- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа Черчение (8 класс)
Рабочая программа Черчение (8 класс)
Раздел | Другое |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Борисова О.В. |
Дата | 18.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по черчению для 8а класса разработана на основе авторской программы А.А.Павлова, В.Д. Симоненко «Графика» (Программа для общеобразовательных учреждений для 8-9 классов. М: «Просвещение» 2010)
Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работ.
Программа рассчитана на 34 часа в 8 классе по 1 часу в неделю.
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Основная задача курса черчения - формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.
В изучении курса черчения используются следующие методы: рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом
Цели и задачи курса
Программа ставит целью:
- научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
-ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
-обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;
-развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;
-прививать культуру графического труда
Первый год обучения - 8 КЛАСС
(1час в неделю, всего 34 часа )
№
Тема
Кол-во уч.
часов
Примечание
1
Введение
2
Основная задача - пробудить и развить интерес к черчению
2
Техника черчения и правила выполнения чертежей
10
Самое трудное - преодолеть отсутствие аккуратности и терпения у некоторых учащихся
3
Формы и формообразование
4
Активно применять моделирование из бумаги и других подручных материалов
4
Метод проецирования. Ортогональное проецирование и комплексный чертежи. Эскизы предметов
7
Тема - базовая для всего курса графики
5
Развертки поверхностей, ограничивающих геометрические тела и предметы простых форм
2
Наибольший интерес у учащихся вызывает изготовление звездчатых многогранников по их разверткам
6
Перспектива и аксонометрия.
5
Перспектива - на урокне начального знакомства
7
Технический рисунок
4
Различные приемы светотеневой обработки и выполнение набросков - на уровне знакомства
ПЕРЕЧЕНЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ
(обязательные работы, предусмотренные программой)
1. «Основные линии чертежа» (бумага чертежная). Содержание работы: вычертите в соответствии с правилами ЕСКД рамку, графы основной надписи по размерам, все основные линии чертежа. Можно выбрать любое расположение групп линий на листе. Основную надпись можно расположить как вдоль короткой, так и вдоль длинной стороны листа.
2. Чертеж «плоской детали» (бумага чертежная). Содержание работы: выполните чертежи деталей «Прокладка» по имеющимся половинам изображений, разделенных осью симметрии. Нанесите размеры, укажите толщину детали. Работу выполните на листе формата А4. Масштаб изображения 2:1.
3. «Чертежи и аксонометрические проекции предметов» (бумага чертежная). Содержание работы: по заданию учителя постройте аксонометрическую проекцию одной из деталей. На аксонометрической проекции нанесите изображения точек А, В и С; обозначьте их. Ответьте на вопросы.
4. «Чертеж детали» (с использованием геометрических построений, в том числе сопряжений, бумага чертежная). Содержание работы: выполните с натуры или по наглядному изображению в необходимом количестве видов чертеж одной из деталей, в очертаниях которой содержатся сопряжения.
5. «Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы» (путем удаления части предмета, бумага чертежная). Содержание работы: выполните чертеж детали, у которой удалены части по нанесенной разметке. Направление проецирования для построения главного вида указано стрелкой.
6. «Эскиз и технический рисунок детали» (бумага в клетку). Содержание работы: по заданию учителя выполните эскиз детали (с натуры) в необходимом количестве видов и технический рисунок той же детали.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение (2 ч)
Что такое графика? Основные виды графических изображений: комплексный чертеж, эскиз, технический рисунок, набросок, техническая иллюстрация, схемы, диаграммы, график, символ, логотип, товарный знак. Краткая история развития графики на нашей планете и в нашей стране. Графика как средство развития творческих способностей человека, а также его эстетического, технического и художественного восприятия окружающего мира. Материалы, инструменты и принадлежности, применяемые на занятиях черчения. Приемы работы с инструментами. Рабочее место ученика.
Техника черчения и правила выполнения чертежей (10 ч)
Понятие о ЕСКД. Типы линий в соответствии с системой конструкторской документации. Шрифт: общие понятия; основные правила выполнения чертежного шрифта. Форматы, рамка и основная надпись на чертежах. Нанесение размеров на чертежах. Масшабы чертежа. Простейшие геометрические построения: деление отрезков, построение и деление углов, деление окружностей на равные части. Построение сопряжений прямых линий и дуг окружностей.
Формы и формообразование (4 ч)
Понятие формы. Формы плоские и пространственные. Параметры формы и положения. Образование простейших геометрических тел: многогранников, призмы, пирамиды, конуса, цилиндра, шара. основные элементы плоских и пространственных форм. Образование форм методом сложения и вычитания их составных элементов. Анализ форм. Изготовление форм из бумаги по готовой развертке, наглядному изображению, инструкции.
Метод проецирования. Ортогональное проецирование и комплексный чертежи.
Эскизы предметов (7 ч)
Идея метода проецирования. Ортогональное проецирование. Чертеж предмета на одну плоскость проекции. Чертеж предмета на две и три плоскости проекции - комплексный чертеж. Основные виды - спереди, сверху, слева. Построение третьего вида по двум данным. Определение необходимого и достаточного количества видов. Выбор главного вида. Чертежи геометрических тел. Нахождение на чертеже проекций точек и линий, расположенных на поверхности геометрического тела. Анализ геометрической формы предмета по его комплексного чертежу. Нанесение размеров на чертеже предмета с учетом свойств его геометрической формы. Последовательность выполнения чертежа предмета с учетом правил его компоновки на листе определенного формата. Назначение и использование эскизов. Правила выполнения эскизов. Отличия эскиза от чертежа.
Развертки поверхностей, ограничивающих геометрические тела
и предметы простых форм (2 ч)
определение понятия «развертка поверхности». Построение полных разверток поверхностей основных геометрических тел и несложных моделей по их комплексным чертежам. Определение предметов по из разверткам. Изготовление геометрических тел и различных моделей по разверткам. примеры использования разверток в жизни человека и в различных видах индустриального производства
Перспектива и аксонометрия (5 ч)
Что такое наглядные изображения? Центральные проекции и перспектива. Основные понятия и определения аппарата построения перспективы. Параллельные проекции и аксонометрия. Основные понятия и определения аппарата построения аксонометрических проекций. Прямоугольная изометрическая проекция, аксонометрические оси и показатели искажения по ним. Косоугольная фронтальная диметрическая проекция, аксонометрические оси и показатели искажения по ним. построение аксонометрических проекций плоских фигур. Построение изометрический проекции окружности - эллипса или овала. Построение стандартных аксонометрических проекций геометрических тел и объемных моделей несложных форм по их комплексным чертежам и эскизам.
Технический рисунок (4 ч)
Что такое технический рисунок и каковы его основные отличия от аксонометрических проекций? Передача объема и формы предметов посредством светотеневой обработки с использованием тонального масштаба. Техника оттененеия. Выполнение технических рисунков геометрических тел. Выполнение набросков.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п\ п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Планируемые предметные результаты
Приме чание
План
Факт
1 четверть - (8 часов)
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
1
Введение. Учебный предмет «Черчение». Инструменты, принадлежности, материалы. Приемы работы чертежными инструментами
1
Формирование понятия о типах графических изображений: чертежи, развертки, схемы - их особенности в передаче информации.
Презен тация
ТЕХНИКА ЧЕРЧЕНИЯ И ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (10 часов)
2
Понятие о ГОСТах Формат, рамка, основная надпись. Линии чертежа.
1
Графическая работа «Линии чертежа». Вычерчивание рамки, построение горизонтальных, вертикальных, наклонных линий и окружностей в соответствии с требованиями ЕСКД.
3
Графическая работа «Линии чертежа»
1
4
Чертежный шрифт
1
Графическая работа «Чертежный шрифт» Знакомство с параметрами чертежного шрифта, правилами написания, конструкцией прописных и строчных букв
Презен тация
5
Чертежный шрифт
1
6
Нанесение размеров
1
Упражнения в написании знаков, нанесении размеров, стрелок, проведении размерных и выносных линий.
Презен тация
7
Масштабы
1
Знакомство с видами масштабом, способами их применения
Презен тация
8
Графическая работа «Чертеж плоской детали»
1
Закрепление навыков построения плоской детали с применением знаний построения детали в масштабе и нанесения размеров.
2 четверть - (8 часов)
9
Простейшие геометрические построения
1
Построение параллельных и перпендикулярных прямых, деление отрезка прямой на равные части, построение и деление углов, деление окружности на равные части, построение правильных многоугольников.
Презен тация
10
Геометрические построения. сопряжения.
1
Построение сопряжений прямого, острого и тупого углов. Сопряжение двух параллельных прямых. Построение внутреннего и внешнего сопряжения окружностей.
Презен тация
11
Графическая работа «Чертеж детали с элементами сопряжения»
1
Графическая работа «Чертеж детали с использованием геометрических построений»
ПЕРСПЕКТИВА И АКСОНОМЕТРИЯ (5 часов)
12
Способы проецирования
1
Сравнительный анализ проекционных изображений (перспективных, ортогональных, аксонометрических).
Презен тация
13
Аксонометрические проекции деталей. Аксонометрические проекции плоских фигур
1
Отработка навыков получения геометрических проекций, развитие умений строить оси с использованием различных чертежных принадлежностей, умения работы с рейсшиной.
Презен тация
14
Аксонометрические проекции объемных плоскогранных фигур
1
техническая проработка построения аксонометрических проекций различных геометрических тел.
Презен тация
15
Графическая работа «Чертеж детали»
1
Графическая работа
«Аксонометрические проекции». Построение аксонометрической проекции тела вращения в фронтальной диметрической и изометрической проекциях.
16
Аксонометрические проекции предметов с цилиндрическими элементами
1
Техническая проработка правил построения эллипса в изометрической и диметрической проекциях.
Презен тация
3 четверть (10 часов)
МЕТОД ПРОЕЦИРОВАНИЯ. ОРТОГОНАЛЬНОЕ ПРОЕЦИРОВАНИЕ И КОМПЛЕКСНЫЕ ЧЕРТЕЖИ. ЭСКИЗЫ ПРЕДМЕТОВ (7 часов)
17
Общие сведения о проекциях. Проецирование на одну плоскость проекций
1
Построение проекции предмета с натуры на одну плоскость проекций.
Презен тация
18
Проецирование на две и три плоскости проекций. Расположение видов на чертеже
1
Построение проекции предмета с натуры на две и три плоскости проекций.
Презен тация
19
Анализ геометрической формы предмета.
1
Чтение чертежей, анализ содержания информации, представленных на графических изображениях. Отработка навыков информационного анализа геометрических тел
20
Группа геометрических тел
1
Анализ содержания геометрических тел: состав, структура, размеры - представленных на графических изображениях.
Презен тация
21
Проекции вершин, ребер, граней и точек
1
Отработка навыков проецирования вершин, граней и точек.
22
Проекции вершин, ребер, граней и точек
1
23
Нанесение размеров с учетом формы предмета, нанесение знаков диаметра и квадрата.
1
Выполнение чертежа предложенной модели и нанесение размеров с учетом формы предмета
Презен тация
24
Понятие об эскизах
1
Отработка способов построения эскиза детали, знакомство с его назначением.
Презен тация
РАЗВЕРТКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ, ОГРАНИЧИВАЮЩИХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА И ПРЕДМЕТЫ ПРОСТЫХ ФОРМ (2 часа)
25
Чертежи и развертки куба, параллелепипеда и призмы
1
Анализ формы геометрического тела, анализ геометрической формы предмета, расчет площади фигуры развертки. Освоение метода графического отображения формы поверхности (оболочки) предмета
Презен тация
26
Чертежи и развертки цилиндра, конуса, пирамиды
1
Техническая отработка построения развертки геометрического тела.
Презен тация
4 четверть (8 часов)
ФОРМА И ФОРМООБРАЗОВАНИЕ (4 часа)
27
Форма и ее виды
1
Чтение чертежей, анализ содержания информации, представленных на графических изображениях. Отработка навыков информационного анализа геометрических тел
Презен тация
28
Образование простых геометрических тел
1
Анализ содержания геометрических тел: состав, структура, размеры - представленных на графических изображениях.
Презен тация
29
Образование простых геометрических тел
1
30
Моделирование по чертежу
1
Графическая работа
«Моделирование»
Выполнение различных графических операций с трехмерными объектами (преобразование формы, изменение положения в пространстве)
ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК (4 часа)
31
Технический рисунок. Приемы от руки и на глаз
1
Отработка способов построения технического рисунка детали, знакомство с его назначением
Презен тация
32
Чтение чертежей деталей
1
Чтение чертежа детали. Зачет по индивидуальным работам.
33
Практическая работа «Чтение чертежей»
1
Закрепление навыков выполнения и чтения чертежей деталей.
34
Графическая работа (контрольная) «Чертеж детали»
1
Работа по карточкам-заданиям.
Обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении курса в 8 классе.
Итого: 34 урока
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- приемы работы с чертежными инструментами;
- простейшие геометрические построения;
- приемы построения сопряжений;
- основные сведения о шрифте;
- правила выполнения чертежей;
- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;
- принципы построения наглядных изображений.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;
- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
- читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;
- анализировать графический состав изображений;
- выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета;
- читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;
- проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;
- приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.
ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ЧЕРЧЕНИЮ
Нормы оценок при устной проверке знаний
Оценка 5 ставится, если ученик:
а) полностью овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твердо знает изученные правила и условности изображений;
б) дает четкий и правильный ответ, выявляющий осознанное понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает обмолвки и оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка 4 ставится, если ученик:
а) полностью овладел программным материалом, но при чтении чертежей испытывает небольшие затруднения из-за недостаточно развитого еще пространственного представления; правила изображения и условные обозначения знает;
б) дает правильный ответ в определенной логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и ошибки второстепенного характера, исправляет которые с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвердо, но большинство, изученных условностей, изображений и обозначений усвоил;
б) ответ дает неполный, несвязанно выявляющий общее понимание вопроса;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности;
Оценка 2 ставится, если ученик:
а) обнаруживается незнание или непонимание большей или наиболее важной части материала;
б) ответы строит несвязанно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
Нормы оценок при выполнении графических и практических работ
Оценка 5 ставится, если ученик:
а) вполне самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь, чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочными материалами;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка 4 ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает самостоятельно, но с большим затруднением и сравнительно аккуратно ведет рабочую тетрадь;
б) справочными материалами пользуется, но ориентируется в них с трудом;
в) при выполнении чертежей и практических работ допускает ошибки второстепенного характера, которые исправляет после замечания учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений;
Оценка 3 ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила их оформления соблюдает, обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет, но несвоевременно, рабочую тетрадь ведет небрежно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и с помощью учителя.
Оценка 2 ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведет рабочую тетрадь;
б) чертежи читает и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.
Перечень инструментов, принадлежностей и материалов для черчения.
- Готовальня школьная или циркуль.
- Угольники с углами
- Транспортир.
- Линейка.
- Карандаши простые. Марки Т,ТМ,М.
- Ластик
- Две тетради в клетку, 12 листов.
- Формат А4
Список литературы
1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский И.С. Черчение: Учебник - Москва, изд-во «АСТ» 2012 г.
2. Вишнепольский И.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Черчение» - Москва, изд-во «АСТ» 2014 г.
3. Воротников И.А. «Занимательное черчение» - М., Просвещение.2000
4. Пособия по черчению. Авторы: Н.Г.Преображенская, И.Ю. Преображенская. Черчение: рабочие тетради - М., Вентана-Граф, 2012