Рабочая программа по естествознанию

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Рабочая программа по естествознанию

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Топкинский технический техникум»



Утверждаю

Директор ГБОУ СПО «ТТТ»

_____________Н.Н. Семибратов

М.П.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.11 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

100701.01 «Продавец, контролёр - кассир»





















2015

Рассмотрена на заседании методического Совета ГБОУ СПО «Топкинский технический техникум»

Протокол № __ от «__» _________ 2015г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.11 Естествознание разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО) 100701.01 «Продавец, контролёр-кассир» (Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013г. № 723), на основе примерной программы учебной дисциплины география для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (Рекомендовано Экспертным советом по профессиональному образованию Протокол 24/1 от 27.03.2008)

Организация-разработчик:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Топкинский технический техникум»

Автор-составитель:

Долбня Олеся Сергеевна - преподаватель ГБОУ СПО «Топкинский технический техникум».









СОДЕРЖАНИЕ



  1. паспорт программы учебной дисциплины

4

  1. структура и содержание учебной дисциплины

7

  1. условия реализации программы учебной дисциплины


13

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины


15









1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД. 11 Естествознание

1.1 Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.11 Естествознание является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 100701.01 «Продавец, контролёр-кассир» (Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013г. № 723)

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при повышении квалификации специалистов среднего звена работников торговли

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: базовая дисциплина.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения

дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;

- объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;

- выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;

- работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;

- энергосбережения;

- безопасного использования материалов и химических веществ в быту;

- профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;

- осознанных личных действий по охране окружающей среды.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 341 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 228 часа;

самостоятельной работы обучающегося 113 часа.

  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОй дисциплины

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

277

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

180

в том числе:


практические занятия

90

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

70

в том числе:

Составление таблиц

Составление схем

Решение задач

Составление схем

Опорный конспект

Составление кроссворда

Заполнение таблицы

Подготовка докладов

Подготовка презентаций


4

4

8

6

2

2

2

20

26

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.06 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

I семестр




Раздел Химия




Раздел 1. Общая и неорганическая химия




Тема 1.1 Основные химические понятия и закон

Содержание учебного материала

2


1.

Основные химические понятия и законы химии

1

Практические занятия

2


1.

Практическая работа №1 Расчеты по химическим формулам и уравнениям

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

Составление схемы строения атома химического элемента.

Тема 1.2 Периодический закон и ПСХЭ Менделеева Д. И. в свете учения строения атома

Содержание учебного материала

2

1.

Периодическая система химических элементов

1

Практические занятия

4


1.

Практическая работа №2 Составление характеристики химического элемента

2.

Практическая работа №3 Составление характеристики химического элемента

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

Решение задач Атом

Тема 1.3 Химическая связь. Строение вещества

Содержание учебного материала

2

1.

Типы химической связи. Типы кристаллических решеток

1

Практические занятия

4


1.

Практическая работа № 4 Составление схем образования химических связей

2.

Практическая работа № 5 Составление схем образования химических связей


Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

Типы химических реакций. Составление таблиц

2.

Типы химической связи. Составление схемы

Тема 1.4 Растворы. Электролитическая диссоциация

Содержание учебного материала

2

1.

Растворы. Концентрация растворов

1

Практические занятия

2


1.

Практическая работа № 6 Решение задач на определение массовой доли растворенного вещества

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

Решение задач Электролитическая диссоциация

Тема 1.5 Классификация неорганических соединений

Содержание учебного материала

4

1.

Оксиды. Основания. Кислоты. Соли.

1

Практические занятия

4


1.

Практическая работа № 7 Исследование химических свойства кислот, оснований, солей

2.

Практическая работа № 8 Исследование химических свойства кислот, оснований, солей

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

Решение задач Неорганических соединений

Тема 1.6 Химические реакции

Содержание учебного материала

4

1.

Классификация химических реакций. Скорость химических реакций

2

Практические занятия

2


1.

Практическая работа № 9 Решение уравнений окислительно-восстановительных реакций

Самостоятельная работа обучающихся

4

1.

Окислительно - восстановительные реакции. Составление схемы.

2.

Электролиз и гидролиз. Составление опорного конспекта.

Тема 1.7 Металлы и неметаллы

Содержание учебного материала

4

1.

Свойства металлов I-III групп главных подгрупп

1

Практические занятия

2


1.

Практическая работа № 10 Решение задач на определение хлорид-, сульфат-, фосфат-, карбонат- анионы

Самостоятельная работа обучающихся

1

1.

Общие свойства неметаллов. Составление схемы.

Консультации для обучающихся

4

II семестр


Раздел 2. Органическая химия


Тема 2.1 Теория химического строения органических соединений

Содержание учебного материала

2

2

1.

Предмет и задачи органической химии

Практические занятия

4

1.

Практическая работа № 12 Составление структурных формул изомеров и название их

Самостоятельная работа обучающихся

4

1.

Составление таблицы «Строение органических веществ, гомология»

2.

Подготовить доклад на тему «Теория химического строения органических соединений»

Тема 2.2 Углеводороды и их природные источники

Содержание учебного материала

8

1.

Алканы - предельные углеводороды. Состав. Строение

2

2.

Непредельные углеводороды. Алкены

3.

Непредельные углеводороды. Алкадиены

4.

Непредельные углеводороды. Алкины

Практические занятия

2

1.

№ 9 Составление структурных формул углеводородов по их названию

Самостоятельная работа обучающихся

6

1.

Решение задач Углеводороды

2.

Подготовить доклад на тему «Углеводороды и их природные источники»

Тема 2.3 Кислородсодержащие органические соединения

Содержание учебного материала

4

1.

Спирты. Фенол. Альдегиды

2

2.

Карбоновые кислоты. Сложные эфиры и жиры

Практические занятия

4


1.

Практическая работа № 15 Составление и название структурных формул спиртов и карбоновых кислот

2.

Практическая работа № 16 Составление и название структурных формул карбоновых кислот


Самостоятельная работа обучающихся

4

1.

Составление схемы Кислотосодержащих органических соединений

2.

Подготовка презентации на тему «Кислородсодержащие органические соединения»

Тема 2.4 Азотсодержащие органические соединения. Полимеры

Содержание учебного материала

4

1.

Амины. Аминокислоты

2

2.

Белки. Полимеры

Практические занятия

8


1.

Практическая работа № 17,18 Генетическая связь классов органических соединений

2.

Практическая работа № 19 Исследование свойств белков

3.

Практическая работа № 20Исследование свойств белков

Самостоятельная работа обучающихся

1

1.

Подготовка презентации на тему «Полимеры и белки»

Консультации для обучающихся

6

Раздел биология



III семестр



Тема 1. Учение о клетке

Содержание учебного материала

2

2

1.

Определение клетки. Положения клеточной теории

Практические занятия

2


1.

Практическая работа № 21 Выполнение тестовых заданий по теме «Клеточная теория»

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

Подготовка презентации «Химический состав клеток»

Тема 2 Основы генетики и селекции

Содержание учебного материала

2

2

1.

Закономерности наследственности и изменчивости

Практические занятия

2


1.

Практическая работа № 22 Выполнение тестовых заданий по теме «Формы размножения организмов»

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

Подготовка презентации «Размножение организмов»

2.

Подготовка доклада на тему «Размножение организмов»

Тема 3. Эволюционное учение

Содержание учебного материала

2

2

1.

Эволюционное учение Ч. Дарвина. Микро- и макроэволюция

Практические занятия

2


1.

Практическая работа №23 Выполнение тестовых заданий по теме: «Видообразование»

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

Подготовка презентации «Развитие зародыша у животных»

2.

Подготовка презентации «Основы генетики и селекции»

Тема 4. Происхождение и начальные этапы развития жизни на земле

Содержание учебного материала

2

2

1.

Возникновение жизни на Земле

Практические занятия

2


1.

Практическая работа №24 Выполнение тестовых заданий по теме: «История развития эволюционных идей»

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

Подготовка презентации «Эволюционные идеи»

2.

Подготовка доклада по теме «Эволюционные идеи»

Консультации для обучающихся

6


IV семестр



Тема 5 Происхождение человека

Содержание учебного материала

6

2

1.

Доказательства родства человека и животных

2.

Основные этапы эволюции человека

3.

Расы человека

Практические занятия

4


1.

Практическая работа №25, 26 Выполнение тестовых заданий по теме: «Расы человека».

Самостоятельная работа обучающихся

4

1.

Подготовка презентации «Развитие жизни на земле»

Тема 6. Основы экологии

Содержание учебного материала

4

2

1.

Цели и задачи экологии

2.

Гомеостаз экосистем

Практические занятия

4


1.

Практическая работа №27, 28 Выполнение тестовых заданий по теме: «Экологические системы».

Самостоятельная работа обучающихся

4

1.

Подготовка презентации «Основы экологии»

Тема 7 Биосфера и человек

Содержание учебного материала

6

1

1.

Учение В. И. Вернадского о биосфере.

2.

Ноосфера

3.

Взаимосвязь природы и общества

Практические занятия

6


1.

Составление таблицы Направление биологии и кибернетики

2.

Выполнение тестовых заданий по теме: «Бионика как одно из направлений биологии»

Самостоятельная работа обучающихся

6

1.

Подготовка презентации «Бионика»

2.

Подготовка доклада «Биосфера и человек»

Тема 8 Бионика

Содержание учебного материала

2

1.

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики

Практические занятия

4

1.

Практическая работа №32, 33 Выполнение тестовых заданий по теме: «Бионика»

Самостоятельная работа обучающихся

1

1.

Составление кроссворда на тему «Бионика»

Консультации для обучающихся

3

V семестр


Раздел физика

Тема 1. Основы кинематики

Содержание учебного материала

2

2

1.

Механическое движение. Кинематика твёрдого тела

Практические занятия

2


1.

Практическая работа № 34 Решение задач по теме Равномерное прямолинейное движение

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

Подготовка доклада на тему «Кинематика»

Тема 2. Основы динамики. Законы сохранения в механике

Содержание учебного материала

2

2

1.

Законы механики Ньютона. Закон сохранения импульса

Практические занятия

2


1.

Практическая работа № 35 Решение задач Законы динамики

Тема 3 Молекулярно-кинетическая теория строения вещества

Содержание учебного материала

2

2

1.

Механические колебания и волны

Практические занятия

2


1.

Практическая работа № 36 Решение задач по теме Механические волны. Звук

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

Подготовка доклада Законы сохранения в механике

Тема 4 Основы термодинамики

Содержание учебного материала

2

2

1.

Основы молекулярно-кинетической теории

Практические занятия

2


1.

Практическая работа № 37 Решение задач по теме Уравнение состояния идеального газа

Тема 5 Агрегатные состояния и фазовые переходы

Содержание учебного материала

2

2

1.

Законы термодинамики

Практические занятия

2


1.

Практическая работа № 38 Решение задач по теме 1 закон термодинамики

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

Подготовка презентации Агрегатные состояния

Тема 6 Электрическое поле. Постоянный электрический ток

Содержание учебного материала

2

2

1.

Твёрдые тела. Основы электродинамики

Практические занятия

2


1.

Практическая работа № 39 Решение задач по теме Агрегатные состояния вещества

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

Заполнение таблицы «Применение 1начала термодинамики к изопроцессам»

Тема 7 Электрический ток в различных средах. Электромагнетизм

Содержание учебного материала

2

2

1.

Электрический ток. Сила тока. Закон Ома. Трансформатора.

Практические занятия

2


1.

Практическая работа № 40 Решение задач по теме Механические волны. Звук

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

Подготовка доклада на тему Влияние загрязнений на состав воды в природе

Консультации для обучающихся

3


VI семестр



Тема 8 Механические и электромагнитные колебания и волны

Содержание учебного материала

2

2

1.

Динамика колебательного движения

Практические занятия

2


1.

Практическая работа № 41 Электромагнитные колебания и волны

Тема 9 Световые волны. Квантовые свойства света

Содержание учебного материала

2

2

1.

Скорость света. Законы отражения и преломления света.

Практические занятия

2


1.

Практическая работа № 42 Решение задач по теме Законы геометрической оптики

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

Подготовка доклада на тему «Световые волны»

Тема 10 Физика атома и элементарных частиц

Содержание учебного материала

2

2

1.

Возможные сценарии эволюции Вселенной. Солнечная система.

Практические занятия

2


1.

Практическая работа № 43 Составление опорного конспекта по теме Эволюция Вселенной

Тема 11 Строение и эволюция развития Вселенной

Содержание учебного материала

2

2

1.

Строение и развитие Вселенной

Практические занятия

2


1.

Практическая работа № 44 Строение и эволюция развития Вселенной

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

Подготовка доклада на тему «Эволюция развития Вселенной»

2.

Подготовка презентации на тему «Строение Вселенной»

Тема 12 Происхождение Солнечной системы. Единство мира

Содержание учебного материала

2

2

1.

Образование планет

Практические занятия

2


1.

Практическая работа № 45 Происхождение солнечной системы

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

Подготовка доклада на тему «Световые волны»

Тема 13 Экологические проблемы. Наука и будущее человечества

Содержание учебного материала

2

2

1.

Атомная и термоядерная энергия

Практические занятия

2


1.

Практическая работа № 46 Решение задач на тему Экологические проблемы

Самостоятельная работа обучающихся

1

1.

Подготовка презентации на тему «Экологические проблемы»

Консультации для обучающихся

5

итого

277

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

  1. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).



  1. условия реализации ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета естествознание.

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочее место преподавателя;

  • посадочные места для обучающихся;

  • комплект учебно-методических материалов

Перечень учебно-методического обеспечения:

О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Химия для профессий и специальностей технического профиля // Москва: Академия, 2012.

В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева, Биология // Москва: Академия, 2012.

Учебник физики:








4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, участия в конференциях, семинарах.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать/понимать:

смысл понятий: естественнонаучный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, энтропия, самоорганизация;

вклад великих ученых в формирование современной естественно-научной картины мира;


Уметь:

приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;

объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;

выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;

работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;

энергосбережения;

безопасного использования материалов и химических веществ в быту;

профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;

осознанных личных действий по охране окружающей среды.




© 2010-2022