Статья Проблемы подготовки дизайнеров в колледжах

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ В КОЛЛЕДЖАХ



Ю.С. Сарычева

ТОГАПОУ «Педагогический колледж г. Тамбова»

e-mail: [email protected]



Формирование дизайна как профессиональной деятельности происходило и продолжает эволюционировать под влиянием ряда факторов, к которым следует отнести разные стороны прогресса. В первую очередь на дизайнера оказывают воздействие социально-экономическая и социально-культурная составляющие современного общества. Актуальный дизайн опирается не только на мнение людей, но и на технические открытия, эстетические параметры, взаимодействие искусства и предметно-пространственной среды вещного мира. Рассматривая дизайн, как профессию следует отметить характерные взаимоотношения материальной, духовной и художественных сфер культуры, без которых не представляется возможным существование основных форм предметного бытия.

Квентин Ньюарк правомерно считает, что дизайн развивается не в вакууме. Его исследовательские работы свидетельствуют о том что, профессия дизайнер формируется под влиянием экономики, этики, технологии, теории и истории искусства. [2] Данные факторы предопределяют новое понимание профессиональной деятельности дизайнера заключающейся в признании исследовательской деятельности и создания эффективной коммуникации значимыми понятиями в дизайне.

В рамках современного образовательного процесса следует не только развивать абстрактное мышление, воспитывать художественный вкус и запоминать основную профессиональную терминологию, но и ориентировать будущих специалистов к готовности приобретать знания за рамками учебного процесса, формировать навыки профессиональных компетенций. В отрасли графического дизайна, ощущается необходимость в систематическом развитии исследовательских навыков, которые проявляются в постоянном изучении теории дизайна, психологии, технологии материалов, эксплуатационных характеристик изделий, маркетинга, механизмов потребления и т.д. [3]

Система образования средних профессиональных и высших учебных заведений предусматривает разный подход к критериям оценивания усвоенных знаний, проектной деятельности, умениям и навыкам. Требования работодателей на рынке труда в свою очередь представляются одинаковыми к выпускникам колледжей и университетов и условия труда, как правило, не имеют различий по отношению к разным группам специалистов.

Эффективность производства и реализации разного рода благ с точки зрения коммерции зависит в основном именно от качества дизайна выпускаемых товаров. Данная аксиома сформирована благодаря исследованиям плеяды известных маркетологов и специалистов в области экономики. Взаимосвязь конечного художественного облика и функционального назначения продукции с концепцией предшествующего дизайн-проекта, нашла свое подтверждение во многих теоретических трудах.[1]

Основываясь на выше перечисленных и многих других фактах, формируется четкая потребность принципиально нового уровня компетенций выпускников в предметных областях. Необходимо не только обучить студентов основным правилам ведения дизайн-проекта и профессиональной терминологии, но и научить применять полученные знания на практике. Средними профессиональными учебными заведениями накоплен достаточно большой опыт развития у студентов-дизайнеров проектировочных умений. Анализ рабочих программ колледжей в рамках федерального государственного образовательного стандарта показал, что необходимо теоретическое осмысление этого опыта и исследование перспективных путей повышения качества подготовки выпускников.

Представляется возможным несколько основных логичных направлений работы со студентами. В первую очередь необходимо в рамках ФГОС нового поколения при утрате той или иной дисциплины сохранять ее содержимое в рамках нового курса, оптимизируя дисциплину за счет иного распределения времени на аудиторные занятия и самостоятельную работу.

Распределение учебной нагрузки в рамках семестров подразумевают просмотры как открытого, так и закрытого типа. Промежуточные и итоговые просмотры, как правило, оцениваются по классической пятибалльной системе. С практической точки зрения такой подход при оценивании творческих работ и проектной деятельности не всегда бывает предельно объективным. Многие преподаватели разных стран придерживаются рейтинговой системы. Которая позволяет более подробно дифференцировать студенчески работы. Данный аспект нельзя оставить без внимания, т.к. не редко возникают трудности с оцениванием творческого продукта учебного процесса. Рейтинговая система позволяет студентам не только узнать оценочный балл, но и получить преимущества в виде бонусов на экзаменах и зачетах, что в свою очередь является достойным стимулом для обучающихся.

Современный подход в образовании базируется на инновационных и не стандартных формах обучения. Следует отметить, что видео-лекции, деловые игры, занятия-экскурсии и т.п. теряют свою актуальность в рамках технического процесса. В перспективе подача дисциплины может опираться на вебинары, компьютерные программы объемного моделирования, социальные проекты, инсталляции и флэш-мобы, посвященные теме искусства и т.д. В концепции подобного рода занятиях реально решаемы поставленные задачи методического, педагогического и психологического характера, т.к. предусматривается активная роль самих студентов в образовательном процессе, что приведет к повышению практической значимости результатов обучения в целом.

Периодические изменения социальных тенденций, ценностей, взаимоотношений, психологии восприятия, стремительного технического прогресса возникают новые виды цели и задачи дизайна. Характерным для нашего времени становится выпуск преобразованных и не существовавших прежде продуктов дизайнерской деятельности. Исходя из этого, будущий дизайнер должен уметь своевременно реагировать на происходящие, на рынке экономических благ изменения и уметь оперативно выбирать новые концептуальные основы дизайн-проектирования, планы и стратегии. Данная необходимость обуславливает непрерывное совершенствование содержания методов и средств обучения дизайнеров в средних профессиональных учреждениях.

Литература


1.Бейдер С. Слово дизайнеру. М.: Манн, 2014. - 160 с.

2.Ньюарк К. Руководство по дизайну. М.: АСТ, 2014. - 256 с.

3.Пресс М. Власть дизайна. / М. Пресс, Р. Купер. Минск: «Гревцов Паблишер», 2008. - 381 с.

© 2010-2022