- Преподавателю
- Другое
- Мягкий знак на конце существительных
Мягкий знак на конце существительных
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кошурникова Г.Н. |
Дата | 30.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: « Мягкий знак на конце существительных после шипящих»
Цели:
-
Закрепить умения определять род имён существительных
-
Познакомиться с новой орфограммой
-
Проверить сформированность понятий Ь знак- знак мягкости, Ь знак разделительный.
-
Выявить грамматическую функцию Ь знака как показателя cуществительных Ж.Р.с шипящей на конце путём исследовательской работы
-
Развивать память, мышление, внимание.
-
Воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально, коллективно, в паре.
-
Воспитывать уважение к родному языку.
Краткий план урока
1.Организационный момент.
2 Введение в урок.
3. Повторение и закрепление знаний и умений.
4. Актуализация знаний.
5. Минутка чистописания.
6.Подготовка к восприятию нового материала.
7. Открытие детьми нового знания.
8. Физкультминутка.
9.Работа с учебником
10. Закрепление изученного.
11.Обобщение и систематизация знаний.
12.Задание на дом.
13.Подведение итогов.
12. Рефлексия.
Ход урока
1.Организационный момент.
Готовность к уроку
-А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Все готовы получать
Только лишь отметку « пять»
-Сегодня мы продолжим изучать тему « Имя существительное» и откроем ещё одну звезду. Но вот как она называется - это ещё секрет, который нам и предстоит открыть.
- На уроке нам необходимы: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями.
. 2. Введение в урок.
-Мы изучаем большую тему « Имя существительное» Что узнали об этой части речи?
(дети отвечают с опорой на схему:
(Имя существительное - это часть речи,
В это время 1 ученик работает « по секрету». 2 ученик « по секрету» самостоятельно на оборотной
ОТВЕЧАЕТ … (самостоятельно) на оборотной стороне доски стороне доски
ОБОЗНАЧАЕТ… Задание: определи род имён существительных и докажи Задание: запиши слова в 2 столбика
ИЗМЕНЯЕТСЯ… из шалаша (шалаш - он, мой - м.р.) и т.д. День, платье,пеньки,вьюга, семья, огоньки, мать,
ИМЕЕТ… у жука деревья
от чужака -Объясни, по какому признаку слова разделены на
( Дети приводят примеры имён существительных и доказывают) с шишкой группы? Допиши по 2 слова в каждую группу.
на плече
-Как определить род имени существительного?
(Рассказывают с опорой на схему:1,Поставить в начальную форму;
. 2.Подставить местоимение: он -М,Р,,она - Ж,Р, оно - СР,Р,
-Проверим задание « по секрету». Правило.
3.Повторение и закрепление знаний и умений.
-Определите род имён существительных.
( На доске словосочетания)
Ходил по дорожке
Познакомился с другом
Написал о погоде
,
4.Актуализация знаний
-,Ещё раз внимательно прочитайте слова из 1 задания « по секрету». Группа каких согласных звуков встречается в этих словах чаще других?
(Шипящие согласные звуки)
-Какие согласные называются шипящими? Почему? Назовите их( ч,ш.щ,ж)
( карточки со звуками вывешиваются на доску)
[Ж,Ш,Ч',Щ'] ([Ж, Ш] -звуковая схема синего цвета,[ Щ',Ч'] -звуковая схема зелёного цвета)
-Охарактеризуйте их.
5.Минутка чистописания
-Сегодня мы потренируемся в написании этих букв. Но давайте вспомним, какие орфограммы связаны с этими буквами?( жи-ши, ча-ща, чу-щу)
-На доску вывешиваются карточки с образцами написания этих букв.
Ученики записывают буквы и сочетания с данными буквами
4. Подготовка учеников к восприятию нового материала
-Прочитайте пословицы
« Хорошую речь хорошо и слушать.
Ученье - луч света, а неученье - тьма.
-Что общего в этих пословицах?
( Об учёбе. В обеих встречаются шипящие. В обеих пословицах встречаются слова с ь.)
-А что за буква Ь?
-Обозначает ли она звук?
-Зачем же она нужна тогда в русс.яз.?
Проверка2 задания « по секрету»
Обобщение: Ь в словах выполняет 2 работы: знак мягкости и разделительный.
5.Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи
-В какую группу вы запишите слово « речь»? Почему?
- Для чего в нем пишется Ь?
В древности у одних имён существительных после шипящих стояли Ъ илиЬ. Затем Ъ исчез, а Ь остался. Почему? Вот этот секрет нам и предстоит отгадать.
Наблюдение над словом.
-На какой звук оканчивается слово?( мягкий непарный)
-Если я закрою Ь, изменится ли произношение слова?
-Нужен ли здесь Ь для обозначения мягкости?
-Перед вами слова( читаем) Подберём синонимы.
Тьма - ночь
Поддержка - помощь
Спокойствие - тишь
Ребята - молодёжь
Вывод: Ь не указывает на мягкость, Звуки[ Ч'] и [Щ'] и без него мягкие, Звуки[ Ш] и [Ж] как произносились твёрдо, так и произносятся твёрдо.
-Значит в первую группу эти слова не отнесем?
_Во вторую тоже не входят, т.к. разделять Ь знаку нечего.
- Это какая-то новая работа Ь. Хотите узнать? Надо нам выяснить, почему в сущ., оканчивающихся на шипящий в ед. числе пишется Ь
Я предлагаю вам ещё одно слово - ЛУЧ. Но почему в этом слове нет Ь? Может быть допущена ошибка?
ТОВАРИЩ?
ЧИЖ?
-Давайте сформулируем цель нашего урока.
.
-Мы должны узнать, почему в сущ. после шипящих в одних случаях пишется Ь, а в других нет?
Научиться правильно писать имена существительные с шипящей на конце.
3.Открытие детьми нового знания.
Работа в паре. (Выдаются задания на листах)
-Прочитайте задание и шаг за шагом, выполняя инструкцию,обсудив проблему, выполните задание.
Алгоритм исследования:
-
1.Прочитай слово.
-
Определи род.
-
Какие звуки слышатся на конце?
-
Определи, на какие группы можно распределить слова?
-
Запиши слова в два столбика
-
Чем отличается написание слов первой группы от написания слов второй группы?
-
Сделайте вывод, сформулируйте правило.
Слова на карточках: Вещь, дочь, врач, ложь ,малыш, мышь.( задание выполняется на листах.
Вывод: Ь после шипящих на конце существительных пишется только в сущ. Ж.Р.в ед. ч.В существительных. М.Р. с шипящей на конце Ь не пишется. Это орфограмма.
.
-Какова же работа Ь в этих словах? ( Грамматическая, он указывает на род)
Есть Ь знак после шипящего - существительное Ж.р.
Нет Ь знака после шипящего - существительное М.р.
4.Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись,
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем,
И работать продолжаем.
5.Работа с учебником
-Давайте проверим, правы ли мы?
с 31,32( правило)
6.Первичное закрепление
-Работа со словосочетаниями.
Верный товарищ? любимая доч?,полный неуч?, мелкая дрож?, разная чуш?, ( записать словосочетание, объяснить орфограмму. Дети объясняют, применяя алгоритм)
-Какие слова нам ещё оказывают помощь в определении рода имени существительного ?( прилагательные)
7.Закрепление изученного.
1.Практическая работа на карточках.
Индивидуальная.
[Бор'щ'] - он (м.р.) -борщ [ луч'] -
[кл'уч'] - [лош] -
[л'эщ'] - [глуш] -
[м'элач'] - [уш] -
Самопроверка+ самооценка.
-А почему Ь знак пишется в словах ( карточка на доске)
ОКУНЬ - (он) - М.Р.
ДЕНЬ
ЛИНЬ
- Ведь это тоже существительные мужского рода?
(Ь знак в данных словах играет роль показателя мягкости)
2. Выполнение упражнения №53 с 32 учебника. Взаимопроверка.
Вывод.
3.Тест ( самостоятельная работа)
Используются КИМы
8 Обобщение и систематизация знаний и умений
-Какова была цель нашего урока?
-Какой секрет мы открыли?
Чтобы знать, как писать,
Надо род определять.
Если ЖР, то надо
Мягкий знак употреблять.
И тогда мы пишем РОЖЬ,
МЫШЬ, ПЕЧЬ, СУШЬ и МОЛОДЕЖЬ.
Если род мужской у слова,
Нету знака никакого!
И тогда пиши: калач,
Врач, малыш, гараж и грач.
- На доске сказочные слова. Как их написать правильно?
ПЯШЛАЯ КУШ?
БУРЯВЫЙ ПУПОЛОШ?
ВЕРООКАЯ ТРЫШ?
8. Задание на дом
1ряд-
2 ряд-
3ряд-
9.Подведение итогов урока
-Что нового вы узнали о Ь?
-Что было легко? Что было трудно?
-Что понравилось?
Рефлексия
-Чтобы наука не была для нас ночью, тьмой, а свет знаний освещал нашу дорогу, давайте воспользуемся звездами, которые лежат у вас в конвертах ( они разного цвета) Прикрепите соответствующую звёздочку к доске.
-Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались - жёлтую.
Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа - розовую.
Если не разобрались в теме, было не очень интересно - голубую.