• Преподавателю
  • Другое
  • Методические рекомендации по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

Методические рекомендации по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации по обучению детей с особыми возможностями здоровья.

Пояснительная записка.

В 2008 году МБОУ СОШ № 7 г.Мичуринска получила статус школы-лаборатории инновационного развития. Педагогический коллектив школы осуществляет опытно - экспериментальную работу по теме: «Создание комплекса социально-педагогической поддержки ребенка в условиях адаптивной школы».

Школа принимает участие в реализации долгосрочной целевой программы Тамбовской области «Доступная среда на 2011-2015 годы».

В феврале 2013 г. МБОУ СОШ № 7 г. Мичуринска Тамбовской области получила статус областной экспериментальной площадки (Приказ № 312 Управления образования и науки Тамбовской области от 11.02.2013), с ноября 2013 г. переименована в региональную инновационную площадку (Приказ № 3394 Управления образования и науки Тамбовской области от 27.11.2013). Опытно-экспериментальная деятельность проводится по теме: «Технология тьюторского сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы».

В соответствии с приказом управления народного образования от 05.06.2014 г. № 330 «Об открытии базовых площадок» МБОУ СОШ № 7 присвоен статус «базовая площадка» в 2014-2015 учебном году по теме «Муниципальный ресурсный центр по работе с детьми с особыми образовательными возможностями».

В начале работы было подготовлено кадровое обеспечение. 11педагогов школы прошли курсы повышения квалификации по программе инклюзивного обучения в 2012-2013 уч. году. Все педагоги и родители, исполняющие обязанности тьюторов, обучались и продолжают обучаться на проблемных курсах, организованных ТОИПКРО.

На сегодняшний день в школе обучаются 36 «особых» детей. Открыт ресурсный центр, который возглавил работу с ними. Специалистами центра создана система организации эффективного психолого-педагогического сопровождения, важнейшей задачей которого является трансляция опыта работы с такими детьми для педагогов. Нами разработаны методические рекомендации по обучению детей с ОВЗ, которые были обсуждены на педагогическом совете школы.

Методические рекомендации

по обучению детей с особыми возможностями здоровья.


Ни для кого не секрет, что важнейшим институтом социализации для ребенка является семья, в которой ребенок получает свой первый опыт общения, знакомится с социальными нормами. В семье формируются ценностные ориентации, определяется стиль жизни, устремления, планы, ребенок обучается трудовым навыкам и навыками самообслуживания. Семья обладает большим воспитательным потенциалом. Именно в ней ребенок познает, что такое добро и зло, любовь, дружба, верность, вера. Все эти знания являются фундаментом первичной социализации. Однако не менее важную роль в социализации детей (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья - далее дети с ОВЗ) играют первые социальные институты: детский сад, школа, колледж, институт и т.п. Это вторая ступень - вторичная социализация.

Школьный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений. «Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации» 1.

В настоящее время в России получает широкое распространение практика инклюзивного, интегрированного образования. Для ребенка с ОВЗ детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться с детьми, изолировав от них. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, будет зависеть его мотивация к учебе, душевное состояние и, в конечном итоге, его социализация.

Совместное обучение детей с разными стартовыми возможностями позитивно и эффективно по следующим причинам: ребята учатся взаимодействовать друг с другом, быть толерантными, внимательными, чуткими. Однако включение детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников требует особой подготовки не только архитектурной среды, учащихся, их родителей, но и педагогов. Для учащихся с ОВЗ необходимы изменения способов подачи информации и (или) коррекции учебного плана с целью наиболее успешного освоения общеобразовательной программы. Так же необходимо предоставление особых условий: увеличение сроков сдачи, формы выполнения задания, его организация, способов предоставления результатов.

Большинство учащихся с ОВЗ имеют:

  • недостаточный уровень познавательной активности;

  • незрелость мотивации к учебной деятельности;

  • сниженный уровень работоспособности;

  • неготовность к самостоятельной работе;

  • заторможенность психических процессов.

Поэтому в ходе обучения детей с «особыми» потребностями необходимо применять средства активизации учебной деятельности.

Приведу несколько примеров упражнений для активизации психических процессов во время уроков:

Психические

процессы

Предметная

область

Внимание

Память

Мышление

Русский язык

1)поиск пропущенных букв в тексте;

2)исправление ошибок в тексте;

3)«Посчитай - ка» (в тексте из 5-7 строк нужно сосчитать количество букв «а», «р», «о» и т.п.).

1)«Клубок». (учащиеся выбирают слова на определенную тему. Первый ученик называет слово, второй - слово первого ученика и придумывает свое, третий - слова первого и второго учеников и свое и т. д. пока кто - нибудь не ошибется).

1)При изучении темы «Состав слова» дать задание: «Собери слово» (из первого слова возьмите приставку, из второго- корень, из третьего- суффикс, из четвертого- окончание). 2)«Фантазеры» (ученики по цепочке называют по одному слову, составляя из них рассказ).

Математика

1)поиск пропущенных элементов;

2)нахождение лишних элементов.

1)Запоминание в течение нескольких секунд геометрических фигур, изображенных на доске с последующим воспроизведением их в тетрадях.

1) Разбей числа на группы, чтобы в каждой группе были числа, похожие между собой: 53, 33, 84, 75, 22, 13, 11, 44

2) "В кинотеатре". (Пять участников: кассир и четыре зрителя. Билет в кинотеатр стоит 50р. у двух участников по 50р, а у других по 100р. На начало работы денег в кассе нет. В какой последовательности зрители должны купить билеты, чтобы двое из них получили сдачу? Рассмотреть все варианты: а) 50,100,50,100 б)50,50,100,100).

Английский язык

1) «Печатная машинка» (ученики располагаются полукругом, каждый получает написанную на карточке букву английского алфавита. Учитель проверяет, хорошо ли все знают свои буквы. Затем он произносит какую-нибудь фразу, например: "Theboyhasasorethroat". Ученики должны поднять свои карточки с буквами и "напечатать" сначала каждое слово в отдельности, затем всю фразу. Ученики могут поднимать карточки с буквами и одновременно называть их. В конце упражнения каждый ученик повторяет всю фразу).

1)запомнить тему «употребление форм глагола to be» в школьные годы мне помогла песенка «В лесу родилась елочка». Моя учительница пела её следующим образом:

I am, You are, He is, She is,

В лесу родилась елочка,

It is, We are, You are,

В лесу она росла,

They are, I am, You are, He is,

Зимой и летом стройная,

She is, It is, We are.

Зеленая была.

1) «Что лежит в твоем портфеле?» (I have got a textbook. I have got a pen. I have got a pencil). А теперь помоги мишке Teddy собрать портфель (Teddy, take a pen, please! Teddy, take a pencil, please! Teddy, take a bag, please! Teddy, take a textbook, please!).

Огромные возможности представляют различные виды упражнений-игр. Игра дает возможность переключения с одного вида деятельности на другой, тем самым снимая усталость, напряжение и утомляемость. Например, при закреплении учащимися знания таблицы сложения без перехода через десяток, можно использовать игру "Рыболов". На доске висит таблица, на которой изображён аквариум с рыбками. На каждой рыбке записан один из примеров: 10+3, 15 - 5 и т.д. Двое учащихся выходят к доске и по команде начинают решать выражения. Остальные учащиеся выполняют задания в тетради. По истечении времени, ученики сверяют ответы с доской. Тот из учеников у доски, кто решил большее количество выражений, поймал больше рыбок, считается лучшим рыбаком в данной игре.

Для поддержания интереса к учебной деятельности необходимо использовать разнообразные формы проведения урока:

  • урок- путешествие;

  • урок- игра;

  • урок- викторина;

  • урок- исследование;

  • урок- встреча;

  • сюжетный урок;

  • урок защиты творческих проектов.

Педагог в виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда может зашифровать тему урока. Например: «Мы сегодня разведчики, нам срочно нужно расшифровать письмо, для этого расставьте буквы в соответствии с цифрами по порядку (буква «а» соответствует цифре «1», буква «б» соответствует цифре «2» и т.д.)».

Разнообразными могут быть и формы проведения занятий:

  1. Индивидуальная работа (так, например, ребенок с ОВЗ чувствует себя комфортно, он «как все» во время чтения по цепочке; если карточку с заданием получает не он один, а несколько человек, но с разным уровнем сложности).

  2. Парная работа (на начальном этапе ребенка с ОВЗ лучше ставить в пару с учащимся готовым помочь, поддержать, положительно относящимся к ребенку с «особенностями», постепенно включая в такую работу весь класс).

  3. Групповая работа должна быть ориентирована не на количество и качество выполненных заданий, а на согласованность между детьми, взаимовыручку, поддержку и т.п.

Не стоит забывать и о фразах, способствующих поддержанию активности ребенка, придающих уверенность в своих силах, направляющих его: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает», «У тебя все получится», «При твоих способностях…», «Без твоей помощи мы не сможем…», «От тебя зависит успех нашей работы», «Хорошо. Только не забудь о…», «Возможно лучше начать с …», «Было бы отлично, если бы еще было…», «Больше всего в твоей работе мне понравилось…», «Меня поразило как ты…», «Особенно тебе удалось…».

Что касается оценивания учебной деятельности детей с ОВЗ, то здесь учитель, как правило, действует от сердца (так как ФГОСы по обучению детей с различными видами нарушений в здоровье находятся на стадии разработки). В зависимости от особенностей и возможностей ребенка результаты могут оцениваться следующим образом:

  • Индивидуальная шкала оценок.

  • Ежедневное оценивание.

  • Выполнение меньшего количества заданий для получения оценки.

  • Ориентация на понимание пройденного материала.

  • Оценивание правописания отдельно от содержания работы.

  • Оценивание переделанных работ.

Таким образом, способы подачи информации, стимулирование познавательной активности, методы и формы проведения занятий и оценивание должны отражать индивидуальные нужды и потребности ребенка с ОВЗ.

Нет предела совершенству! Так и профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера.

1Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06: «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

© 2010-2022