• Преподавателю
  • Другое
  • Рабочая программа ОП. 08 Управление качеством с основами метрологии и стандартизации, специальность 100801

Рабочая программа ОП. 08 Управление качеством с основами метрологии и стандартизации, специальность 100801

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

Колледж малого бизнеса № 4












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебной дисциплине ОП.08 Управление качеством с основами

метрологии и стандартизации

код, специальность 100801 Товароведение и экспертиза качества

потребительских товаров

(углубленная подготовка)




















Москва

2013г.

РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА

Методическим объединением

профессиональных дисциплин

Протокол № 1

от «30» 08 2013г.

Методист ГБОУ СПО КМБ №4

__________ /Емченова М.Н./

подпись Ф.И.О.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования

100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

(углубленная подготовка)



УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе

_____________/ Антипенко Л.В.

подпись Ф.И.О.



Составитель: Емченова Маргарита Николаевна, преподаватель специальных дисциплин высшей категории ГБОУ СПО Колледж малого бизнеса № 4

Рецензент:




СОДЕРЖАНИЕ



Стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

  1. условия реализации примерной программы учебной дисциплины


10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


12


  1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Метрология и стандартизация

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (углубленная подготовка).

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих:

17353 Продавец продовольственных товаров

17351 Продавец непродовольственных товаров

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина Управление качеством с основами метрологии и стандартизации входит в профессиональный цикл «Общепрофессиональные дисциплины. В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен овладеть общими и профессиональными компетенциями:

Код

Наименование результата деятельности

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

ПК 1.1

.Выявлять потребность в товарах.

ПК 1.2

Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции.

ПК 1.3

Управлять товарными запасами и потоками.

ПК 1.4

Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров.

ПК 2.1

Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности.

ПК 2.2

Организовывать и проводить оценку качества товаров.

ПК 2.3

Выполнять задания эксперта более высокой квалификации при проведении товароведной экспертизы.

ПК 3.1

Участвовать в планировании основных показателей деятельности организации.

ПК 3.2

Планировать выполнение работ исполнителями.

ПК 3.3

Организовывать работу трудового коллектива.

ПК 3.4

Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями

ПК 3.5

Оформлять учетно-отчетную документацию.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять требования нормативных документов к основным видам продукции, товаров, услуг и процессов;

  • оформлять техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

  • использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;

  • приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные понятия метрологии;

  • задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;

  • формы подтверждения соответствия;

  • основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;

  • терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часа;

самостоятельной работы обучающегося 34 часов.























2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

102

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

68

в том числе:


практические занятия

36

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

34

в том числе:


тематика внеаудиторной самостоятельной работы


Промежуточная аттестация - согласно рабочему учебному плану образовательного учреждения

Итоговая аттестация в форме (указать)

зачет


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Метрология и стандартизация

Наименование разделов, тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Введение

Ключевые понятия дисциплины: техническое регулирование. Стандартизация, метрология. Предмет, цели и задачи дисциплины.

2

1

Профессиональная значимость дисциплины. Межпредметные связи с другими дисциплинами.

РАЗДЕЛ 1.ОСНОВЫ МЕТРОЛОГИИ

28

Тема 1.1 Теоретические основы метрологии

Метрология: основные понятия. Структурные элементы метрологии. Цели, задачи и принципы метрологии. Разделы метрологии: теоретическая, практическая и законодательная метрология.

Профессиональная значимость метрологии в различных отраслях народного хозяйства. Применение знаний основ метрологии в коммерческой деятельности. Метрологическое обеспечение профессиональной деятельности.

2

2

Единицы измерения физических величин: основные и производные единицы; кратные и дольные единицы; системы единиц физических величин. Международная система единиц физических величин (СИ), ее применение в России.

Измерения: понятие и виды.

2

2

Объекты метрологии: величины физические и нефизические. Характеристика величин: размер и размерность. Значения измеряемых величин: истинные и действительные

2

2

Интегральные и дифференциальные функции распределения. Понятие систематические погрешности. Причины возникновения систематических погрешностей. Виды систематических погрешностей. Постоянные систематические погрешности. Прогрессивные погрешности.

2

2

Практические занятия № 1;2;3;4;5;6;

Электромеханические измерительные приборы

2

Магнитоэлектрические измерительные приборы

2

Электродинамические измерительные приборы

2

Электромагнитные измерительные приборы

2

Электростатистические измерительные приборы

2

Индукционные измерительные приборы

2

Средства поверки и калибровки: определение, назначение. Эталонная база, порядок проведения поверки средств измерений. Способы подтверждения пригодности средств измерений: поверочные клейма и свидетельства. Виды поверки.

Средства измерительной техники: определение, классификация, краткая характеристика. Нормируемые метрологические характеристики средств измерений. Определение, краткая характеристика.

2

2

Методы измерений. Понятие. Классификация методов по видам измерений, их характеристика. Преимущества и недостатки разных методов. Выбор методов измерений.

2

2

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии России, Государственные научные метрологические центры и службы, ЦСМ, метрологические службы юридических лиц. Их функции. Организация метрологического контроля

2

2

Практическое занятие №7

Виды поверок и способы их выполнения

2

РАЗДЕЛ 2.ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

22

Тема 2.1. Понятие стандартизация и управление качеством

Объекты стандартизации: понятие, классификация объектов.

Субъекты стандартизации: организации, органы и службы. Уровни субъектов: стандартизации (международный, региональный, национальный). Подуровни субъектов национальной стандартизации. Национальные организации по стандартизации в России, их функции. Технические комитеты: их статус, состав, деятельность, порядок создания. Международные организации по стандартизации

2

2

Основные цели и направления стандартизации. Основные задачи стандартизации. Государственная система стандартизации.

2

Принципы стандартизации: определение. Правовые принципы - ст.12 ФЗ «О техническом регулировании». Научные принципы: эффективность, динамичность, комплексность, перспективность, опережаемость. Краткая характеристика отдельных принципов.

Правила ЕЭК ООН при разработке международных и региональных стандартов. Обеспеченность стандартов. Маркировка продукции и услуг в соответствии государственным стандартам по ГОСТ Р 1.9-95

2

2

Практическое занятие № 8;9

Анализ маркировки знаков монитора ПК

4

Анализ маркировки знаков монитора ПК

2

Методы стандартизации: унификация, типизация, систематизация, классификация, селекция, симплификация, агрегатирование, оптимизация. Краткая характеристика перечисленных методов. Взаимосвязь принципов и методов.

2

2

Практическое занятие №10

Штриховое кодирование информации

2

Системы стандартизации: определение, назначение, классификация. Система стандартизации Российской Федерации: понятие, объекты, структура, назначение.

Межгосударственная система стандартизации. Основные виды межгосударственных стандартов, их назначение. Гармонизированные стандарты, идентичные стандарты.

2

1

Практические занятия № 11;12;13

Изучение знаков соответствия стандартов некоторых стран

2

Анализ штрих кодов

2

Проверка подлинности штрих кодов

2

РАЗДЕЛ 3. ПОНЯТИЕ СЕРТИФИКАЦИИ

18

Тема 3.1 Основные термины и понятие сертификации

Оценка и подтверждение соответствия: понятия, формы, назначения, значение сертификации в рыночных условиях. Субъекты сертификации и декларирования: федеральные, центральные и территориальные органы по сертификации, испытательные лаборатории. Функции, права и обязанности. Заявители, их права и обязанности.

2

2

Практические занятия №14;15

Нормативно-правовые основы сертификации

Формы сертификации: обязательная и добровольная

2

Правовые основы оценки и подтверждения соответствия. Федеральные законы в России и организационно-методические документы, регламентирующие правила по оценке и подтверждению соответствия.

2

2

Практически занятия№16

Анализ сертификации соответствия (СС)

2

Обязательная и добровольная сертификация: объекты, системы, статус. Условия ввоза на территорию России продукции, подлежащей обязательной сертификации. Декларирование соответствия: объекты, схемы

Правила проведения сертификации и декларирования соответствия в РФ. Формы и порядок проведения сертификации, основные этапы. Основания для выдачи сертификатов и деклараций о соответствии, порядок регистрации деклараций. Схемы сертификации. Правила заполнения бланков сертификатов. Порядок приостановки, продления срока действия, аннулирования сертификатов. Правила проведения сертификации и декларирования соответствия в РФ. Формы и порядок проведения сертификации, основные этапы. Основания для выдачи сертификатов и деклараций о соответствии, порядок регистрации деклараций. Схемы сертификации. Правила заполнения бланков сертификатов. Порядок приостановки, продления срока действия, аннулирования сертификатов.

2

2

Практические занятия№17

Схема сертификации продукции

2

МС ИСО 8402:1994 «услуга» Положение о системе сертификации услуг ГОСТ Р. Основные области деятельности, подлежащие сертификации услуг

2

2

Зачет

2

Итого:

68

Самостоятельная работа обучающихся

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1.Основной постулат метрологии.

2.Уравнения и шкалы измерений, их определения, применение. Факторы, влияющие на результаты измерений.

3.Погрешности: определение, классификация, причины их возникновения, способы обнаружения и пути устранения при однократных и многократных измерениях. Правило «трех сигм».

Доверительные интервалы и границы погрешности результата измерений.

4.Международные организации по стандартизации: ИСО, МЭК. Их правовой статус, цели, задачи, состав участников и структура. Правила разработки и принятия международных стандартов.

5. Региональные организации по стандартизации: ЕОК, СЕН, СЕНЕЛЭК и др. Цели, задачи, состав участников, структура.

Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации

6.Государственный метрологический надзор. Понятие, назначение, сферы распространения.

7.Государственный метрологический надзор за количеством товаров.

Требования к количеству фасованных товаров в упаковках при расфасовке и продаже: основные понятия, требования к упаковочным единицам, товарным партиям и средствам их измерения.

34

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Метрологии и стандартизации».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся

  • рабочее место преподавателя

  • комплект учебно-наглядных пособий «Метрология и стандартизация»

  • информационный стенд «Стандарты»

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением

  • мультимедиа проектор

  • экран


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Нормативные документы:

  1. Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г.

  2. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» №65 -ФЗ от 01 мая 2007 г.

  3. Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» № 102-ФЗ от 26 июня 2008 г.

  4. ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения. М.: Изд-во стандартов, 2005.

  5. ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены. М.: Изд-во стандартов, 2005.

  6. ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организации. Общие положения. М.: Изд-во стандартов, 2005.

  7. ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения. М.: Изд-во стандартов, 2005.

  8. ГОСТ Р 1.8-2004 Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения. М.: Изд-во стандартов, 2005.

  9. ГОСТ Р 1.9-2004 Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения. М.: Изд-во стандартов, 2005.

  10. ГОСТ Р 1.10-2004 Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены. М.: Изд-во стандартов, 2005.

  11. ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения. М.: Изд-во стандартов, 2005.

  12. ГОСТ 1.1.-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения. М.: Стандартинформ, 2003.

  13. ГОСТ 1.3.-2002 Межгосударственная система стандартизации. Правила и методы принятия международных и региональных стандартов в качестве межгосударственных. М.: Стандартинформ, 2005.

  14. ГОСТ 1.5.-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению. М.: Стандартинформ, 2002.

Основная источники:

  1. Николаева М.А., Карташова Л.В. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия: учеб. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010

  2. Лифиц И.М. Стандартизации, метрологии и сертификация: учеб. М.:ЮРАЙТ, 2007

  3. И.П. Кошевая, А.А. Канке Метрология, стандартизация, сертификация: учебник. - М.: ИД"ФОРУМ": ИНФРА- М, 2009

  4. Н.Д.Дубовой Основы метрологии, стандартизации, сертификации: учеб. М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2008.

Дополнительные источники:

  1. Сергеев А.Г. Метрология и метрологическое обеспечение. М.: ЮРАЙТ, 2008

Интернет-ресурсы:

  1. consultant.ru

  2. roskodeks.ru

  3. garant.ru

  4. zakonrf.info

  5. gdezakon.ru

  6. kodeks-a.ru

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

применять требования нормативных документов в основным видам продукции, товаров, услуг и процессов

Проверка правильности выполнения практической работы

оформлять техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой

Проверка правильности выполнения практической работы

использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества

Проверка правильности выполнения практической работы

приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ

Проверка правильности выполнения практической работы

Знания:

основных понятий метрологии

Проведение фронтального опроса

задач стандартизации, ее экономическую эффективность

Проведение фронтального опроса

форм подтверждения соответствия

Выполнение практической работы

основных положений систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов

Проведение фронтального опроса

терминологии и единиц измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ

Выполнение практической работы, проведение фронтального опроса







© 2010-2022