Раздатка к уроку Документальное оформление динамики общественных явлений

Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. Заполните опорный конспект. (Запишите название региона, фамилии участников групп).

Задание 1. По статистическим данным своего региона «Рост численности населения мира в 20 веке (в млн. человек)» постройте график изменения численности населения своего региона.

Весь мир

годы

1900

1920

1950

1960

1980

1990

2000

Казахстан, СССР, СНГ

Зарубежная Европа

Зарубежная Азия

Африка

Северная Америка

Латинская Америка

Австралия и Океания

130

295

950

130

81

64

6

158

329

966

141

117

91

9

180

392

1392

220

166

164

13

214

425

1715

275

199

216

16

266

484

2569

475

249

354

23

288

498

3113

648

276

448

26

283

519

3619

800

316

523

31

Весь мир

1656

1811

2527

3060

4420

5297

6091

В опорном конспекте напишите вывод, ответив на вопросы:

  • Увеличилась, уменьшилась (подчеркнуть);

  • Во сколько раз увеличилась или уменьшилась -

  • Периоды максимального увеличения -

  • Периоды максимального уменьшения -

Делаем общий вывод:

  • В каких регионах увеличилась (уменьшилась) численность населения мира

  • В одинаковых ли пропорциях она увеличилась (уменьшилась)?

  • В каких странах произошло максимальное увеличение?

Задание 2. Используя формулу взаимосвязи постоянного и наличного населения

ПН=НН-ВП+ВО

НН=ПН+ВП-ВО

запишите их в опорный конспект, решите типовую задачу.

Известно, что в критический момент проведения переписи населения установлено следующее:

-в многоквартирном доме №2 по улице Чехова в г.Шемонаиха постоянно фактически проживает 300 человек;

-гражданин г.Шемонаиха Б.Рамаев выехал по туристической путевке в Турцию сроком на 3 недели.

Показатель

ПН

ВП

ВО

НН

1.Постоянно фактически проживает, чел


2.Б.Рамаев выехал в Турцию по туристической путевке


3.Боброва Дарья с мужем выехали в командировку в г.Астана


4.Голушко Алина приехала из Коневки в гости на три дня в квартиру №25


ИТОГО:


Задание 3. Используя раздаточный материал, выполните следующую задачу.

Движение населения области ВКО за год характеризуется следующими данными, чел:

1.Численность населения на начало года - 910547

В т.ч. женщин в возрасте 15-49лет 488343

2.Численность населения наконец года - 920821

В т.ч. женщин в возрасте 15-49 лет - 510123

3.В течении года:

-родилось детей - 17843

-умерло людей - 8622

-из них умерло детей в возрасте до 1 года - 312

-заключено браков - 6427

-расторгнуто браков - 3233

Произвести расчеты возможных коэффициентов естественного, миграционного и общего движения населения области.

1.Среднегодовую численность населения области

2.Среднегодовую численность женщин в возрасте 15-49 лет

3.Общий коэффициент рождаемости

4.Специальный коэффициент рождаемости

5. Общий коэффициент смертности

6.Общий коэффициент естественного прироста населения

7. Коэффициент общего прироста населения

8. Коэффициент миграционного прироста населения

9.Коэффициент младенческой смертности

А)без учета периода рождения детей

б) с учетом периодом рождения детей N1-текущий год, N0-базисный год

10.Коэффициент жизненности (Покровского).

11.Общий коэффициент брачности

12.Общий коэффициент разводимости

Пример.4

Произведите расчет перспективной численности населения, вступающего в трудоспособный возраст, на предстоящие 3 года методом передвижки возрастов по следующим данным:

Возраст, лет

Повозрастной коэффициент дожития

Исходная численность в 2005 г, чел.

Ожидаемая (прогнозная численность), чел.

2006

2007

2008

13

0,99945

5320

14

0,99935

5028

15

0,99923

4180

16


Посмотрите на рисунок «Динамика численности населения земного шара с начала нашей эры»

Раздатка к уроку Документальное оформление динамики общественных явлений

По рисунку определите, равномерным ли был рост населения на протяжении почти всей этой истории?

Какие изменения происходили с численностью населения, как менялась его численность?

Постоянное население (ПН) составляют люди, постоянно проживающие в данном населенном пункте (год и более) независимо от их фактического проживания на критический момент переписи (Критический момент переписи населения - это точный момент времени, единый для всей страны, к которому приурочиваются собираемые при переписи населения сведения. Установление критического момента позволяет получить как бы моментальную фотографию, моментальный срез населения, которое непрерывно изменяется. Обычно критический момент устанавливается на полночь накануне первого дня переписи. Это объясняется тем, что переписи обычно проводятся по месту жительства людей (хотя бы временного) и большинство их в ночное время находится в помещениях (под крышей)).

Наличное население(НН) образуют граждане, фактически живущие в данном населенном пункте (постоянно или временно), невзирая на их постоянное местожительство(за границей по туристической путевке, на охоте, в другой квартире, на работе в ночную смену).

Временно отсутствующие (ВО)-постоянные жители, временно выевхавшие за пределы данного населенного пункта на срок не более одного года.(в больнице, роддоме).

Временно проживающие (ВП)-это наличные жители, временно живущие в данном населенном пункте (не более года).



К абсолютным показателям движения населения будут относиться:

Δестественное (естественный прирост)=N(число родившихся детей)-M(число умерших людей, м-детей)

Δмигр.(миграционный прирост населения)=П(число приехавших)-В(выбывших)

П+В (миграционный оборот)

Δобщ=Δест.+Δмигр=Sк-Sн (общий прирост населения)

S-численность населения на конец и начало периода

Sк=Sн+N-M+П-В

Относительные показатели

1.Общий коэффициент рождаемости Крожд.=(N*1000)/S

2.Специальный коэффициент рождаемости

Кспец.рожд.= (N*1000)/Sж(15-49)

3.Возврастные коэффициенты рождаемости рассчитываются как
отношение родившихся детей у определенной возрастной группы женщин к средней численности женщин всего возраста.

4. Общий коэффициент смертности

Ксмерт.=Раздатка к уроку Документальное оформление динамики общественных явлений

5.Общий коэффициент естественного прироста населения

КΔестеств.=Раздатка к уроку Документальное оформление динамики общественных явлений

6.Коэффициент младенческой смертности

А)без учета периода рождения детей

Кмл.см.= Раздатка к уроку Документальное оформление динамики общественных явлений

б) с учетом периодом рождения детей N1-текущий год, N0-базисный год

Кмл.см.= Раздатка к уроку Документальное оформление динамики общественных явлений

7.Возврастные коэффициенты смертности определяются как отношение числа умерших людей в определенном возрасте к средней численности населения этого возраста.

8.Коэффициент жизненности (Покровского).

Кжизнен.Поровсого= Раздатка к уроку Документальное оформление динамики общественных явлений

9.Общий коэффициент брачности Кбрачн.=Раздатка к уроку Документальное оформление динамики общественных явлений

10.Общий коэффициент разводимости Кразвод.=Раздатка к уроку Документальное оформление динамики общественных явлений

Средние показатели .

1.Средняя арифметическая простая

S=Раздатка к уроку Документальное оформление динамики общественных явлений

2.Средняя хронологическая, если известны данные моментного ряда динамики с равными интервалами, т.е.

S=Раздатка к уроку Документальное оформление динамики общественных явлений

3.Средняя арифметическая взвешенная , если известны данные моментного ряда динами с неравными интервалами, т.е. ti-промежуток времени между двумя датами

S=Раздатка к уроку Документальное оформление динамики общественных явлений

4.Средняя продолжительность предстоящей жизни

Ex=Раздатка к уроку Документальное оформление динамики общественных явлений

Расчеты перспективной численности населения производятся следующими методами:

1.Метод передвижки возрастов - каждая возрастная группа населения передвигается в следующий (будущий) год жизни с учетом уровня дожития в определенном возрасте.

Показатель дожития - ожидаемая продолжительность жизни при рождении - отражает среднее число лег, которое в среднем предстоит еще прожить одному человеку из поколения родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения уровень смертности в каждом возрасте будет таким, как в годы, для которых вычисляется этот показатель.

2. На основе данных о коэффициенте общего прироста населения глобальным методом:

St=Sn*(Раздатка к уроку Документальное оформление динамики общественных явлений

St- прогнозная численность населения на следующие (предстоящие) t лет

Sn - исходная фактическая численность населения в текущем (последнем) году;

К Δобщ ~ коэффициент общего прироста населения;

t - число лет, на которое прогнозируется расчет.

При определении ожидаемой численности занятого населения или экономически активного населения нужно рассчитать прогнозную общую численность населения по данной формуле, а затем полученную величину умножить на долю соответственной категории населения в общей численности населения.

3.На основе данных о среднем темпе роста численности населения:

St=Sn*Tͭ

4.На основе сведений о среднем приросте численности населения,

St=Sn+tΔ

St=S0+tΔ

Где Δ= ΣΔ/m, среднем абсолютный прирост

Δ-абсолютные приросты населения в отдельные годы,

m-число приростов.

Используя составленные вами опорные конспекты, кратко дайте характеристику своего региона.

  1. Что является объектом наблюдения в статистике населения?

  2. Сущность и необходимость переписи. Перепись в РК.

  3. Что вам хотелось бы еще узнать?

  4. Что вас поразило, удивило сегодня на уроке?

  1. Понравилось ли работать в группах?
    Да Нет Не знаю

  2. Насколько ваша группа справилась с заданием?
    Полностью.
    Частично не выполнила.
    Не справилась с заданием.

  3. Оцени свою активность в работе группы.
    Был активен (старался везде поучаствовать).
    Был активен большую часть времени.
    Не очень активен.
    Пассивен.

  4. Кто в твоей группе был максимально активен?
    Поставь оценку каждому члену группы.









ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ:

название региона________________________________________

фамилии участников групп________________________________

_1._______________________________________________________

_2._______________________________________________________

_3._______________________________________________________

_4._______________________________________________________

_5._______________________________________________________

_6._______________________________________________________

2000

1990

1980

1970

1960

1950

1940

1930

1920

1910

1900____________________________________________________________________

В опорном конспекте напишите вывод, ответив на вопросы:

  • Увеличилась, уменьшилась (подчеркнуть);

  • Во сколько раз увеличилась или уменьшилась -

  • Периоды максимального увеличения -

  • Периоды максимального уменьшения -

Делаем общий вывод:

  • В каких регионах увеличилась (уменьшилась) численность населения мира

  • В одинаковых ли пропорциях она увеличилась (уменьшилась)?

  • В каких странах произошло максимальное увеличение?

© 2010-2022