Сценарий конкурсной игровой программы Лидер туристского объединения

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом пионеров и школьников им. Н. И. Филоненко г. Сальска

















СЦЕНАРИЙ

конкурсной игровой программы

«ЛИДЕР ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ»

Разработчик: Артюшина Наталья

Николаевна, методист МБУ ДО

ДПШ им. Н.И.Филоненко

г. Сальска









2015 г.

2

Дата проведения: 10. 01.2015 г. в 10.00 час. (для ПДО и обучающихся туристского направления).

Участники: педагоги и обучающиеся туристских объединений МБУ ДО ДПШ им. Н.И. Филоненко г. Сальска на базе МБОУ СОШ № 1 х. Маяк, № 86 с. Шаблиевка, № 51 с. Березовка , № 59 п. Белозерный, № 81 п. Юловский.

Место и время проведения: МБУ ДО ДПШ им. Н.И. Филоненко г. Сальска (актовый зал).

Форма проведения: конкурсная игровая программа «Лидер туристского объединения» в рамках творческой мастерской по самопознанию, обмену опытом инновационными формами и методами работы.

Условия игры: в конкурсных заданиях участвуют все обучающиеся (команда набирает общее количество баллов), однако при оценке ответов и подведении итогов учитываются индивидуальные ответы лидеров команд, которые на основании полученных индивидуальных жетонов активности могут бороться за право называться «лидером детского объединения».

Цель: Воспитание любви к природе родного края.

Задачи для обучающихся:

  1. Расширение знаний учащихся о природе родного края

  2. Систематизировать образовательные компетентности обучающихся в области пешеходного туризма. 3. Способствовать формированию у обучающихся проявлению лидерских качеств, адекватной самооценки; развитию смекалки, логического мышления. 4. Способствовать воспитанию любви и бережного отношения к природе. 5. Учить взаимодействию, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Ведущие и члены жюри на этапах игры: методисты и педагоги туристско-краеведческого структурного подразделения МБУ ДО ДПШ им. Н.И. Филоненко г. Сальска.

Оборудование и материалы: картины, слайды природы нашего края; натуральные объекты, собранные учащимися; изображения рыб, птиц, зверей, грибов, следов на снегу; протоколы соревнований; листы бумаги для ответов; авторучки, удочка с магнитом.





3

ХОД

Ведущий: - Добрый день, дорогие ребята, уважаемые педагоги детских туристский объединений. Мы рады приветствовать вас на творческой педагогической мастерской (тема на экране), в рамках которой сегодня пройдет конкурсная игровая программа «Лидер туристского объединения». Сегодня вы сможете не только отдохнуть и посоревноваться, но и убедиться, что любое хорошее дело имеет свой конечный положительный результат. А результатом нашего мероприятия станет определение лидеров в ваших детских объединениях.

Проводятся интерактивные формы общения:

  • Беседа с обучающимися:

Вопросы: - Кто такой лидер в вашем понимании? Что значит, быть лидером?

- Нужен ли он вашему детскому объединению?

- Легко ли быть лидером? Какими личностными качествами должен обладать лидер?

  • Анкетный опрос «Лидер в моем ДО» (анонимный опрос, каждому ДО раздаются планшеты и индивидуальные листочки, на которых каждый обучающийся пишет Фамилию и имя предполагаемого лидера своего ДО)

ЗАДАЧА организаторов: В конце игровой программы сравнить выбор обучающихся с именами реальных лидеров, выявленных в игре. Провести краткий анализ.

Ведущий: Игровая программа состоит из состоит из 5-ти игровых этапов:

  • «Собери рюкзак»

  • «Туристский узел»

  • Эко - викторина «Лесная поляна»

  • Кроссворд «Все о туризме»;

  • Тест «Безопасный поход»

  • «Ориентирование»

  • Представление ведущих этапов и членов жюри.

Ведущий: - Оценивать ваши знания и туристские умения будут методисты Дома пионеров и школьников - Гвоздик Е.С., Артюшина Н.Н. и ваши педагоги ( представляет поименно).

4

Ведущий выдает командам маршрутные листы ( очередность прохождения игровых этапов)

СОДЕРЖАНИЕ КОНКУРСНОЙ ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ

Станция № 1. «СОБЕРИ РЮКЗАК»

Условия игры: участникам игры предлагается набор карточек с названием походных вещей. Необходимо разделить карточки - «вещи» на командные вещи, личные вещи, вещи кухонного хозяйственного набора, ремаптечку ( ремонтную), медаптечку. За каждый правильный предмет, команда получает 1 балл.

Ведущий:

Что же взяли вы в поход?
Отвечай скорей, народ!
Миску, ложку, котелок?
Веник, вилку и савок?

Станция № 2. «ТУРИСТСКИЙ УЗЕЛ»

1.Ах, какая красота!
Вот веревки в два ряда.
Для обвязки нужен узел,
Чтоб пройти туда-сюда. (Участнику необходимо связать грудную обвязку, на основе узла "булинь"). Этот УЗЕЛ необходим для организации переправ.

2.Вам спуститься нужно срочно!
Здесь, с обрыва, "на узле".
Без падений, быстро, четко.
На каком? Свяжите мне. (Участник должен связать схватывающий узел).

3.Мы ткача не вызывали, Сами узел завязали… Получился он не плох, Угадайте, в чем подвох? ( ткацкий узел)

4.Год Змеи связал нам узел, На удава он похож, Держит крепко - не порвешь И названьем тоже схож… ( удавка)

5.Узел этот очень прост, Цифру нам напоминает

5

Мамин праздник обожает И в туризме помогает. (обычный проводник)

6.На лесной опушке «заячьи ушки» Притаились за кустом. Видно заяц там сидит, Как осенний лист дрожит.

Станция № 3. Эко-викторина «ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА»

  1. «Лекарственные растения»

Вот пришли вы на поляну.
Ах, какая красота!
Но ответить вам придется, Что и как соединить, Чтоб лекарство получить.

Условие игры: Участники с помощью стрелочек находят пары «растение - заболевание». За каждый правильный ответ получают 1 балл.

2.«Тихая охота»

Ведущий:

Посмотри, грибов здесь сколько!
Собирать не торопись!
Ты названия их вспомни,
Ядовитых берегись! (Участники должны назвать, какие съедобные грибы, а какие ядовитые).

За собранный гриб - 1 балл, за правильное название - 2 балла, за собранный несъедобный гриб - минус 2 балла.( карточка № 1):

1. лисички

2. бледная поганка

3. мухомор

4. подосиновик

5. подберезовик

6. белый

7. груздь

8. ложный опенок

9. масленок

10. мухомор

3.Следы на снегу.

6


Ведущий: - В зимнем лесу на снегу пишется книга природы. Попробуйте угадать, кто оставил в этой книге свою страничку. За правильный ответ - 1 балл.

На рисунке изображены следы животных: Чьи следы изображены на поляне?

1. лось

2. заяц

3. медведь

4. лиса

5. белка

Станция № 4 «ВСЕ О ТУРИЗМЕ»

Условие игры:

За каждое правильно угаданное слово участники получают 1 балл. За ключевую фразу -

3 балла.

ВОПРОСЫ:

  1. Сумка туриста ( рюкзак)

  2. Название отдельного куска веревки ( конец)

  3. Предмет личного снаряжения туриста для зимних туристских походов.(лыжи)

  4. Основное средство страховки альпинистов (веревка)

  5. Угол между северным направлением меридиана и направлением на предмет-ориентир ( азимут)

  6. Тип походного костра (нодья)

  7. Небольшая гора, холм, курган ( сопка)

  8. Спортсмен-путешественник. (турист)

  9. Предмет туристского снаряжения, определяющий четыре стороны света. (компас)

  10. Специалист в области изучения и охраны природы. (эколог)

  11. Стоянка туристов, оборудованная для длительного отдыха, ночлега. (бивак)

  12. Сила природы, с помощью которой можно разжечь, а реже и затушить костер. ( ветер)

  13. Предмет личного снаряжения для туристских походов в высокогорных районах и альпинистских восхождениях. (ледоруб)

  14. Самый необходимый предмет группового снаряжения в спортивно - туристском походе. ( карта)

  15. Географическая координата. ( широта)

  16. Опасное ядовитое пресмыкающееся. ( змея)

  17. Тонкая сетчатая ткань, применяемая туристами для защиты лица и внутреннего пространства палаток от комаров и гнуса. ( марля)

  18. Цепь холмов. ( гряда)

Ключевая фраза: юные знатоки туризма.

7


Станция № 5. Тест «БЕЗОПАСНЫЙ ПОХОД»

Ведущий: - Я приглашаю вас в туристскую «Школу выживания» и предлагаю пройти туристский походный тест, который называется «Безопасный поход».


  1. У британского спецназ а есть девиз такой же, как и бойскаутов и пионеров. Как вы думаете, какой?

А. Будь здоров!

В. Будь готов!

С. Будь живым!

D. Будь сытым!

  1. Спички можно защитить, опустив их головки в:

    1. бензин

    2. керосин

    3. парафин

    4. майонез

  2. Свечи лучше брать те, которые можно использовать не только по прямому назначению, но и употреблять в пищу. Это:

    1. жировые

    2. парафиновые

    3. стеариновые

    4. ванилиновые

  3. Для стерилизации воды всыпьте в нее несколько кристаллов:

    1. соли

    2. сахара

    3. марганцовки

    4. горного хрусталя

  4. Прежде всего, человек испытывает потребность в:

    1. пище

    2. огне

    3. воде

    4. деньгах

  5. При поисках воды копайте яму в том месте, где:

    1. трава наиболее зеленая

    2. камни наиболее крупные

    3. проходят звериные тропы

    4. есть табличка "Мин - нет!"

  6. Если спички отсырели:

    1. потрите их о лезвие ножа

    2. потрите их о мочку уха

8

    1. потрите их о волосы

    2. воспользуйтесь зажигалкой

  1. Для холодного климата лучше всего подходит:

    1. тельняшка

    2. фуфайка

    3. двухслойный вязанный свитер

    4. двухслойный бутерброд 9.При укладке рюкзака вещи, необходимые в первую очередь, должны быть:

    1. внизу

    2. наверху

    3. на себе

    4. на командире 10 . Продукты питания должны храниться в закрытых емкостях:

    1. в воде

    2. на деревьях

    3. в земле

    4. в холодильнике 11.Чтобы перерубить тонкое бревно, положите его одним концом:

    1. на крупный камень

    2. на землю

    3. на другое бревно

    4. себе на ногу

12. При возникновении боли в желудке:

    1. ложитесь животом вверх

    2. интенсивно массируйте мышцы живота

    3. звоните 03

    4. пейте как можно больше горячей воды 13. Если одежда загорелась:

    1. бегите, чтобы сбить пламя встречным потоком воздуха

    2. попытайтесь завернуться во что-нибудь плотное

    3. сбейте пламя ветками дерева

    4. наденьте сверху другую одежду 14. Если вы вдруг столкнулись с крупным хищником:

    1. кричите и делайте резкие движения

9

    1. демонстративно повернитесь к нему спиной

    2. замрите и медленно отступайте, разговаривая с ним самым спокойным голосом

    3. встаньте на четвереньки и примите устрашающую позу.

Станция № 6. «ОРИЕНТИРОВАНИЕ» ( с помощью природных ориентиров и предметов)

Ведущий: -Вы ответьте на вопрос:
Как узнать, где север, нам
Лишь по солнцу и часам?

(Часы ставят по местному времени и поворачивают их в горизонтальной плоскости, направляют часовую стрелку на Солнце. Угол между часовой стрелкой и направлением на цифру 12 циферблата делят пополам. Тогда биссектриса этого угла покажет на север-юг. причем юг до 12 часов будет вправо от солнца, а после 12 часов - влево.)

Игровое задание «ИНДЕЙСКИЕ ПИСЬМЕНА»

Команде выдается карта с письменами, которые они должны расшифровать. Команда предлагает свою версию, которую ведущий сверяет с точным ответом. За ответ команда может получить от 1до 8 баллов.

Ведущий: - Обратите внимание, что у индейцев принято писать письма с права налево ( следите по стрелочке)

Расшифровка индейских писем:

  1. Идти шагом - прямо - по правой дороге - до холма - остановка.

  2. Идти шагом - вверх - до пересечения с другой дорогой - остановка.

  3. Идти шагом - по правой дороге - до металлического грибка - у высокого дерева - остановка.

  4. Идти шагом - прямо - свернуть на правую дорогу - идти до пересечения с другой дорогой - остановка.

  5. Идти шагом - по левой дороге - до поляны - на берегу озера - остановка.

  6. Идти шагом - прямо -пересечь ручей -свернуть направо - разбить лагерь - на берегу озера - остановка.

  7. Идти шагом - прямо - до очень высокого дерева - остановка.

  8. Идти назад - до холма - остановка.

Команды сдают свои маршрутные листы. Жюри подводит итоги командной игры. Ведущий проводит игру для лидеров.

Вопросы для Блицтурнира «О походе, о природе и о родном крае»

( участвуют 5 человек, набравших больше всех индивидуальных баллов)

10

1-й тур:

  1. Назовите часть кухонного оборудования, без которого не приготовишь пищу в походе. (котелок).

  2. Этот продукт незаменим при приготовлении пищи. Его избыток пагубно сказывается на здоровье, а недостаток на вкусе блюд. (соль).

  3. Техника безопасности при работе у костра.

  4. Летчик, майор, Герой Советского Союза. Во время войны его самолет был подбит в бою, летчик совершил посадку на вражеской территории и 18 суток ползком пробирался к линии фронта. После ампутации голеней обеих ног освоил протезы и по личной просьбе был направлен в авиаполк. В воздушных боях сбил еще 7 вражеских самолетов. (А.П.Маресьев).

  5. На каком материке нет местных жителей. Его открыли русские мореплаватели (Антарктида).

  6. Назовите памятную дату г. Сальска связанную с ВОВ, которую мы празднуем ежегодно (22 января 1943 -дата освобождения г. Сальска от немецко - фашистских захватчиков).

  7. Этот предмет относится к флоре нашей области. Это незаменимо в бане, лечит различные недуги. Весну встречает в сережках, является символом России. (Береза).

  8. Что не может догнать туриста в походе. (его тень).

  9. На сколько шпилек ставится палатка на соревнованиях? (10).

  10. Эту рубашку придумали в древней Ассирии, но особенно полюбилась она русским воинам - ее носили с X по VVII века, а потом она стала бесполезной? Что это за рубашка? (Это кольчуга - рубашка из множества железных колец).

КОМАНДНЫЕ ИГРЫ:

  1. «Кочка дружбы»

Правила игры: каждая команда получает по 1-му обручу. По сигналу все участники должны уместиться в одной кочке (за 30 сек. времени). Побеждает та команда, где игроков окажется больше.

  1. «Богатырские санитары»

Ведущий: - Важным туристским навыком является умение оказать первую медицинскую помощь на маршруте. Мы также продемонстрируем этот жизненно необходимый навык, бинтуя…толстое дерево.

Правило игры: играет по 2 чел. от команды - 1 чел. выполняет роль «дерева», а другой «санитар». Санитар крепит на дереве веревку ( вяжет узел)

11


По команде ведущего санитары начинают наматывать веревку на ствол дерева до тех пор, пока она не намотается полностью. Фиксируется каждое время команды.

Подведение итогов:

- жюри подводит итоги, суммируя баллы команд, после выполнения заданий на каждом этапе. Победителями становятся команды, набравшие наибольшее количество баллов;

- жюри подводит итоги, суммируя индивидуальные жетоны активности игроков и определяет лидеров-победителей.

Награждение: команды и лидеры детских объединений, занявшие 1-3 места в игровой программе награждаются грамотами МБОУ ДОД ДПШ

НАГРАЖДЕНИЕ команд и индивидуальных лидеров грамотами МБУ ДО ДПШ.



© 2010-2022