Урок и презентация по ОРКСЭ на тему Милосердие

Содержание урока  направлено на формирование нравственно-этических понятий, способствует воспитанию в учащихся таких нравственных качеств, как сострадание, милосердие. Данная методическая разработка апробирована учителем в процессе преподавания предмета « Основы религиозных культур и светской этики».  В октябре 2013 года Шемякина О.Н. провела мастер-класс по данной теме  в рамках межрегионального научно-методического семинара « Этика и этическое воспитание школьников – актуальная проблема соврем...
Раздел Другое
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок и презентация по ОРКСЭ на тему МилосердиеУрок и презентация по ОРКСЭ на тему МилосердиеУрок и презентация по ОРКСЭ на тему МилосердиеУрок и презентация по ОРКСЭ на тему МилосердиеМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САВОСТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ЛОТОШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА»

Московская обл., Лотошинский р-н, дер. Савостино, ул. Школьная, д. 3

тел.: 8-496-28-78-138













Урок по предмету ОРКСЭ на тему:

«МИЛОСЕРДИЕ»

(4 КЛАСС)









Шемякина Ольга Николаевна

Учитель начальных классов











Савостино, 2014 г.

Тема: «Милосердие»

Цель: создать условия для ознакомления с понятиями «милосердие», «забота о слабых», «милостыня», «ближний», «сострадание», «взаимопомощь».

Планируемые результаты (УУД):

Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение к процессу познания: умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;

Метапредметные:

- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цепь деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои действия;

- познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;

- коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания, взаимодействуют с окружающими;

Предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев.

Оборудование, материалы к уроку:

  1. А. А. Шемшурин. «Основы светской этики». Учебник для общеобразовательных учреждений. 4 класс. Москва, Дрофа, 2012.

  2. Толковые словари русского языка С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова.

  3. Мультимедийный проектор, экран.











Ход урока (Слайд № 1)



  1. Приветствие ребят. (Слайд № 2)

- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь, пожалуйста.

  1. Этический заряд.

- Ребята, давайте настроимся на хорошую, благодатную работу на уроке. Закройте, пожалуйста, глаза. Вспомните, какой добрый поступок сегодня совершил ваш друг или близкий человек. Улыбнитесь этому поступку, порадуйтесь за своего друга. А теперь вспомните, какой добрый поступок совершили сегодня вы. Улыбнитесь ему, порадуйтесь за себя.

  1. Введение в тему. (Слайд № 3)

- А теперь откройте глаза. Я очень рада была видеть, что не осталось ни одного равнодушного лица. Наш класс просто расцвёл от улыбок. Скажите, а от чего ещё можно улыбнуться?

( Предполагаемые ответы детей:

-от задорной шутки папы,

-от нелепой ситуации, в которой оказалась моя кошка,

- если тебе улыбнулся друг,

- от смешного объявления,

- от заливистого заразительного смеха мамы…)

- А сейчас послушайте одну притчу. (Слайд № 4)

Если ты такой милосердный, то забирай даром.

Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят.

- От 30 до 50 рублей, - ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь.

- У меня только 2 рубля сейчас, - грустно сказал он. - Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, - с надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку.

- Скажите, а что с этим котенком? - спросил мальчик. Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки.

- Это на всю жизнь, так сказал ветеринар, - добавил мужчина. Тогда мальчик почему-то очень заволновался.

- Вот его-то я и хотел бы приобрести.

- Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам, - сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось.

- Нет, я не хочу брать его даром, - напряженным голосом произнес ребенок. - Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, - твердо добавил он. Изумленно продавец глядел на ребенка, и сердце его дрогнуло. - Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца.

- Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться.

- Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты.

4. Беседа по тексту притчи. (Слайд № 5)

- О чём эта притча?

- Почему мальчик вздохнул?

- Почему мальчик хотел приобрести именно этого котёнка?

-Как назвал продавец мальчика? (Слайд № 6)

- Чем был изумлён и поражён продавец?

- Каким качеством обладал мальчик? (Слайд № 7)

  1. Работа по теме урока:

А). Работа со словарём

- Объясните, как вы понимаете слово «милосердие»?

- Давайте обратимся за помощью к словарю. (Слайд № 8)

- Милосердие - сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.

Энциклопедия «Кругосвет»

- Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова

- Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Проявить милосердие - взывать к чьему-нибудь милосердию.

Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова

- Какие общие однокоренные слова есть во всех определениях понятия «милосердие»? Обратите внимание на приставку СО. Кто знает, что она обозначает? (учитель объясняет, если дети не дают ответ). Со - значит «вместе». Сострадать, значит страдать вместе с этим человеком. Милосердие обязательно по отношению к кому-то.

- Давайте выделим корни в слове «милосердие» (Слайд №9)

милосердие

- Как вы считаете, что можно назвать милосердием?

Б). Анализ стихотворения А. Дементьева

Жизнь нуждается в милосердии.

Милосердием мы бедны,

Кто-то злобствует, кто-то сердится,

Кто-то снова в тисках беды.

Жизнь нуждается в сострадании.

Наши души как топоры…

Слишком многих мы словом раним,

Позабыв, что слова остры.

- Почему автор считает, что жизнь нуждается в милосердии и сострадании? Согласны ли вы с ним?

- С чем поэт сравнивает человеческие души? Почему?

В). Работа по учебнику - стр. 116.

а) Чтение рассказа И. С. Тургенева «Нищий» по ролям…

б) Беседа по содержанию рассказа:

- Как вы считаете, в чём заключалось милосердие героя прочитанного вами рассказа?

- Подумайте, почему автор считает, что нищий тоже проявил милосердие к нему?

в) Обобщение

- Любая профессия требует от человека особых знаний и умений, которые приобретаются в учебных заведениях. Но любви к людям, милосердию, отзывчивости нигде не учат, нет таких дисциплин в учебных планах ни одного учебного заведения.

- А как же всё-таки научиться быть милосердным? Откуда в человеке рождается это качество?

(детям раздаются памятки):

«Как развить в себе милосердие»

  • Чтение. Чтение религиозной литературы (это справедливо по отношению к любой религии) учит милосердию.

  • Участие в благотворительных акциях. Действенное милосердие легче проникает в душу и закрепляется в ней.

  • Образ мыслей. Практикуя сознательный отказ от осуждения кого-либо, человек учится милосердию.

  • Чуткость и внимательность к окружающему миру. Только тот, кто способен «расслышать» чувства другого человека, может быть по-настоящему милосердным.

Г). Обсуждение фотографий

- Посмотрите на фотографии. Как бы вы оценили поступки детей? Можно ли их назвать милосердными? (Слайды 10, 11)

- Каждый поступок, ребята, для кого-то предназначен, он совершается, творится во благо. А значит, как можно назвать поступки, которые совершают милосердные люди?

- А как вы понимаете слово «благотворительность»?

Д). Работа со словарём

- Давайте обратимся к словарю. (Слайд № 12)

- Выделим корни в этом слове. (Слайд № 13)

благотворительность

Е). Работа по учебнику стр. 118-119 (Слайд № 14)

- Участвовали ли вы в какой-нибудь благотворительной деятельности?

- О какой благотворительной акции можно каждый день сейчас слышать с экранов телевизора? (дом Роналда Макдоналда, шоколад Алёнка)

6. Итог:

А). Ответы на вопросы стр. 120 (Слайды 15, 16, 17)

7. Рефлексия:

А). Составление синквейна

(Например)

  1. Милосердие

  2. Добрый, переживающий

  3. Проявлять, поддерживать, любить

  4. Помогать нуждающимся в помощи.

  5. Забота

Б). Информация учителя «Орден «За милосердие»

1914 год. Вдовствующая императрица Мария Федоровна учредила госпитали в Минске, Киеве, Тифлисе, она приглашает на добровольных началах вдов и направляет их в Санкт-Петербургскую больницу для "прямого назначения как ходить и смотреть за больными". После присяги каждой был вручен особый знак золотой крест, на одной из сторон которого было написано "Сердоболие". Высокие моральные качества, служение страдающим людям становится традицией русских сестер милосердия. Сегодня это действующий орден, который вручается за проявленные милосердие, сострадание.

- Мне хотелось бы узнать, есть ли среди вас те люди, которым вы тоже могли бы вручить орден?

(Дети объясняют, кто это, и за что они готовы вручить им орден. Учитель раздаёт детям импровизированные ордена)

- Я тоже хотела бы вручить ордена вам, потому что вы сегодня проявили сострадание по отношению к котёнку и мальчику из рассказа, были тактичны и терпимы друг к другу. (Вручает детям шарики в форме сердца)

(Слайд 18)



© 2010-2022