Сообщение на педагогическом семинаре

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сообщение на педагогическом семинареСообщение на педагогическом семинареСообщение на педагогическом семинареСообщение на педагогическом семинареСообщение на педагогическом семинареСообщение на педагогическом семинареСообщение на педагогическом семинареСообщение на педагогическом семинареСообщение на педагогическом семинареСообщение на педагогическом семинареСообщение на педагогическом семинареСообщение на педагогическом семинареСообщение на педагогическом семинареСообщение на педагогическом семинареСообщение на педагогическом семинареСообщение на педагогическом семинареМинистерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

профессионального образования

«Севастопольский архитектурно - строительный колледж»











МЕТОДСООБЩЕНИЕ

к семинарскому занятию

тема: Рефлексивно - оценочная развивающая

технология (РОСТ).





Преподаватель

высшей квалификационной

категории Пфаф О.П.











Севастополь 2015

РОСТ как саморазвивающая форма обучения

Занятия, построенные по алгоритму «РОСТа» не похожи на известные нам традиционные формы обучения и контроля как по целям и задачам, а так и по содержанию, методам и средствам его организации. По «РОСТу» центр внешнего контроля переносится во внутренний контроль в форме рефлексии: самоизучения, самооценки и самокоррекции. Главная цель занятия- на основе системно - деятельностного, рефлексивного подхода организации педагогической диагностики и мониторинга основных элементов учебной деятельности создание современной педагогической системы управления (самоуправления) качеством обучения.

На таких занятиях достигается управление качеством обучения как единого процесса субъект-субъектных взаимоотношений и как их общий результат. Параллельно организуется внешняя (объективная) форма проверки оценки учителя и внутренняя (субъективная) самооценка.

Как уже было сказано, главным системообразующим звеном авторской технологии РОСТ является специально созданная нами форма обучения - рефлексивное занятие . Рефлексивный урок РОСТ принципиально новая форма обучения, построенная на базе организации рефлексивной деятельности обучаемого, где педагог - организатор процесса самоизучения и самооценки, самокоррекции основных элементов учебной деятельности. Многолетнее испытание технологии показал, что РОСТ реально гарантирует управление качеством обучения и достижение эффекта саморазвития и самореализации личности. Такие уроки проводятся после прохождения крупных тем или разделов вместо традиционных итоговых уроков обобщения и контроля по пройденной теме. Сколько тем (дидактических блоков) изучается по предмету в течение учебного года, столько же итоговых, рефлексивных уроков РОСТ. Таким образом, выстраивается цепочка : тема 1 - урок РОСТ, тема 2 - урок «РОСТ, тема 3 - урок «РОСТ и т. д. В конце изучения предмета проводится итоговый урок РОСТ. Эти рефлексивные уроки являются фактически замыкающим, системообразующем звеном процесса обучения предмету. По всем параметрам своего построения и результатам РОСТ относится к разряду современных развивающих, компетентно-ориентированных, здоровьесберагающих педагогических систем.

Систематическая, системная диагностика и мониторинг являются основой управления (самоуправления) качеством обучения. Все это позволяет мобилизовать самого обучаемого к активной и заинтересованной деятельности по самоизучению, самооценке, самокоррекции и в итоге наблюдать при этом собственный рост и развитие. И для учителя урок РОСТ является формой организации рефлексивной деятельности и саморазвития в профессиональном плане. Через цепочку таких уроков учитель видит, наблюдает и корректирует развитие не только ученика, но и свой профессиональный уровень, выявляет свои педагогические проблемы и решает их сам. Через систему РОСТ учитель поднимается до уровня построения собственной системы саморазвития и самореализации.

Для урока РОСТ создается специальный инструментарий:

  1. Пакет системно организованных КИМов в двух строго идентичных вариантах по 20 заданий в каждом (Таблица 1);

  2. Диагностические линейки;

  3. Диагностические карты (ДК) (ДК ученика, ДК урока и итоговая ДК;

  4. Шкала самооценки

Пакет КИМов составляются по каждой теме (дидактическому блоку). Структура пакета КИМов показано в Таблице 1 (стр 21),

В отличие от традиционнызКИМов, данный пакет является универсальным инструментом, позволяющим строить поликритериальную системную диагностику и мониторинг качества предметного обучения.


Таблица 1

Структура пакета КИМа РОСТ


КИМы диагностики уровня развития

основных элементов учебной деятельности:


трансформации содержания предмета

(уровень передачи восприятия, запоминания

и воспроизведения содержания обучения)



оперирова-ния содержа-нием предмета

(уровень предметного

мышления)

Транс-ляции и реф-лексиисодер-жания пред-мета


Базового уровня по Госстандарту

уровня

углубления

(профильный)


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Номера тестовых заданий

Технология позволяет объективно и быстро определить качество обучения предмету, а также выявить уровень основных элементов учебной деятельности, откорректировать их и развивать. Технологией в одинаковой степени легко могут пользоваться учителя биологии и руководители в целях организации управления качеством обучения, а также ученики и абитуриенты - для самоконтроля качества обучения по предмету. Как видно из Таблицы 1, КИМы под номерами 1-10 являются измерителями достижений базового уровня знаний по предмету, а задания 11-15 - измерителями уровня усвоения вариативной части содержания предмета (уровень профильного бучения), 16-19 - задания на выявление уровня понимания и оперирования знаниями по предмету. Под номером 20 ставится вопрос для определения уровня осознанности, личностной оценки и отношения к полученным знаниям по пройденной теме (см. раздел КИМы).

В пособии есть все формы бланков, необходимые для организации урока и управления по РОСТ (стр.39-41).

Содержание остальных инструментов урока и порядок пользования ими будут рассматриваться в порядке изучения основных этапов урока (Таблица 2. Описание алгоритма урока РОСТ).


Алгоритм урока РОСТ

Урок РОСТ состоит из семи строго последовательных этапов (Таблица 2, графа 2), каждый из которых имеет научно педагогическое и психологическое обоснование и свой алгоритм (графа 3) и технологические нормы качества выполнения его основных этапов (графа 4). Технология гарантирует качество обучения (состояние равенства цели и результата урока). Под качеством обучения в РОСТ рассматривается как сам педагогический процесс организации управления (самоуправления) им, и его результат. Т.е. с одной стороны, это «субъект-субъектное» взимодействие педагога и обучаемого по самоизучению, самооценке, самокоррекции основных элементов учебной деятельности (мотивационно-оценочной, содержательной, операционно-мыслительной и рефлексивной), и с другой стороны - саморазвитие и самореализация личности обучаемого и педагога в профессиональном плане

Первый этап урока. Целеполагание. Мобилизация обучаемого на самонаблюдение и саморазвитие.

Суть данного этапа заключается в мобилизации обучаемого на активную самостоятельную деятельность по самоизучению, самооценке, самокоррекции и самонаблюдению результатов своей учебной деятельности, и таким образом, достижение саморазвития и самореализации личности в процессе предметного обучения. Реализуется это с использованием таких педагогических средств активизации, как эвристическая беседа и создание учебной проблемной ситуации с постановкой вопроса "Хотите ли вы сами себя изучить и оценить свой уровень развития, который вы получили в процессе изучения предмета?»

Урок начинается с организации диалога в форме эвристической беседы, и устанавливается контакт обучаемыми. В ходе такого диалога учитель шаг за шагом ведет к постановке главного проблемного вопроса и через него «доводит» учащихся до состояния: «Да, я хочу изучить и наблюдать свое развитие на уроке! Как это делается? Научите нас этому». Устанавливается взаимное согласие между учеником и учителем: «Я изучаю и наблюдаю сам себя. Я развиваю сам себя».

Диалог примерно выглядит таким образом:

- Ребята, вы знаете свой вес?

- Да! (ответы учащихся).

- Ребята, а чем же измеряется вес?

- С помощью весов.

- Итак, для того чтобы измерить свой вес, нам нужен какой инструмент?

- Весы (хором).

- Ребята, кто мне может показать измерение своего веса?

(при наличии весов можно измерить вес учащегося) и результат написать на доске. Например, Руслан весить 40 кг. Далее диалог продолжается.

- Хорошо, мы все знаем свой вес и сами умеем его измерить, если под рукой имеется весы (инструмент измерения). Вы знаете свой рост? А чем же измеряется рост?

- Линейкой (хором).

- Кто мне продемонстрирует измерение своего роста?

(Вызывается ученик и показывается измерение роста.Результаты замера записывается на доске, например, рост Альбины - 150 см.)

- А знаете ли вы, что соотношение роста и веса человека является верным показателем правильного развития его тела и здоровья?

А какие еще вы знаете показатели здоровья организма человека?

(примерные ответы учащихся: артериальное давление, частота пульса, температура тела и т.д.)

- Как вы думаете, что нужно для измерения этих показателей? Нужны тоже …- инструменты - измерители: манометр, термометр и др. При наличии этих инструментов - измерителей самому можно измерять и наблюдать свое развитие, т.е. видеть собственное развитие по многим показателям.

- Ребята, есть в народе такая известная поговорка «Здоров, как бык». Однако в отличие от животных одного только здоровья тела далеко недостаточно. Человек прежде всего отличается умом и душой. Еще в древности, античном мире, определяли здоровье человека знаком треугольника (знаком прочности). Почему треугольника? Чем отличается треугольник от остальных фигур? ПРОЧНОСТЬЮ! Каждая из его сторон определяет один из составляющих здоровья человека (рисуется на доске схема).


- Ребята вы знаете и умеете измерять параметры развития своего тела. А теперь попробуйте проанализировать такую ситуацию: обычно говорят о человеке, что он умный, интеллектуал, или наоборот, что он глупый. Ответьте на следующий вопрос: «Какого человека можно назвать умным? Можно ли измерять ум человека? Можно ли самому измерять и наблюдать развитие своего ума? Эти вопросы активизируют и мобилизуют учащихся на главный проблемный вопрос урока «РОСта»:

- Хотите вы сами себя изучить и оценить свой интеллект? Если вы действительно хотите изучить и оценить сами себя, то я вам предлагаю необходимые инструменты (измерители), чтобы вы научились производить эти измерения и оценить себя. В качестве измерителей развития основных элементов вашего интеллект мы будем пользоваться специальным пакетом тестовых заданий - измерителей, а также стандартной шкалой оценок. Все наши результаты по самоизучению будем заносить в специальную диагностическую линейку и диагностические карты. (Далее учитель подробно знакомит учащихся с инструментарием и алгоритмом самоизучения, самооценки и самокоррекции).

Первый инструмент - это специальный пакет заданий (КИМов), состоящий из 20 тестовых заданий. С 1 по 10 вопросы - измерители базового уровня ваших знаний, с 11 по 15 задания - измерители углубленных знаний, с 16 по 19-й - тесты для определения уровня вашего мышления, а 20-й вопрос - измеритель вашего отношения к данной теме или к своим знаниям как значимой для вас ценности.

Второй инструмент - шкала самооценки. При помощи шкалы оценок вы можете определить уровень развития основных показателей вашего ума. Далее демонстрируется шкала самооценки (Таблица 3, стр.37), и объясняется как ею пользоваться)

Третий инструмент - диагностическая линейка. Также демонстрируется линейка и объясняется порядок пользования ею (стр.34). Диагностическая линейка нужна для оперативной связи между учеником и учителем.

Четвертый инструмент - «Карта диагностики и мониторинга качества обучения студента». Объясняется, что каждый раз после завершения изучения темы будет проводиться специальный урок «РОСТа», и итоги самоизучения заполняются на этой карте. На Диагностической карте как на зеркале будут отражаться все показатели качества обучения и мы можем обнаруживать свои проблемы развития, исправить их , наблюдать за собственным ростом и развитием.

Первый этап завершается коллективным договором учителя с учениками.

- И так мы договорились, что сегодня мы будем заниматься (запись на доске):

изучением

оценкой

Само

коррекцией

развитием

Таким образом, на этом занятии мы будем сами себя изучать, сами себя проверять, сами исправлять свои ошибки и развиваться сами.

Итак, суть первого этапа урока РОСТ заключается в достижении договоренности с учащимися о том, что каждый захотел изучить сам себя изучить, оценить, исправить (корректировать) и на этой основе наблюдать свое развитие. Если на данном этапе учитель неправильно построит свой урок, то его занятие ничем не будет отличаться от традиционного урока контроля со всеми вытекающими проблемами, о чем было сказано выше.

Второй этап. Первичная самодиагностика качества обучения

В начале данного этапа преподаватель проводит краткий инструктаж по выполнению первого варианта КИМов, т.е по самодиагностике. Результаты первичной, пробной самодиагностики учащиеся вносят простым карандашом на специальные, стандартные карточки - «Диагностические линейки». Эти пластиковые линейки многоразового использования (на них легко писать и стирать резинкой). Линейки являются инструментом оперативной проверки, о чем еще будет сказано чуть позже, на последующих этапах урока. На этот этап ДКУ отводится от 7 до 10 минут, по окончании которого преподаватель обращается к обучаемым поставить себе оценку за базовый уровень своих знаний (т.е. за выполнение первого десятка КИМов из 20-и ).


Третий этап. Самооценка результатов первичной диагностики

На этом этапе урока специально учим и тренируем обучаемого процедуре самостоятельной оценки результатов своей деятельности - рефлексии, т.е. развиваем самый главный элемент развития деятельности - рефлексию, что собственно обеспечивает развитие самой личности, его профессиональную компетентность. В начале этапа преподаватель разъясняет суть шкалы оценки качества обучения (Таблица 3). Используя этот инструмент, ученик самостоятельно оценивает результаты самодиагностики и выставляет сам себе оценку на соответствующей графе своей диагностической линейки. В течении урока за базовый уровень знаний обучаемый получает три оценки. Самооценка - это первая - субъективная оценка, т.е. она ставится не «с потолка» и не как попало, а с использованием специального инструмента - шкалы самооценки и с соблюдением определенного алгоритма действий. Обучаемый сначала должен внимательно «пройти» по заданиям и выделить для себя «возможные ошибки». Например: у обучаемого возникли сомнения в правильности ответов на вопросы под №№ 6, 8 и 10. Далее он смотрит по шкале самооценки (Таблица 3) и определяет, что три неправильных ответа соответствует оценке «три». Эту оценку он ставит в графе А как свою самооценку. Надо отметить, что все это не является игрой, а организация вполне серьезной и нелегкой для обучаемого саморазвивающей рефлексивной деятельности. Затем ученик переписывает свои ответы и самооценку на "Карту диагностики и мониторинга качества обучения ученика" (Форма -1), а "Диагностическую линейку" (копия ответов) сдает на проверку преподавателю.


Четвертый этап.Проверка и оценка преподавателем результатов первичной самодиагностики (первичная внешняя,

объективная оценка педагога)

Внешняя проверка проводится педагогом в индивидуальном порядке. По мере завершения самодиагностики и самооценки ученик подходит со своей диагностической линейкой к учителю (или наоборот учитель подходит обучаемому) и сверяют ответы обучаемого с ключами (смотрите на странице 34). Линейки обучаемого и педагога строго стандартные. Номера заданий ученика, ответы на которых не совпадают с ключами на линейке учителя, обводятся кружочком. Эта процедура сверки и проверки на линейках занимает буквально несколько секунд. Таким образом, достигается дифференцированный, личностный подход организации внешнего контроля качества обучения с учетом их нервный типа, уровня подготовленности и др. С другой стороны при таком подходе организации контроля значительно снимается уровень стрессовости.

С момента получения обратно свою проверенную линейку с кружочками - ошибками начинается следующий этап урока - рефлексия и самокоррекция или осознание ошибок и самостоятельная работа над ними.


Пятый этап. Рефлексия результатов первичной диагностики и самокоррекция

На этом этапе студенты самостоятельно работают над ошибками и исправляют их, используя при этом учебники или конспекты, спрашивают, общаются. Главное - активность должна исходить от самого обучаемого. Надо помнить, что самое порочное при этом подсказка готового ответа. Этим самым вы сами прерываете процесс активного самостоятельного поиска и исправления ошибок и останавливаете саморазвитие. Цена развития личности - это самостоятельность, самость! Эффективность самостоятельной работы над ошибками изучается на следующем этапе урока путем повторной самодиагностики и самооценки.




Шестой этап. Повторная самодиагностика и самооценка

На этом этапе учащиеся выполняют второй вариант КИМов, которые должны быть строго идентичными первому. Если варианты КИМов не идентичны, то невозможно выяснить причину повторных ошибок обучаемого. То ли это ошибка ученика (т.е обучаемый не сумел сам своими силами исправить свою ошибку) или же ваша ошибка (задавая новое, не идентичное задание получили новую ошибку). Далее все остальные действия ученика и педагога повторяются. В конце ученик получает внешнюю, исправленную, объективную оценку преподавателя. Эта оценка отмечается в графе (В). Разница между первичной и вторичной диагностикой характеризует эффективность урока или уровень саморазвития. Самостоятельный анализ и оценка результатов делается на следующем этапе урока.

Седьмой этап. Индивидуальная и коллективная рефлексия

На этом этапе каждый обучаемый изучает и анализирует собственные результаты учебной деятельности по своим диагностическим линейкам или диагностическим картам. Это самый ответственный этап саморазвития обучаемого. Обучаемый изучает и оценивает эффективность своей работы на уроке, сравнивая итоги первичной и вторичной самодиагностики по следующим показателям: достижение по базовому уровню знаний, уровень углубления предметного мышления, самооценки (рефлексии) и трансляции. (комментируется один пример). Если до этого прошли несколько уроков «РОСТа», то рефлексия проводится как по горизонтали (по элементам учебной деятельности), так и по вертикали. Практически это и есть мониторинг - отслеживание развития основных элементом учебной деятельности (демонстрируется диагностическая карта ученика - Форма 1 и диаграммы, составленные на этой основе). Систематическое и системное изучение результатов собственной учебной деятельности позволяет обучаемому заинтересованно наблюдать за траекторией собственного развития, и на этой основе самокорректироваться и саморазвиваться. Итак, самоизучение развития основных элементов учебной деятельности (диагностика) и наблюдение динамику их изменения - основе управления качеством обучения и саморазвития.

На этом этапе также выявляются общие закономерности и пробелы учебной деятельности всего класса по усвоению данной темы, и на этой основе организуется фронтальная или групповая работа по их исправлению (демонстрируется диагностическая карта урока РОСТ). Если после повторной диагностики каждый четвертый обучаемый допускает ошибку в каком-то вопросе, то преподавателем дополнительно вводится еще один этап урока - внешняя коррекция (повторение). На данном этапе учитель возвращается к вопросу (это и есть проблема учителя) и организует его повторение. Эффективность данного дополнительного этапа проверяется фронтальной беседой, постановкой нескольких контрольных вопросов. Практически в конце урока «РОСТа» не остается ни одного пробела в базовой части знаний и достигается 100 процентное ее усвоение и достаточно высокий уровень качества обучения.

Приводим некоторые типичные высказывания учащихся и учителей об «РОСТе»

Учащиеся:

  • Радостно, когда тебе доверяют. На диагностико-коррекционных уроках есть возможность самому определить уровень своих знаний, обнаружить, устранить пробелы;

  • Я сейчас сам могу оценить свои знания, и эта оценка почти всегда совпадает с объективной оценкой учителя;

  • На таких уроках не боюсь ошибиться. У меня есть шанс исправить его и улучить свой результат. На уроке чувствую себя легко и комфортно;

  • Раньше я волновался перед любым тестированием, а сейчас могу сосредоточиться и справиться с любым заданием.

  • Тестирование я сравниваю с решением задач. Я не занимаюсь на уроках «РОСТа» угадыванием ответа, как было раньше. Я ищу главный, правильный ответ, это развивает мое мышление;

  • Вроде бы на уроках «РОСТа» занимаемся тоже тестированием, но нет страха, волнения. Главное результаты высокие.

  • Научился видеть, наблюдать себя со стороны. Чувствую свое развитие.

  • Эти уроки нам нравятся, мы их ждем.

Восьмой этап. Самоанализ и самооценка учителя по итогам ДКУ

На этом этапе преподаватель заполняет общую "Карту диагностики коррекционного урока" (демонстрируется Форма 2) и на ее базе дополняет итоговую "Карту диагностики и мониторинга качества обучения" (Форма 3). Учитель проводит анализ по горизонтали и по вертикали. На этих диагностических картах учитель видит и оценивает себя как профессионала. Четко вырисовывается все плюсы и минусы обучения. Т.о проводится самоанализ, самооценка и самокоррекция по итогам ДКУ. На основе "Карты мониторинга и качества обучения" он планирует дальнейшую работу по ликвидации пробелов обучаемого. Результаты заносятся в общую "Диагностическую карту" из года в год. По итогам нескольких уроков «РОСТА», проведенных в одной группе можно проследить динамику развития каждого отдельно взятого обучаемого.

Типичные высказывания учителей об уроках «РОСТа»:

  • РОСТ действительно гарантирует рост и развитие обучаемого, эти уроки очень нравятся им. Это главное.

  • РОСТ обогащает учебный процесс, позволяет экономить время опроса, создает комфортную, рабочую обстановку в классе.

  • РОСТ обеспечивает надежное усвоение знаний, своевременное предупреждение пробелов, что создает базу для творческой деятельности учащихся.

  • РОСТ имеет воспитательное значение, способствует развитию у учащихся чувства ответственности за саморазвитие и самореализацию.

  • РОСТ очень интересная, нужная, полезная форма организации учебной деятельности. Позволяет за короткое время выявить пробелы в знаниях учащихся, увидеть типичные ошибки и откорректировать работу учителя (изменить форму подачи материала по данной теме, увеличить время на тренировочно-закрепительные упражнения и др.), а также повторить с учащимися то, что они недостаточно твердо усвоили.

  • На уроках «РОСТа» устанавливаются гуманные, подлинно демократические взаимоотношения между учеником и учителем, они становятся сотрудниками, эти уроки саморазвития, комфортности и толерантности.

  • Диагностическая карта урока РОСТ помогает мне определить уровень усвоения материала, увидеть пробелы в знаниях, что помогает корректировать свою деятельность;

  • по диагностической карте класса сравниваю эффективность применения различных методов обучения;
























Диагностическая линейка и пользование им

Диагностическая линейка изготовлена из пластикового материала. На ней хорошо пишется простым карандашом и стирается. Обучаемый записывает в соответствующей ячейке линейки выбранную им букву ответа на тестовое задание как это показана ниже.

Фамилия

Диагнос-

тика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

B

С

А-В

11

12

13

14

15

H

16

17

18

19

Q

TR


Первичная

а

а

б

а

г

а

в

г

а

г

4

3

4

1

а

в

в

г

в


в

в

а

б



Иванов

Вторичная

а

б

б

г

в

а

в

б

г

г

4

4

5

0

г

г

а

в

б


б

б

а

в



Обозначения:

A- субъективная оценка (самооценка);

B - объективная оценка;

C - третья - исправленная оценка

H- уровень углубленных знаний;

Q- уровень мышления;

A-B - рефлексия (самооценки).

TR - уровень трансляции (преобразование и осознание знаний как ценность)

Схема проверки. Линейка обучаемого сверяется с линейкой учителя с ключами. Несовпадающие с шаблоном ответы обучаемого обводятся кружочком. Такая процедура проверки требует буквально несколько секунд.

Фамилия

Диагнос-

тика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

B

С

А-В

11

12

13

14

15

H

16

17

18

19

Q

TR


Первичная

а

а

б

а

г

а

в

г

а

г

4

3

4

1

а

в

а

г

в


в

в

а

б


хор

Иванов

Вторичная

а

б

б

г

в

а

в

б

г

г

4

4

5

0

г

г

а

в

б


б

б

а

в



Фамилия

Диагнос-

тика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

B

С

А-В

11

12

13

14

15

H

16

17

18

19

Q

TR

Ключи к

Первичная

б

а

а

а

г

а

в

г

а

в





а

а

в

г

в


в

б

а

б



тестам

Вторичная

а

б

б

г

в

а

в

б

г

г





г

а

а

в

б


в

б

а

в



В конце урока линейки собираются и выстраиваются друг над другом, и таким образом оперативно составляется диагностическая карта урока РОСТ.

Далее в таблице 2 приводим описание алгоритма урока РОСТ




Таблица 2

АЛГОРИТМ УРОКА РОСТ


Основные этапы урока


Алгоритм действий учителя и учащихся

Технологические нормы

(технологические критерии качества)

1

2

3

1. Целеполагание. Мобилизация обучаемого на самоизучение, самонаблюдение и саморазвитие.

- создание проблемной ситуации постановкой вопроса "Хотите ли вы сами себя изучить и оценить качество обучения по предмету?"

- фронтальная беседа по рассогласованию цели, содержания, методов и средств организации урока РОСТ

- активность учащихся, желание изучить себя (не списывать), объективная самооценка качества обучения

2. Первичная самодиагностика качества обучения

- краткий инструктаж по выполнению тестовых заданий;

- раздача первого варианта КИМа и контроль исполнения;

- результаты тестирования (ответы ученика) вносятся на специальной «Карточке для оперативной проверки» учеником

- умение безошибочно выполнять технологические требования к тестированию

3. Рефлексия и самооценка результатов первичной диагностики




- учителем вывешивается и разъясняется суть шкалы оценки качества обучения (Таблица 3 и 4), ученик, используя ее, самостоятельно оценивает результаты самоизучения и выставляет сам себе оценку на соответствующей графе «диагностической линейки» (субъективная оценка) и после переписывания своих ответов и самооценку на «Карте диагностики и мониторинга качества обучения ученика (студента)» (Форма 1). «Диагностическую линейку» сдает на проверку учителю, а вторую оставляет у себя

- самостоятельность, аккуратность ответов (без исправлений) и точность оценки в соответствии со шкалой оценок (Таблица 3 и 4)

4. Внешняя объективная оценка учителем результатов первичной диагностики


- проверка и выставление объективной внешней оценки, заполнение учителем Формы 2.

- заполнение обучаемым Формы 1;

- аккуратность, точность оценки в соответствии со шкалой оценок (Таблица 3 и 4)






1

2

3

5. Рефлексия результатов первичной диагностики и самокоррекция

- организация самостоятельной работы учащихся над ошибками, их самостоятельное нахождение и исправление

- самостоятельность, самокритичность и объективность

6. Вторичная самодиагностика

- краткий инструктаж по выполнению тестовых заданий;

- раздача второго варианта КИМа и контроль выполнения;

- индивидуальная рефлексия методом самооценки (субъективная оценка)

- умение безошибочно выполнять технологические требования к тестированию;

- аккуратность, точность оценки в соответствии со шкалой оценок (Таблица 3 и 4)

7. Индивидуальная и коллективная рефлексивная деятельность по итогам первичной и вторичной диагностики

- организация самоанализа по «Карте диагностики и мониторинга качества обучения ученика (студента)» (Форма 1);

- составление общей «Диагностической карты урока РОСТ»(Форма 2), выявление общих закономерностей и пробелов всего класса по усвоению темы и на этой основе организация фронтальной или групповой работы по их ликвидации;

- дифференциация заданий и организация дополнительной самостоятельной работы с продвинутыми учениками

- самостоятельность и активность;

- развитие содержательных, мотивационных, рефлексивных и операционных элементов учебной деятельности

8. Рефлексия педагога по итогам уроков РОСТ

- рефлексия урока на основе «Карты диагностики и мониторинга качества обучения» (Форма 3);

- системная диагностика и мониторинг качества обучения

- самокритичность и объективность;

- профессиональный рост и саморазвитие учителя на основе системной диагностики и мониторинга качества обучения



Таблица 3


СИСТЕМА КРИТЕРИЕВ И ОЦЕНОК КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ


УРОВНИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ



Базовые знания


Углубленные знания

(дифференциация обучения)



Оперирование

знаниями



Рефлексия


Трансляция

Ответы

на тесты

№№ 1-10


Шкала

Ответы

на тесты

№№ 11-15


Шкала

Ответы

на тесты

№№ 16-19


Шкала


А - В


Шкала

Ответы

на тест

№ 20


Шкала


Без ошибок



«5»


Без ошибок


Высокий


Без ошибок


Высокий


0


Высокий


«5»


Высокий


1 или 2

ошибки



«4»


Не более

2 ошибок


Достаточный


Не более

2 ошибок


Достаточный


+ 1


Достаточный


«4» и «3»


Достаточный


3-5 ошибок


«3»


Не более

3 ошибок


Недостаточный


Не более

3 ошибок


Недостаточный


+ 2


Недостаточный


«2»




Недостаточный


Более

5 ошибок



«2»
















Форма 1

Карта диагностики и мониторинга качества обучения ученика (студента)


Учебный год ________ Класс (группа)____________ Предмет ______________________________________________




ТЕМЫ



Уровень воспроизведения базовых знаний


Уровень

рефлексии


Выполнение заданий повышенной трудности (уровень дифференциации обучения)


Выполнение заданий на мышление (уровень оперирования знаниями


Уровень трансляции


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

B

С

А-В

11

12

13

14

15

H

16

17

18

19

Q

TR


ТЕМА 1






















































ТЕМА 2






















































ТЕМА 3






















































ТЕМА…






















































ИТОГО:






















































Обозначения:

A- субъективная оценка (самооценка);

B - объективная оценка;


C - третья - исправленная оценка

H- уровень углубленных знаний;

Q- уровень мышления;


A-B - рефлексия (самооценки).

TR - уровень трансляции (преобразование и осознание знаний как ценность)






Форма 2

Диагностическая карта занятия РОСТ


Дата ________ (группа) _____ Предмет ______________Тема ____________________________________________




Фамилия и имя

ученика



Уровень воспроизведения базовых знаний


Уро-вень

реф-лек-сии


Выполнение заданий повышенной трудности (уровень дифференциации обучения)


Выполнение заданий на мышление (уровень оперирования знаниями


Уро-веньтрансля-ции


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

B

С

А-В

11

12

13

14

15

H

16

17

18

19

Q

TR


1.






















































2.






















































3.






















































4.






















































5.











































































































ИТОГО:






















































Обозначения:

A- субъективная оценка (самооценка);

B- объективная оценка;

C - третья - исправленная оценка

H- уровень углубленных знаний;

Q- уровень мышления;

A-B - рефлексия (самооценки).

TR - уровень трансляции (преобразование и осознание знаний как ценность)




Форма 3

Карта диагностики и мониторинга качества обучения

Учебный год ________ Класс (группа)_____________ Предмет ____________________________________________




Темы



Уровень воспроизведения базовых знаний


Уро-вень

реф-лек-сии


Выполнение заданий повышенной трудности (уровень дифференциации обучения)


Выполнение заданий на мышление (уровень оперирования знаниями


Уро-веньтрансля-ции


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

B

С

А-В

11

12

13

14

15

H

16

17

18

19

Q

TR


1.






















































2.






















































3.






















































4.






















































5.











































































































ИТОГО:






















































Обозначения:

A- субъективная оценка (самооценка);

B - объективная оценка;


C - третья - исправленная оценка

H- уровень углубленных знаний;

Q- уровень мышления;


A-B - рефлексия (самооценки).

TR - уровень трансляции (преобразование и осознание знаний как ценность)




© 2010-2022