телефону о достижениях ребят, неудачах детей, регулярности посещения занятий

4.Выбор родительского комитета

5.Выставка работ воспитанников

6.Анкета для родителей

7.Итог собрания - чаепитие «Расскажи мне о себе»

Для педагога очень важно объективно оценить результаты своей работы и сделать это профессионально грамотно.

При оценке качества своей профессиональной воспитательной деятельности как педагога творческого объединения «Рукодельница», я ориентируюсь на следующий ряд критериев:

  • Возрастание сплочённости воспитанников и их удовлетворённости своим творческим объединением «Рукодельница»;


  • Общий устойчивый эмоционально- положительный психологический климат в творческом объединении «Рукодельница»;


  • Социальная защищённость каждого члена творческого объединения «Рукодельница» и его комфортность;


  • Повышение уровня воспитанности и общей культуры воспитанников творческого объединения«Рукодельница»;.


  • Активное участие воспитанников творческого объединения «Рукодельница» в воспитательных мероприятиях ;


  • Степень вовлечения родителей воспитанников в дела творческого объединения «Рукодельница».

Содержание воспитательной работы в творческом объединении «Рукодельница» разрабатываются на основе:

  1. комплексного анализа воспитательной работы в предыдущем году;

  2. учёта возрастных особенностей воспитанников;

  3. изучения индивидуальных интересов и потребностей воспитанников;

Чтобы «держать руку на пульсе времени», интересуюсь:

  • - современными подходами к воспитанию;

  • - знакомлюсь с методической литературой;

  • - обобщаю опыт своей работы

Представляю вашему вниманию основные результаты моей работы:

  • Определённых успехов удалось достичь в деле сплочения коллектива: дети проявляют заботу друг о друге, поздравляют друг друга с днём рождения…

  • Ребята приобрели навыки уважительного отношения к людям: называют друг друга по имени, говорят «спасибо» и «пожалуйста», поздравляют педагогов с днем Учителя, с днем рождения, уступают место в транспорте пожилым людям, аккуратно ведут свои портфолио…

  • Увеличился уровень познавательной, творческой активности: возросло количество участников выставок, где показываются высокие результаты, возрос интерес к посещению библиотек, музея в гимназии №235 и ракетного полигона г.Знаменска…

  • Возрос уровень самостоятельности: дети сами планируют КТД, выступают с интересными предложениями о проведении досуга, несут ответственность за своё поведение, говорят родителям о своих успехах и неудачах на выставках, если не занимают призовых мест, в изготовлении изделий по рукоделию.

  • Появились небольшие успехи в самоопределении. Так, девочки третьего года обучения( Медведева Евгения и Иблияминова Ира) уже знают куда пойти учиться дальше, связав свою профессию с рукоделием. При этом выбор был сделан самостоятельно, без участия родителей или педагога. Такую позицию девочки занимают и в настоящий момент.

Сложившуюся воспитательную систему в творческом объединении «Рукодельница» можно рассматривать, как проведение конкретных ключевых дел и ключевых мероприятий.

Принципы воспитательной работы в т/о «Рукодельница»:

  • Сочетание воспитания с трудом, жизнью, умелое использование воспитательных возможностей в различных видах деятельности т/о «Рукодельница»

  • Целенаправленность и единство требований к воспитанникам;

  • Учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности воспитанников;

  • Уважение к личности воспитанника и высокая требовательность к нему;

  • Активность и самостоятельность педагога и воспитанника, т.е сотрудничество педагога с детьми (опыт, традиции) с использованием индивидуальных и групповых форм воспитания.

  • Целеустремленность

  • Деятельностный подход ( не только беседы, но и ряд мероприятий крупного масштаба, например, « Семейные праздники»;)

  • Личностная ориентация

  • Педагогический гуманизм ( уважение, внимание, доброжелательность)

  • Соответствие моральной и волевой подготовки воспитанников т/о общим задачам воспитания молодого поколения России.

Использую в своей работе такой метод воспитания, как

- приём воздействия - устная похвала, поощрение, грамоты и т.д.

и никогда не применяю ложного метода воспитания - уговаривания

Воспитательные задачи т/о «Рукодельница»

  • Расширение общего кругозора воспитанников.

  • Воспитание самостоятельности и инициативы.

  • Воспитание чувства ответственности.

  • Воспитание дисциплинированности и организованности.

  • Воспитание патриотизма (к Отечеству, Гимну, Флагу, Символам).

  • Воспитание интереса к занятиям.

  • Воспитание коллективизма.

  • Воспитание товарищества и дружбы.

  • Эстетическое воспитание.

  • Воспитание трудовых навыков.

  • Воспитание культурно-нравственных принципов: гражданская ответственность, достоинство, уважительное отношение к истории и культуре свой страны, народа.

  • Воспитание физически развитого, здорового человека.

Мероприятия по воспитательной деятельности

в т/о «Рукодельница» г.Знаменска

№ п/п

Мероприятия

Проведение родительских собраний, консультаций для родителей

Беседы с разъяснением прав и обязанностей воспитанников при посещении МОУ ДОД ЦДТ,

Участие в смотре-конкурсе на лучшего воспитанника МОУ ДОД ЦДТ

Проведение экскурсий в музей полигона и музей космонавтики гимназии №235

Проведение экскурсий по памятным и историческим местам, краеведческим музеям во время выезда в другие города области, страны.

Оформление альбома, раскладушки «Летопись кружка»

Привлечение воспитанников т/о к ремонту оборудования и благоустройству кабинета.

Привлечение старших воспитанников к участию в оказании помощи младшим товарищам (работа инструкторов)

Регулярное проведение бесед, консультаций: - о культуре поведения

- о самодисциплине,- о милосердии, -секреты здоровья , семейные праздники и др.

Организация, проведение и активное участие:

в мероприятиях -День знаний, День открытых дверей, День учителя, День пожилого человека, День города, День инвалида, День милиции, День Матери, День Валентина, Татьянин день, День благодарения, День защитника Отечества, День8 Марта, День защиты детей;

в праздниках -Посвящение в старшеклассники, Новогодних праздниках(Рождественская ёлка), дискотеках;

в выставках- к августовской педагогической конференции, персональных в детской библиотеке, ежегодных городских: «Золотые россыпи», Ярмарке идей, областных: «Золотой ключик» и в г. Астрахани, ежегодных отчётных ЦДТ;

в конкурсах- «Самый классный классный»;

в акциях добрых дел: для детей инвалидов, для пожилых людей, детей с ограниченными возможностями

В своём т\о «Рукодельница» я разработала программы «Здоровье», «Защита прав ребёнка», «Трудный ребёнок», «Одарённые дети».


План работы по программе «Здоровье»

Цель: -привитие навыков здорового образа жизни;

-профилактика вредных привычек,(борьба с наркоманией,

алкоголизмом, табакокурением);

-развитие у учащихся осознанного неприятия к наркотическим,

алкогольным средствам, табакокурению;

-тесная связь с родителями в воспитании здорового ребёнка

Содержание работы

Дата

Ответственные

1. Работа педагога

1. Своевременное выявление больных детей:

- ведение карточки «Здоровье ребёнка»

-систематическое наблюдение за здоровьем детей

- беседы с родителями

-установление тесной связи с родителями

2. Создание санитарно-гигиенических условий для детей:

- соблюдение порядка в кабинете

- ежедневное проветривание и уборка в кабинете на переменках и между занятиями

- соблюдение температурного и светового режимов в кабинете

3. Проведение занятий здоровья:

-Простудные заболевания. Средства и методы их профилактики.

-Наркомания и табакокурение - путь к трагедии.

4. На первых занятиях необходимо:

-проведение инструктажа по ТБ при работе с колющими предметами, электроприборами

-планирование работы по охране труда и укреплению здоровья воспитанников

2. Работа с воспитанниками

1.Наглядная агитация:

- организация и проведение выставки книг, плакатов, конкурса рисунков и работ по пропаганде здорового образа жизни, профилактике вредных привычек

2. Внеучебная деятельность

- беседы на тему: «Мы выбираем жизнь без наркотиков», «Наркотики, табакокурение и здоровье»

- экскурсии в ГИБДД и беседы о ПДД

- встречи и консультации с врачами о здоровом образе жизни воспитанников

3. Спортивно- оздоровительная работа:

-проведение игр, физкультминуток

- проведение спортивных соревнований «Весёлые старты»

В т. года


В т.года


В т. года

На первых занятиях и в т. года

В т. года

В т. года


Вт. Года

Педагог доп. обр.

Педагог доп. Образования

Педагог доп.обр.


Педагог доп. обр. и медицинские работники

Педагог доп. обр.


Педагог доп. обр.

Педагог доп. обр. и медицинские работники, работники милиции



План работы по программе «Одарённые дети» в творческом объединении «Рукодельница»

№п/п

Содержание работы

Срок

Ответственные

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Анкетирование

Индивидуальная работа с одарёнными детьми

Участие в городских конкурсах, выставках к юбилейным датам ( «Золотые россыпи»).

Участие в областных конкурсах: «Золотой ключик» и выставке декоративно-прикладного творчества в г. Астрахани

Активное участие в жизни т/о «Рукодельница» и МОУ ДОД ЦДТ

Персональные выставки в детской библиотеке

Участие в конкурсе проектов «Ярмарка идей»

Участие в работе инструкторов по бисероплетению в летнем оздоровительном лагере «Солнышко»

До 10.09.08г.

В т. года

По графику выставок

По графику конкурсов

В т. года

По мере готовности

По графику

В летний период

Педагог доп.обр.

Педагог доп. обр.

Педагог доп. обр.

Педагог доп. обр.

Педагог доп. обр.

Педагог доп. обр.

Педагог доп. обр.

Педагог доп. обр.


План работы по программе «Трудный ребёнок» в творческом объединении «Рукодельница»

Цель: - выявление « трудных» детей и семей, вовлечение их в работу

творческого объединения «Рукодельница»

- коррекционная работа с детьми девиантного поведения

- всестороннее развитие способностей личности

- воспитание духовно- нравственных ценностей

№п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1.



2.

Работа с воспитанниками

- наблюдение за «трудными» детьми

- проведение анкетирования

- вовлечение всех «трудных» в работу творческого объединения «Рукодельница»

- темы бесед:

«Школьные трудности нестандартных детей»

- индивидуальные беседы

- встречи с психологом, социологом, работниками милиции, МЧС и медицинскими работниками

Работа с неблагополучными семьями

- посещение неблагополучных семей с целью выявления условий проживания

- индивидуальные беседы с родителями из таких семей

- проведение родительских собраний

В т. года



По плану, и в т. года

Педагог доп. обр. и приглашённые: психологи, социологи, работники милиции, МЧС, работники здравоохранения


Педагог доп. обр.

Работа по программе «Защита прав ребёнка» в творческом объединении «Рукодельница»


1.Знакомство воспитанников с планом работы т/о «Рукодельница»

2. Организация учёта детей-сирот, детей, оставшихся без попечения

родителей и детей - инвалидов

3. Соблюдение прав ребёнка во время занятий, перемены, иных мероприятиях.

4. Ознакомление детей с отдельными разделами Устава МОУ о правах и обязанностях воспитанников.

5. Проведение бесед по изучению прав ребёнка, правил поведения ребёнка в группе, в ЦДТ.( Конвенция ООН « О правах ребёнка»)

6. Инструктаж по предотвращению террористических актов

7.Знакомство воспитанников с планом эвакуации при экстремальных ситуациях.

8. Знакомство воспитанников с правилами противопожарной безопасности

План воспитательной работы творческого объединения «Рукодельница»


№п/п

Мероприятия

Месяц

1.

- Участие в мероприятиях, посвящённых «Дню знаний»

- проведение организационного родительского собрания «День открытых дверей - знакомство с творческим объединением «Рукодельница»

- проведение месячника по безопасности движения на дорогах города с приглашением инспектора ГИБДД по теме: «Твоя безопасность в твоих руках»

- Месячник по пожарной безопасности с приглашением инспектора из МЧС, мероприятие в ЦДТ«Пожарным можешь ты не быть, но знать правила обязан»

- инструктаж по охране труда воспитанников

- День здоровья «Дорога к доброму здоровью» (викторина)

Сентябрь



.

2.

Участие в мероприятиях, посвящённых «Дню учителя»

и «Дню пожилого человека»

- посещение детской библиотеки

-месячник толерантности (беседа «Расскажи мне о себе»

Октябрь

3.

- Участие и посещение мероприятий, посвящённых «Дню милиции»

и « Дню матери»

- посещение конкурса «Самый классный классный»

-экскурсия в художественную школу

-месячник по профилактике правонарушений (беседы)

- Мероприятие в ЦДТ« Суд над наркоманией»

Ноябрь


4.

-Участие и посещение городских мероприятий, посвящённых «Дню инвалида»

-месячник профилактики наркомании (конкурс рисунков, посвящённых борьбе со СПИДом «Скажем Спиду - нет!» беседы, просмотр кинофильма)

-посещение этнографического музея в школе №236

-посещение праздника «Ярмарка народных промыслов» в школе №236

-просмотр спектаклей к Новому году в ЦДТ и Доме культуры

- проведение родительского собрания по итогам первого полугодия. День именинника (мини-концерт для детей именинников с сентября по декабрь месяц)

декабрь

5.

Посещение с детьми зимних святок- Рождественские праздники для горожан

-посещение Рождественской Ёлки в Доме культуры

-посещение концерта, посвящённого «Дню города»

- месячник по профориентации «А у нас сегодня гости»-час психолога (беседы, анкетирование)

-творческая встреча, посвящённая Татьяниному дню

январь

6.

-Посещение городских конкурсов и мероприятий, посвящённых 23 Февраля

- посещение конкурса патриотической песни

- экскурсия в музей полигона

- экскурсия в музыкальную школу

-посещение мероприятия, посвящённого Дню Валентина

- месячник вежливости «Согрей душу теплом своим»

февраль

7.

-Посещение городского мероприятия, посвящённого празднику «Широкая масленица»

- посещение праздника, посвящённого «Дню 8марта»

-мини-концерт для мам и бабушек в т/о «Рукодельница»

-участие в областной выставке по декоративно-прикладному творчеству г.Астрахани

-участие в городском конкурсе «Золотые россыпи»

-месячник здоровья (приглашение медработников для проведения бесед, круглых столов, часа диспутов) Участие в праздновании Всемирного Дня здоровья.

март

8.

Участие в областном конкурсе юных маэстро «Золотой ключик»

- участие в городском конкурсе проектов «Ярмарка идей»

-месячник патриотической работы и гражданской ответственности (подготовить сувениры ветеранам)

апрель

9.

- участие в отчётной выставке ЦДТ

-поход с детьми на природу

-участие в празднике для детей и родителей День благодарения»

-проведение родительского собрания по итогам года

-День именинника( мини-концерт для детей именинников с января по август месяц)

- встречи с участниками Великой отечественной войны в Центре реабилитации г. Знаменска

май

10.

-Посещение городских мероприятий, посвящённых «Дню защиты детей»

- работа инструкторов в оздоровительном пришкольном лагере «Солнышко»

- месячник душевного тепла (конкурс рисунков

июнь

Формы

воспитательной работы

в творческом объединении «Рукодельница»

На протяжении 25 лет работы в творческом объединении «Рукодельница» мною были апробированы многие формы воспитательной работы и проведены такие мероприятия, которые я систематизировала в такие группы:

- «Азбука нравственности»

- «Поверь в себя» - работа с детьми инвалидами, девиантными и социально- запущенными детьми

- «Дар»- работа с одарёнными детьми

- «Здоровье»

- « Семья»

«Азбука нравственности»

1. Занятия добра-«Этические тайны»

«Энциклопедия этикета»

«Волшебная сила слова и поступков»

2.Беседы- «Путь будет добрым ум у нас, а сердце умным будет»

- «Вежливая сказка»- для младших воспитанников

- «Азы этикета»(азбука)- для младших воспитанников

3.Встречи- «Этический бомонд»

4.Практикумы- «Просим к столу»

5.Аукционы- «Волшебный чемодан этикета»

- «Добрые слова педагогу»

6. Ролевые игры - «У меня зазвонил телефон»

7. Этический час- «Речевой этикет»

8. Ключевое дело- «Этический ринг»

9.Филосовский стол для старших - «Лицо - зеркало души, душа наше творение».

10. Заседание для старших детей - «Этикет-клуб»

11.Приём родителей и детей в гостиной КТД - «Этическая гостиная»

«Поверь в себя»

1.Беседы- «Без друзей меня чуть- чуть»-этическая беседа

- «Чтобы не угас интерес»

- «Мир в два цвета»(правильное и неправильное)

2. Занятия творчества- «Сотвори себя сам», «Руки трудовые и умелые», «Час радости»

3. Занятие добра -«Доброе слово, что ясный день», «Пусть сердце умным, щедрым будет», «Давайте проверим»

4. Час общения- «Сделай первый шаг», «От детей уйти невозможно»

5.Откровенный разговор -«Когда оживают обиды», «Дом без одиночества», «Если друг оказался вдруг»

6.Вечер юмора - «Сам себе режиссёр»

Вечер знакомств - «Приглашение к танцу».

7. Встречи - «Дом, где согреваются сердца», «Помоги себе сам», «Пока горит свеча» (литературно-музыкальная встреча)

8.Конкурсы -«Вот иголки и булавки выползают из под лавки»

9. Праздники - «День детства», «День именинника - лучший день»

10.Мастерскя «Умелые руки» - «Сделай сам»

11.Клубный день для детей и родитклей инвалидов -« Красота своими руками»

12.Игровые программы - «Ярмарка забав», « В гостях у Деда Мороза», «Угадай мелодию», «Турнир знатоков природы», «В гостях у Почемучки», «Весёлое путешествие», «Что за прелесть эти сказки», « Играйте с нами», «Приглашаем в играй -город»

13.Спортивно-развлекательные программы - «Сами с усами», «Мы всё можем».

« Дар»

1. Музыкальный салон ко дню 8 марта - «Колыбельная для мам»

2. Встречи с талантливыми людьми города - «Музыкальный бомонд»

Литературный салон - «Не канет в лету день поэта»

Авторский вечер «Пою для Вас»

Театральный клуб «И, взвившись, занавес шумит»

3. Выставки - «Площадь звёзд», мини-выставки в т/о «Рукодельница», отчётные ЦДТ

4.Конкурсы -областные, городские «Золотые россыпи»

5.Фестивали детского творчества «Золотой ключик»

6.Конкурс юных дарований в т/о «Рукодельница»- «Юные мастерицы»

7.Вернисаж «Красота своими руками»

8. Встречи с психологом «Вундеркинд глазами родителей», «Звёздные дети» (психолого-педагогические исследования)

«Здоровье»

1.Беседы - «Как расти быстрее», «Градусник»(программа о сохранении здоровья ), «Если Вы забыли» (домашняя аптека), «Как быть здоровым душой и телом», «Из копилки мудрых советов»(советы врача)

2.Откровенный разговор - «За здоровье каждый в ответе», «Здоровый образ жизни формируется в семье»

3.Час общения «Закаляясь в радость»

4.Обозрение «Новости спорта», «Спорт-курьер»

5.Пресс-конференция «День Здоровья»

6.Конкурсы -«Русские богатыри», «Спорт на планете», «Тянем- потянем»

7.Соревнование «Потехе-час»

8. Спортивная эстафета - «А ну-ка мы!»

9.Спорт-шоу «Оставайтесь с нами»

10.Музыкально-спортивная программа, посвящённая Дню Защитника Отечества

11.Семейный спортивный праздник «Весёленькое воскресенье»

« Семья»

1.Беседы -«Семья -школа человеческих взаимоотношений»( с родителями), «Традиции русской семьи», «Мир делу твоему»,( нравственная беседа), «Живите долго»( о нетрадиционной медицине, рецепты проверенные опытом), « Отцы и дети»(ситуативный блок)

2. Лекторий «Семья и здоровье», «Точка опоры -семья».

3. Час общения семей «Древо семьи», «Семейный совет»

4. Семейный конкурс «Домашний очаг», «Этический ринг»

5.Интеллектуальная семейная игра «Удача», «Твой вариант»

6. Семейное развлекательное шоу «Мир увлечений», «Очевидное- невероятное», «Пойми меня»

7. Семейный праздник «День рожденья»,»Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети»

8.Эстафета семейных ситуаций «Ума палата»

9.Творческая выставка увлечений семей т/о Рукодельница» -«Семейный вернисаж»

Современные дети - такие разные с виду и такие одинаковые по сути. Их объединяет искреннее желание быть значимыми для себя и полезными для других. Им нужна забота, понимание и внимание со стороны родителей.

В свой блокнот педагога я давно записала эти слова, которые ласкают душу ребёнка:

  • Ты самый любимый!

  • Ты очень многое понимаешь!

  • Спасибо!

  • Иди ко мне!

  • Садись с нами!

  • Я помогу тебе…

  • Я радуюсь твоим успехам!

  • Что бы ни случилось, твой дом - твоя крепость.

  • Расскажи мне, что с тобой…

Простые правила семейной педагогики:

  • Никогда не позволять себе распускаться, ворчать, ругаться, бранить друг друга и ребёнка.

  • Забывать плохое сразу, помнить хорошее всегда.

  • Подчёркивать в поведении детей не плохие, а хорошие стороны, их успехи, активнее поддерживать их желание стать лучше.

  • Хорошо воспитывать на положительных примерах, вовлекать детей в полезную деятельность.

  • Не давать возможности ребёнку проявлять плохое, почаще говорить: «Так взрослые люди себя не ведут!», « Вот этого я никак от тебя не ожидал!»

  • Объяснять ребёнку, какой вред он наносит себе и другим своими отрицательными поступками.

  • Разговаривать с ним целесообразно как со взрослым: серьёзно, уважительно, глубоко мотивированно.

Современные воспитательные технологии

в работе творческого объединения «Рукодельница»

Во многом образование и воспитание детей - это подготовка их к жизни.

Воспитательная система - это сложное психолого-социологическое образование, саморегулируемое и самоуправляемое. Это система открытая: она не только успешно взаимодействует с ближним и дальним социумом, но, осваивая его, сама становится мощным средством социализации. Воспитательная система имеет сложную структуру. Она состоит из разделов, скреплённых системными связями.

В творческом объединении «Рукодельница»

основными разделами являются:

* - работа с воспитанниками ;

* - работа с родителями .

Главной заботой является обеспечение комфортно- творческой атмосферы в творческом объединении «Рукодельница» для наиболее полного развития мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, адаптация обучающихся к жизни в обществе, формирования их общей культуры.

Критерием эффективности воспитательной системы всегда выступает ребёнок во всей полноте и специфичности его жизни и мироощущения.

Выпускник творческого объединения своеобразная «мера всех вещей» в воспитательной системе, а именно: профессионализма и компетентности педагога, качества образовательной деятельности, атмосферы воспитательного сообщества и социокультурного пространства творческого объединения.

Несомненно, каждый педагог создаёт вновь или же модернизирует реальную творческую воспитательную систему, весьма индивидуальную, специфичную, особенную, присущую только данному творческому объединению.

В своей работе я пользуюсь современными воспитательными технологиями, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Для моего творческого объединения «Рукодельница» наибольший интерес представляет технология группового творческого воспитательного дела (по И.П.Волкову, И.П.Иванову)

Цель этой технологии:

  • Выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать(изделие, модель, макет, исследование);

  • Воспитание общественно-активной творческой личности, организация социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях;

В основе технологии лежат организационные принципы:

  • Социально полезная направленность деятельности детей и взрослых;

  • Сотрудничество детей и взрослых;

  • Романтизм и творческий подход к делу.

  • Основной содержательной линией этой технологии является коллективно-творческое дело (КТД), которое включает заботу о себе, о друге, о своём коллективе, об обществе и государстве в конкретных практических социальных ситуациях.

Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Широко используется игра, состязательность, соревнование. Основной метод обучения - диалог, речевое общение равноправных партнёров. Способы оценки результатов - похвала за инициативу, публикация работ, творческая выставка, награждение лучших и др.

Технологическая цепочка группового воспитательного творческого дела :

  • Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу- занимает минимальное время, чтобы дети не потеряли интерес);

  • Психологический настрой (определение значимости дела, выдвижение задач, вступительное слово, приветствие и др.);

  • Коллективное планирование. Можно построить в форме «мозгового штурма» в виде ответов на вопросы (Коллектив делится на микрогруппы, которые обсуждают ответы на вопросы: Для кого? Где и когда? Как организовать? Кто участвует? Кто руководит? Затем заслушиваются варианты ответов каждой группы и осуществляется совместный выбор лучшего варианта).

  • Коллективная подготовка дела. Выбор актива, распределение обязанностей, уточнение плана.

  • Собственно деятельность (высокий культурный уровень). Осуществление разработанного плана.

  • Завершение, подведение итогов (сбор, огонёк, круглый стол ). Ответы на вопросы: Что удалось, почему? Что не получилось? Как улучшить?

  • Результаты коллективного дела.

Главной заботой, для меня как педагога, является обеспечение комфортно - творческой атмосферы в творческом объединении «Рукодельница» для наиболее полного развития мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, адаптация обучающихся к жизни в обществе, формирования их общей культуры.



© 2010-2022