- Преподавателю
- Другое
- Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности В ритме перемен
Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности В ритме перемен
Раздел | Другое |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Назаренко Т.В. |
Дата | 22.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
УТВЕРЖДЕНО: Директор МКОУ «Тальменская СОШ №6» Алексеева Н.Л. _____________________ | УТВЕРЖДЕНО: Советом Школы «Муниципального о Тальменского района Алтайского края» Протокол № от г Президент Совета Школы
|
Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности
в рамках реализации ФГОС ООО, ФГОС НОО общественных объединений обучающихся
на 2013-2018 учебный год
« В ритме перемен»
«Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
Тальменская средняя общеобразовательная школа № 6
Тальменского района Алтайского края»
Паспорт программы внеурочной деятельности
общественных объединений обучающихся
«В ритме перемен»
1.Наименование и вид программы обоснованное описания проблемной ситуации, на решение которой она направлена.
Дополнительная развивающая программа внеурочной деятельности
в общественных объединениях обучающихся в рамках
реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО на 2013-2020 учебный год
« В ритме перемен»
2.Описание участников программы
Администрация школы, рабочая группа педагогов, включающая классных руководителей, педагога-организатора, учителя физической культуры, заведующего библиотечно-информационным центром, руководителя школьного музея, преподавателя - организатора ОБЖ, медицинского работника, представителей Совета школы, совета ДПО «Надежда», совета МО «Союз».
3.Цель и задачи Программы
Цель данной программы заключается в улучшение здоровья учащихся и сотрудников учреждения, в обеспечении здорового образа жизни всего школьного коллектива.
Задачи программы:
- обеспечить здоровый образ жизни для всего школьного коллектива путем создания окружающей среды, благоприятной для укрепления здоровья;
- привести все элементы учебного процесса в соответствие с состоянием здоровья, физическими и психическими возможностями учащихся;
- воспитать в детях чувство ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи и общества;
- обучить навыкам здорового образа жизни и поддержания хороших межличностных отношений.
-снизить вероятность развития антивитальных переживаний и аутоагрессивного поведения ребенка; повышение уровня жизнестойкости подростка.
4.Научные, методологические методические основания программы
- Конвенция о правах ребенка;
- Всеобщая декларация прав человека;
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
- ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования.
- Программа развития «Школа достижения успеха-2» на 2013-2018 годы
- Программа воспитания и социализации обучающихся на 2010-2020 годы
- Федеральный Закон РФ «Об общественных объединениях» 19 мая1995 года №82-ФЗ, принят Государственной Думой 14 апреля 1995 года;
- Закон Р.Ф. «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» Принят Государственной думой 26 мая 1995 года (с изменениями от 21 марта 2002г, 29 июня, 22 августа 2004 г.);
- Устав Учреждения.
5.Необходимость реализации данной программы для достижения указанных целей и решения поставленных задач
Проблема, заключается в том, что в детских, подростковых и молодёжных организациях в образовательных учреждениях не используется система оценки результатов деятельности учащихся, как требуют ФГОС. Не достаточно разработана оценка личностных результатов: уровня сформированности ценностного отношения к здоровому и безопасному образу жизни.
Данная модель обеспечивает интеграцию ресурсов участников образовательных отношений в целях позитивной самореализации личности ученика, в том числе:
-создает условия для возможности вырабатывать новые подходы управления образовательным процессом в учреждении, основываясь на согласовании и учете интересов участников школьного сообщества: педагогов, учащихся и родителей;
-обеспечивает наличие структуры управления образованием в учреждении, в которой каждый субъект управления наделен конкретными полномочиями и ответственностью;
-обеспечивает согласованное и взаимно принятое распределение полномочий и ответственности между субъектами управления образованием на уровне школы;
-формирует систему разрешения противоречий и конфликтов, возникающих между субъектами управления.
-предоставляет возможность организации внеурочной деятельности школьников в общественных объединениях для повышения качества образования, развития социальных, адаптивных умений школьников;
- создает условия для выбора направлений внеурочной деятельности с учетом запросов родителей и учащихся;
- обеспечивает рост учащихся, участвующих в самоуправлении общественных объединений;
- создает условия для воспитания будущих активных субъектов гражданского общества.
6.Структура и содержание программы
- Титульный лист;
-Пояснительная записка;
-Тематический план с указанием видов деятельности обучающихся;
-Планируемые результаты обучающихся;
- Способы и формы оценивания результатов обучающихся;
- Учебно- методическое обеспечение воспитательного процесса.
7.Используемые методики, технологии, инструментарий
Методики: Дискуссионные площадки(четыре раза в год проводятся дискуссионные площадки в 3 этапа: 1 этап встреча со специалистом, 2 этап обсуждение на форуме АИС «Сетевой город», 3 этап «Круглый стол» , игровые методики (ролевые игры- учащимся предлагалось выступить в роли человека с плохим зрением, спортивные игры(волейбол, пионер бол , минифутбол, дартс, настольные игры шашки, шахматы, домино и др), работа с понятиями(при подготовительной работе к плановым и стихийным движениях при разработке проектов, при подготовке проведения акций и.т.д.) активные (участие в флеш-мобах, проведение массовых зарядок, фотографирование, создание фильмов из опыта работы, выпуск плакатов, листовок, стенгазет, подготовка материалов на сайт школы) и интерактивные методики (обсуждение актуального вопроса на форуме АИС «Сетевой город», взаимодействие с участниками группы волонтёров Алтайского края в социальной сети, анкетирование, опросы, тестирование) поисковая творческая деятельность (подготовка к социальным и исследовательским проектам), выбор решения на основе имеющихся альтернатив(свободный выбор на участие в общественных движениях и акциях), работа с документом (при подготовке и работе над социальными и исследовательскими проектами).
Технологии: здоровьесбережение (все мероприятия направлены на формирование ценностного отношения к здоровому и безопасному образу жизни), проблемное обучение(нахождение пути решений заданной проблемы при создании и реализации социальных проектов, участие обучающихся в процедурах самообследования), системно-деятельностный подход в обучении(стихийные движения и акции по инициативе обучающихся, при проведении которых обучающиеся самостоятельно определяют проблемы, пути его решения и стремятся к достижении планируемых результатов в рамках ЗОЖ)
Инструментарий разрабатывается рабочей группой учреждения на основе опыта изложенного в сборнике научных трудов Вальдмана И.А.
8.Критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы
Условием эффективности является готовность администрации и органов коллегиального управления учреждением предоставлять полномочия, ответственность и ресурсы общественным организациям по мере их становления.
Риском для использования опыта может стать:
-отсутствие мотивации педагогов школы для организации данной деятельности с учащимися;
-особую сложность может вызвать работа с детьми «группы риска». Необходима помощь педагога-психолога;
-отсутствие необходимой материальной базы в школе для реализации инициатив общественных объединений.
9.Сферы ответственности, основные права и обязанности участников программы
Права и обязанности участников программы:
№
Участники
программы
права
обязанности
ответственность
1
Педагоги, специалисты
-На участие в мероприятиях в рамках формирования здорового образа жизни.
-На инициативу проведения внеплановых мероприятий
На принятие участие разработки мероприятий
-На участие в процедурах самообследования и оценки его проведения.
Выбор видов мероприятий и форм участия в них.
-Поддерживать инициативу у участников образовательного процесса
-Создавать условия для организации проведения мероприятий
Осуществлять консультационное сопровождения мероприятий
Недопущение анетиобщественных действий участников мероприятий, направленных на антипропаганду ЗОЖ;
-обеспечение безопасности за жизнь и здоровье обучающихся во время мероприятий.
2
обучающиеся
-Вести здоровый образ жизни.
-Принимать участие в инициируемых ими мероприятиях
-
Несут ответственность за реализации собственных инициатив и принимаемых решений
3
родители
10.Ресурсы необходимые для эффективной реализации программы
Требования к специалистам, реализующим программу:
-педагогическое образование;
- являются педагогическими работниками учреждения реализующего программу;
- выполнение работником пребываний предусмотренных должностной инструкцией в рамках трудовой функции «Воспитательная деятельность»
Перечень учебных и методических материалов необходимых для реализации программы:
1.Антинаркотическое воспитание: учебное пособие.-Барнаул,2012.
2. Методические рекомендации по реализации мониторинга здоровья обучающихся: разработка и утверждение показателей эффективности деятельности подведомственных государственных организаций общего образования общего образования / сост.В.Ф. Лопуга.- Барнаул: АКИПКРО 2013.
3.10 лет программе «Разговор о правильном питании». Итоги и перспективы: Информационный сборник/Составитель А.Г. Макеева.М: ОЛМА Групп, 2009.
4.Вальдман И.А. Самооценка школы как инструмент эффективного управления общеобразовательным учреждением. // Теоретико-методологические основы проектирования современной системы управления образованием: Сборник научных трудов / ФГНУ ≪Институт управления образованием≫ РАО; под общей ред. С.Ю. Новоселовой. - М. ; СПб. : Нестор-История,2013.-с.72-91.
5.Вальдман И.А. Самооценка школы: основные понятия. [Электронный ресурс] // И.А. Вальдман // Проблемы современного образования. - 2012. - № 2. - С.115-124. - Режим доступа: pmedu.ru/res/2012_2_11.pdf.10.
6.Вальдман И.А. Самооценка школы: назначение и базовые элементы. [Электронный ресурс] // Семинар « Управление качеством работы школы на основе самооценки» г. Барнаул 12 - 13 июня 2013.
7. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Формула правильного питания/Методическое пособие.- М.:ОЛМА Медиа Групп, 2011.
8. Здоровое поколениеXXI века: материалы VII краевой научно-практической конференции (Текст) -Барнаул, 2009
9. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования .-М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.
Требования к материально- технической оснащённости организации, осуществляющей образовательную деятельность, для реализации программы:
Помещение: актовый зал, учебный кабинет ИКТ, спортивный зал, школьная рекреация.
Оборудование: компьютеры с доступом к интернет- сети, доступ участников к форуму АИС. Сетевой город.Образование., мультимедийный проектор, экран, звукоусилительная аппаратура.
Инструментарий: разрабатывается рабочей группой учреждения на основе опыта изложенного в сборнике научных трудов Вальдмана И.А.
Требования к информационной обеспеченности организации, осуществляющей образовательную деятельность, для реализации программы:
Библиотечно-информационный центр, оборудованный компьютерами с доступом к Интернет - сети, множительной техникой
Школьный сайт
Информационные стенды в рекреациях учреждения.
11. Сроки и этапы реализации
Первый этап 2014-2015 г. Подготовительный. Анализ работы общественных объединений на базе МКОУ «Тальменская СОШ №6». Обновление локальных актов:
1) Программа воспитания и социализации обучающихся на 2013-2018 г.г. (в рамках реализации Воспитательной компоненты)
2) Устав школы
3) «Положение о творческом экзамене-компоненте внутришкольной системы оценки достижения образовательных результатов»
4) Оптимизационную модель внеурочной деятельности МКОУ «Тальменская СОШ №6»
5) Проект «Здоровое будущее-залог успешности» программы развития учреждения «Школа достижения успеха -2» на 2014-2019 годы.
6) Подпрограмма «Здоровый ученик -успешный ученик»
7) Разработка блок-схемы модели внеурочной деятельности МКОУ «Тальменская СОШ 6» в рамках реализации ФГОС ООО.
Второй этап 2014 - 2015 г.г. Основной. Реализация мероприятий по решению задач проекта «Здоровое будущее - залог успешности». Создание условий для занятий учащихся хореографией, волейболом, кикбоксингом, борьбой, хоккеем на основании договоров о социальном партнёрстве с ДЮСШ и ТДШИ. Обновление содержательного раздела основной образовательной программы учреждения, введение внеурочной деятельности из части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса по направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, социальное, общекультурное, открытие кружка «Учусь создавать проект», с целью обучения детей по созданию проектов в том числе по проблемам правильного питания.
В подпрограммах воспитания и социализации в рамках реализации воспитательной компоненты ООО наряду со следующими направлениями: гражданско-патриотическое, нравственное и духовное, воспитание положительного отношения к труду и творчеству, интеллектуальное, социокультурное и медиакультурное, культуротворческое и эстетическое, правовое воспитание и культура безопасности, воспитание семейных ценностей, формирование коммуникативной культуры, экологическое, определить здоровьесберегающее направление как одно из приоритетных в выборе учащимися по предложенным мероприятиям.
Создание программы по формированию жизнестойкости обучающихся в МКОУ «Тальменская СОШ 6».
Проведение мероприятий согласно разработанным проектам программы «В ритме перемен»:
- проект «На стыке интересов»
- проект «Время выбирать»
-проект «Время действовать»
Третий этап 2018 г. Аналитический. Обработка итогов за прошедший период. Определение дальнейших целей и путей развития.
12.Ожидаемые результаты реализации программы (промежуточные и итоговые)
В результате реализации программы «В ритме перемен» будет обеспечено:
-увеличение количества учащихся, участвующих в коллегиальном управлении общественных объединений, которое позволит увеличить охват школьников постоянно действующими общественными объединениями и общественными движениями, направленными на формирование ЗОЖ;
- проведение не менее двух за учебный период постоянно-действующих дискуссионных площадок для свободного самовыражения педагогов, учащихся и родителей, в том числе на форуме «АИС. Сетевой город. Образование» по проблемам здорового и безопасного образа жизни;
-результативность мероприятий просветительской направленности, способствующих здоровье сбережению (отказ от курения), профилактике правонарушений (отсутствие преступлений);
- вовлечение участников образовательных отношений (родителей, лиц их заменяющих) в общественно-значимые проекты по инициативе общественных объединений учреждения;
-увеличение количества организаций района, ставших партнерами в решении образовательных задач общественных объединений обучающихся по вопросам здорового и безопасного образа жизни
13.Критерии оценки достижения планируемых результатов
Качественные:
-Рост уровней по формированию качеств по показателям:
для младших школьников и подростков с 1 уровня до 2 уровня (при максимальном до 3 уровня), проявляющих а) отношение к обществу, б) отношение к людям в) отношение к себе
для молодежи рост с +5 до +20 баллов (при максимальном +28 баллов) - а) отношение к миру, б) отношение к семье, в) отношение к Земле (природе), г) отношение к культуре) отношение к человеку как к иному.
Количественные:
-доля учащихся, участвующих в самоуправлении общественных объединений- 20% от числа учащихся школы, и как результат, 100% участие школьников в постоянно действующих общественных объединениях и общественных движениях по вопросам формирования здорового и безопасного образа жизни.
-мероприятия просветительской направленности, способствующие здоровье сбережению (отказ от курения -до 100%), профилактике правонарушений (отсутствие преступлений- до 100%).
-вовлечение до 50% участников образовательных отношений в деятельность не менее двух за учебный период созданных и постоянно-действующих дискуссионных площадок для свободного самовыражения педагогов, учащихся и родителей, в том числе на форуме «АИС. Сетевой город. Образование»
-доля учащихся, вовлеченных в общественно-значимые проекты по вопросам ЗОЖ , по инициативе общественных объединений - до 40%.
-количество организаций района, ставших партнерами общественных объединений обучающихся в решении образовательных задач по формированию ЗОЖ - до 10;
-количество учащихся, ставших участниками и победителями районных, краевых конкурсов волонтеров и лидеров (ежегодно не менее 1 победителя во всех объявленных конкурсах учредителем и Главным управлением образования и молодежной политики Алтайского края)
-доля учащихся, представляющих свои достижения в общественной деятельности через защиту программы саморазвития «Мой выбор» на творческом экзамене -20% от числа учащихся школы.
-доля обучающихся из семей, удовлетворенных воспитательным процессом и наличием положительной динамики результатов воспитания -98%
14.Сведения о практической апробации программы на базе МКОУ «Тальменская СОШ №6»
Программа реализуется на базе МКОУ «Тальменская СОШ №6» в течение двух лет. В реализации программы участвуют 100% обучающихся, 25 % родителей обучающихся, социальные партнёры: 7 организаций ( ДЮСШ, ТДШИ, КБУЗ «Тальменская ЦРБ», МУК «Тальменская межпоселенческая библиотека», МБУК «Тальменская районный краеведческий музей», Пожарная часть №30 ФПС ФГКУ 3 отряд ФПС по Алтайскому краю, КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения Тальменского района)
Созданию условий для формирования успешного взаимодействия участников образовательных отношений на основе открытости, полноты и достоверности информации, взаимопонимания и доверия способствует разработанная децентрализованная модель управления воспитанием и обучением общественных объединений обучающихся - оптимизационная модель внеурочной деятельности МКОУ «Тальменская СОШ №6».
Система деятельности общественных объединений включает разные мероприятия организационного и управленческого характера. К постоянно действующим детским, подростковым и молодежным общественным организациям и их плановой деятельности введены новые формы деятельности общественных объединений:
- общественные движения, которые планируются советами организаций и осуществляются в течение года. Главной целью общественных движений является вовлечение в социально значимые проекты, акции большинства участников образовательных отношений. Основные направления экологическое, спортивное, здоровьесберегающее, просветительское.
-стихийные движения, возникающие по инициативе старшеклассников вне утвержденного плана, но в обязательном порядке одобренные большинством членов совета молодежной организации и администрацией школы.
-дискуссионные площадки для свободного самовыражения участников образовательных отношений, которые дают возможность вырабатывать новые подходы управления образовательным процессом по вопросам формирования здорового образа жизни в учреждении, основываясь на согласовании и учете интересов участников школьного сообщества: педагогов, учащихся и родителей, в том числе на форуме «АИС. Сетевой город. Образование».
Деятельность общественных объединений также направлена на осуществление исследовательских и социальных проектов по темам ЗОЖ, которые представляются на районных и краевых конкурсах «Лидер», «Волонтер года», конкурс социальных проектов «Я - гражданин», краевой межведомственный проект «Раскачай мир».
Деятельность детских, подростковых и молодежных общественных организаций предполагает активный поиск социальных партнеров для совместной реализации проектов. Такими партнерами становятся органы государственно-общественного управления школы Совет школы, органы коллегиального управления учреждением Суд Чести, широкая родительская общественность, учреждения и общественные организации социума поселка (районный краеведческий музей, районная газета, телевидение, районный совет ветеранов и другие). Такое сотрудничество учащихся и взрослых способствует установлению успешных отношений государственного и общественного управления в школе. Эти отношения благоприятно влияют на повышение качества образования, развитие социальных, адаптивных умений школьников. Кроме того, в рамках системы управления качеством образования учащиеся могут представлять свои достижения в общественной деятельности для оценки личностных, метапредметных результатов на творческом экзамене.
Существующая в школе оптимизационная модель внеурочной деятельности способствует созданию условий для выбора направления внеурочной деятельности учащихся:
-через модель дополнительного образования, которая предполагает деятельность отделений школы искусств: хореография, изобразительное искусство и ДЮСШ на базе общеобразовательного учреждения;
- через систему деятельности общественных объединений (постоянно действующих клубов по интересам, штабов, отрядов, дискуссионных площадок и т.д.; общественных движений, акций, проектов и т.д.; стихийных движений);
- через участие в реализации мероприятий проекта «Здоровое будущее-залог успешности» программы развития учреждения «Школа достижения успеха -2» на 2014-2019 годы, подпрограмма «Здоровый ученик -успешный ученик».
Ведущая идея педагогического опыта
Наш педагогический коллектив исходит из идеи, что каждая современная школа должна стать мощным институтом и инструментом выращивания будущих активных субъектов гражданского общества, у которых сформированы ценности здорового и безопасного образа жизни. Коллектив педагогов считает, что каждый человек обладает своей уникальностью, особой индивидуальной сущностью, которую он реализует в процессе своей жизни. Именно эта индивидуальная сущность во многом определяет процесс самоопределения человека, его выбор того или иного рода деятельности и средств достижения цели. Каждый ученик должен почувствовать себя личностью освоившей правила индивидуального и коллективного безопасного поведения.
В школе создана нормативно-правовая база для реализации дополнительной развивающей программы внеурочной деятельности в общественных объединениях обучающихся в рамках реализации ФГОС ООО на 2013-2018 годы «В ритме перемен»:
-Оптимизационная модель внеурочной деятельности МКОУ «Тальменская СОШ №6»
-Договора о социальном партнерстве
«Положение о творческом экзамене-компоненте внутришкольной системы оценки достижения образовательных результатов»
Ежегодно на заседании Совета Школы педагог-организатор, курирующий деятельность общественных объединений совместно с председателями советов постоянно действующих общественных объединений отчитываются о своей работе, вносят коррективы в план деятельности.
Результаты:
-доля учащихся, участвующих в самоуправлении общественных объединений- 15% от числа учащихся школы, и как результат, 93% участие школьников в постоянно действующих общественных объединениях и общественных движениях направленных на формирование здорового и безопасного образа жизни.
-мероприятия просветительской направленности, способствующие здоровье сбережению (отказ от курения - 11 учащихся), профилактике правонарушений (отсутствие преступлений).
-доля учащихся, вовлеченных в общественно-значимые проекты по инициативе общественных объединений - 25%
-количество организаций района, ставших партнерами в решении образовательных задач общественных объединений обучающихся - 7;
-наблюдается положительная динамика роста участий и побед учащихся в конкурсах, объявленных учредителем и Главным управлением образования и молодежной политики Алтайского края: на районном уровне конкурс «Лидер» 2012г -2 место, 2013г - 1 место; конкурс «Команда-лидер» 2013г-1 место (4уч-ся), конкурс отрядов ЮИД «Законы улиц и дорог» 2012г -1 место (7 уч-ся), 2013г -1 место (7уч-ся), фотоконкурс «Моменты счастья» 2012г -1место (2 уч-ся), 2013г - 1 место; на межокружном уровне конкурс «Волонтер года 2013» - 1 место в Заринском образовательном округе, краевой конкурс лидеров волонтерских объединений «Волонтер года 2013» -диплом I степени., краевой межведомственный проект «Раскачай мир» сертификат участника,
-доля обучающихся из семей, удовлетворенных воспитательным процессом и наличием положительной динамики результатов воспитания -98%
-Положительная динамика сформированности качеств по показателям:
для младших школьников и подростков с 1 уровня до 2 уровня (при максимальном до 3 уровня), проявляющих а) отношение к обществу 2 уровень, б) отношение к людям 2 уровень, в) отношение к себе 2,3.
для молодежи рост с +5 до +20 баллов (при максимальном +28 баллов) - а) отношение к миру +10, б) отношение к семье +25, в) отношение к Земле (природе) +16,6, г) отношение к культуре +13,4,
д) отношение к человеку как к иному +8,3.
УТВЕРЖДЕНО:
Директор МКОУ
«Тальменская СОШ №6»
Алексеева Н.Л.
_____________________
УТВЕРЖДЕНО:
Советом Школы «Муниципального о
Тальменского района Алтайского края»
Протокол № от г
Президент Совета Школы
Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности
в рамках реализации ФГОС ООО, ФГОС НОО общественных объединений обучающихся
на 2013-2018 учебный год
« В ритме перемен»
«Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
Тальменская средняя общеобразовательная школа № 6
Тальменского района Алтайского края»
Составители:
Педагог-организатор
Назаренко Т.В.
Пояснительная записка
Большую часть своего детства человек проводит в школе. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Школа для ребенка - это не просто учреждение, где он получает набор определенных знаний по разным предметам, школа - это место, где он осваивает разнообразные социальные роли, готовит себя для взрослой жизни. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способности каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями, ценностями здорового и безопасного образа жизни. Успех будет гарантирован в том случае, если ребёнок прошел процесс воспитания и социализации в школе, и от того какие знания сумел приобрести. Федеральные государственные общеобразовательные стандарты конкретизируют соотношение между образованием и воспитанием, за этот период воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, который пронизывает собой и учебную, и внеурочную деятельность. Если предметные результаты учащихся достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов и мотивов. Самоутверждение детей в социально полезной и просветительской деятельности по ЗОЖ происходит более эффективно в детских объединениях различной направленности на базе школ. В этих объединениях дети чувствуют себя более комфортно, могут найти понимание, поделиться своими тревогами и радостями. В силу этих причин они реализуют свой индивидуально-творческий и лидерский потенциал, получают возможности для проявления и развития социальной активности, повышения гражданского самосознания, развития чувства собственного достоинства, самостоятельности, ответственности в принятии решений, независимости суждений, способности к свободному выбору сфер своей жизнедеятельности, образа жизни. Детей нужно готовить не только к тому, чтобы выжить, но и пробуждать в них желание стать сторонниками ЗОЖ, активными, творческими гражданами своей жизни. Человек полноценно может развиваться только в коллективе, где пропагандируется и принимаются общечеловеческие ценности, в том числе ценности здорового и безопасного образа жизни.. Правильное воспитание может быть организованно путём создания сильных коллективов.
Программа духовно-нравственного развития школьников
Цель данной программы заключается в улучшение здоровья учащихся и сотрудников учреждения, в обеспечении здорового образа жизни всего школьного коллектива.
Задачи программы:
- обеспечить здоровый образ жизни для всего школьного коллектива путем создания окружающей среды, благоприятной для укрепления здоровья;
- привести все элементы учебного процесса в соответствие с состоянием здоровья, физическими и психическими возможностями учащихся;
- воспитать в детях чувство ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи и общества;
- обучить навыкам здорового образа жизни и поддержания хороших межличностных отношений.
-снизить вероятность развития антивитальных переживаний и аутоагрессивного поведения ребенка; повышение уровня жизнестойкости подростка.
Проекты, мероприятия и контрольные (целевые) показатели реализации проектов (план с указанием видов деятельности обучающихся)
Направления реализации программы:
Проект № 1 «На стыке интересов»
Проект № 2 «Диалог на равных»
Проект № 3 «Время действовать»
Проект № 1 ««На стыке интересов»
Задачи:
-
Создать условия для выбора системы деятельности общественных объединений через постоянно действующие общественные движения, акции, проекты, исследовательские работы.
-
Вовлечение большинства участников образовательных отношений в стихийные движения через акции, фотовыставки, конкурсы.
Плановые общественные движения планируются советами организаций и осуществляются в течение года. Главной целью плановых общественных движений является вовлечение в социально значимые проекты, акции большинства участников образовательных отношений. Основные направления - благотворительное, экологическое, спортивное. Стихийные движения, возникающие по инициативе старшеклассников вне утвержденного плана, но в обязательном порядке одобренные большинством членов совета молодежной организации и администрацией школы.
Схеме №1.
Проект 1.
2014-2015
Плановое общественное движение
«Моя малая Родина, где мы родились и живём»
01.09.2014- 28. 01.2014
Плановое общественное движение
«70- летие Великой Победы»
01.01.2015-25.05.2015
2016-2017
Плановые общественные движения
« Моя страна, моя Россия»
01.09.2016- 25.05.2017
2017-2018
Плановые общественные движения
« Алтайский край»
01.09.2017- 25.05.2018
Планируемые результаты обучающихся Проекта 1
№ п/п
Показатель
Единица измерения
2013
2014
2015
2016
2017
2018
1.
-доля учащихся, участвующих в самоуправлении общественных объединений- 20% от числа учащихся школы, и как результат,
процент
4
6
8
10
15
20
2
100% участие школьников в постоянно действующих общественных объединениях и общественных движениях
процент
10
20
40
60
80
100
3
-мероприятия просветительской направленности, способствующие здоровье сбережению (отказ от курения - до 100%),
процент
10
20
40
60
80
100
4
профилактике правонарушений (отсутствие преступлений - до 100%).
процент
10
20
40
60
80
100
Проект 2 «Диалог на равных»
Задачи:
1. Создать условие для свободного самовыражения участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и родителей, в том числе на форуме «АИС. Сетевой город. Образование».
2. Обеспечивает согласованное и взаимно принятое распределение полномочий и ответственности между субъектами управления образованием на уровне школы.
Дискуссионные площадки для свободного самовыражения участников образовательных отношений, которые дают возможность вырабатывать новые подходы управления образовательным процессом в учреждении, основываясь на согласовании и учете интересов участников школьного сообщества: педагогов, учащихся и родителей, в том числе на форуме «АИС. Сетевой город. Образование».
Схема 2
Проект 2.
2014 год
2.1
«Встреча со специалистом»
Тема: «Электронная школа, электронные журналы за и против»
07.10.2014
2.2
На форуме АИС. Сетевой город. Образование».
08.10-14.10.2014
2.3
Круглый стол: Электронная школа, электронные журналы за и против»
15.10.2014
2.4
«Встреча со специалистом»
Тема: «Профессиональный стандарт педагога. Какой он современный учитель?»»
19.11.2014
2.5
На форуме АИС. Сетевой город. Образование».
20.11-25.11.2014
2.6
Круглый стол: «Профессиональный стандарт педагога. Какой он современный учитель?»»
26.11.2014
2015 год
2.7
«Встреча со специалистом»
Тема: «Патриотизм в современном мире»
18.02.2015
2.8
На форуме АИС. Сетевой город. Образование».
19.02- 24.02.2015
2.9
Круглый стол: «Патриотизм в современном мире»
25.02.2015
2.10
«Встреча со специалистом»
Тема: «Наша школьная форма»»
13.04.2015
2.11
На форуме АИС. Сетевой город. Образование».
14.04.- 21.04.2015
2.13
Круглый стол: «Наша школьная форма»
22.04.2015
Планируемые результаты обучающихся Проекта 2
№ п/п
Показатель
Единица измерения
2013
2014
2015
2016
2017
2018
1.
-вовлечение до 50% участников образовательных отношений в деятельность не менее пяти созданных и постоянно-действующих дискуссионных площадок для свободного самовыражения педагогов, учащихся и родителей, в том числе на форуме «АИС. Сетевой город. Образование»
процент
10
15
25
30
40
50
Проект 3 «Время действовать»
Задачи:
-
Обучающийся должен самостоятельно мотивировать стратегию достижения успеха.
-
Формирование активной жизненной позиции.
-
Стимулирование всестороннего развития творчества учащихся.
Деятельность общественных объединений также направлена на осуществление исследовательских и социальных проектов, которые представляются на районных и краевых конкурсах «Лидер», «Волонтер года», конкурс социальных проектов «Я - гражданин».
Деятельность детских, подростковых и молодежных общественных организаций предполагает активный поиск социальных партнеров для совместной реализации проектов. Такими партнерами становятся органы государственно-общественного управления школы Совет школы, органы коллегиального управления учреждением Суд Чести, широкая родительская общественность, учреждения и общественные организации социума поселка (районный краеведческий музей, районная газета, телевидение, районный совет ветеранов и другие). Такое сотрудничество учащихся и взрослых способствует установлению успешных отношений государственного и общественного управления в школе. Эти отношения благоприятно влияют на повышение качества образования, развитие социальных, адаптивных умений школьников.
Схема 3
Проект 3. Проекты, мероприятия и контрольные (целевые) показатели реализации проектов
3.1
Участие в районном мероприятии ЮИДД «Законы улиц и дорог»
01.01.13-01.01.18
3.2
Участие в районном фото конкурсе «Моменты счастья»
01.01.13-01.01.18
3.3
Участие в районном конкурсе «Лидер»
01.01.13-01.01.18
3.4
Участие в районном конкурсе актива среднего и младшего звена «Команда Лидер»
01.01.13-01.01.18
3.5
Участи в районном конкурсе актива младшего звена «Радуга талантов»
01.01.13-01.01.18
3.6
Участие в районном конкурсе социально-значимых проектов « Я - гражданин России»
01.01.13-01.01.18
3.7
Участие в краевом конкурсе лидер детских и молодёжных общественных объединений «Лидер XXI века»
01.01.13-01.01.18
3.8
Участие в краевом конкурсе «Волонтёр года»
01.01.13-01.01.18
3.9
Краевой конкурс социально-образовательных и социально значимых проектов « Я - гражданин России»
01.01.13-01.01.18
Планируемые результаты обучающихся Проекта 3
№ п/п
Показатель
Единица измерения
2013
2014
2015
2016
2017
2018
1.
--доля учащихся, вовлеченных в общественно-значимые проекты по инициативе общественных объединений - до 40%.
%
15
20
25
30
35
40
2
количество организаций района, ставших партнерами в решении образовательных задач общественных объединений обучающихся - до 10;
%
2
3
4
6
8
10
3
-количество учащихся, ставших участниками и победителями районных, краевых конкурсов волонтеров и лидеров (ежегодно не менее 1 победителя во всех объявленных конкурсах учредителем и Главным управлением образования и молодежной политики Алтайского края)
%
4
-доля учащихся, представляющих свои достижения в общественной деятельности через защиту программы саморазвития «Мой выбор» на первом этапе творческого экзамена -20% от числа учащихся школы.
%
4
6
8
10
15
20
Учебно -методическое обеспечение воспитательного процесса:
1.Антинаркотическое воспитание: учебное пособие.-Барнаул,2012.
2. Методические рекомендации по реализации мониторинга здоровья обучающихся: разработка и утверждение показателей эффективности деятельности подведомственных государственных организаций общего образования общего образования / сост.В.Ф. Лопуга.- Барнаул: АКИПКРО 2013.
3.10 лет программе «Разговор о правильном питании». Итоги и перспективы: Информационный сборник/Составитель А.Г. Макеева.М: ОЛМА Групп, 2009.
4.Вальдман И.А. Самооценка школы как инструмент эффективного управления общеобразовательным учреждением. // Теоретико-методологические основы проектирования современной системы управления образованием: Сборник научных трудов / ФГНУ ≪Институт управления образованием≫ РАО; под общей ред. С.Ю. Новоселовой. - М. ; СПб. : Нестор-История,2013.-с.72-91.
5.Вальдман И.А. Самооценка школы: основные понятия. [Электронный ресурс] // И.А. Вальдман // Проблемы современного образования. - 2012. - № 2. - С.115-124. - Режим доступа: pmedu.ru/res/2012_2_11.pdf.10.
6.Вальдман И.А. Самооценка школы: назначение и базовые элементы. [Электронный ресурс] // Семинар « Управление качеством работы школы на основе самооценки» г. Барнаул 12 - 13 июня 2013.
7. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Формула правильного питания/Методическое пособие.- М.:ОЛМА Медиа Групп, 2011.
8. Здоровое поколениеXXI века: материалы VII краевой научно-практической конференции (Текст) -Барнаул, 2009
9. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования .-М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.