Программа внеурочной деятельности «Природа вокруг нас» в основной школе

Современное общество, бурно развивающееся, продолжает оказывать все более глубочайшие воздействия на природу и то состояние окружающей среды, которое мы имеем сегодня, принципиально отличается от того, что мы хотели бы иметь, поэтому острая экологическая ситуация, сложившаяся в нашем обществе, диктует необходимость усиления экологического образования и экологического воспитания обучающихся. Экология сейчас определена в качестве одного из приоритетов развития страны.Обеспечение устойчивого развит...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Майское

муниципального района Пестравский Самарской области

Рассмотрено

педагогическим советом

Протокол №2

1 сентября 2013 года

Утверждаю:

Директор школы

______ Плаксина С.Н.

1 сентября 2013 года



Программа

внеурочной деятельности

«Природа вокруг нас»

в основной школе



Составила:

Радаева Наталья Владимировна

учитель биологии ГБОУ СОШ

с. Майское Пестравского района

Майское 2013г.

ОГЛАВЛЕНИЕ


  1. Пояснительная записка……………………………………………………..3

  2. Общая характеристика учебного курса……………………………...….....5

  3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения…….6

  4. Содержание учебного курса………………………………………………..7

  5. Учебно-тематический план………………………………………………....9

  6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:……….11

  7. Планируемые результаты обучения………………………………………..11

  8. Критерии оценки результата……………………………………………….12

  9. Литература…………………………………………………………………..13








1. Пояснительная записка.

Современное общество, бурно развивающееся, продолжает оказывать все более глубочайшие воздействия на природу и то состояние окружающей среды, которое мы имеем сегодня, принципиально отличается от того, что мы хотели бы иметь, поэтому острая экологическая ситуация, сложившаяся в нашем обществе, диктует необходимость усиления экологического образования и экологического воспитания обучающихся. Экология сейчас определена в качестве одного из приоритетов развития страны. Обеспечение устойчивого развития страны предполагает реализацию политики, нацеленной на обеспечение экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов для нынешнего и будущих поколений. Решение экологических проблем принципиально важно и для обеспечения здоровья нации.[9] А для этого с детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами, формировать экологическое мышление с тем, чтобы осознанно выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды, что прописано в стандартах второго поколения.[8]

Истинно природоохранное, экологическое мировоззрение человека не может быть достигнуто без формирования четкого и понятного представления о том, что же мы все-таки называем Природой. Можно до бесконечности говорить о необходимости сохранения природы, но это может так никогда и не дойти до глубин разума человека, если он не поймет, что Природа - это не просто наше «окружение», как стены дома, в котором мы живем, а нечто большее - живое, «разумное», дышащее существо, вернее - миллиарды живых существ, тесно взаимосвязанных и зависимых друг от друга. Также как практически невозможно беречь и заботиться о том, кого ты не любишь и не знаешь, также очень сложно беречь и охранять Природу, которую ты не понимаешь. Именно при общении с природой на практике достигается это понимание, формируется осознанное отношение к природе, развивается опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях, согласно установленным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта [8], без чего невозможно формирование «экологически здорового» общества, устойчиво развивающегося и гармонично сосуществующего с природой.

В условиях усугубляющегося экологического кризиса выживание человечества полностью зависит от него самого: он может устранить эту угрозу, если сумеет трансформировать стиль своего мышления и своей деятельности, придать им экологическую направленность. Поэтому, именно формирование экологической культуры, как часть общей культуры, предполагающее не только обеспечение основ экологических знаний в системе образования, но и прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни, становиться наиболее актуальным на современном этапе. Экологическая культура не может сформироваться без экологических знаний, которые влияют на убеждения, а убеждения формируют экологическое сознание, что является составной частью экологического воспитания. А поскольку в школе отсутствует предмет «Экология», а содержание предметов естественнонаучного цикла( биологии и географии) из-за сокращения часов в 5 и 6 классах сосредоточены, в основном, на изучении сложных теоретических представлений о «внутреннем» строении объектов, общем устройстве мира и очень мало места уделено знакомству с естественными природными компонентами, представителями дикой флоры и фауны своей местности, не дает возможности более полного закрепления теоретических знаний на практике, не дает учащимся в полной мере представления о природе, непосредственно окружающей нас в той местности, в которой мы живем.

Особую роль в этих условиях играет внеурочная деятельность, дающая большие возможности для этого.

Именно идея необходимости показа детям природы изнутри, т.е. при непосредственном контакте обучающегося с изучаемым предметом с использованием «натуралистического» подхода и методов «полевой экологии» лежит в основе программы внеурочной деятельности «Природа вокруг нас», без чего не может существовать никакое образование, тем более - экологическое.

ЦЕЛЬ : формирование экологической культуры обучающихся 5-6 классов.

ЗАДАЧИ:

  1. Изучить разнообразие природы - рельеф, почвы, растения, животные, жизнь в водной среде в окрестностях своего места жительства;

  2. Познакомить учащихся со взаимосвязями живой и неживой природы и взаимоотношениями организмов в сообществах;

  3. Познакомить учащихся с сезонными изменениями, происходящими в природе, и способами их описания;

  4. Познакомить учащихся с простейшими и наиболее распространенными формами и методиками полевой исследовательской работы;

  5. Воспитать нравственные качества личности, умения наблюдать за природными явлениями, понимать все, что происходит вокруг;

  6. Создать условия для желания не только увидеть красивое в природе, но и создавать красивое вокруг себя и сохранить для потомков.




2. Общая характеристика учебного курса.

Настоящая программа внеурочной деятельности для 5(6) класса, объединяющая естественнонаучные предметы такие, как биология, экология и география, составлена на основе основных экологических понятий, раскрывающих характер взаимоотношений живых организмов, в том числе и человека, как часть природы. Полноценность использования данной программы обеспечивается тем, что она органично соединяет базовые знания по неживой природе с определенным объемом знаний о живой природе и тем самым подготавливает учащихся к последующему изучению естественнонаучных предметов. Имеет практико-ориентированный характер. Экология как наука, являясь основой данного учебного курса, является связующим звеном между другими предметами естественнонаучного цикла, такими как биология, география, химия. Интеграция экологического образования направлена на углубление биологических знаний учащихся, на расширение кругозора, практическое подкрепление знаний, полученных при изучении школьной программы по биологии, географии, раскрытие потенциальных возможностей детей в самообразовании, а также выявление мотивированных учащихся. Такой экологический подход позволит убедить обучающихся в необходимости изучения биологии и в том, что жизнь человека на Земле зависит от того, как он распорядиться биологическими знаниями. Сущностью данной программы является проведение со школьниками как теоретических занятий, так и практических экологических практикумов как в кабинете биологии, так и в природе, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать явления и процессы, происходящие в природе в разные сезоны года, изучают взаимосвязи живых и неживых компонентов природы, а также влияние человеческой деятельности на естественные экосистемы. Основной является экскурсионная форма работы, благодаря которой происходит недостижимое в других условиях «погружение» учащихся в предмет, в детях проявляются иные, ранее нераскрытые возможности. Каждый тематический раздел завершается научно-познавательным («зачетным») игровым мероприятием. Таким образом, программа представляет собой не только программу экологического образования, но также и программу экологического воспитания обучающихся. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности.

Занятия проводятся 1 раз в неделю (34 часа в год)

Срок реализации - 1 год.

Рассчитана на учащихся 5(6) классов общеобразовательных школ на добровольной основе.

3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения.

Личностные:

- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

Предметные:

- усвоение системы научных знаний о живой природе, разнообразие природы - рельеф, почвы, растения, животные, жизнь в водной среде в окрестностях своего места жительства;

- формирование основ экологической грамотности:

способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, о взаимосвязи живого и неживого, овладение понятийным аппаратом биологии и экологии;

- приобретение опыта использования простейших методик биологического исследования для изучения живых организмов;

- формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.



4.Содержание учебного курса.

Введение. (1ч)

Экология как наука. Предмет и задачи экологии. Зачем нужно изучать природу? Методы биологических исследований. Значение практической экологии. Закон об охране природы. Международные организации по охране природы. Знакомство с планом работы на год. Правила по технике безопасности при проведении практических, исследовательских работ, на экскурсиях.

Раздел 1. Природа живая и неживая. (8ч)

Природа живая и неживая. Среда обитания. Экологические факторы. Приспособления организмов к среде обитания. Природные компоненты - геологическая основа, рельеф, почва, водные объекты, растительность, животный мир и человеческое общество. Ландшафт, как единый комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, формами рельефа, основными рельефообразующими процессами, геологические обнажения почвы, условия почвообразования и основные почвообразовательные процессы, характерные для данной территории. Микроклимат изучаемой территории, человеческое общество, как фактор, влияющий на формирование ландшафта, а также результат их взаимодействия - природно-территориальный комплекс.

Анализ взаимосвязей природы и общества, влияния человека на природу и влияние природных процессов и явлений на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Практические занятия:

• Ориентирование на местности.

• Спортивное ориентирование.

• Составление плана местности.

Экскурсии:

- Основные компоненты ландшафта.

Раздел 2. Многообразие живых организмов. (17ч)

(ботаника и зоология)

Природные сообщества и взаимосвязи видов в сообществах. Ботанико-географическая характеристика района, местные виды растений, их морфология, экология, биология и распознавание в природе. Сезонные явления в жизни растений. Особенности сезонного состояния разных групп растений. Подготовка к зиме. Приспособления растений к зимним условиям. Листопадные, вечнозелёные и зимне-зеленые растения. Древесные растения в безлистном состоянии (типы ветвления, расположение и количество почечных чешуй и т.д.).

Птицы. Сезонные изменения в жизни птиц. Изменение длины светового дня. Завершение линьки. Миграционное состояние. Соотношение числа гнездящихся и зимующих видов. Кочевки, миграции, перелет. Представители каждой из этих категорий. Местные кочевки. Оседлость. Поведение птиц в зимнее время (стайки, постоянные участки, ночевки). Кормовая база. Основные экологические группы зимующих птиц. Их относительная численность.

Весенние явления в природе: начало сокодвижения и набухания почек у лиственных деревьев, появление первоцветов. Причины раннего цветения разных групп первоцветов. Взаимосвязь растений и других элементов экосистемы. Беспозвоночные. Начало лета, период активного лета и размножения насекомых. Ранневесенние виды. Места скоплений насекомых. Подготовка к сезону размножения птиц. Раннее образование пар. Завершение зимовки. Перелет, пролет, миграции. Волны пролета и прилета. Поведение после прилета. Занятие территорий. Гнездостроение. Начало размножения. Экологические группы по срокам прилета. Численность этих групп в окрестностях своего района. Сезон размножения. Особенности циклов размножения у разных экологических групп птиц. Периоды насиживания, выкармливания птенцов, семейные кочевки, местные кочевки, начало миграции. Видовое богатство и численность птиц в разных типах местообитаний.

Амфибии и рептилии. Особенности биологии в разные сезоны года. Начало и конец размножения. Расселение по территориям. Соотношение численности основных видов. (по возможности)

Практические занятия:

● Морфология растений. Гербаризация.

● Определение видов растений (работа с определителями).

● Птицы зимой.

● Определение деревьев и кустарников зимой.

● Биология беспозвоночных (работа с коллекциями).

● Изучение гнездовой жизни птиц.

Экскурсии:

- Растительные сообщества.

- Сезонные явления.

- Маршрутный учет численности птиц.

- Наблюдение за синичьей стайкой.

- Раннецветущие растения.

- Беспозвоночные, их видовое разнообразие.

Раздел 3. Гидробиология. (8ч) Предмет гидробиологии, история возникновения. Главнейшие физические свойства воды и водоемов. Водоемы: приход и расход воды в водоеме; движение воды, тепловые свойства водоемов: температурные колебания; тепловая слоистость; замерзание водоема; циркуляция воды в разные сезоны года; влияние тепловых свойств воды на организмы. Основные физические и биологические особенности водоемов весной. Уменьшение вязкости воды летом; приход и расход воды в водоеме летом. Уменьшение прозрачности воды летом; цветение воды; сине-зеленые водоросли.

Биотопы водоемов и соответствующие им экологические группы водных

организмов. Зоо- и фитопланктон. Пелагиаль, нектон и планктон. Сезонные миграции зоопланктона. Резкое уменьшение численности планктона зимой, способы переживания неблагоприятных условий планктонными организмами. Подготовка водных животных к зиме. Бенталь и бентос: условия жизни на дне. Зимовка донных животных, размножение донных животных, выметывание икры, вылет личинок насекомых. Поверхностная пленка воды, животные на границе между водой и воздухом, специальные приспособления для обитания на поверхностной пленки воды.

Практические занятия:

1.Водные экосистемы. Гидрологические исследования.

2.Биотопы водоемов и соответствующие им экологические группы водных организмов.

Экскурсии:

1.Высшая водная растительность.

5.Учебно-тематический план.

Тема

Теор.

Практ.

Экскурсии

Зачет

Всего

1.

Введение. Правила техники безопасности.

1

-

-

-

1

2.

Природа живая и неживая.

1

3

2

2

8

1.Среда обитания, природные компоненты. Климат, рельеф как факторы формирования природных комплексов. Взаимодействие всех компонентов ландшафта.

+


2.Основные компоненты ландшафта

+

+

3.План местности

+

4.Ориентирование на местности

+

5.Спортивное ориентирование

+

3

Многообразие живых организмов.

2

6

7

2

17

1.Природные сообщества и взаимосвязи видов в сообществах.

+


2. Ботанико-географическая характеристика района, местные виды растений, распознавание в природе.

+

3. Морфология растений. Гербаризация.

+

4.Сезонные явления в жизни растений и животных.

+

5.Древесно-кустарниковая растительность. Определение древесных и кустарниковых растений в безлистном состоянии.

+

6.Сезонные изменения в жизни птиц. Методы изучения птиц.

+

+

7. Зимовка птиц. Наблюдения за синичьей стайкой.

+

+

8.Особенности гнездовой жизни птиц.

+

9.Раннецветущие растения

+

10.Амфибии и рептилии. Особенности биологии в разные сезоны года.*

+

+

11.Насекомые. Методы изучения численности. Работа с коллекцией.

+

+

12.Подружимся с природой.

+

4

Гидробиология.

1

4

2

1

8

1.Введение в гидробиологию. Виды водных объектов. Физические свойства воды и водоемов.

+


2.Водные экосистемы. Гидрологические исследования.

+

3.Биотопы водоемов и соответствующие им экологические группы водных организмов.

+

4.Высшая водная растительность.

+

5.День воды.

+

5

Всего

5

13

11

5

34


6.Материально-техническое обеспечение.

● Кабинет биологии имеет учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов (гербарии основных групп растений, растительные сообщества; коллекции голосеменных растений, семена и плоды), модели (цветок пшеницы, яблони, подсолнечника и т.д.), приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий.

● Экскурсионное оборудование: компасы, рулетка (желательно не менее 10 метров длиной), линейка или сантиметровую лента, лупа и пакет для сбора растений, копалка, гербарная папка с бумагой для закладки растений, бумага для черновых этикеток, атлас-определитель растений с иллюстрациями, бинокль, иллюстрированный атлас-определитель птиц, определители насекомых и амфибий, скребок, планктонная сеть).

● Технические и информационно-коммуникативные средства обучения в медиатеке школы: аппаратура для записей и воспроизведения аудио- и видеоинформации, компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, коллекция медиаресурсов(записи голосов птиц, видеофильмы), выход в Интернет.

● Печатные демонстрационные пособия.

● Картотека с заданиями для организации практических и самостоятельных работ обучающихся, инструкциями для экскурсий.





7.Планируемые результаты обучения.

По окончании учебного курса обучающийся научится:

1. Проводить наблюдения за живыми организмами, применяя простейшие методики биологических исследований и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы, распознавать местные виды живых организмов.

2. Использовать составляющие исследовательской деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи).

3. Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

4. Выполнять лабораторные работы под руководством учителя, оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, работать с текстом и иллюстрациями.

Обучающиеся получат возможность научиться:

1. Соблюдать правила работы в кабинете биологии при выполнении практических и лабораторных работ с биологическими приборами и инструментами.

2. Работать с определителями растений.

3. Выделять эстетические достоинства объектов живой природы.

4. Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе.

5. Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях), экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы.

6. Находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую.

7. Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

8.Критерии оценки результата.

  1. Уровень экологических знаний и умений о живой природе;

  2. Распознавание живых объектов;

  3. Рост числа участников олимпиад по биологии и экологии;

  4. Рост числа обучающихся, вовлеченных в научно-исследовательскую деятельность.

Методика проведения диагностики.

1.Реферат, который пишется каждым обучающимся по любой из предложенных тем в течение года.

2. Многоуровневый тест с заданиями разного характера, который проводится в конце учебного года.

3.Практический тест на распознавание живых объектов: преподаватель

предъявляет обучающемуся для определения 5 объектов, собранных на экскурсии (или из коллекционного материала), речь о которых шла на экскурсии по 5-балльной шкале: по числу правильно определенных объектов (ни одного правильно определенного из 5предъявленных - 0 баллов, 5 из 5 - 5 баллов).


Карта наблюдений

об-ся

Раздел1

Раздел2

Раздел3

реферат

тест

Рабочая тетрадь

распознавание

Зачет меропр

Рабочая тетрадь

распознавание

Зачет мероприятие

Рабочая тетрадь

распознавание

Зачет мероприятие

1.



2.




Литература для учителя.

1. Алексеев С.В., Н.В.Груздева «Практикум по экологии». М.: «АО МДС»,1996г.

2. Дежникова Н.С., И.В.Цветкова «Экологический практикум». М.: «Педагогическое общество России»,2001г.

3.Лихачев Д. С. Русская культура. СПб., 2000. С. 91-101. likhachev.lfond.spb.ru/articl100/Russia/ekolog.pd

4. Мамедов Н.М., И.Т.Суравегина «Экология».- М.: «Школа-Пресс»,1996г.

5. Осипова Г.И. «Опыт организации исследовательской деятельности школьников». Волгоград: «Учитель»,2007г.

6. Самкова В.А., А.С.Прутченков «Экологический бумеранг».-М.: «Новая школа»,1996г.

7. Суравегина И.Т., В.М.Сенкевич «Как учить экологии». М.: «Просвещение»,1995г.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 9. Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения / Под. ред. В.М. Захарова. - М.: Акрополь, Центр экологической политики и культуры, Центр экологической политики России, 2008. 10. Человек и природа: дискуссии, ролевые игры, библиотечные уроки. 5-11 классы / авт.-сост. Т.Н. Андреева. - Волгоград: Учитель, 2009.

СD: Экология. Общий курс.

CD: Методическое пособие. Как организовать полевой экологический практикум.

Литература для учащихся.

1. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. Ленинград: «Детская литература», 1974г.

2. Городинская В.С. «Живое-живому». М.: «Знание»,1988г.

3. Колбовский Е.Ю. «Экология для любознательных». Ярославль: «Академия Холдинг»,2003г.

4. Костко О.К. Экология». М.: «Аквариум»,1997г.

5. Левитман М.Х. «Экология-предмет: интересно или нет?». С.-Петербург: «Союз»,1998г.

6. Мамедов Н.М., И.Т.Суравегина «Экология-задания и тесты».М.: «Школа-Пресс»,1996г.

7. Новиков Ю.В. «Природа и человек». М.: «Просвещение»,1991г.

8. Шостак С.В. «Записки натуралиста». Минск: «Урожай»,1971г.


Пояснительная записка.

Если хочешь научить меня чему-то, Позволь мне идти медленно… Дай мне приглядеться… Потрогать и подержать в руках Послушать… Понюхать… И может быть попробовать на вкус… О, сколько всего я смогу Найти самостоятельно!

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями - на другую - формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели - установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности.

Программа ―Я - исследователь‖ - интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы «Начальная школа 21 века», методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.

Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Основные принципы реализации программы - научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.


© 2010-2022