Сохранение здоровья детей в условиях детского сада в рамках ФГОС

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровье сберегающие технологии, без которых немыслим педагогический здоровьесберегающий процесс современного детского сада. В широком смысле слова это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического...
Раздел Другое
Класс 1 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опыт работы на стажировочной площадке по ДО в рамках работы

Южно-Якутского образовательного форума

г.Нерюнгри, февраль 2015г.


Сохранение здоровья детей в условиях детского сада в рамках ФГОС

Свое выступление я начну со стихотворения «Золотое детство».

Почему мы называем наше детство золотым?

Потому что мы играем, веселимся и шалим.

Потому что окружает нас заботою семья,

Потому что обожают нас родные и друзья!

На эти все «потому что» ребенок имеет право, и это право подтверждено «Декларацией прав ребенка». А права эти обеспечивают прежде всего семья, образовательные учреждения и в конечном счете все наше государство. Детство по-настоящему будет «золотым», если наши дети будут здоровы и физически, и нравственно.

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными.

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровье сберегающие технологии, без которых немыслим педагогический здоровьесберегающий процесс современного детского сада. В широком смысле слова это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ. Это отражено ФГОС ДО и одна из задач которых следующая: «…охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».

Известно, что здоровье определяется многочисленными вну­тренними и внешними факторами. Поданным Всемирной органи­зации здравоохранения, здоровье - это состояние организма, при котором отсутствие заболеваний сочетается с физическим, психи­ческим и социальным благополучием человека.

Это дает основание считать вопросы охраны и укрепления здо­ровья детей приоритетными направлениями работы дошкольных образовательных учреждений.

В настоящее время Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание вопросам охраны и укрепления здоровья детей и всего населения страны.

Вместе с тем, в последнее время проявляется устойчивая тенденция к уменьшению числа детей дошкольного возраста абсолютно здоровых и с нормальным физическим развитием.

Многочисленные наблюдения врачей, психологов убедительно показали, что нарушения в здоровье имеют уже 35% детей дошкольного возраста. Так, количество детей, имеющих функциональные отклонения в Российской Федерации возросло до 70%, а детей с хроническими заболеваниями - до 17%.

Система образования также несет немалую долю ответственно­сти за здоровье подрастающего поколения, так как значительную часть активного времени жизни ребёнок проводит в дошкольном образовательном учреждении.

Работа в дошкольных образова­тельных учреждениях должна идти как минимум в трех направле­ниях:

  • освоению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми;

  • активное взаимодействие с детьми, с целью формирования ответственности за свое здоровье и освоение способов сохранения здоровья;

  • работа с родителями с целью осмысления важности создания здоровьесберегающих условий в семье.

Все эти направления объединяет образовательная область «Физическое развитие», которое подразделяется «Физическая культура» и «Здоровье»

Содержание области предусматривает решение ряда специфических задач:

- развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации);

- накопление и обогащение двигательного опыта у детей;

- формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Вышеперечисленные задачи призваны обеспечить формирование у ребёнка потребности бережно относиться к своему здоровью, т. е. вести здоровый образ жизни.

Вопросы формирования ЗОЖ мы решаем, используя интегративный метод.

Реализацию процесса интеграции невозможно представить без взаимодействия всего педагогического коллектива, а также родителей воспитанников. Именно поэтому в дошкольном учреждении, разработано комплексно-тематическое планирование, которое помогает решить задачи интеграции. Задачи образовательных областей решаются в различных видах деятельности, интегративно, при взаимодействии всех участников образовательного процесса.

В ДОУ разработана программа оздоровления воспитанников «Я - здоров!», с учетом здоровьесберегающих технологий.

Для реализации программы «Я - здоров!» разработан Комплексный план профилактических мероприятий.

В учреждении создана здоровьесберегающая инфраструктура: физкультурный зал оснащен спортивным оборудованием, необходимым для реализации программы, в каждой группе оборудован физкультурный уголок, позволяющий детям реализовывать потребность в движении, имеется картотека п/игр, игр с правилами, физкультминутками, считалками с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Вся работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей в ДОУ осуществляется в игровой форме, а вся двигательно-игровая деятельность ребенка считается основой его физического развития, обучения, оздоровления и воспитания. Благодаря системному подходу к физкультурно-оздоровительной работе на основе игровой деятельности и разнообразных форм физического развития в ДОУ, мы смогли значительно снизить уровень заболеваемости у детей.

О чем свидетельствует положительная динамика индекса здоровья (см. слайд)

В ДОУ развиваются формы дополнительного образования детей в области физического развития дошкольников (кружок «Юный лыжник», «Гимнастика» для старшего дошкольного возраста)

Результаты работы дополнительного образования отмечены грамотами.

Во многом здоровье воспитанников дошкольного учреждения определяется педагогом, его здоровьем - не только физическим, но и психологическим.

Здоровье педагога…Оно необходимо не только для его профессионального долголетия, но и здоровья детей, наших воспитанников.

Здоровый педагог - здоровые дети.

Поэтому в рамках здоровьесберегающих технологий педагог - психолог предлагает для педагогов различные виды психологической помощи. Система психологических мероприятий включает: консультативную, профилактическую и просветительную работу, применяются методы диагностики эмоционального состояния педагогов. Одним из методов психологической помощи являются релаксационные технологии. Релаксационные технологии применяются в работе и с воспитанниками ДОУ.

Для коррекции эмоционального состояния педагогов: снижение тревожности, повышение самооценки, подзарядка энергией, быстрая релаксация при возбуждении. Широко применяется в детском саду комплексный тренажер «Марафон - Мираж». Исследования и наблюдения за самочувствием педагогов, после посещения данных сеансов, позволяют сделать вывод, что психическое и физическое самочувствие заметно улучшается, что благотворно сказывается на работе с детьми.

Основы здоровье ребёнка закладываются в семье, недостатки же семейного воспитания оборачиваются для ребёнка соматиче­скими и нервно-психическими заболеваниями. (А.И. Захаров, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева и др.). Поэтому решить проблему сохранения здоровья детей в дошкольном обра­зовательном учреждение возможно лишь при активном взаимо­действии с семьей и окружающим социумом, обеспечив тем самым условия формирования здорового образа жизни каждого воспитанника.

Однако, трудности во взаимодействии с родителями начинаются уже с момента определения сути понятия «здоровье» и определении путей и средств его сохранения. Большинство родителей рассматриваю здоровье только как отсутствие заболеваний Поэтому и
эффективные средства для его укрепления видят в рациональном
питании, закаливающих процедурах, лечебных мероприятиях,
посещении спортивных секций.

Поэтому уже на первом этапе взаимодействия с родителями по данной проблеме важно определить отношение родителей к дан­ной проблеме, сферу их интересов.

Для этого мы используем анкеты.

Анализируя анкетные данные, обсуждаем с родителями проблемы здоровьесбережения, важно помочь им разобраться с сутью понятий: «здоровье», «здоровый образ жизни», «физическая культура» и расширить их знания и представления по вопросам воспи­тания здорового ребёнка.

Также изучаем микроклимат семьи, создаем атмосферу доверия между педагогами и родителям.

На втором этапе педагоги обучают родителей конкретным приемам оздоровления детей.

В ДОУ организована «Школа для родителей», где организовываем специальные занятия, на которых родитель получает для себя ответы на актуальные, тревожащие его вопросы, такие. Например: «Как уберечь ребенка от гриппа», «Как подготовить ребенка к школьным нагрузкам», «Сколько времени можно ребенку заниматься за компьютером» и др.

Взаимосвязь между родителями и ДОУ на основе единства целей, содержания с применением современных педагогических технологий позволяет повысить их активность, побудить их к здо­ровому образу жизни и использованию адекватных средств оздоро­вления детей.

С 1 сентября 2013г. в России вступил в силу закон «Об образовании в РФ», в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наше дошкольное учреждение посещает ребенок 3-х лет с синдромом Дауна вместе с мамой.

Поскольку детей с синдромом Дауна в детском саду никогда не было, появилась необходимость создать индивидуальную программу для работы с данным ребенком.

Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно - двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна. Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными, а задачи обучения решаются комплексно.

Данный проект дает надежду вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и определяет процесс интеграции его в общество здоровых детей. Для того чтобы научиться общаться с людьми так, как принято в обществе, ребенок с синдромом Дауна должен посещать детский сад, школу. Право детей с синдромом Дауна на максимальную социальную адаптацию есть, и посещение детских садов и школ в России закреплено законодательно.
Ребенка с синдромом Дауна можно научить многому, что умеет делать обычный ребенок, но для этого нужно гораздо больше времени и усилий со стороны взрослых, и тогда он может достичь самых неожиданных результатов.

Мы живем в XXI веке, веке мобильных телефонов, компьютеров и высочайших технологий, веке стремительного ритма жизни и экологических кризисов, поэтому проблема здоровья и его сохранения является наиболее значимой. И если мы хотим иметь здоровую нацию, необходимо заниматься этой проблемой систематически и целенаправленно.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей в нашем обществе, но если научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально и духовно.


Доклад подготовила ст. воспитатель

МБДОУ «ЦРР - д/с «Дюймовочка»

Г.Р.Устьянцева

4



© 2010-2022