Выступление на РМО Здоровье сберегающее воспитание

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Здравствуйте, уважаемые коллеги! Охрана детского здоровья является неотъемлемым направлением деятельности любого образовательного учреждения во все времена. Проблемы сохранения здоровья детей и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Необходимо создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья физического, психического и духовного. Переход на новые образовательные стандарты требует от педагога не только высокой профессиональной компетенции, освоения нового содержания образования, но и овладения современными образовательными технологиями, инновационными программами.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» здоровье обучающихся определено одним из ключевых направлений развития общего образования. Проблема здоровьесбережения воспитанников во время обучения названа одной из основных проблем образовательного процесса. Вопрос заботы о здоровье обучающихся требует решений, обеспечивающих создание условий для двигательной активности детей и формирование культуры здорового образа жизни. Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья обучающихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условий жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

Я хочу рассказать, какие приёмы используют педагоги нашего подросткового клуба «Светлячок» в своей работе для создания здоровьесберегающей среды на занятиях.

Основная работа в творческих объединениях подросткового клуба - практическая. Продолжительность занятий - 45 минут. С целью повышения двигательной активности предусмотрены 10-минутные перерывы между занятиями для отдыха обучающихся и проветривания помещения. Для профилактики и коррекции опорно-двигательного аппарата на каждом занятии проводятся физкультминутки общего воздействия, комплектующиеся из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности. Например, упражнение «Петрушка». Исходное положение: стоя, руки опущены, расслаблены. Одновременно хаотичным встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувств тепла и покраснение ладоней.
Следующее упражнение «Потягивание кошечки». Исходное положение: сидя на стуле парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох - потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох - кисти к плечам, локти свести вперед. Еще один комплекс для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

  1. И. п. - стоя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх; 2 - переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3-4 раза. Темп средний.

  2. И. п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.

  3. И. п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак; 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

В течение занятия обучающиеся имеют возможность свободно передвигаться по кабинету для решения определенных практических задач.

На занятиях также серьезное внимание уделяется соблюдению обучающимися безопасным приемам труда. Перед выполнением практических работ, походов, экскурсий проводится инструктаж по технике безопасности. Детям, нарушающим установленные правила, делается замечание и повторно проводится инструктаж.

В течение всего года кипит работа в подростковом клубе «Светлячок» по разным видам деятельности: участие в различных конкурсах, акциях, выставках, но особую активность проявляют воспитанники при подготовке к лету. Логическим продолжением работы учреждений дополнительного образования является летний каникулярный отдых детей и подростков.

Лето - это время приятного и незабываемого отдыха, интересных встреч и новых открытий. Лето - это период развития творческого потенциала детей, раскрытия их уникальных способностей. Это благоприятная пора и для реализации планов, развития физических сил и укрепления здоровья. В то же время этот период вызывает особые опасения, так как большую часть свободного времени подростки проводят летом вне семьи, вне образовательного учреждения.

Задача педагогов дополнительного образования - сделать это время для ребят интересным и незабываемым. С этой целью созданы летние проекты: «Природа - ребенок - здоровье», «В царстве растений», «Все профессии важны, все профессии нужны», по которым работали прогулочные группы. Дети ходили на экскурсии в лес, поле, на речку, встречались с людьми разных профессий. Сопровождались экскурсии подвижными играми, купанием в речке, сбором природного материала для поделок, сбором лекарственных трав с последующим применением при заболеваниях.

Все лето работали волонтерские бригады: «Муравей», «Команда доброй воли». Работая в волонтерской бригаде, воспитанники получили удовлетворение от сделанной работы. Ребята огораживали муравейники, благоустраивали места отдыха - убирали мусор, красили беседки. Уставшие от работы, дети располагались на пикник. Так как, активный отдых и посильный физический труд на свежем воздухе благотворно влияет на физическое развитие воспитанников, способствует их оздоровлению.

Была разработана дворовая практика «Сильные, смелые, ловкие, умелые». На детской площадке, возле парка проводились различные конкурсы соревновательного характера: физические упражнения, игры с водой, подвижные игры с атрибутами, давались интеллектуальные задания. Активно двигаясь на свежем воздухе, воспитанники укрепляют все группы мышц.

Эффективным методом укрепления здоровья обучающихся, развития личности является проведение экологических троп. С этой целью были созданы экологические тропы: «В лесных массивах», «Родники с. Теплово» которые сопровождались подвижными играми.

Особое значение в здоровьесбережении обучающихся имеют экологические тропы, - одна из самых увлекательных и интересных форм воспитания. Обучающиеся узнают о истории своего села, традициях водопочитания, здесь применяются такие нетрадиционные методы укрепления здоровья, как ароматерапия, стопотерапия, умывание и обливание родниковой водой.

Основной способ передвижения - ходьба. К ней нет противопоказаний. Она развивает выносливость, является профилактикой многих заболеваний. Если же в процессе движения приходится преодолевать спуски и подъемы, идти по песку, то ходьба в этом случае носит тренировочный характер.

Обучающиеся имеют возможность: полюбоваться окружающими пейзажами, с последующим их изображением в виде аппликаций из растений, рисованием

на занятиях; последить за движущимися объектами, что тренирует зрение; послушать звуки леса; собрать лекарственные травы и природный материал; принять воздушные и солнечные ванны, искупаться в речке. Ведь солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья! И этим все сказано.

Наряду с оздоровительной задачей содержание работы прогулочных групп по летним проектам и волонтерских бригад предусматривает решение ряда воспитательных задач, чтобы воспитанники стали более выносливыми, закаленными, ловкими, организованными, дружными, ценили природу - источник здоровья и радости.


© 2010-2022