• Преподавателю
  • Другое
  • Танцевально-двигательная терапия с учащимися девиантного поведения (агрессивное поведение)

Танцевально-двигательная терапия с учащимися девиантного поведения (агрессивное поведение)

В данной статье представлен опыт работы социального педагога по проведению занятий клуба «Подросток» для 6-8 классов с использование танцевально-двигательной терапии с детьми девиантного поведения (агрессивное поведение).             Раскрываются причины и характер детской агрессии, делается вывод о значении танцевально-двигательной терапии как одной из методик по снятию детской и подростковой агрессии.             Раскрывается понятие «танцевально-двигательная терапия». Описывается ее появление...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Танцевально-двигательная терапия с детьми девиантного поведения (повышенная агрессивность)

В последнее время педагоги все чаще оказываются в тупике, будучи не в силах прекратить агрессивные выходки детей, происходящие на их глазах. Это было, конечно, и раньше, но значительно реже, особенно среди младших школьников. Сегодня социальные педагоги нуждаются в самых разнообразных психологических знаниях, чтобы быть компетентными, в частности, при встрече с детской агрессией.

Пожалуй, нет ни одного человека, который не осознал бы, насколько в нашем обществе распространено насилие. Почти каждый день нас информируют о происходящих в мире войнах и убийствах. Акты насилия, с виду беспричинные, происходят почти повсюду и постоянно. Выросло целое поколение, для которого слова «война», «убийство», «терроризм» являются обиходными. А сколько проявлений агрессивного поведения мы встречаем каждый день? Грубость, окрик, хамство, к сожалению, стали обыденными формами общения.

Поиски причин растущей волны агрессии и насилия в подростковой среде ведутся в разных направлениях. По мнению одних исследователей, готовность подростков прибегать к агрессии, скорее всего, связана с возрастными особенностями развития. Они рассматривают их поведение как следствие «гормонального взрыва», повышающего агрессию в подростковом возрасте. Действительно, если уровень тестостерона в крови высок, наблюдаются нетерпимость, раздражительность, стремление а агрессивным действиям.

Однако (и это существенно!) андрогены только включают фазу половой активности, но после созревания все сексуальные потребности и действия определяются другими факторами (воспитание, личный опыт и т.д.), поэтому не стоит переоценивать гормональные изменения и списывать на них все «грехи».

Вывод напрашиваются сам собой: существуют социальные механизмы, позволяющие контролировать степень агрессивности подростков. Этой точки зрения придерживаются другие исследователи, отдающие предпочтение социальным факторам развития агрессивности, акцентирующие внимание на внешних (социальных) причинах агрессии.

Для того чтобы раскрыть социогенный характер детской агрессии, приведу пример негативного влияния средств массовой информации. Кровь, грязь, жестокие убийства, разборки, драки - все это в изобилии выплескивается на телезрителей ежедневно. Причем телевидение часто приукрашает и эстетизирует насилие, создавая привлекательные образы суперменов, способных решить любой вопрос.

Согласно теории социального научения, переживания, вызываемые пассивным наблюдением агрессии и насилия (происходящие как на экране, так и в реальной жизни), ведут к возбуждению агрессии. Зритель, особенно ребенок, склонен совершать те же самые действия, что и лицо, за которым он наблюдает. В частности, просмотр сцен насилия могут увеличивать степень агрессивности. Зрители с высоким уровнем агрессивности больше интересуются видеонасилием, в то время как малоагрессивные, просматривая такие фильмы, не концентрируются на сценах подстрекательства и ответного насилия.

Также настораживает тот факт, что, согласно проведенным исследованиям, дети, которые в семье чаще подвергаются наказаниям, не только больше смотрят телевизионные передачи, но и выбирают именно те, в которых присутствует насилие, а их любимые телегерои - люди, проявляющие враждебность и агрессию. Причем у подростков создается иллюзия, что если телегерои сумели насилием решить вопрос, то и у них получится тоже. Не трудно догадаться, что произойдет, если некоторые дети позаимствуют с телеэкранов такое представление о жизни…

Что же необходимо для того, чтобы противостоять стихийному развитию агрессивного поведения подростков?

Во-первых, четкое представление социальных педагогов о возрастных особенностях проявления агрессии, во-вторых, знание типичных ошибок при работе с этим явлением, в-третьих, умение выявлять первые симптомы агрессивности и правильно реагировать на них, т.е. использовать психологические механизмы контроля агрессии.

У нас в гимназии данные вопросы решаются на занятиях клуба «Подросток». Одним из направлений данного кружка это реализация диагностики и коррекции агрессивного поведения подростков.

Одной из наиболее эффективных форм работы по снятию агрессии и мышечного напряжения у детей и подростков является танцевально-двигательная терапия.

Танцевально-двигательная терапия - использование танца как системы движений, отражающих переживания и характеристику личности, для повышения самооценки через осознание и принятие собственного тела, для освобождения от подавленных чувств и скрытых конфликтов, снятия напряжения. Танец - это торжество жизни! Он пробуждает в нас ребенка, он дает нам силу для совершенствования, радости и процветания.

Корни танцевально-двигательной терапии следует искать в древности, в опыте древних цивилизаций. Люди начали танцевать задолго до того, как научились выражать свои мысли с помощью слов. Тысячи лет в культурах народов существовали ритуальные танцы, которые обозначали важные события в жизни людей. Танец и движение присущи вселенной. Растения грациозно изгибаются навстречу солнцу и покачиваются на ветру. Птицы и животные самовыражаются с помощью различных поз - от поз заигрывания при ухаживании до поз агрессии при нападении. С помощью танца праздновали удачную охоту или шаманы своими неистовыми танцами излечивали больных. Издревна танец выполнял различные функции: был средством самореализации, в танце люди выражали радость и печаль, агрессию к врагам, в ритуальном танце заклинали богов для излечения, плодородия, победы, удачной охоты… Древние люди жили в гармонии с природой, брали силу от земли, мечтали, глядя на небо, смотрели в огонь и ценили силу стихии.... У животных перенимали повадки, ловкость и силу...

Цели танцевально-двигательной терапии:

  • освоение различных способов расслабления

  • развитие артистического, эмоционального и двигательного поведения

  • снятие стресса, выход заблокированной агрессии

  • высвобождение подавляемых эмоций

  • избавление от страха перед аудиторией

  • повышение уровня самооценки и уверенности в себе

  • положительное восприятие себя и ощущение личностной свободы

  • осознание и принятие своего тела

  • сплочение коллектива, коррекция отношений в группе.

Такие занятия проводятся индивидуально, в парах, в группах, а также со всем классом.

Танцевально-двигательная терапия концентрируясь на взаимоотношении между психологическими и физиологическими процессами, помогает детям пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты. Через двигательное взаимодействие социальный педагог помогает детям развить их самоосознавание, проработать эмоциональные зажимы, исследовать альтернативные модели поведения, получить более ясное восприятие себя и других, вызвать такие поведенческие изменения, которые приведут к более здоровому функционированию.

Образ себя, который мы имеем, влияет на нас и подвергается влиянию со стороны всех наших восприятий, переживаний и действий. Человек, воспринимающий себя слабым и хрупким, отличается от того, который воспринимает себя сильным. Также как, когда с ребенком обращаются, как с глупеньким, его образ тела вбирает в себя его реакции на впечатления людей и на свои собственные.

Особый акцент делается на помощи ребенку двигаться с другими на основе взаимности, выражать чувства и тревоги символически, посредством движения, и обеспечить альтернативы девиантному поведению.

Внимательно наблюдая как ребенок ведет себя в танце, можно определить какие области тела у него зажаты (руки, плечи, ноги) и подбирать следующие упражнения для снятия именно этих мышечных напряжений, чтобы позволить выплеснуть агрессию и стресс, скопившиеся в теле.

Давайте проведем небольшой эксперимент.

Посмотрев на вас мне показалось, что большинство сидит согнувшись под тяжестью собственного тела и проблем, скрестив руки на груди и смотрят либо в пол, либо уставившись в пространство. Данное положение является позой полного пренебрежения, неповиновения: стиснутые челюсти и неподвижно сложенные руки. Я предлагаю вам напрячь свои тела и сжаться в комок, будто закрывшись от мира, и не шевелиться в этой позиции. Свернитесь еще глубже, появился ли у вас какой-нибудь образ или ассоциация от чего вы закрываетесь. Человек закрывается от того, что его больше всего беспокоит: это могут быть ваши проблемы или конкретный человек. Чтобы отогнать от себя проблему попытайтесь оттолкнуть ее руками, а теперь добавьте к этому плечи и другие части тела. Чтобы быстрее избавиться от проблем предлагаю движения сопровождать звуками (это может быть просто бормотание или конкретные слова). Чтобы непосредственно испытать и выразить агрессию, предлагаю поставить руки в стороны - ладонь к ладони - и надавить от себя. А теперь переходим на мягкое касание и поддерживание друг друга. Какие чувства вы при этом испытали.

Данные упражнения проводятся под тихую, спокойную музыку и переходят от отдельных движений к танцу. Систематическое проведение элементов танцевально-двигательной терапии в работе социального педагога способствует снятию мышечного напряжения у учащихся, принятию своего тела, повышению уровня самооценки и уверенности в себе, снятию агрессии и сплочению коллектива.

© 2010-2022