- Преподавателю
- Другое
- Сценарий конкурсной игровой программы Лидер туристского объединения
Сценарий конкурсной игровой программы Лидер туристского объединения
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Артюшина Н.Н. |
Дата | 23.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом пионеров и школьников им. Н. И. Филоненко г. Сальска
СЦЕНАРИЙ
конкурсной игровой программы
«ЛИДЕР ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ»
Разработчик: Артюшина Наталья
Николаевна, методист МБУ ДО
ДПШ им. Н.И.Филоненко
г. Сальска
2015 г.
2
Дата проведения: 10. 01.2015 г. в 10.00 час. (для ПДО и обучающихся туристского направления).
Участники: педагоги и обучающиеся туристских объединений МБУ ДО ДПШ им. Н.И. Филоненко г. Сальска на базе МБОУ СОШ № 1 х. Маяк, № 86 с. Шаблиевка, № 51 с. Березовка , № 59 п. Белозерный, № 81 п. Юловский.
Место и время проведения: МБУ ДО ДПШ им. Н.И. Филоненко г. Сальска (актовый зал).
Форма проведения: конкурсная игровая программа «Лидер туристского объединения» в рамках творческой мастерской по самопознанию, обмену опытом инновационными формами и методами работы.
Условия игры: в конкурсных заданиях участвуют все обучающиеся (команда набирает общее количество баллов), однако при оценке ответов и подведении итогов учитываются индивидуальные ответы лидеров команд, которые на основании полученных индивидуальных жетонов активности могут бороться за право называться «лидером детского объединения».
Цель: Воспитание любви к природе родного края.
Задачи для обучающихся:
-
Расширение знаний учащихся о природе родного края
-
Систематизировать образовательные компетентности обучающихся в области пешеходного туризма. 3. Способствовать формированию у обучающихся проявлению лидерских качеств, адекватной самооценки; развитию смекалки, логического мышления. 4. Способствовать воспитанию любви и бережного отношения к природе. 5. Учить взаимодействию, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Ведущие и члены жюри на этапах игры: методисты и педагоги туристско-краеведческого структурного подразделения МБУ ДО ДПШ им. Н.И. Филоненко г. Сальска.
Оборудование и материалы: картины, слайды природы нашего края; натуральные объекты, собранные учащимися; изображения рыб, птиц, зверей, грибов, следов на снегу; протоколы соревнований; листы бумаги для ответов; авторучки, удочка с магнитом.
3
ХОД
Ведущий: - Добрый день, дорогие ребята, уважаемые педагоги детских туристский объединений. Мы рады приветствовать вас на творческой педагогической мастерской (тема на экране), в рамках которой сегодня пройдет конкурсная игровая программа «Лидер туристского объединения». Сегодня вы сможете не только отдохнуть и посоревноваться, но и убедиться, что любое хорошее дело имеет свой конечный положительный результат. А результатом нашего мероприятия станет определение лидеров в ваших детских объединениях.
Проводятся интерактивные формы общения:
-
Беседа с обучающимися:
Вопросы: - Кто такой лидер в вашем понимании? Что значит, быть лидером?
- Нужен ли он вашему детскому объединению?
- Легко ли быть лидером? Какими личностными качествами должен обладать лидер?
-
Анкетный опрос «Лидер в моем ДО» (анонимный опрос, каждому ДО раздаются планшеты и индивидуальные листочки, на которых каждый обучающийся пишет Фамилию и имя предполагаемого лидера своего ДО)
ЗАДАЧА организаторов: В конце игровой программы сравнить выбор обучающихся с именами реальных лидеров, выявленных в игре. Провести краткий анализ.
Ведущий: Игровая программа состоит из состоит из 5-ти игровых этапов:
-
«Собери рюкзак»
-
«Туристский узел»
-
Эко - викторина «Лесная поляна»
-
Кроссворд «Все о туризме»;
-
Тест «Безопасный поход»
-
«Ориентирование»
-
Представление ведущих этапов и членов жюри.
Ведущий: - Оценивать ваши знания и туристские умения будут методисты Дома пионеров и школьников - Гвоздик Е.С., Артюшина Н.Н. и ваши педагоги ( представляет поименно).
4
Ведущий выдает командам маршрутные листы ( очередность прохождения игровых этапов)
СОДЕРЖАНИЕ КОНКУРСНОЙ ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ
Станция № 1. «СОБЕРИ РЮКЗАК»
Условия игры: участникам игры предлагается набор карточек с названием походных вещей. Необходимо разделить карточки - «вещи» на командные вещи, личные вещи, вещи кухонного хозяйственного набора, ремаптечку ( ремонтную), медаптечку. За каждый правильный предмет, команда получает 1 балл.
Ведущий:
Что же взяли вы в поход?
Отвечай скорей, народ!
Миску, ложку, котелок?
Веник, вилку и савок?
Станция № 2. «ТУРИСТСКИЙ УЗЕЛ»
1.Ах, какая красота!
Вот веревки в два ряда.
Для обвязки нужен узел,
Чтоб пройти туда-сюда. (Участнику необходимо связать грудную обвязку, на основе узла "булинь"). Этот УЗЕЛ необходим для организации переправ.
2.Вам спуститься нужно срочно!
Здесь, с обрыва, "на узле".
Без падений, быстро, четко.
На каком? Свяжите мне. (Участник должен связать схватывающий узел).
3.Мы ткача не вызывали, Сами узел завязали… Получился он не плох, Угадайте, в чем подвох? ( ткацкий узел)
4.Год Змеи связал нам узел, На удава он похож, Держит крепко - не порвешь И названьем тоже схож… ( удавка)
5.Узел этот очень прост, Цифру нам напоминает
5
Мамин праздник обожает И в туризме помогает. (обычный проводник)
6.На лесной опушке «заячьи ушки» Притаились за кустом. Видно заяц там сидит, Как осенний лист дрожит.
Станция № 3. Эко-викторина «ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА»
-
«Лекарственные растения»
Вот пришли вы на поляну.
Ах, какая красота!
Но ответить вам придется, Что и как соединить, Чтоб лекарство получить.
Условие игры: Участники с помощью стрелочек находят пары «растение - заболевание». За каждый правильный ответ получают 1 балл.
2.«Тихая охота»
Ведущий:
Посмотри, грибов здесь сколько!
Собирать не торопись!
Ты названия их вспомни,
Ядовитых берегись! (Участники должны назвать, какие съедобные грибы, а какие ядовитые).
За собранный гриб - 1 балл, за правильное название - 2 балла, за собранный несъедобный гриб - минус 2 балла.( карточка № 1):
1. лисички
2. бледная поганка
3. мухомор
4. подосиновик
5. подберезовик
6. белый
7. груздь
8. ложный опенок
9. масленок
10. мухомор
3.Следы на снегу.
6
Ведущий: - В зимнем лесу на снегу пишется книга природы. Попробуйте угадать, кто оставил в этой книге свою страничку. За правильный ответ - 1 балл.
На рисунке изображены следы животных: Чьи следы изображены на поляне?
1. лось
2. заяц
3. медведь
4. лиса
5. белка
Станция № 4 «ВСЕ О ТУРИЗМЕ»
Условие игры:
За каждое правильно угаданное слово участники получают 1 балл. За ключевую фразу -
3 балла.
ВОПРОСЫ:
-
Сумка туриста ( рюкзак)
-
Название отдельного куска веревки ( конец)
-
Предмет личного снаряжения туриста для зимних туристских походов.(лыжи)
-
Основное средство страховки альпинистов (веревка)
-
Угол между северным направлением меридиана и направлением на предмет-ориентир ( азимут)
-
Тип походного костра (нодья)
-
Небольшая гора, холм, курган ( сопка)
-
Спортсмен-путешественник. (турист)
-
Предмет туристского снаряжения, определяющий четыре стороны света. (компас)
-
Специалист в области изучения и охраны природы. (эколог)
-
Стоянка туристов, оборудованная для длительного отдыха, ночлега. (бивак)
-
Сила природы, с помощью которой можно разжечь, а реже и затушить костер. ( ветер)
-
Предмет личного снаряжения для туристских походов в высокогорных районах и альпинистских восхождениях. (ледоруб)
-
Самый необходимый предмет группового снаряжения в спортивно - туристском походе. ( карта)
-
Географическая координата. ( широта)
-
Опасное ядовитое пресмыкающееся. ( змея)
-
Тонкая сетчатая ткань, применяемая туристами для защиты лица и внутреннего пространства палаток от комаров и гнуса. ( марля)
-
Цепь холмов. ( гряда)
Ключевая фраза: юные знатоки туризма.
7
Станция № 5. Тест «БЕЗОПАСНЫЙ ПОХОД»
Ведущий: - Я приглашаю вас в туристскую «Школу выживания» и предлагаю пройти туристский походный тест, который называется «Безопасный поход».
-
У британского спецназ а есть девиз такой же, как и бойскаутов и пионеров. Как вы думаете, какой?
А. Будь здоров!
В. Будь готов!
С. Будь живым!
D. Будь сытым!
-
Спички можно защитить, опустив их головки в:
-
бензин
-
керосин
-
парафин
-
майонез
-
-
Свечи лучше брать те, которые можно использовать не только по прямому назначению, но и употреблять в пищу. Это:
-
жировые
-
парафиновые
-
стеариновые
-
ванилиновые
-
-
Для стерилизации воды всыпьте в нее несколько кристаллов:
-
соли
-
сахара
-
марганцовки
-
горного хрусталя
-
-
Прежде всего, человек испытывает потребность в:
-
пище
-
огне
-
воде
-
деньгах
-
-
При поисках воды копайте яму в том месте, где:
-
трава наиболее зеленая
-
камни наиболее крупные
-
проходят звериные тропы
-
есть табличка "Мин - нет!"
-
-
Если спички отсырели:
-
потрите их о лезвие ножа
-
потрите их о мочку уха
-
8
-
-
потрите их о волосы
-
воспользуйтесь зажигалкой
-
-
Для холодного климата лучше всего подходит:
-
тельняшка
-
фуфайка
-
двухслойный вязанный свитер
-
двухслойный бутерброд 9.При укладке рюкзака вещи, необходимые в первую очередь, должны быть:
-
внизу
-
наверху
-
на себе
-
на командире 10 . Продукты питания должны храниться в закрытых емкостях:
-
-
-
в воде
-
на деревьях
-
в земле
-
в холодильнике 11.Чтобы перерубить тонкое бревно, положите его одним концом:
-
-
-
на крупный камень
-
на землю
-
на другое бревно
-
себе на ногу
-
12. При возникновении боли в желудке:
-
-
ложитесь животом вверх
-
интенсивно массируйте мышцы живота
-
звоните 03
-
пейте как можно больше горячей воды 13. Если одежда загорелась:
-
-
-
бегите, чтобы сбить пламя встречным потоком воздуха
-
попытайтесь завернуться во что-нибудь плотное
-
сбейте пламя ветками дерева
-
наденьте сверху другую одежду 14. Если вы вдруг столкнулись с крупным хищником:
-
-
-
кричите и делайте резкие движения
-
9
-
-
демонстративно повернитесь к нему спиной
-
замрите и медленно отступайте, разговаривая с ним самым спокойным голосом
-
встаньте на четвереньки и примите устрашающую позу.
-
Станция № 6. «ОРИЕНТИРОВАНИЕ» ( с помощью природных ориентиров и предметов)
Ведущий: -Вы ответьте на вопрос:
Как узнать, где север, нам
Лишь по солнцу и часам?
(Часы ставят по местному времени и поворачивают их в горизонтальной плоскости, направляют часовую стрелку на Солнце. Угол между часовой стрелкой и направлением на цифру 12 циферблата делят пополам. Тогда биссектриса этого угла покажет на север-юг. причем юг до 12 часов будет вправо от солнца, а после 12 часов - влево.)
Игровое задание «ИНДЕЙСКИЕ ПИСЬМЕНА»
Команде выдается карта с письменами, которые они должны расшифровать. Команда предлагает свою версию, которую ведущий сверяет с точным ответом. За ответ команда может получить от 1до 8 баллов.
Ведущий: - Обратите внимание, что у индейцев принято писать письма с права налево ( следите по стрелочке)
Расшифровка индейских писем:
-
Идти шагом - прямо - по правой дороге - до холма - остановка.
-
Идти шагом - вверх - до пересечения с другой дорогой - остановка.
-
Идти шагом - по правой дороге - до металлического грибка - у высокого дерева - остановка.
-
Идти шагом - прямо - свернуть на правую дорогу - идти до пересечения с другой дорогой - остановка.
-
Идти шагом - по левой дороге - до поляны - на берегу озера - остановка.
-
Идти шагом - прямо -пересечь ручей -свернуть направо - разбить лагерь - на берегу озера - остановка.
-
Идти шагом - прямо - до очень высокого дерева - остановка.
-
Идти назад - до холма - остановка.
Команды сдают свои маршрутные листы. Жюри подводит итоги командной игры. Ведущий проводит игру для лидеров.
Вопросы для Блицтурнира «О походе, о природе и о родном крае»
( участвуют 5 человек, набравших больше всех индивидуальных баллов)
10
1-й тур:
-
Назовите часть кухонного оборудования, без которого не приготовишь пищу в походе. (котелок).
-
Этот продукт незаменим при приготовлении пищи. Его избыток пагубно сказывается на здоровье, а недостаток на вкусе блюд. (соль).
-
Техника безопасности при работе у костра.
-
Летчик, майор, Герой Советского Союза. Во время войны его самолет был подбит в бою, летчик совершил посадку на вражеской территории и 18 суток ползком пробирался к линии фронта. После ампутации голеней обеих ног освоил протезы и по личной просьбе был направлен в авиаполк. В воздушных боях сбил еще 7 вражеских самолетов. (А.П.Маресьев).
-
На каком материке нет местных жителей. Его открыли русские мореплаватели (Антарктида).
-
Назовите памятную дату г. Сальска связанную с ВОВ, которую мы празднуем ежегодно (22 января 1943 -дата освобождения г. Сальска от немецко - фашистских захватчиков).
-
Этот предмет относится к флоре нашей области. Это незаменимо в бане, лечит различные недуги. Весну встречает в сережках, является символом России. (Береза).
-
Что не может догнать туриста в походе. (его тень).
-
На сколько шпилек ставится палатка на соревнованиях? (10).
-
Эту рубашку придумали в древней Ассирии, но особенно полюбилась она русским воинам - ее носили с X по VVII века, а потом она стала бесполезной? Что это за рубашка? (Это кольчуга - рубашка из множества железных колец).
КОМАНДНЫЕ ИГРЫ:
-
«Кочка дружбы»
Правила игры: каждая команда получает по 1-му обручу. По сигналу все участники должны уместиться в одной кочке (за 30 сек. времени). Побеждает та команда, где игроков окажется больше.
-
«Богатырские санитары»
Ведущий: - Важным туристским навыком является умение оказать первую медицинскую помощь на маршруте. Мы также продемонстрируем этот жизненно необходимый навык, бинтуя…толстое дерево.
Правило игры: играет по 2 чел. от команды - 1 чел. выполняет роль «дерева», а другой «санитар». Санитар крепит на дереве веревку ( вяжет узел)
11
По команде ведущего санитары начинают наматывать веревку на ствол дерева до тех пор, пока она не намотается полностью. Фиксируется каждое время команды.
Подведение итогов:
- жюри подводит итоги, суммируя баллы команд, после выполнения заданий на каждом этапе. Победителями становятся команды, набравшие наибольшее количество баллов;
- жюри подводит итоги, суммируя индивидуальные жетоны активности игроков и определяет лидеров-победителей.
Награждение: команды и лидеры детских объединений, занявшие 1-3 места в игровой программе награждаются грамотами МБОУ ДОД ДПШ
НАГРАЖДЕНИЕ команд и индивидуальных лидеров грамотами МБУ ДО ДПШ.