Планирование по обществознанию Азбука экономики

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Адаптационная программа элективного курса «Азбука экономики» для учащихся 5-ых классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, определяет содержание и организацию образовательного процесса на основной ступени и ступени среднего (полного) общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.

Элективный курс экономики в 5-ом классе носит пропедевтический характер и подготавливает школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.

Отбор содержания элективного курса подчиняется следующим принципам:

1. Учёт наглядно-образного характера мышления школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.

2. Ориентация на потребности ребёнка и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.

3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются экономические понятия.

Программой предусмотрено проведение занятий по экономике во внеурочной деятельности в 5 классе 1 ч в неделю, всего 35 ч. Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.

Ценностные ориентиры содержания элективного курса.

В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы элективного курса.

При изучении курса ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности, как экономность, бережливость. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, об аккуратности, уважении к человеческому труду. Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты обучения отражены в содержании программы.

Цели курса

  • Дать школьникам общее представление об основах развития экономики семьи для того, чтобы лучше подготовить учащихся к выполнению своих будущих социальных ролей - потребитель, производитель, гражданин.

  • Привить учащимся практические навыки ведения семейной финансовой и другой документации, отдельные умения участия в рыночных отношениях с целью улучшения их профессионального самоопределения.

  • Сформулировать и развить знания о месте семьи в сложных рыночных отношениях.

  • Доказать взаимообусловленность и взаимозависимость экономических, социальных и нравственных условий развития общества и личности.

  • Опираясь на практические знания, показать необходимость соотнесения потребностей с возможностью их удовлетворения.

Задачи курса

  1. Помочь учащимся овладеть основными навыками анализа и решения бытовых экономических проблем семьи.

  2. Показать экономические отношения семьи с рыночными структурами, возможности семейного предпринимательства, рассмотреть взаимоотношения семьи и государства.

  3. Научить школьников выполнять несложные экономические расчеты, работать с семейной документацией.

  4. Способствовать освоению школьниками простейших приемов осознанного и целесообразного потребительского выбора.

  5. Воспитывать бережливость, аккуратность, ответственность; развивать умение рационально использовать имеющиеся ресурсы.

  6. Формировать понимание школьниками роли труда в жизнедеятельности семьи; оказать помощь в осознании ими своих интересов, способностей, общественных ценностей; способствовать их профессиональному самоопределению.

Универсальные учебные действия: В результате изучения курса учащийся может получить представление о:

  • основных проблемах экономики семьи;

  • группах основных потребностей семьи;

  • возможных ресурсах семьи;

  • необходимых, желательных и престижных товарах и услугах;

  • возможностях своего участия в семейном хозяйстве;

  • том, что такое семейное предпринимательство.

  • общие правила ведения домашнего хозяйства;

  • из чего складывается семейный бюджет;

  • источники семейного бюджета;

  • возможности экономии в семейном бюджете;

  • экономические связи семьи с рыночными структурами;

  • анализировать семейные экономические ситуации и проблемы;

  • выполнять расчеты по определению отдельных групп расходов семьи;

  • экономически осознанно делать потребительский выбор;

  • соотносить свои потребности с возможностями их удовлетворения;

Эффективным приемом преподавания экономики являются разви­вающие игры, которые стимулируют активность детей, формируют спо­собность самостоятельно ориентироваться в учебных и жизненных си­туациях, поддерживают интерес к предмету. В курсе разработаны игры различных типов:

  • проблемные обучающие игры, рассчитанные на то, что через участие в игре ученики осознают проблему и в конце игры сами смогут сделать нужные выводы;

  • обучающие игры, рассчитанные на закрепление знаний, полученных на уроке;

  • игры, рассчитанные на повторение и контроль знаний учащихся
    по всему пройденному материалу.

Содержание элективного курса «Азбука экономики» для учащихся 5-ых классов

Тема 1. Потребности и ограниченность возможностей для их удовлетворения (8 часа)

Основные понятия.

Потребности. Факторы, влияющие на формирование потребностей. Ограниченность возможностей для удовлетворения потребностей. Необходимость выбора. Товары и услуги. Потребитель. Потребление.

Учащиеся должны знать: что такое потребности; почему люди не могут иметь все, что хотят, и им приходится делать выбор; почему всякий раз, когда делается выбор, от чего-то приходится отказываться; что та кое товары и услуги, кто такой потребитель.

Учащиеся должны уметь: приводить примеры потребностей; объяснять, что влияет на формирование потребностей; объяснять, почему

из-за ограниченности возможностей необходимо делать выбор; описать конкретную ситуацию, в которой нужно делать выбор; выбрать одну игрушку из трех и четко объяснить, от чего при этом пришлось отказаться; приводить примеры товаров и услуг; правильно подбирать товары и услуги, удовлетворяющие каждую потребность в определенном списке потребностей.

Тема 2. Может ли человек обеспечить себя сам? (4 часа)

Основные понятия.

Возможность изготовления некоторых товаров и услуг своими руками. Распределение обязанностей в семье. Выгода от распределения обязанностей в семье. Отсутствие возможности все делать своими руками.

Учащиеся должны знать: некоторые товары и услуги, необходимые для удовлетворения потребностей, можно сделать самому; распределение обязанностей в семье позволяет добиться большего и выполнить работу лучше, чем если делать ее одному; большинство товаров и услуг, которые потребляют люди в современном обществе, невозможно создать самому, и их получают, обмениваясь друг с другом.

Учащиеся должны уметь: приводить примеры, когда нужные для удовлетворения потребностей товары и услуги человек производит сам; при водить примеры распределения обязанностей в семье и объяснять вы годы, получаемые от распределения обязанностей; объяснять, почему большинство товаров и услуг, которые современный человек потребляет, нельзя сделать в одиночку; объяснять, почему нет необходимости все делать своими руками.

Тема 3. Обмен (5 часа)

Основные понятия.

Обмен как основной способ получения нужных товаров и услуг. Специализация и необходимость обмена. Выгодность добровольного обмена для его участников. Взаимозависимость людей разных профессий при создании товаров и услуг.

Учащиеся должны знать: что такое специализация и обмен; в чем выгоды специализации; о взаимосвязи специализации и обмена; люди обмениваются добровольно, поскольку ожидают, что в результате обмена им станет лучше.

Учащиеся должны уметь: объяснять преимущества специализации и обмена; приводить примеры разных профессий и указать, на производстве каких товаров или услуг специализируются люди, имеющие соответствующую профессию; объяснять взаимосвязь обмена и специализации; объяснять взаимозависимость как следствие специализации.

Тема 4. Деньги (6 часа)

Основные понятая.

Бартер как простейшая форма обмена. Трудности бартерного обмена. Разрешение проблем бартерного обмена при помощи денег. Эволюция денег. Свойства и функции денег. Продажа товаров и услуг. Покупка товаров и услуг. Цена. История денежной единицы России.

Учащиеся должны знать: в чем трудности бартерного обмена и почему деньги помогают разрешению этих трудностей; основные функции денег; что такое цена.

Учащиеся должны уметь: показывать на примерах трудности бартерного обмена, понимать, как деньги способствуют их разрешению; при вести примеры товаров, которые использовались в качестве денег в раз ное время и в разных странах; объяснять, почему одни товары можно легко использовать в качестве денег, а другие - затруднительно; называть свойства денег; объяснять функции денег; иметь представление об истории развития денег в России.

Тема 5. Доходы семьи. Богатство (6 часа)

Основные понятия.

Доход семьи. Заработная плата - один из основных источников до хода семьи. Причины различий в размере заработной платы. Повременная и сдельная заработная плата. Причины существования различных форм заработной платы. Другие виды доходов семьи - пенсии, пособия, стипендии. Собственность как источник дохода. Аренда. Арендная плата. Арендатор и арендодатель. Доход семьи как источник увеличения ее богатства. Богатство. Движимое и недвижимое имущество.

Учащиеся должны знать: что такое доход; основным источником до хода большинства людей является заработная плата; существуют другие виды доходов семьи, такие, как пенсия, стипендия, пособия, арендная плата, процент по вкладам в банк; что такое богатство.

Учащиеся должны уметь: объяснять, что такое заработная плата; понимать причины различий в оплате труда, в том числе и в связи с восстребованностью профессии; обосновывать необходимость хорошего образования, приобретения профессиональных навыков и умений; на условных примерах рассчитывать размер повременной и сдельной заработной платы; перечислять и пояснять разные виды доходов семьи; иметь представление о том, что люди хотят получать высокие доходы, чтобы можно было покупать больше товаров и услуг для удовлетворения своих потребностей; объяснять, что такое богатство.

Тема 6. Расходы. Бюджет семьи. Сбережения (4 часа)

Основные понятия.

Расходы. Основные направления расходов семьи. Бюджет семьи. Сбережения. Банк. Вклад. Вкладчик. Процент по вкладу как источник дохода. Заем. Заемщик. Безналичный расчет.

Учащиеся должны знать: основные направления расходов семьи; что такое бюджет; что расходы семьи должны сопоставляться с ее дохода ми; что такое сбережения и почему люди их делают; что такое банк, вклад, заем; кто такие вкладчик и заемщик; хранение денег в банке может принести дополнительный доход; как происходит безналичный расчет.

Учащиеся должны уметь: объяснять, зачем нужен бюджет; уметь сопоставлять доходы семьи с ее расходами; планировать личный и семейный бюджеты на условных примерах; объяснять, что такое сбережения; объяснять, чем выгодно решение положить деньги в банк, а также недостатки такого решения.

Итоговый урок: «Азбука Экономики» ( 2 часа )

Формы контроля знаний. Большое место в методике отводится кон­тролю знаний учащихся. Формы контроля:

- постановка контролирующих и итоговых вопросов;

- проведение итоговых урок-игра;

- решение задач;

Каждый урок рекомендуется начинать с повторения материала, пройденного на предыдущем занятии, и за­канчивать выполнением учащимися заданий на закрепление получен­ных знаний. Изучение каждой темы реко­мендуется заканчивать проведением итогового урока с целью повто­рения, систематизации и контроля знаний учащихся по изучаемой теме.

Итогом изучения элективного курса станет проект «Азбука экономики».

Учебно-тематическое планирование адаптационной программы

элективного курса «Азбука экономики» для учащихся 5-ых классов.

(1 ч. в неделю, в год 35 ч.)

урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Форма контроля

Тема 1 Потребности и ограниченность возможностей для их удовлетворения

8

1

Потребности

1

Беседа

Устный опрос

2-3

Ограниченность. Выбор

2

Беседа с элементами дискуссии, игра

Устный опрос

4-5

Товары и услуги

2

Беседа

Устный опрос

6-7

Потребитель. Потребление

2

Смешанная - игровое упражнение и беседа

Устный опрос

Письменный опрос

8

Итоговый урок: «Потребность и ограниченность возможностей для их удовлетворения».

1

Проект, Деловая игра

Устный опрос

Тема 2 Может ли человек обеспечить себя сам

4

9

Распределение обязанностей в семье

1

Смешанная - беседа и игровое упражнение

Устный опрос

10-11

Возможность изготовления некоторых товаров и услуг своими руками

2

Игровое занятие

Письменный опрос. Устный опрос

12

Итоговый урок: «Может ли человек обеспечить себя сам».

1

Проект, Деловая игра

Устный опрос

Тема 3 Обмен

5

13-14

Обмен как основной способ получения нужных товаров и услуг.

2

Беседа

Устный опрос

Письменный опрос

15-16

Специализация и необходимость обмена

2

Беседа и игра

Устный опрос

17

Итоговый урок: «Обмен»

1

Проект, Деловая игра

Устный опрос

Тема 4 Деньги

6

18-19

Эволюция денег Продажа товаров и услуг.

2

Беседа и игра

Устный опрос

20-21

История денежной единицы России

2

Беседа и игры

Устный опрос

22

Свойства и функции денег. Цена

1

Работа учащихся в малых группах

Письменный опрос

23

Итоговый урок: «Деньги»

1

Проект, Деловая игра

Устный опрос

Тема 5 Доходы семьи. Богатство

6

24-25-26

Заработная плата - один из основных источников до хода семьи. Другие виды доходов семьи - пенсии, пособия, стипендии.

3

Беседа и игры

Устный опрос

27-28

Собственность как источник дохода. Аренда. Арендная плата. Арендатор и арендодатель.

2

Самостоятельная работа и работа учащихся в малых группах

Письменный опрос

29

Итоговый урок: Доходы семьи. Богатство.

1

Проект, Деловая игра

Устный опрос

Тема 6 Расходы. Бюджет семьи. Сбережения

4

30-31

Расходы. Бюджет семьи.

2

Беседа и решение задач, игра

Устный опрос

Письменный опрос

32-33

Банк. Вклад. Сбережения.

2

Беседа и игра

Устный опрос

34-35

Итоговый урок: «Азбука Экономики»

2

Проект, Деловая игра

Устный опрос





© 2010-2022