Проведение семинара -практикума по ковроткачеству

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ ДОД Аннинская СЮТ



Семинар- практикум



Тема: «Ковроткачество»



Проведение семинара -практикума по ковроткачеству.





Руководитель:

Педагог дополнительного образования

Мананникова О.Н.



п.г.т. Анна 2012г.


Тема: «Ковроткачество»

Цель: познакомить с историей возникновения техники ковроткачества и техникой выполнения.

Задачи:1. Образовательные: научить пользоваться

ручными иглами, познакомить с техникой

выполнения работы.

2. Развивающие: развивать интерес к этому

виду творчества, развивать художественный

вкус, представление о цветовом колорите.

3. Воспитывающие: воспитывать аккуратность,

трудолюбие, усидчивость.

Оборудование: ручные иглы, простая игла с широким ушком, шерстяные нити, подрамник, мешковина, ножницы, наглядности (готовые изделия)

Литература:

  1. Кожина О.А. «Художественное ковроткачество»-

« Школа и производство», 1997г.- №2- стр. 52-54.

2.Введенский Б.А. Большая Советская Энциклопедия

3.Нагибина М.И. « Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры».


План занятия.

  1. Организационный момент.(1-2 мин.)

  2. Цели занятия (2 мин.)

  3. Вводная беседа (15 мин.)

  4. Закрепление ( отработка изученного(20 мин.))

  5. Подведение итогов (1 мин.)

Ход занятия


До начала занятия готовлю всё необходимое. Прежде чем приступить к освоению нашего вида творчества - «Ковроткачество», не помешает узнать немного о его истории.

-Может быть кто-то уже знает что-то о возникновении этого искусства?

- (Ответ : ……).

Ковёр- художественное текстильное изделие, обычно с многоцветными узорами или изображениями, служащее главным образом для украшения и утепления помещений.

Ковроткачество- одна из значительных областей народного декоративно-прикладного искусства, имеющая многовековые национальные традиции как в характере узоров, их композиции и расцветке, так и в технике производства. В огромном многообразии мотивов ковров различных народов отображена окружающая действительность, выражено исключительное богатство народной фантазии. Самые ранние, из сохранившихся ворсовых и войлочных ковров в мире, были найдены на территории нашей страны. Сохранились свидетельства о существовании ковров и в Ассирии и Вавилоне. Ковры, как правило, имеют различные размеры и форму, чаще прямоугольную. Наиболее распространённая композиция ковров - центральное поле в обрамлении каймы. В орнаментальных коврах центральное поле строится либо с выделением центра, либо с ритмично повторяющимися по всему полю мотивами, кайма чаще всего состоит из нескольких полос.

Среди тканых ковров различают типы ковров:

Ковровые и безворсовые (паласы, джерджины, шпалеры). Кроме тканых ковров бывают также ковры вышитые, сшитые русские, грузинские; вязаные и сшитые из меховых шкур ( у народов Севера).

К простейшим по технике изготовления ковровым изделиям относятся:

- плетёные узорные циновки и войлочные ( с валянным, вшитым или аппликационным узором.)

С середины 19 в., наряду с ручным ткачеством ковров, появляется механическое ткачество. Крупнейшие, исстари славящиеся центры ковроткачества находятся в Средней Азии и на Кавказе. В советское время ковроткачество народов получило все возможности для своего расцвета. Оно развивается на основе творческого освоения исключительно богатых народных традиций и достижений современного изобразительного и декоративного искусств, а также передовой техники. Создаётся новый вид ковров - тематические и портретные ковры, отличающиеся мастерством передачи художественного образа и большим идейным содержанием.

Мастерицы - ковровщицы ткали свои ковры дома. К ковроткачеству в прежнее время приступали с середины зимы, когда нужное количество льна и шерсти было приготовлено и окрашено. Девочки - подростки учились этому искусству у матерей и бабушек. Изготовление махровых, а позднее и ворсовых ковров требовало особых знаний - умение навязывать и закреплять на основе ворсовые узлы и затем подстригать ворс. На такой ковёр шерсти шло значительно больше. Помимо этого его изготовление требовало и много лишнего времени. Всё это удорожало стоимость самого ковра.

Современные ковры с успехом заменили ещё недавно изготовлявшиеся в ковровых артелях изделия, где основными изображениями были кошечки с бантиками на шее, собачки и другие сюжеты. В настоящее время, казалось бы умершее искусство ручного ковроткачества вновь возрождается. По технике выполнения ковры разделяют на паласные и ворсовые, в каждой из этих групп имеются свои разновидности.

Паласные ковры - имеют полотняное двустороннее переплетение, но за счёт более толстых узорообразующих шерстяных нитей. В этой технике узор образуется только цветом. Орнамент паласных ковров состоит из геометрических фигур и условных растительных мотивов.

Ворсовые ковры - с изнаночной стороны гладкие, а с лицевой покрыты ворсом от 3 до 6 мм., который образуется при вязке узелков цветной шерстяной ниткой.

Мы на занятиях объединения с ребятами занимаемся ручным ковроткачеством и создаем декоративные гобелены. Гобелен развивается как жанр декоративного искусства. Разнообразные свойства используемых при этом материалов, и прежде всего шерстяной пряжи, в сочетании с особенностями техники ткачества позволяют создавать красивые, выразительные вещи. Такие произведения могут служить прекрасным украшением интерьера. Основная особенность гобелена основана на выявлении красоты материала; он не только акцент, пятно в пространстве, но и средство создания образа интерьера.

Серийно выпускаемые ковры, созданные индустриальными методами, несут на себе печать массового машинного производства, что резко снижает их эстетическую ценность. Такие изделия воспринимаются как повседневные, обыденные. В связи с этим, созданные ручным трудом гобелены интересны и по исполнению и по выбору сюжета.

Инструменты и материалы

  1. Для коврового ручного ткачества употребляется главным образом шерстяная пряжа. Подбор цветов производится в соответствии с разработанным эскизом. Сюжеты могут быть разнообразные: сказочные персонажи, цветы, натюрморт, пейзаж, животные, птицы и многое другое. Размер и форма- произвольные.

  2. Для работы подбирается мешковина с более плотным переплетением нитей.

  3. Рисунок эскиза воспроизводится на ткань. Мы делаем это при помощи гуаши и кисти.

  4. Подготовленную мешковину прикрепляют к подрамнику.

  5. Сам процесс ковроткачества осуществляется при помощи ручной иглы.

- А теперь в описании подробного процесса работы с ручной иглой мне помогут мои ученики.

Техника выполнения ковроткачества


(ГОБЕЛЕН)

А) В начале берём простую иглу с широким ушком и вставляем простую нить сложенную в двое. Узел не завязываем.

Б) Прикрепляем небольшим узелком к простой нити шерстяную нить.

В) При помощи иглы продеваем простую нить в ковровую иглу через трубочку внутри неё,а выводим через срез на конце ковровой иглы.

Г) Нить заправлена иглу в мешковину до ограничения( ограничением может быть как ластик, так и простая резинка - чёрная, белая, в зависимости от формы иглы. Это необходимо для регулирования высоты петель. Петли должны быть ровными, одного размера.

Д) Ткать начинаем мелкими стежками с учётом направления иглы.(Срезом вперёд, а сзади рабочая нить).

Е) Если изображение очень велико, то мы ткём по небольшому фрагменту. Работа выполняется в соответствие с цветом, по эскизу.

Ё) Необходимо соблюдать плотность рядов с изнаночной стороны, чтобы с лицевой петельки были густыми.

Ж) В случае неровности петель с лицевой стороны используют ножницы.

И так, наша работа закончена. Мы обрабатываем края при помощи «цыганской» иглы и выбранной по цвету шерстяной нити. Можно конечно просто подвернуть и подшить. Низ изделия можно оформить бахромой используя её как продолжение работы.

Изделие смотрится более законенным. Для верха мы подбираем рейку по ширине изделия. Вшиваем её чтобы изделие не теряло свою форму, а ручку изделия мы плетём в технике макраме:

- цепочка из квадратных узлов.

- витая левосторонняя цепочка.

- витая правосторонняя цепочка.

В завершении можно обработать изнаночную сторону изделия клеем «ПВА».

Подведём итог семинара.

Сегодня мы познакомились с ручным ковроткачеством. Это очень своеобразная, интересная, увлекательная техника. У меня занимаются этим видом творчества не только девочки, но и мальчики. В процессе изготовления ковриков развиваются внимание, аккуратность, проявляется художественный вкус.

Проведение семинара -практикума по ковроткачеству.Проведение семинара -практикума по ковроткачеству.

© 2010-2022