- Преподавателю
- Другое
- Сценарий праздника Всемирный день воды
Сценарий праздника Всемирный день воды
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кусаева А.Т. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«Всемирный день воды»
Цель: показать необходимость воды для всего живого на Земле.
Задачи:
-
Закрепление системы представлений учащихся о разнообразии состояний и свойствах воды, ее значении в природе и жизни человека.
-
Развитие наблюдательности, творческих способностей детей.
-
Воспитание любви к природе, привитие навыков экономного расходования воды в домашних условиях.
Ход праздника
1 ведущий: Угадайте, о каком веществе идёт речь. Это вещество очень распространено в природе, но в чистом виде практически не встречается. Без этого вещества жизнь невозможна. У древних народов оно считалось символом бессмертия и плодородия. В общем, это - самая необыкновенная жидкость на свете.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама,
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ... (Воды.)
2 ведущий: 22 марта объявлен Международным днем воды. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому что она всё чаще требует защиты.
А всякая ли вода годится для наших нужд. Ведь большую ее часть составляют моря и океаны - это соленая вода. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы получите воду рек и озер.
Хлеб, воздух, вода - простые вещи. Но давайте подумаем, много ли мы знаем о воздухе, которым дышим, или о воде, которую каждый день пьем? Знаете ли вы, что состав и свойства обычной водопроводной воды не менее загадочны, чем происхождение марсианских каналов? Мир привычных вещей таит в себе очень много загадок. И каждый человек стремится разгадать их.
Полезная, нежная, просто безбрежная,
Жизнь нам дарящая, гордая, властная,
Холодная, жгучая, в гневе могучая.
В мир ты приходишь рекой, океанами,
В доме встречаешь открытыми кранами,
Каплей росы, что укрыла трава,
Слезным дождем, что нам шлют небеса.
Жизнь без тебя на Земле невозможна,
И будем действовать мы осторожно,
Чтоб сохранилась твоя чистота -
1 ведущий: Интересные факты о воде:
-
Вода - единственное вещество на земле, встречающееся в трех естественных состояниях - твердом, жидком и газообразном.
-
Если бы все люди употребляли в пищу и использовали на корм скоту растительность морей и океанов, то пищи было бы достаточно для 290 миллиардов человек.
-
Вода составляет 80% массы тела ребенка и 70% массы тела взрослого человека.
-
За счет Мирового океана в атмосферу поступает до 50% кислорода и 82% влаги.
-
В озерах сосредоточено более 26 тысяч метров кубических пресных вод.
-
Полный цикл круговорота воды в атмосфере продолжается 10 дней, в реках - 20 дней, озерах и водохранилищах - 7 лет, океане - 3000 лет.
Вода - это удивительное вещество и в этом вы сейчас убедитесь. Итак, первые вопросы о воде. Будьте внимательны!
Вступление:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться.
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить -
Без воды нам не прожить.
Сегодня мы с вами постараемся раскрыть многие тайны подводного мира и узнаем много интересного о воде. Вы будете путешествовать как ручейки, перенося драгоценную воду в стаканчиках. В тихих заводях вас ждут вопросы, задания, загадки о воде. За каждый правильный ответ или выполненное задание команда получит в награду 1 колпачок чистой воды. По количеству собранной и сохранённой (берегите каждую каплю!) воды будут проводиться итоги игры. Вас ждут заводи: "Опытная", "Дегустационная", "Песенная" и др. Итак, в путь "ручейки"! Быстрой вам воды!
Выбираем две команды. Команда «Родник» и команда «Сосульки»
1. Заводь "Опытная"
Какой только воды не бывает на свете!
Есть вода морская и речная.
Озерная и ключевая,
Мёртвая и живая,
Газированная и минеральная,
Питьевая и индустриальная,
Колодезная и водопроводная,
Дождевая и болотная,
Есть даже вода тяжёлая,
А есть вода и весёлая,
Солнечная, чудесная,
Привозная и местная,
Волшебная, талая,
Большая и малая,
Сточная, проточная,
Чистая и грязная, …
Ну, в общем, очень разная.
Вода - это удивительное вещество и в этом вы сейчас убедитесь. Итак, первые вопросы о воде. Будьте внимательны! (командам по очереди)
-
Может ли вода двигаться вверх? ( может под давлением, у растений от корней к листьям_
-
На поверхности планеты Земля вода занимает:
-
50 %
-
29%
-
71%
А знаете ли вы: 1. Какая вода на вкус? 2. Какой у воды запах? (посмотреть, понюхать) 3. Будет ли ложка видна в стакане с молоком 4. Что произойдёт с сахаром, если его размешать в воде? 5. Что произойдёт, если воду вскипятить? 6. Что произойдёт если воду вынести на холод?
Ответы:
-
вода без вкуса;
-
вода без запаха;
-
вода прозрачная;
-
вода растворитель;
-
пар;
-
лёд.
-
Заводь "Загадочная"
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке? (Снежинки)
Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнце свет -
Рухнул мост, и щепок нет. (Радуга)
Бел, да не сахар,
Не колючий, светло-синий (Иней)
Ног нет, а идёт?
По кустам развешан …(Cнег)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно … (Лёд)
Детки сели на карниз,
И растут всё время вниз. (Сосульки)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик - в роднике,
А широкий - в море. (Река)
В тихую погоду,
Нет нас нигде,
А ветер подует -
Бежим по воде. (Волны)
День и ночь кричит,
А голос не устаёт? (Водопад)
Кругом вода,
А с питьём беда. (Море)
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке,
Узнаете меня. (Ручеёк)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
И пошли искать их днём,
Ищем, ищем не найдём. (Роса)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт. (Дождь)
В новой стене,
В круглом окне
Днём стекло разбито,
За ночь вставлено. (Прорубь)
Дождь прошёл, а я остался
На дорожке во дворе.
Воробьи во мне купались
На потеху детворе.
Но до завтрашнего дня
Солнце высушит меня. (Лужа)
Не вода и не суша -
На лодке не уплывёшь,
И ногами не пройдёшь. (Болото)
Пушистая вата,
Плывёт куда-то
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облака)
По небесам оравою,
Бредут мешки дырявые.
И бывает - иногда,
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше,
От дырявой …(тучи)
-
"Весёлые ручейки"?
-
Пройти со стаканом, полным воды, по определённому маршруту, не расплескав воду.
-
Перенести воду ложкой из стакана на определенное расстояние. Чья команда больше7
-
"Вода и человек"
-
Человеческий организм состоит из воды на:
-
20%
-
50%
-
70%
-
Назовите народные обряды, связанные с водой?(День Нептуна, крещение)
-
Назовите методы лечения водой?
-
Назовите главные причины нехватки пресной воды на земле:
-
её отсутствие;
-
её загрязнение;
-
"Охранная"
Нет ничего более драгоценного, чем чудесная, самая обыкновенная чистая вода. "Вода дороже золота", - утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. " Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами …Ты самое большое богатство на свете ", - писал о воде Антуан де Сент-Экзюпери. Действительно, вода - самое большое богатство, без которого ни один человек не сможет прожить более 3-х - 5-ти дней. Но иногда люди забывают про это богатство и разбазаривают её по пустякам.
Сегодня утром мы получили письмо от некогда большой, бурлящей и полноводной реки. ("Жалобы реки" (отрывок) Роберт Бернс)
Здравствуй, человек!
Во мне остался только ил.
Небесный зной жестокий
Ручьи до дна пересушил,
Остановил потоки.
Живая быстрая форель,
В стремительном полёте
Обречена попасть на мель,
Барахтаться в болоте.
Увы, ничем я не могу,
Помочь своей форели
Она лежит на берегу,
И дышит еле-еле.
Давно ли я у грозных скал ,
Бурлила и ревела ,
И водопад мой бушевал,
Вскипая пеной белой.
Прошу, припав к твоим ногам,
Во имя прежней славы.
Ты посади по берегам
Кусты, деревья, травы.
Когда придёшь под сень ветвей,
Плеснёт играя рыба,
И благородный соловей
Тебе споёт спасибо.
Пускай прохожего ольха,
Манит своей прохладой,
А дуб укроет пастуха,
От ливня и от града.
Пусть ёлки тянутся ко мне,
Своей зубчатой тенью,
И видят в ясной глубине
Верхушек отраженье.
Пускай берёз листва звенит,
На каменных утёсах,
И мой боярышник хранит
Певцов звонкоголосых.
Воду нужно беречь! Это должен понять и запомнить каждый! Придумайте обращения к отдыхающим у воды людям, к рыбакам, туристам (оформить их в виде листовок).
-
"Вода и здоровье"
Если не хочешь чихать и сморкаться,
Лекарство глотать и микстуру,
Ты должен холодной водой обливаться.
Да здравствуют водные процедуры.
Если желаешь быть грязным, чумазым, немытым,
Чтобы причёска была как на грядке рассада,
То ванна, баня, бассейн и душ должны быть забыты,
А процедуры - особенно водных, - не надо.
Если ты хочешь быть сильным, здоровым и смелым,
Бодрым, красивым, весёлым, умелым.
Должен ты подружиться с водою,
Ну и, конечно, со мною!
Потому что без воды и ни туды, и ни сюды
Кто быстрее при помощи губки осушит чашку с водой.
-
"Дегустационная" заводь
-
Определить вкус воды.
-
Рассказать, чем она полезна человеку. (медовая, чесночная, лимонная, минеральная)?
-
"Песенная" заводь
Вода - это и дождь, и туман, и снег, и иней, и град, и лёд. Вот об этом обо всём дружно мы сейчас споём. За 5 минут команда должна вспомнить как можно больше песен о воде, реке, озере, море, дожде, тумане, радуге …
-
"Театральная" заводь. Каждая команда показывают спектакль на тему: "Жизнь Лягушонка в водоёме".
-
Заводь «Пословицы и поговорки о воде»
-
Наше счастье - дождь да ненастье.
-
Счастливый и в огне не сгорит, и в воде не потонет.
-
Счастье - вешнее ведро.
-
Счастье с бессчастьем, что ведро с ненастьем: живут переменчиво.
-
Беда, что текучая вода: набежит да и схлынет.
-
Все беды пропали, что в воду упали.
-
Лучше хлеб с водою, чем пирог бедою.
-
Не грози щуке морем, а нагому горем.
-
Река не море, тоска не горе.
-
Ходит как дождем прибитый.
-
Хоть волком вой, хоть в прорубь головой.
-
Чужая слеза - вода.
-
В лес дров не возят, в колодец воды не льют.
-
В решете воду не носят.
-
В тихой воде омуты глубоки.
-
Вода сама путь сыщет.
-
Воду варить, вода и будет.
-
Где гроза там и ведро.
-
Где нет воды, тут и блоха не живет.
-
Где снег, там и след.
-
Иголкой колодец не роют.
-
Как роса упадет, так и след пропадет.
-
Кто тонет, за соломинку хватается.
-
Масло с водой не смешаешь.
-
Мокрый дождя не боится.
-
От жару и вода кипит.
-
От дождя - не в воду, от огня - не в полымя.
-
По которой воде плыть, ту воду и пить.
-
Родимое пятно в бане не отмоешь.
-
Тихая вода берега подмывает
-
У реки колодец не копают.
-
Утопающий пить не просит.
-
Водой мельница стоит, да от воды же и рушится.
-
Вольному - воля, спасенному - рай, бешеному - поле, черту - болото.
-
Для муравья и капля - озеро.
-
Крупная рыба в мелкой воде не водится.
-
Кто в кони пошел, то и воду вози.
-
Кулик до воды охоч, а плавать не умеет.
-
Не твоя чаша, не тебе и пить.
-
Все беды в воду - и пузыри вверх.
-
Бывает порою - течет и вода горою.
-
Дорого при пожаре ведро воды, при скудости подаяние.
Подведение итогов
Давайте мы будем природу беречь
Для очень приятных у озера встреч,
Для встреч на поляне, купаний в реке,
Для отдыха дома, а не вдалеке.
Чтоб было природу кому охранять,
Нам нужно все четко и верно понять-
Природы король человек и венец,
Но все ж без нее человеку - конец!
1 чтец:
Гонит капля дождевая
Ручеёк за ручейком,
Те бегут не унывая ,
В реки быстрые. Потом,…
А потом и синь морская!
А за нею - океан!
Воду зря не выпуская,
Закрывай покрепче кран!
приложение
Викторина на праздник воды
-
Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу? (Верблюд).
-
Почему большинство озер не высыхает? (В них впадают реки).
-
Чем знаменито озеро Байкал?
-
Чем объяснить богатство растительного и животного мира по берегам рек и озер? (Хорошие условия для жизни: достаточно тепла, света, кислорода, пищи).
-
Чем различаются горные и равнинные реки? (Скоростью течения).
-
Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Бобр западносибирский, Дальневосточная черепаха, Калужница болотная).
-
Почему вода горных рек очень холодная? (Влияние горных родников).
-
За счет чего в реках пополняются запасы воды? (Осадков, таяния снега и ледников).
-
Какие водоемы называются естественными? Приведите примеры. (Реки, озера, моря - возникают в природе без участия человека).
-
Какие водоемы называют искусственными? (Каналы, пруды, ставки, водохранилища).
-
Какая рыба крякает? (Морской карась).
-
Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Скопа, Кубышка желтая, Средиземноморская черепаха).
-
Какой злак растет под слоем воды? (Рис).
-
Кто ловил рыбу хвостом в проруби? (Волк).
-
У кого хвост бывает только в младенчестве, а потом отпадает? (У лягушки).
-
Эти водные млекопитающие двигаются при помощи хвоста, который в отличие от рыб совершает движения вверх-вниз? (Киты).
-
В своем длинном клюве эта птица приносит младенцев. А от радости она клювом трещит. (Аист).
-
Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Байкальский белый хариус, Рогоз широколиственный, Белый медведь).
-
Назовите подмосковную реку, носящую имя ценной рыбы. (Осетр).
-
Назовите реку в Белоруссии, носящую имя животного, рекламирующего зубную пасту. (Бобр).
-
Назовите реку в Саратовской области, носящую имя хозяйки тайги. (Медведица).
-
Назовите правый приток Самары и левый приток Днестра, которые носят имя мужа коровы. (Бык).
-
Назовите реку во Владимирской области, носящую имя домашней птицы в красных сапожках. (Гусь).
-
Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Горбатый кит, Китайский окунь, Камыш озерный).
-
Какие две рыбы, «обитающие» в разных сказках, исполняют желания, поймавших их людей? (Золотая рыбка и щука).
-
Сколько лет рыбачил старик, пока не поймал золотую рыбку? (Тридцать лет и тир года).
-
Из какой чашечки невозможно пить? (Из коленной чашечки).
-
Кто без глаз, а слезами плачет? (Туча, облако, сосулька, свеча).
-
Назовите любителя зимнего плавания. (Морж).
-
Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Малый лебедь, Уссурийский когтистый тритон, Водяной орех, Кувшинка чисто белая).
-
Как ласточки предсказывают погоду? (Перед дождем летают низко над землей, так как насекомые тоже опускаются вниз).
-
Как кувшинка предсказывает дождь и показывает время? (Закрывает цветки перед дождем и к вечеру).
-
Какое морское животное предсказывает о приближении шторма за 10-15 часов? (Медуза).
-
Как, наблюдая за муравьями, предсказать погоду? (Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы).
-
Детишки какого морского животного рождаются хвостом вперед, чтобы не утонуть в момент рождения? (Кита).
-
Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Белобрюхий тюлень, Малоазиатский тритон, Белокрыльник болотный).
ЗАГАДКИ О ВОДЕ
-
Пушистая вата плывет куда-то, Чем вата ниже, тем дождик ближе.
-
Ног нет, а идет, Глаз нет, а плачет.
-
Горя не знает, а слезы проливает. (Туча или облака).
-
Один льет, другой пьет, Третий зеленеет да растет. (Дождь, земля, растения).
-
Крупно, дробно зачастило, всю Землю напоило.
-
С неба пришел, в землю ушел.
-
Шел да шел, да и в землю ушел. (Дождь).
-
Тонкий, высокий упал в осоку, Сам не вышел, а детей вывел. (Дождь и ручьи).
-
Красное коромысло через реку повисло.
-
Через поля, через луга встала нарядная дуга. (Радуга).
-
Что в руках не удержать?
-
Что в решете не унести. (Воду).
-
Бежит бычок - золотой рожок, Бежит, журчит.
-
Без языка, а говорит, Без ног, а бежит. (Ручей).
-
Посреди поля лежит зеркало, Стекло голубое, рама зеленая. (Пруд).
-
Кругом вода, а с питьем беда. (Море).
-
По морю идет, идет, А до берега дойдет, тут и упадет. (Волна).
-
Не море, не земля, Корабли плавают, А ходить нельзя. (Болото).
-
Иван бежит, а сам кричит И всех на себе носит.
-
Не конь, а бежит, Не лес, а шумит.
-
Зимой спит, а летом шумит.
-
Что шумит без ветра?
-
Без рук, без ног все бежит. (Река).
2 ведущий: Я приглашаю на сцену самых маленьких участников нашего праздника - первоклассников. Они выполнят очень важное задание.
(На листе ватмана два водоема: один из бумаги голубого цвета, другой - из бумаги серого или коричневого цветов. Заранее вырезанных простейших рыбок, водоросли надо приклеить на голубой фон, а все обрезки бумаги, кусочки смятых салфеток - на «грязный» фон.)
Посмотрите все сюда:
Это чистая вода.
Так прозрачна - все видать!
Разных рыб - не сосчитать!
Ну а это что такое?
Грязно-серое, рябое…
Пятна масла, всякий хлам…
Вот, что скажем, братцы, вам …
3 ведущий: Воду нужно беречь! Это должен понять и запомнить каждый! Придумайте обращения к отдыхающим у воды людям, к рыбакам, туристам. (На сцену приглашаются команды 2-4 классов по 4-5 человек. Они оформляют свои обращения в виде листовок.)