Рабочая программа Черчение (8 класс)

Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по черчению для 8а класса разработана на основе авторской программы А.А.Павлова, В.Д. Симоненко «Графика» (Программа для общеобразовательных учреждений для 8-9 классов. М: «Просвещение» 2010)

Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работ.

Программа рассчитана на 34 часа в 8 классе по 1 часу в неделю.

Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

Основная задача курса черчения - формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.

В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.

Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.

В изучении курса черчения используются следующие методы: рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом


Цели и задачи курса

Программа ставит целью:

- научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.

В процессе обучения черчению ставятся задачи:

- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;

-ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

-обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;

-развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;

-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;

-прививать культуру графического труда

Первый год обучения - 8 КЛАСС

(1час в неделю, всего 34 часа )




Тема

Кол-во уч.

часов


Примечание

1

Введение

2

Основная задача - пробудить и развить интерес к черчению

2

Техника черчения и правила выполнения чертежей

10

Самое трудное - преодолеть отсутствие аккуратности и терпения у некоторых учащихся

3

Формы и формообразование

4

Активно применять моделирование из бумаги и других подручных материалов

4

Метод проецирования. Ортогональное проецирование и комплексный чертежи. Эскизы предметов

7

Тема - базовая для всего курса графики

5

Развертки поверхностей, ограничивающих геометрические тела и предметы простых форм

2

Наибольший интерес у учащихся вызывает изготовление звездчатых многогранников по их разверткам

6

Перспектива и аксонометрия.


5

Перспектива - на урокне начального знакомства

7

Технический рисунок

4

Различные приемы светотеневой обработки и выполнение набросков - на уровне знакомства


ПЕРЕЧЕНЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ

(обязательные работы, предусмотренные программой)


1. «Основные линии чертежа» (бумага чертежная). Содержание работы: вычертите в соответствии с правилами ЕСКД рамку, графы основной надписи по размерам, все основные линии чертежа. Можно выбрать любое расположение групп линий на листе. Основную надпись можно расположить как вдоль короткой, так и вдоль длинной стороны листа.

2. Чертеж «плоской детали» (бумага чертежная). Содержание работы: выполните чертежи деталей «Прокладка» по имеющимся половинам изображений, разделенных осью симметрии. Нанесите размеры, укажите толщину детали. Работу выполните на листе формата А4. Масштаб изображения 2:1.

3. «Чертежи и аксонометрические проекции предметов» (бумага чертежная). Содержание работы: по заданию учителя постройте аксонометрическую проекцию одной из деталей. На аксонометрической проекции нанесите изображения точек А, В и С; обозначьте их. Ответьте на вопросы.

4. «Чертеж детали» (с использованием геометрических построений, в том числе сопряжений, бумага чертежная). Содержание работы: выполните с натуры или по наглядному изображению в необходимом количестве видов чертеж одной из деталей, в очертаниях которой содержатся сопряжения.

5. «Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы» (путем удаления части предмета, бумага чертежная). Содержание работы: выполните чертеж детали, у которой удалены части по нанесенной разметке. Направление проецирования для построения главного вида указано стрелкой.

6. «Эскиз и технический рисунок детали» (бумага в клетку). Содержание работы: по заданию учителя выполните эскиз детали (с натуры) в необходимом количестве видов и технический рисунок той же детали.



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА


Введение (2 ч)

Что такое графика? Основные виды графических изображений: комплексный чертеж, эскиз, технический рисунок, набросок, техническая иллюстрация, схемы, диаграммы, график, символ, логотип, товарный знак. Краткая история развития графики на нашей планете и в нашей стране. Графика как средство развития творческих способностей человека, а также его эстетического, технического и художественного восприятия окружающего мира. Материалы, инструменты и принадлежности, применяемые на занятиях черчения. Приемы работы с инструментами. Рабочее место ученика.


Техника черчения и правила выполнения чертежей (10 ч)

Понятие о ЕСКД. Типы линий в соответствии с системой конструкторской документации. Шрифт: общие понятия; основные правила выполнения чертежного шрифта. Форматы, рамка и основная надпись на чертежах. Нанесение размеров на чертежах. Масшабы чертежа. Простейшие геометрические построения: деление отрезков, построение и деление углов, деление окружностей на равные части. Построение сопряжений прямых линий и дуг окружностей.


Формы и формообразование (4 ч)

Понятие формы. Формы плоские и пространственные. Параметры формы и положения. Образование простейших геометрических тел: многогранников, призмы, пирамиды, конуса, цилиндра, шара. основные элементы плоских и пространственных форм. Образование форм методом сложения и вычитания их составных элементов. Анализ форм. Изготовление форм из бумаги по готовой развертке, наглядному изображению, инструкции.


Метод проецирования. Ортогональное проецирование и комплексный чертежи.

Эскизы предметов (7 ч)

Идея метода проецирования. Ортогональное проецирование. Чертеж предмета на одну плоскость проекции. Чертеж предмета на две и три плоскости проекции - комплексный чертеж. Основные виды - спереди, сверху, слева. Построение третьего вида по двум данным. Определение необходимого и достаточного количества видов. Выбор главного вида. Чертежи геометрических тел. Нахождение на чертеже проекций точек и линий, расположенных на поверхности геометрического тела. Анализ геометрической формы предмета по его комплексного чертежу. Нанесение размеров на чертеже предмета с учетом свойств его геометрической формы. Последовательность выполнения чертежа предмета с учетом правил его компоновки на листе определенного формата. Назначение и использование эскизов. Правила выполнения эскизов. Отличия эскиза от чертежа.


Развертки поверхностей, ограничивающих геометрические тела

и предметы простых форм (2 ч)

определение понятия «развертка поверхности». Построение полных разверток поверхностей основных геометрических тел и несложных моделей по их комплексным чертежам. Определение предметов по из разверткам. Изготовление геометрических тел и различных моделей по разверткам. примеры использования разверток в жизни человека и в различных видах индустриального производства


Перспектива и аксонометрия (5 ч)

Что такое наглядные изображения? Центральные проекции и перспектива. Основные понятия и определения аппарата построения перспективы. Параллельные проекции и аксонометрия. Основные понятия и определения аппарата построения аксонометрических проекций. Прямоугольная изометрическая проекция, аксонометрические оси и показатели искажения по ним. Косоугольная фронтальная диметрическая проекция, аксонометрические оси и показатели искажения по ним. построение аксонометрических проекций плоских фигур. Построение изометрический проекции окружности - эллипса или овала. Построение стандартных аксонометрических проекций геометрических тел и объемных моделей несложных форм по их комплексным чертежам и эскизам.


Технический рисунок (4 ч)

Что такое технический рисунок и каковы его основные отличия от аксонометрических проекций? Передача объема и формы предметов посредством светотеневой обработки с использованием тонального масштаба. Техника оттененеия. Выполнение технических рисунков геометрических тел. Выполнение набросков.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п\ п

Тема урока

Кол-во часов

Дата



Планируемые предметные результаты

Приме чание

План

Факт

1 четверть - (8 часов)

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1

Введение. Учебный предмет «Черчение». Инструменты, принадлежности, материалы. Приемы работы чертежными инструментами

1



Формирование понятия о типах графических изображений: чертежи, развертки, схемы - их особенности в передаче информации.

Презен тация

ТЕХНИКА ЧЕРЧЕНИЯ И ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (10 часов)

2

Понятие о ГОСТах Формат, рамка, основная надпись. Линии чертежа.

1



Графическая работа «Линии чертежа». Вычерчивание рамки, построение горизонтальных, вертикальных, наклонных линий и окружностей в соответствии с требованиями ЕСКД.


3

Графическая работа «Линии чертежа»

1




4

Чертежный шрифт

1



Графическая работа «Чертежный шрифт» Знакомство с параметрами чертежного шрифта, правилами написания, конструкцией прописных и строчных букв

Презен тация

5

Чертежный шрифт

1



6

Нанесение размеров

1



Упражнения в написании знаков, нанесении размеров, стрелок, проведении размерных и выносных линий.

Презен тация

7

Масштабы

1



Знакомство с видами масштабом, способами их применения

Презен тация

8

Графическая работа «Чертеж плоской детали»

1



Закрепление навыков построения плоской детали с применением знаний построения детали в масштабе и нанесения размеров.


2 четверть - (8 часов)

9

Простейшие геометрические построения

1



Построение параллельных и перпендикулярных прямых, деление отрезка прямой на равные части, построение и деление углов, деление окружности на равные части, построение правильных многоугольников.

Презен тация

10

Геометрические построения. сопряжения.

1



Построение сопряжений прямого, острого и тупого углов. Сопряжение двух параллельных прямых. Построение внутреннего и внешнего сопряжения окружностей.

Презен тация

11

Графическая работа «Чертеж детали с элементами сопряжения»

1



Графическая работа «Чертеж детали с использованием геометрических построений»


ПЕРСПЕКТИВА И АКСОНОМЕТРИЯ (5 часов)

12

Способы проецирования

1



Сравнительный анализ проекционных изображений (перспективных, ортогональных, аксонометрических).

Презен тация

13

Аксонометрические проекции деталей. Аксонометрические проекции плоских фигур

1



Отработка навыков получения геометрических проекций, развитие умений строить оси с использованием различных чертежных принадлежностей, умения работы с рейсшиной.

Презен тация

14

Аксонометрические проекции объемных плоскогранных фигур

1



техническая проработка построения аксонометрических проекций различных геометрических тел.

Презен тация

15

Графическая работа «Чертеж детали»

1



Графическая работа

«Аксонометрические проекции». Построение аксонометрической проекции тела вращения в фронтальной диметрической и изометрической проекциях.


16

Аксонометрические проекции предметов с цилиндрическими элементами

1



Техническая проработка правил построения эллипса в изометрической и диметрической проекциях.

Презен тация

3 четверть (10 часов)

МЕТОД ПРОЕЦИРОВАНИЯ. ОРТОГОНАЛЬНОЕ ПРОЕЦИРОВАНИЕ И КОМПЛЕКСНЫЕ ЧЕРТЕЖИ. ЭСКИЗЫ ПРЕДМЕТОВ (7 часов)

17

Общие сведения о проекциях. Проецирование на одну плоскость проекций

1



Построение проекции предмета с натуры на одну плоскость проекций.

Презен тация

18

Проецирование на две и три плоскости проекций. Расположение видов на чертеже

1



Построение проекции предмета с натуры на две и три плоскости проекций.

Презен тация

19

Анализ геометрической формы предмета.

1



Чтение чертежей, анализ содержания информации, представленных на графических изображениях. Отработка навыков информационного анализа геометрических тел


20

Группа геометрических тел

1



Анализ содержания геометрических тел: состав, структура, размеры - представленных на графических изображениях.

Презен тация

21

Проекции вершин, ребер, граней и точек

1



Отработка навыков проецирования вершин, граней и точек.


22

Проекции вершин, ребер, граней и точек

1



23

Нанесение размеров с учетом формы предмета, нанесение знаков диаметра и квадрата.

1



Выполнение чертежа предложенной модели и нанесение размеров с учетом формы предмета

Презен тация

24

Понятие об эскизах

1



Отработка способов построения эскиза детали, знакомство с его назначением.

Презен тация

РАЗВЕРТКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ, ОГРАНИЧИВАЮЩИХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА И ПРЕДМЕТЫ ПРОСТЫХ ФОРМ (2 часа)

25

Чертежи и развертки куба, параллелепипеда и призмы

1



Анализ формы геометрического тела, анализ геометрической формы предмета, расчет площади фигуры развертки. Освоение метода графического отображения формы поверхности (оболочки) предмета

Презен тация

26

Чертежи и развертки цилиндра, конуса, пирамиды

1



Техническая отработка построения развертки геометрического тела.

Презен тация

4 четверть (8 часов)

ФОРМА И ФОРМООБРАЗОВАНИЕ (4 часа)

27

Форма и ее виды

1



Чтение чертежей, анализ содержания информации, представленных на графических изображениях. Отработка навыков информационного анализа геометрических тел

Презен тация

28

Образование простых геометрических тел

1



Анализ содержания геометрических тел: состав, структура, размеры - представленных на графических изображениях.

Презен тация

29

Образование простых геометрических тел

1



30

Моделирование по чертежу

1



Графическая работа

«Моделирование»

Выполнение различных графических операций с трехмерными объектами (преобразование формы, изменение положения в пространстве)


ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК (4 часа)

31

Технический рисунок. Приемы от руки и на глаз

1



Отработка способов построения технического рисунка детали, знакомство с его назначением

Презен тация

32

Чтение чертежей деталей

1



Чтение чертежа детали. Зачет по индивидуальным работам.


33

Практическая работа «Чтение чертежей»

1



Закрепление навыков выполнения и чтения чертежей деталей.


34

Графическая работа (контрольная) «Чертеж детали»

1



Работа по карточкам-заданиям.

Обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении курса в 8 классе.


Итого: 34 урока



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


Учащиеся должны знать:

- приемы работы с чертежными инструментами;

- простейшие геометрические построения;

- приемы построения сопряжений;

- основные сведения о шрифте;

- правила выполнения чертежей;

- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;

- принципы построения наглядных изображений.


Учащиеся должны уметь:

- анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;

- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;

- читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;

- анализировать графический состав изображений;

- выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета;

- читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;

- проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;

- приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.



ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ЧЕРЧЕНИЮ

Нормы оценок при устной проверке знаний

Оценка 5 ставится, если ученик:

а) полностью овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твердо знает изученные правила и условности изображений;

б) дает четкий и правильный ответ, выявляющий осознанное понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;

в) ошибок не делает, но допускает обмолвки и оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.

Оценка 4 ставится, если ученик:

а) полностью овладел программным материалом, но при чтении чертежей испытывает небольшие затруднения из-за недостаточно развитого еще пространственного представления; правила изображения и условные обозначения знает;

б) дает правильный ответ в определенной логической последовательности;

в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и ошибки второстепенного характера, исправляет которые с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится, если ученик:

а) основной программный материал знает нетвердо, но большинство, изученных условностей, изображений и обозначений усвоил;

б) ответ дает неполный, несвязанно выявляющий общее понимание вопроса;

в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности;

Оценка 2 ставится, если ученик:

а) обнаруживается незнание или непонимание большей или наиболее важной части материала;

б) ответы строит несвязанно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.

Нормы оценок при выполнении графических и практических работ

Оценка 5 ставится, если ученик:

а) вполне самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь, чертежи читает свободно;

б) при необходимости умело пользуется справочными материалами;

в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.

Оценка 4 ставится, если ученик:

а) чертежи выполняет и читает самостоятельно, но с большим затруднением и сравнительно аккуратно ведет рабочую тетрадь;

б) справочными материалами пользуется, но ориентируется в них с трудом;

в) при выполнении чертежей и практических работ допускает ошибки второстепенного характера, которые исправляет после замечания учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений;

Оценка 3 ставится, если ученик:

а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила их оформления соблюдает, обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет, но несвоевременно, рабочую тетрадь ведет небрежно;

б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и с помощью учителя.

Оценка 2 ставится, если ученик:

а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведет рабочую тетрадь;

б) чертежи читает и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.

Перечень инструментов, принадлежностей и материалов для черчения.

- Готовальня школьная или циркуль.

- Угольники с углами

- Транспортир.

- Линейка.

- Карандаши простые. Марки Т,ТМ,М.

- Ластик

- Две тетради в клетку, 12 листов.

- Формат А4

Список литературы


1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский И.С. Черчение: Учебник - Москва, изд-во «АСТ» 2012 г.

2. Вишнепольский И.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Черчение» - Москва, изд-во «АСТ» 2014 г.

3. Воротников И.А. «Занимательное черчение» - М., Просвещение.2000

4. Пособия по черчению. Авторы: Н.Г.Преображенская, И.Ю. Преображенская. Черчение: рабочие тетради - М., Вентана-Граф, 2012


© 2010-2022