Конспект урока литературного чтения Два мира Ваньки Жукова

Урок литературного чтения "Два мира Ваньки Жукова"На уроке учитель поможет детям увидеть за событиями, строчками письма героя рассказа А. П. Чехова Ваньки живую, страдающую душу; сравнить жизнь ровесников, живших сто и более лет назад, со своей собственной.Это удивительно глубокий рассказ, очень правдивый и человечный. При работе над содержанием  дети должны почувствовать   всю его тонкость, постараться  понять талант А. Чехова, не пропустить  ни одной крупицы этого удивительного создания велико...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения

Автор: учитель начальных классов Зыкова Галина Ильинична

ГБОУ Школа №904 г. Москва

Тема: Два мира Ваньки Жукова

Цели: увидеть за событиями, строчками письма героя рассказа А. П. Чехова Ваньки живую, страдающую душу; сравнить жизнь ровесников, живших сто и более лет назад, со своей собственной.

Оборудование:проектор, чистые листы белой бумаги.

Ход урока

I. Организационный момент.

Лист бумаги

Простой бумаги свежий лист!

Ты бел как мел. Не смят и чист.

Твоей поверхности пока

Ничья не тронула рука.

Чем станешь ты? Когда, какой

Исписан будешь ты рукой?

Кому и что ты принесешь:

Любовь? Разлуку? Правду? Ложь?

Прощеньем ляжешь ты на стол?

Иль обратишься в протокол?

Или сомнет тебя поэт,

Бесплодно встретивший рассвет?

С. Михалков

II. Введение в тему.

- У вас на партах лежат белые листы бумаги. Подумайте, что бы вам хотелось написать на них, кому адресовали бы вы свое послание? (Высказывания детей.)

Самостоятельная работа по написанию короткого письма, выражение мыслей, обращения, поздравления и т. д.

- К кому вы обратились в своих письмах, о чем написали?

Слово о писателе.

Антон Павлович Чехов родился в г. Таганроге в 1860 году. Его отец был мелким лавочником. Характер у отца был властный и крутой.

В свободное от уроков время Антоша должен был стоять за бакалейным прилавком, взвешивать товары, отсчитывать сдачу. По воскресеньям с утра вся семья чинно направлялась в церковь.

Учеба в гимназии не приносила радости будущему писателю. Педагоги-чиновники, казарменная дисциплина и зубрежка. Единственным предметом, который любил Чехов, была литература.

И еще была у него одна страсть - театр. Но туда приходилось ходить тайком, переодевшись. Гимназистам нельзя было посещать вечерние спектакли.

Когда Чехову исполнилось 16 лет, его отец разорился. Вся семья переехала в Москву, но Антоша остался в Таганроге, чтобы закончить гимназию. Три года он снимал комнату у нового владельца родного дома. Знал нужду, зарабатывал деньги тем, что давал уроки. На летние каникулы из-за отсутствия денег не ездил к родителям.

В 1879 году Чехов после окончания гимназии поступил на медицинский факультет Московского университета. Он хочет стать врачом, но любовь к литературе разгорается в нем с новой силой. Чехов сам начинает писать рассказы и печатать их в журналах.

А. П. Чехов - человек с добрым, чутким сердцем, остро воспринимал страдания народа. Он бесплатно лечил больных крестьян.

- Как вы думаете, о чем писал Чехов? (Предположения детей.)

- Материал Чехов брал прямо из жизни. Однажды знаменитый дрессировщик Дуров рассказал ему о своей собаке Каштанке. О том, как нашел ее на улице, как обучил и стал выступать с нею в цирке. Рассказал и забыл. А Чехов написал о Каштанке рассказ, который многие из вас читали, а кто не читал, прочтите. Он вам обязательно понравится.

Чехов написал много юмористических рассказов, в которых смеялся над глупыми невеждами. Но никогда не смеялся над людьми бездомными, обманутыми, попавшими в беду.

Много писал о детях. Хотел разглядеть в ребенке будущего хозяина жизни. Его очень тревожила жизнь крестьянских детей. Семьи крестьян жили в нищете, они не могли сытно кормить своих детей, тепло одевать и обувать, а об учебе и думать было нечего. Поэтому родители часто отдавали детей в город, в учение к мастеровому, чтобы они выучились какому-нибудь ремеслу. Но хозяева мастерских обычно заставляли этих детей выполнять различные тяжелые работы: возить воду, заготовлять дрова, нянчить хозяйских детей. Тяжелое, безрадостное, полуголодное детство.

III. Подготовка к восприятию.

- Прочитайте название рассказа («Ванька»).

- Рассмотрите иллюстрацию к рассказу. О чем она вам рассказала? (Ответы детей.)

- Это удивительно глубокий рассказ, очень правдивый и человечный.

Мне бы хотелось, чтобы вы почувствовали всю его тонкость, постарались понять талант А. Чехова. Не пропустили ни одной крупицы этого удивительного создания великого мастера.

1. Первичное чтение рассказа учителем.

- Какие мысли и чувства выразил автор в своем рассказе?

2. Постановка целей.

Учитель показывает чистый лист, который был вложен в учебник.

- Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Два мира Ваньки Жукова».)

- Какое отношение этот лист бумаги имеет к теме урока? (Лист бумаги, на котором написано письмо, - это мир воспоминаний; трудясь над письмом деду, Ванька мысленно переносится в деревню, и ему вспоминаются картины деревенской жизни. Дом сапожника Алехина - это реальный мир, в котором живет Ванька.)

- Давайте сравним эти два мира Ваньки Жукова и определим, как они повлияли на характер мальчика.

IV. Изучение нового материала.

1. Выборочное чтение и беседа по содержанию.

- Где и когда происходят события? (Москва, дом сапожника Алехина, темная комната, у окна, в ночь перед Рождеством.)

- Случайно ли то, что Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? (Конечно, не случайно. Ванькина мечта вернуться в деревню к дедушке - это своеобразная рождественская сказка, которой не суждено сбыться.)

2. Выборочное чтение картин деревенской жизни. («Балагурство деда», «В лес, за елкой», «Украшение елки».)

- Почему деревенская жизнь вспоминается Ваньке такой беззаботной, радостной? (Ответы детей.)

- Прочитайте те места в рассказе, где говорится о дедушке Константине Макарыче: описание его внешности, где живет, какую работу выполняет, как проводит свободное от работы время, какой у него характер - в чем вы видите его доброту, любовь к животным, веселость, склонность к шутке.

- Почему дедушка не может взять Ваньку к себе? (Деду 65 лет, он всю жизнь проработал на господ, сбережений у него нет; ночью он сторожит барскую усадьбу, а днем спит в людской кухне; без разрешения господ дед не может взять Ваньку к себе, а господа не разрешают, так как сами отправили мальчика в Москву, избавились от сироты.)

- Какой эпизод из деревенской жизни Ванька вспоминает с особым чувством? Прочитайте. (Самый лиричный эпизод - мальчик с дедом идут в лес за новогодней елкой.)

- Какая часть письма Ваньки кажется вам самой драматичной? («А вчерась мне была выволочка...» и «Приезжай, милый дедушка, - продолжал Ванька, - Христом Богом тебя молю...». Более тонко организованное восприятие выделяет и другие отрывки, например, «Я буду тебе табак тереть...» или внешне благополучный финал.)

- Какие строчки Ванькиного письма говорят о его крайнем отчаянии? («...нету никакой моей возможности», «Дедушка, милый, нету никакой возможности, просто смерть одна»; «Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой...»)

- Чем тяжелее жилось Ваньке, тем чаще он вспоминал свою прежнюю жизнь в деревне, воскрешал в памяти наиболее приятные и радостные моменты.

Вывод: жизнь в деревне - это воспоминания ребенка, который видел только внешнюю сторону жизни и вследствие этого не понимал, как трагична судьба простых людей и в деревне, и в городе.

Физкультминутка

3. Продолжение работы по теме урока.

- Почему барышня Ольга Игнатьевна не поможет Ваньке? (Она «кормила Ваньку леденцами», учила его читать, писать, считать и даже танцевать, но не потому, что заботилась о мальчике, а просто так, от скуки. К судьбе мальчика она совершенно равнодушна. Она не заступилась за Ваньку, когда его «спроваживали» в Москву, ни разу не поинтересовалась тем, как живется ему в городе.)

- Что удивило Ваньку в городе? Прочитайте.

Вывод: Ванька делает очень ценные и важные замечания, которые под силу только очень внимательному и наблюдательному мальчику, причем мальчику, которого многое интересует, который умеет сравнивать жизнь в городе с жизнью в деревне. Его интересует и то, какие животные есть в Москве, а каких нет, и какой характер у московских собак, и что продается в магазинах, и чем отличается деревенская церковь от городской и т. д.

- Прочитайте, какую работу выполнял Ванька в доме сапожника.

- Назовите факты «учения» Ваньки. (Его обижают и над ним издеваются.)

- Прочитайте эпизоды, построенные как описание. Сделайте вывод. (В описании своей несчастной жизни Ванька прибегает к очень выразительным и запоминающимся подробностям: как хозяйка тыкала ему в лицо селедкой; как хозяин бил его шпандырем, как ударил его колодкой; как подмастерья заставляют его красть огурцы; как он уснул, качая люльку с ребенком; как ему мучительно хочется есть...)

- Как построен рассказ: какие разные по содержанию части в нем чередуются? Какие части изложены от лица автора? Какие - от лица Ваньки? (Рассказ Чехова представляет собой чередование текста, изложенного от третьего лица - от имени автора, и текста Ванькиного письма - от первого лица.)

- Как автор относится к своему герою? В каких эпизодах мы это чувствуем? (Поза при письме, страх перед хозяевами, мечта.)

- Какие чувства испытывает автор к своему герою? (Не только жалость, сострадание, но и уважение: солидно подписал письмо - Иван Жуков.)

- Какая разница в значении слов «кушать» - «есть», «трескать»? Когда их употребляет Ванька? Найдите.

V. Итог урока.

- Как написано письмо: соблюдает ли Ванька правила вежливости? Достаточно ли ярко описывает свою жизнь? (Несмотря на крайне тяжелое положение, в котором находится Ванька, он пишет письмо по всем правилам: начинает с вежливого обращения, потом поздравляет деда с Рождеством и желает ему всех благ и только после всего этого начинает жаловаться. В конце письма Ванька передает поклоны своим знакомым. В этом есть и культура общения с теми, кто старше, проявление уважения к ним, в этом есть и культура написания письма.)

- Почему же он так промахнулся с адресом? Сравните, где он жил раньше и где живет теперь. (Отсутствие точного адреса на конверте вызвано тем, что Ванька большую часть своей жизни прожил в деревне, где все всех знают по имени-отчеству, где не надо указывать точного адреса, чтобы доставить записку или письмо. Ваньке даже в голову не могло прийти, что кроме его родной деревни Москву окружают сотни других деревень, что у его письма нет никаких шансов попасть к адресату.)

Вывод: у Ваньки безвыходное положение, ему неоткуда ждать помощи.

«На деревню дедушке...» - это значит, письмо написано для вас, читатели. Объясните цель написания этого рассказа. (Даже через сто и более лет люди должны знать и помнить, как тяжело жилось детям из бедных семей.)

Домашнее задание: подготовить рассказ о жизни мальчика в доме сапожника (самостоятельное чтение рассказа; составление плана: кто такой Ванька Жуков; как мальчика «учили» ремеслу; как ему жилось в доме сапожника (чем кормили, где спал, сколько, как к нему относились хозяева и подмастерья).



© 2010-2022