Программа внеурочной деятельности по биологии: Живая природа вокруг нас

Программа внеурочной деятельности "Живая природа вокруг нас" разработана для 5 класса. Она расчитана на один год реализации. Составлена из расчета 1 час в неделю, 34 часа в год. Пояснительная записка содержит цели, задачи, планируемые результаты, основное содержание и календарно-тематическое планирование. В КТП явно прослеживается практическая направленность, из 34 часов 17 часов это практические занятия. Например: лабораторные работы с микроскопом, практические по изготовлени. кормушек для птиц...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждаю Согласовано с Рассмотрено на

директор ГБОУ-СОШ №1 учебной частью заседании МО __________ Терехов В.А. ___________ Никитина А.Н. ___________ Федер Н.Н

______ 2013 _______ 2013 _________ 2013


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО БИОЛОГИИ

«Живая природа вокруг нас»

5 класс

учитель биологии Титова Светлана Владимировна

















2013

Пояснительная записка

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего « я». Главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Программа рассчитана на 34 часа в 5 классе и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1ч. в неделю): 17 часов аудиторных и 17 часов не аудиторных.

Цель занятий с учащимися состоит в развитии познавательной активности учащихся, в укреплении их здоровья в процессе познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и деятельностно-практических отношений с окружающей природой. При этом предполагается решение следующих задач:

  • укрепление здоровья детей на занятиях в реальных природных условиях;

  • развитие познавательной, исполнительской и творческой активности учащихся в процессе освоения особенностей местной природы;

  • воспитание интереса учащихся к содержанию природоохранительной, учебно-исследовательской деятельности.

Содержание программы построено как «маршрут путешествия» в окружающую природу с элементами учебного исследования и предполагает реализацию принципов индивидуализации и дифференциации деятельности детей .

Для успешной реализации программы используются следующие формы и методы работы: экскурсии, соревнования, олимпиады, творческие работы, поисковые и научные исследования, практический работы, наблюдение, игровые моменты.

Результаты, на которые ориентирована программа:

1) личностные: сформированность нравственных и этических чувств, эмоционально-ценностных ориентаций и отношений к учению, себе, миру;

  1. предметные: применение правил, способов поведения в реальных жизненных ситуациях

  2. метапредметные: способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, участие в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера.



Основное содержание

Темперамент, его типы. Малая Родина, достопримечательности родного города. Растительный мир парков, школьного двора. Отношение человека к окружающей среде. Правила поведения в парке, лесу, на берегу озера или реки. Морфологическое и анатомической строение растений и животных. Правила работы с микроскопом. Экология. Экологическая ситуация в мире, в родном городе. Мероприятия для улучшения экологической ситуации. Сезонный изменения в природе. Использование природного материала в декоративных целях.




Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Название темы занятия

Кол-во часов

Сроки проведения

Формы работы

Основные виды деятельности ученика

1.

«Давайте познакомимся»

1

1 неделя

Индивидуальная, коллективная

Беседа, анкетирование.

2.

Экскурсия «Чапаевск наша Родина»

1

2 неделя

Индивидуальная, парная коллективная

Экскурсия в парк, сбор растений.

3.

«Основы исследовательской деятельности»

1

3 неделя

Индивидуальная, парная

Работа с микроскопом, лупой.

4.

Экскурсия «Растения школьного двора»

1

4 неделя

Индивидуальная

Заготовка растений для определения и гербария, заготовка природного материала

5.

«Оформление дневника наблюдения»

1

5 неделя

Индивидуальная

Работа с дневником наблюдения.

6.

«Последний листочек»

1

6 неделя

Коллективная

Уборка школьного двора

7.

«Я умею это сам»

1

7 неделя

Индивидуальная, парная

Работа с природным материалом (листья, шишки, веточки), изготовление поделок.

8.

«Правила поведения в парке»

1

8 неделя

Фронтальная

Беседа, изготовление памяток.

9.

Готовимся к празднику Осени»

1

9 неделя

Коллективная

Совместная работа над сценарием, оформлением зала, выбор конкурсов, заданий, подбор музыки

10.

Праздник Осени

1

10 неделя

Коллективная

Проведение праздника

11.

«Мир под микроскопом

1

11неделя

Индивидуальная, парная

Изучение микропрепаратов тканей растений и животных, сравнение их особенностей

12.

Конкурс флористов

2

12-13 неделя

Индивидуальная, парная

Изготовление декоративных картин из природного материала

13.

Конкурс кормушек для птиц

1

14 неделя

Индивидуальная, парная

Изготовление кормушек и развешивание на пришкольном участке

14.

Акция «Покормите птиц»

1

15 неделя

Коллективная

Наблюдение за птицами

15.

«Размножение комнатных растений

1

16 неделя

Индивидуальная, парная

Вегетативное размножение растений, заполнение дневника наблюдений

16.

Экологический турнир

1

17 неделя

Коллективная

Конкурсная программа на экологическую тему среди учащихся 5 классов.

17.

Выпуск газеты

2

18-19 неделя

Коллективная

Написание заметок, редактирование фотографий, оформление газеты.

18.

Занятие «Защити планету»

2

20-21 неделя

Индивидуальная, парная

Создание экологического буклета и распространение среди жителей района

19.

«Умей сказать нет!»

1

22 неделя

Индивидуальная

Подготовка сообщений о сохранении здоровья.

20.

Конкурс проектов «Моя любимая клумба»

1

23 неделя

Индивидуальная, парная

Рисование, проектирование , подбор цветов для будущих клумб.

21.

«Правила поведения в лес»

1

24 неделя

Фронтальная

Знакомство с правилами поведения в лесу, освоение элементарных туристических навыков.

22.

Акция «Обелиск»

1

25 неделя

Коллективная

Наведение порядка возле памятников.

23.

«Ориентирование на местности

1

26 неделя

Индивидуальная, парная

Знакомство с компасом, ориентирование по компасу, живым объектам и местным признакам

24.

Разбивка клумбы

2

27-28 неделя

Коллективная

Разбивка клумбы, посадка цветов.

25.

«Весенние явления в природе»

2

29-30 неделя

Индивидуальная

Наблюдения за природой в весеннее время года, ведение дневника наблюдения

26.

Конкурс рисунков «Сохраните Землю»

2

31-32 неделя

Индивидуальная

Выполнение набросков и рисунков на экологическую тему, конкурс рисунков

27.

Обобщение.

2

33-34 неделя

Фронтальная

тестирование

Для организации контроля и оценки качества знаний учащихся, наиболее эффективно использовать такие, как: тестирование, смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее), проектно-исследовательская работа, творческий отчет об экскурсии , о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия, отчетная выставка.

Оценка качества дополнительного образования осуществляется как по бальной системе (5 и 10), так и с помощью оценочных суждений (рецензия). Для фиксирования оценок качества обучения по данной программе можно использовать такие формы, как: диагностические карты, табель развития, папка достижений ("Портфолио").

Используемая литература

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Стандарты второго поколения: сост. Е.С. Савинов-М. Просвещение, 2011г.

  2. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод.пособие (уроки мастерства) Пособие. Е.В. Тяглова . М.: Планета, 2010.-225с.


© 2010-2022