ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ «АВТОМЕХАНИК» В РАМКАХ ФГОС

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

И. А. Заикина, мастер производственного обучения

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ «АВТОМЕХАНИК» В РАМКАХ ФГОС

Изменения, происходящие в экономике страны, вхождение России в общеевропейское и мировое образовательное пространство потребовали новых подходов в системе среднего профессионального образования. Выпускники учреждений СПО, не имея достаточной профессиональной квалификации и опыта практической деятельности, испытывают особые трудности в адаптации к рынку труда. Возросли требования к профессиональной компетентности, технологической культуре и качеству труда. Да и технический прогресс повышает требования к нашим выпускникам.

Сегодня, в условиях внедрения стандартов третьего поколения, как никогда, нужно тесное взаимодействие с работодателями, без их активного участия в учебном процессе качественно подготовить рабочего невозможно. Однако реальных стимулов у руководителей предприятий участвовать в образовательном процессе пока нет. Поэтому надо внедрять новые формы привлечения работодателей к разработке образовательных программ, может быть предусмотреть создание банка данных компетентных работодателей, разработать критерии их отбора. Разрабатывать ОПОП ФГОС нужно только с учетом потребностей регионального рынка труда и ресурсов работодателей.

Подготовку рабочих по профессии «Автомеханик» колледж ведет с 80-х годов, но своей востребованности на рынке труда эта профессия не потеряла. На протяжении всех этих лет колледж тесно сотрудничает с ОАО Ачинское ПАТП, ОАО Сервисный сервис «КамАЗ», где ребята проходят производственную практику. Но вначале обучающиеся получают первоначальные умения и навыки в автомастерской колледжа.

Для подготовки высокопрофессиональных рабочих кадров в условиях быстро меняющихся требований работодателей нужны более эффективные образовательные структуры, мобильные и гибкие в построении образовательные процессы, высокотехнологичная базовая оснастка, способные к инновационной деятельности педагогические кадры и новые технологии обучения.

В рамках модернизации российского образования серьезно начинает обсуждаться вопрос компетентностного подхода к обучению. На основе такого подхода построены новые федеральные государственные образовательные стандарты.

Стандарты нового поколения, основанные на компетенциях, позволяют оперативно обновлять или заменять конкретные модули при изменении требований к рабочему, дают возможность введения новых дисциплин и профессиональных модулей, повышают самостоятельность.

Профессиональный цикл профессии «Автомеханик» состоит их трех профессиональных модулей: «Техническое обслуживания и ремонта автотранспорта», «Транспортировка грузов и перевозки пассажиров» и «Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами».

Разработку программы профессии мы начали с описания трудовой деятельности через её функции и результаты, что позволило учесть изменения в технологии и организации труда на региональном рынке труда, куда попадут наши выпускники.

ФГОС третьего поколения основываются на модульном обучении и имеют как свои преимущества, так и недостатки.

Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности.

Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучающегося.

Во-первых, содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме этого, каждый обучающийся получает от преподавателя советы в письменной форме как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т. д.

Во-вторых, меняется форма общения преподавателя и обучающегося. Оно осуществляется через модули и личное, индивидуальное общение. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект и субъектную основу.

В-третьих, обучающийся работает максимум времени самостоятельно, учится планированию своей деятельности, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.

Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определить уровень освоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.

Несомненно, что преподаватель тоже управляет учебно-познавательной деятельностью обучающихся через модули и непосредственно, но это более мягкое, а главное сугубо целенаправленное управление.

В-четвертых, наличие модулей с печатной основой позволяет преподавателю индивидуализировать работу с отдельными обучающимися. Здесь нет проблемы индивидуального консультирования, дозированной индивидуальной помощи.

Важнейшая особенность модульного подхода, основанного на компетенциях, состоит в гибкости программ обучения, поскольку:

- они обеспечивают индивидуализацию обучения для каждого обучающегося, исходя из его уровня знаний и умений и предыдущего обучения (или трудового опыта) путем комбинирования необходимых модулей;

- возможно использование одних и тех же модулей в нескольких учебных программах таких, как охрана труда.

Другие преимущества модульных программ, основанных на компетенциях, состоят в том, что:

- по мере изменений требований сферы труда в модули могут быть оперативно внесены необходимые изменения или же отдельные модули в программе могут быть заменены;

- на основе различных комбинации модулей можно формировать самые различные курсы обучения в зависимости от потребностей обучающихся и их исходного уровня (т.е. знаний, умений и опыта, полученного в ходе ранее завершенного обучения или трудовой деятельности).

Преимущества модульного обучения - позволяет быстро (заменяя модули) осуществлять изменения в программах, чтобы последние соответствовали меняющимся технологиям и требованиям, вводить новые и изменят существующие модули.

Для получения практических умений согласно ОПОП ФГОС после каждого раздела профессионального модуля, предусмотрена учебная практика, которая проводится в соответствии с графиком учебного процесса, где обучающиеся должны выполнять работы по ремонту автомобилей, перевозки пассажиров, заправки транспортных средств горючими и смазочными материалами.

Одним из отрицательных моментов профессиональных модулей является недостаточное количество часов на учебную практику. Это может отрицательно сказаться на качестве профессиональной подготовки и квалификации выпускника.

Все три модуля содержат в себе ряд работ, которые связаны с повышенной опасностью и могут производиться только на предприятиях, где разрешено производить эти виды работ. Все эти работы должны выполняться под руководством дипломированных наставников, а это увеличивает материальные затраты как для предприятия, так и для лицея.

Профессия «Автомеханик» - сложная и ответственная. Ведь автомеханик должен знать не только теорию своей работы, но и быть отличным практиком, выполнять работы по различным видам технического обслуживания, осуществление управления автомобилями категорий «В» и «С», выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров, проводить технический осмотр и ремонт оборудования заправочных станций.

Введение ФГОС третьего поколения требует оперативного изменения в технологии и в организации труда производственного обучения. В первую очередь требуется обновление электромонтажной мастерской, так как обучение ребят не может осуществляться в полной мере в связи с тем, что имеющееся оборудование несколько устарело для успешного усвоения стандартов нового поколения.

В этом также должны быть заинтересованы работодатели. Лучше их никто не знает, какой специализации и квалификации нужны кадры. Привлечение средств работодателя для обучения, требуемых предприятию рабочих в конечном итоге повысит его ответственность за подготовку специалистов. Финансовое участие в подготовке кадров даст работодателю экономическое и моральное право определять квалификационно-профессиональный уровень выпускников.

Для более качественного теоретического обучения нашими партнерами передано оборудование для автомобильной мастерской. Колледж приобрёл современные механизированные инструменты и приспособления, которые используются при выполнении работ. Такие инструменты есть и на предприятиях, где проходят производственную практику обучающееся и трудоустраиваются наши выпускники.

Сегодня, в условиях внедрения стандартов третьего поколения, как никогда, нужно тесное взаимодействие с работодателями, без их активного участия в учебном процессе качественно подготовить рабочего невозможно. Однако реальных стимулов в руководителях предприятий участвовать в образовательном процессе пока нет. Поэтому надо внедрять новые формы привлечения работодателей к разработке образовательных программ, может быть предусмотреть создание банка данных компетентных работодателей, разработать критерии их отбора. Разрабатывать ОПОП ФГОС нужно только с учетом потребностей регионального рынка труда и ресурсов работодателей. Выпускники учреждений среднего профессионального образования, не имея достаточной профессиональной квалификации и опыта практической деятельности, испытывают особые трудности в адаптации к рынку труда. Возросли требования к профессиональной компетентности, технологической культуре и качеству труда. Да и технический прогресс повышает требования к выпускникам. Поэтому за 3 года качественно подготовить рабочего без активного участия профильных предприятий и организаций в учебном процессе невозможно. Система социального партнёрства призвана помочь колледжу учитывать требования работодателей, мобильнее реагировать на изменения коньюктуры рынка труда.

Поэтому мы возлагаем большие надежды не только на помощь наших социальных партнеров в реализации ФГОС третьего поколения, но и на то, что профессиональный уровень нашего выпускника останется на высоком уровне и он будет востребован на рынке труда.

Надеемся, что образовательные программы, разработанные с учётом рекомендаций наших социальных партнёров, помогут нашим выпускникам не испытывать особых трудностей в адаптации к рынку труда.

Список литературы

  1. Муравьева А.А., Кузнецова Ю.Н., Червякова Т.Н. Организация модульного обучения, основанная на компетенциях: Пособие для преподавателей. - М., 2005.

  2. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Коновалова Ю.В., Сартакова Е.В. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: Учебное пособие. - М., 2005.

  3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М., 2002.

  4. Рекомендации по структуре модульных образовательных программ начального и среднего профессионального образования / Сост.: Ефимова С.А., Посталюк Н.Ю. Гл. ред. д.п.н., проф. Лейбович А.Н. - М, 2005.



© 2010-2022