• Преподавателю
  • Другое
  • Опыт организации и проведения Всероссийской эколого-гуманитарной экспедиции в Шурышкарском районе ЯНАО

Опыт организации и проведения Всероссийской эколого-гуманитарной экспедиции в Шурышкарском районе ЯНАО

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опыт организации и проведения Всероссийской эколого-гуманитарной экспедиции

в Шурышкарском районе ЯНАО

В условиях обостряющейся с каждым годом экологической ситуации, важнейшая роль отводится экологическому воспитанию детей и подростков, поскольку результаты его во многом определяют будущее человечества.

Одной из основных задач в решении вопросов экологического воспитания является формирование общей экологической культуры, основу которой составляет осмысление ребенком своего единства с природой, необходимости гармоничных отношений между ними.

Среди многообразия организационных форм, используемых в работе с детьми, заметным преимуществом отличаются профильные (экологические) школы - школы-лагеря. В чем состоит это преимущество? Прежде всего, в том, что проведение такой школы-лагеря организуется в красивейших природных местах, в близости к природе, что даёт возможность постоянного общения с ней. В нашем случае Экспедиция прошла с 18 по 22 августа 2012 года в пос. Мужи Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа. Участники Экспедиции проживали на базе МБОУ "Шурышкарская СОШ".

Организатор Экспедиции - МБОУ ДОД «Детская Экологическая станция» г. Новый Уренгой и ФГБОУ ДОД "Федеральный детский эколого-биологический центр" г. Москва. В качестве учредителей Экспедиции выступил Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа.

Отметим, что данное мероприятие проводилось Правительством Ямала с целью сохранения и развития социальных традиций финно-угорских народов, укрепления добрососедских отношений с регионами Российской Федерации, осуществления экологического воспитания подрастающего поколения, расширения межрегионального и международного сотрудничества.

В работе Экспедиции приняли участие 64 представителя ямальских городов и районов, республик Башкортостан, Калмыкия, Марий Эл, Удмуртския и Чувашия, Приморского края, Белгородской, Магаданской, Нижегородской, Новгородской, Псковской, Тульской и Ульяновской областей, а также г. Москвы.

Основными направлениями работы летней гуманитарно-экологической экспедиции:

1. Участие в Международном детском эколого-этнографическом конгрессе "Полярное лето";

2. Знакомство с природно-социальным комплексом территории места проведения школы, особенностями географического положения Ямало-Ненецкого автономного округа;

3. Знакомство с народными (национальными) играми, кухней, видами спорта;

4. Изучение биологии и экологии некоторых представителей растительного и животного мира Ямало-Ненецкого автономного округа;

5. Изучение основных этнических групп, характерных для Ямало-Ненецкого автономного округа (традиционная культура, традиционное отношение жителей региона к различным объектам природы);

6. Выполнение индивидуальных исследовательских работ, с последующим представлением результатов работы на итоговой конференции экологической школы.

ФГБОУ ДОД "Федеральный детский эколого-биологический центр" совместно с МБОУ ДОД «Детская Экологическая станция» была разработана программа Экспедиции. Для ее реализации из Нового Уренгоя было привезено оборудование для полевых исследований

Все участники были разделены на 3 группы с разным уровнем подготовки

Было составлено расписание работы групп вводная лекция, полевая работа сбор материала, камеральная обработка данных, подготовка отчетов и выступление на конференции

В соответствии с программой Экспедиции были проведены следующие мероприятия:

  1. Полевой и лабораторный практикум по курсу «Ботаника». Руководители - Корчемнова Людмила.Григ. (педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД "ДЭС" г. Новый Уренгой) и Кургаева Юлия.Муратовна. (методист, МБОУ ДОД "ДЭС" г. Новый Уренгой).

  2. Полевой и лабораторный практикум по курсу «Гидробиология». Руководители - Солодков Влад.Викт. (методист, МБОУ ДОД "ДЭС" г. Новый Уренгой) и Хабибулина Альфия Ралифовна. (заместитель директора по научной работе, МБОУ ДОД "ДЭС" г. Новый Уренгой).

  3. Полевой и лабораторный практикум по курсу «Зоология». Руководители - Кассал Борис.Юрьевич. (педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД "ДЭС" г. Новый Уренгой) и Липецкий Г.В. (директор, МБОУ ДОД "ДЭС" г. Новый Уренгой).

  4. Полевой и лабораторный практикум по курсу «Этноэкология». Руководитель - Ляпаева Ольг.Нижнег. (заведующая сектором гуманитарной экологии, МБОУ ДОД "Центр развития творчества детей и юношества", г. Нижний Новгород).

  5. Мастер-класс "Опыт организации мини-зоопарка и некоммерческой организации городского благотворительного фонда "Детская Экологическая станция" на базе учреждения дополнительного образования детей" (Липецкий Г.В., директор МБОУ ДОД «Детская Экологическая станция»). Также были проведены мастер-классы педагогов Удмуртской и Чувашской республик по здоровьесберегающим технологиям и ландшафтному дизайну.

  6. Конференция исследовательских работ участников Всероссийской летней гуманитарно-экологической экспедиции - «Живая планета».

Программа тематических курсов включала: работу полевых лабораторий по направлению "Гидробиология" на участке реки Юган и Малая Обь, проведение полевых практикумов по направлениям "Ботаника" и "Зоология" в окрестностях и на территории пос. Мужи.

Для проведения полевых практикумов по ботанике, гидробиологии и зоологии было использовано оборудование и снаряжение МБОУ ДОД «Детская Экологическая станция» (оборудование - цифровой портативный микроскоп, электронный микроскоп, экспресс-лаборатории для определения химических свойств воды и почвы, бинокли, гербарии, определители, фотоаппарат, видеокамера; снаряжение - дождевики, сапоги, фонарики).

Обработка полевых материалов проводилась либо на месте проведения исследований с использованием полевых лабораторий, либо в учебных кабинетах МБОУ "Шурышкарская СОШ", оснащенных всей необходимой компьютерной, организационной и мультимедийной техникой. Оценка знаний участников Экспедиции и проведенных ими исследований проводилась в соответствии с разработанными критериями.

По итогам комплексной полевой экспедиции каждый тематический курс представил на конференции вниманию гостей и участников Экспедиции отчеты по проведенной учебно-исследовательской работе. Всего было представлено 12 исследовательских работ. На торжественной церемонии закрытия Конгресса всем участникам конференции были вручены почетные грамоты лауреатов и участников конференции.

ПРОГРАММА ТЕМАТИЧЕСКОГО КУРСА «БОТАНИКА»

Автор-составитель: Корчемнова Л.Г., педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Детская Экологическая станция», г. Новый Уренгой; Кургаева Ю.М., методист МБОУ ДОД «Детская Экологическая станция», г. Новый Уренгой.

Пояснительная записка

Курс нацелен на развитие знаний и компетенций подростков в области изучения, использования и охраны растительного мира природных и природно-культурных территорий.

Задачи курса:

  • Знакомство участников школы с особенностями растительного мира.

  • Изучение особенностей растительного сообщества и развитие на этой основе общих представлений о фитоценозе.

  • Изучение биологических особенностей растительного сообщества, её средообразующей роли, хозяйственного значения

  • Знакомство с растениями, характерными для арктических и субарктических природно-климатических природных зон: кустарниками и кустарничками, травянистыми растениями и мохообразными, с их связями с другими компонентами экосистемы арктики и субарктики.

  • Приобретение навыков определения видов растений.

  • Освоение навыков фотографирования растений.

  • Изучение использования дикорастущих растений местным населением.

  • Знакомство с историей освоения растительного мира данной местности.

  • Изучение культурных растений, выращиваемых в данной местности.

  • Изучение природоохранных аспектов, проблем охраны и бережного рационального использования растительного мира.

Тематическое содержание курса определяется тем, что он находится в области пересечения классических подходов ботаники и этноэкологии как важнейшей части современной гуманитарной экологии. Этноэкология занимается изучением особенностей традиционных систем жизнеобеспечения этнических групп и этносов в целом, специфики использования этносами природной среды и их воздействия на эту среду; формирования и функционирования этноэкосистем. Содержание курса соответствует также этноботаническому направлению: основная задача этноботаники - узнать, как растения используются и воспринимаются в человеческих обществах, включая растения для пищи, медицины, предсказаний, косметики, окрашивания тканей, для строительства, в качестве инструментов, денег, одежды, ритуалов и т. п., и какова роль растений в социальной жизни. Этноботаника - отрасль науки на стыке этнографии и ботаники, предмет которой составляет комплекс взаимосвязанных проблем, рассматриваемых под углом зрения отношений этноса с растительной частью экосистемы. Этноботаника, как раздел ботаники, изучает использование растений различными этническими группами населения земного шара. При этноботанических исследованиях собираются и систематизируются народные знания о растениях. Такой подход может быть интегрирован с классическими направлениями исследования учащимися растительного мира.

Особенностями данного курса является его краткосрочность, разноуровневость и то, что учащиеся изучают ботанические и этноботанические вопросы на примере конкретного региона. При этом изучается естественная растительность, использование дикорастущих растений местным населением.

ПРОГРАММА ТЕМАТИЧЕСКОГО КУРСА «ГИДРОБИОЛОГИЯ»

Авторы-составители: Солодков В.В., педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Детская Экологическая станция», г. Новый Уренгой; Липецкий Г.В., директор МБОУ ДОД «Детская Экологическая станция», г. Новый Уренгой.

Пояснительная записка

Курс нацелен на развитие знаний и компетенций подростков в области изучения, рационального использования и охраны водных животных (на примере позвоночных животных рыб).

Задачи курса:

  • Знакомство участников школы с особенностями водного животного и растительного мира.

  • Изучение особенностей сообществ водных животных и развитие на этой основе общих представлений о гидроценозах, ихтиоценозах.

  • Изучение биологических особенностей сообществ водных животных, их средообразующей роли, хозяйственного значения.

  • Знакомство с рыбами, характерными для прибрежной части Северного Ледовитого океана, материковых водоемов - стариц, озер и рек.

  • Приобретение навыков определения видов водных животных.

  • Освоение методов морфометрической обработки рыб.

  • Изучение традиционного и современного использования рыб местным населением.

  • Знакомство с историей освоения животного мира водоемов местности пребывания.

  • Изучение природоохранных аспектов, проблем охраны и бережного рационального использования объектов водного мира.

Тематическое содержание курса определяется тем, что он находится в области пересечения классических подходов зоологии позвоночных животных и этноэкологии, как важнейшей части современной гуманитарной экологии. В настоящей программе этноэкологии отводится роль изучения особенностей традиционных систем жизнеобеспечения этнических групп и этносов ЯНАО в целом, специфики использования этносами водной среды и их воздействия на эту среду; формирования и функционирования этноэкосистем в процессе использования водоемов и их обитателей. Содержание курса соответствует также этнозоологическому направлению: ознакомление с особенностями использования животных-гидробионтов и их восприятия в человеческих обществах, включая использование животных для пищи, медицины, предсказаний, косметики, строительства, в качестве инструментов, денег, одежды, ритуалов и т. п., их роли в социальной жизни. Такой подход может быть интегрирован с классическими направлениями исследования учащимися растительного мира.

Особенностями данного курса является его краткосрочность, разноуровневость и то, что учащиеся изучают зоологические и этнозоологические вопросы на примере конкретного региона. При этом изучаются дикие животные и особенности их использования местным населением.

ПРОГРАММА ТЕМАТИЧЕСКОГО КУРСА «ЗООЛОГИЯ»

Авторы-составители: Кассал Б.Ю., канд.вет.наук, доцент, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Детская Экологическая станция», г. Новый Уренгой; Хабибулина А.Р., канд.биол.наук, зам. директора по научной работе МБОУ ДОД «Детская Экологическая станция», г. Новый Уренгой.

Пояснительная записка

Курс нацелен на развитие знаний и компетенций подростков в области изучения, рационального использования и охраны животного мира (на примере позвоночных животных - птиц и млекопитающих) природных и природно-культурных территорий.

Задачи курса:

  • Знакомство участников школы с особенностями животного мира.

  • Изучение особенностей сообществ позвоночных животных и развитие на этой основе общих представлений о зооценозах.

  • Изучение биологических особенностей животных сообществ, их средообразующей роли, хозяйственного значения.

  • Знакомство с позвоночными животными, характерными для природно-климатической зоны тундры и лесотундры, побережья Северного Ледовитого океана, материковых водоемов - стариц, озер и рек - и их побережий.

  • Приобретение навыков определения видов позвоночных животных

  • Освоение навыков фотографирования животных.

  • Изучение использования диких животных местным населением.

  • Знакомство с историей освоения животного мира местности.

  • Изучение домашних животных, содержащихся в местности.

  • Изучение орнитоценозов и териоценозов.

  • Изучение природоохранных аспектов, проблем охраны и бережного рационального использования объектов животного мира.

Тематическое содержание курса определяется тем, что он находится в области пересечения классических подходов зоологии позвоночных животных и этноэкологии, как важнейшей части современной гуманитарной экологии. Этноэкология занимается изучением особенностей традиционных систем жизнеобеспечения этнических групп и этносов в целом, специфики использования этносами природной среды и их воздействия на эту среду; формирования и функционирования этноэкосистем. Содержание курса соответствует также этнозоологическому направлению: основная задача этнозоологии - узнать, как позвоночные животные используются и воспринимаются в человеческих обществах, включая использование животных для пищи, медицины, предсказаний, косметики, строительства, в качестве инструментов, денег, одежды, ритуалов и т. п., и какова роль животных в социальной жизни. Этнозоология - отрасль науки на стыке этнографии и зоологии, предмет которой составляет комплекс взаимосвязанных проблем, рассматриваемых под углом зрения отношений этноса с животной частью экосистемы. Этнозоология, как раздел зоологии, изучает использование животных различными этническими группами населения земного шара. При этнозоологических исследованиях собираются и систематизируются народные знания о животных. Такой подход может быть интегрирован с классическими направлениями исследования учащимися растительного мира.

Особенностями курса является его краткосрочность, разноуровневость и то, что учащиеся изучают зоологические и этнозоологические вопросы на примере конкретного региона. При этом изучаются как дикие животные, так и домашние, а также особенности использования диких животных местным населением.




© 2010-2022