• Преподавателю
  • Другое
  • «Коррекция нарушений эмоционально – волевой сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью»

«Коррекция нарушений эмоционально – волевой сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью»

Эмоциональный опыт человека изменяется и обогащается в процессе развития личности в результате сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, при восприятии произведений искусств, под влиянием средств массовой информации. Эмоции выступают в роли регуляторов человеческого общения, влияя на выбор партнеров общения и определяя его способы и средства. Эмоции отличаются сложностью и взаимосвязанностью. Воля - сознательное управление человеком своим поведением и деятельностью, выраженное в уме...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Большакова Светлана Виталиевна, учитель ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»,

Васильева Ольга Анатольевна, воспитатель МБСКОУ «Усть-Абаканская СКШИ»

«Коррекция нарушений эмоционально - волевой сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью»

Нарушение интеллекта - это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такое развитие, при котором страдает не только интеллект, но и эмоционально-волевая сфера.

Все аспекты личностной сферы формируются у детей с нарушением интеллекта замедленно и с большими отклонениями. Детям свойственно резко выраженное отставание в развитии эмоций, недифференцированность и нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья. Наряду с этим при нарушении интеллекта нередки болезненные расстройства чувств: раздражительность, эйфория, дисфория, апатия.

Эмоциональный опыт человека изменяется и обогащается в процессе развития личности в результате сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, при восприятии произведений искусств, под влиянием средств массовой информации. Эмоции выступают в роли регуляторов человеческого общения, влияя на выбор партнеров общения и определяя его способы и средства. Эмоции отличаются сложностью и взаимосвязанностью.

Воля - сознательное управление человеком своим поведением и деятельностью, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние препятствия при совершении целенаправленных поступков.

Человеку с развитой волей присущи целеустремленность, преодоление внешних и внутренних препятствий, преодоление мышечного и нервного напряжения, самообладание, инициатива. Необходимо учитывать состояние волевой сферы умственно отсталых. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость - отличительные качества их волевых процессов. Как отмечают исследователи, умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаем подражание и импульсивные поступки. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство.

Несомненно, в формировании некоторых форм нарушений поведения большое значение имеют социальные факторы развития, обучения и воспитания современных детей. Родители стали чаще поощрять эгоцентрические позиции и агрессивное поведение детей, так как считают, что такой ребенок сможет «постоять за себя». Стало популярным воспитывать в детях недоверие к людям в целях безопасности ребенка, а воспитанию сопереживания и сочувствия к животным и людям уделять немного внимания. Имеет значение и разнообразная информация, которая, поступая к ребенку, часто абсолютно неадекватна потребностям его психического развития на данном возрастном этапе. Неадекватно полученная информация может спровоцировать как появление невротических состояний, так и нарушения поведения. Если у ребенка существуют биологические предпосылки для отклонений в поведении, то такие современные тенденции только усугубляют формирование трудного поведения.

Как показывают исследования, недостатки эмоционально - волевой сферы детей с интеллектуальной недостаточностью поддаются коррекции в условиях специального обучения и воспитания.

Задача педагога состоит в том, чтобы раскрыть перед учеником богатство чувств и переживаний, показать разницу между плохим и хорошим настроением. Объяснить, что для жизни важнее хорошее настроение. Необходимо также учить детей чувствовать состояние души людей. Комплексный подход при организации коррекционной работы с детьми данной категории включает в себя следующее: использование различных техник, методов и приемов из арсенала практической психологии (метод игровой коррекции, артерапия в различных ее проявлениях / рисуночная терапия, библиотерапия, музыкотерапия, элементы танцевальной терапии, творческое рассказывание/, метод модификации поведения / кукольная драматизация, поведенческий тренинг, элементы психодрамы/.

Таким образом, наша задача заключается в том, чтобы опираясь на характеристики общения умственно отсталых, в коррекционной работе создать условия для формирования навыков межличностного общения, умений применять определённую стратегию поведения в процессе взаимодействия с человеком в зависимости от сложившейся социальной ситуации, расширяя собственный экспрессивный репертуар.

Поскольку театрализованная игра предполагает содержательность и разнообразие тематики; максимальную активность детей на всех этапах подготовки и проведения игры; сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры, то мы используем её в коррекционно-развивающей работе. Детям нравится играть, особенно со сверстниками. Игра для них - дело серьёзное, но, в тоже время, весёлое. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам ученик испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей. Среди большого разнообразия театрализованных игр мы отдаём предпочтение играм с использованием перчаточных кукол - бибабо. Вместе с учениками мы реставрируем старые, изготавливаем новые куклы для своих инсценировок. Перчаточная кукла, когда она надета на руку ребёнка, становится его продолжением. Это очень «близкая» ребёнку кукла, наиболее полно передающая его настроение, эмоциональное состояние и позволяющая эффективно всё это отыграть. Так же, как и с другими куклами, дети с ней импровизируют, либо проигрывают проблемные ситуации, разыгрывают придуманные сюжеты. Перчаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Посредством куклы, надетой на руку они могут сказать о своих переживаниях, тревогах и радостях от лица персонажа своего воображаемого мира.

Кукла бибабо способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. На занятии ребёнок избавляется от мучивших его переживаний и страхов путём решения конфликтной ситуации в игре. Неоспоримо влияния театрализованной игры на психическое развитие ребенка. Мы рассматриваем театра­лизованную игру не только в качестве одного из видов детской деятельности, но и как средство развития позна­вательной, эмоциональной, двигательной сферы, предпо­сылку к развитию творческих способностей детей. Так, развитие мотивационно-потребностной сферы осуществля­ется, во-первых, через изменение положения ребенка в системе взаимоотношений с окружающим миром; во-вто­рых, в процессе овладения предметами культуры, закреп­ленными в художественных произведениях (литературных, музыкальных, изобразительных); в-третьих, в развитии гуманной, экологической и социальной направленности мотивации детей, в привитии интереса к природному и художественному миру, к взрослым людям как носителям определенных социальных ролей и культурно-историчес­кого опыта, а также к сверстникам как партнерам по со­вместной деятельности.

Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются неизменной любовью у них. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются и плачут вместе с куклами, предупреждают их об опасностях, готовы всегда придти на помощь своим героям. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки.
Именно в игре ребёнок лучше усваивает новую информацию. Любимые сказочные герои объяснят ребёнку, как правильно вести себя в различных ситуациях.

Кроме того, кукла полностью подвластна ребёнку, что даёт ему возможность смоделировать собственный мир, который как бы является отражением мира взрослых. В этом своём мире ребёнок, путём подражания, готовится к будущей самостоятельной жизни, моделируя стили поведения.

Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость... Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей.

С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, ребёнок добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.
Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

Многие темы, сюжеты предполагают борьбу, противопоставление добра и зла путем эмоциональной характеристики положительных и негативных персонажей. Дети, наряду с положительными героями, могут подражать и отрицательным, что бывает довольно часто. Особое значение приобретает реакция зрителей. Очень важно, чтобы они осудили плохой поступок, выразили отрицательное отношение к персонажу, совершившему его.
Отрицательный образ потеряет свою привлекательность, а значит, и влияние, если его представить так, чтобы вызвать всеобщий смех, осуждение.
Иногда следует прибегать к приему творческого изменения концовки, особенно если она трагична. Отрицательных героев можно перевоспитать при активном участии детей.

Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает их вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть и более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят. В этом смысле театрализованные игры приравниваются к подвижным играм, так как дети в них не столько зрители, сколько активные участники.

В работе по коррекции проблем эмоционально-волевой сферы невозможен быстрый показательный эффект. Однако коррекционно-развивающая работа направлена на формирование эмоциональной стабильности учащихся, т.е. помогает обучающимся прожить определенное эмоциональное состояние, повышает эмоциональную устойчивость детей.

Литература

1. Абрамян J1.A. Роль игры в воспитании детей с трудностями в эмоциональном развитии// Эмоциональное развитие дошкольника/ Под ред. А.Д.Кошелевой-М., 1985. -С. 136-171.

2. Аллан Дж. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках. Перевод с англ. Ю.М.Донца. Под общей редакцией В.В.Зеленского. -ЗАО «Диалог» -ИП «Лотаць». -СПб -Мн., 1997. -С. 103-114.

3. Бардышевская М.К. Дети с недостатками эмоциональных привязанностей// Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. -М.: ТОО «Симе», 1995.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.,1968.

5. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. -Рига, 1984, 44с.

6. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. Практикум по развитию познавательной деятельности/ С.В. Коноваленко. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2000. - 64 с.

7. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника/С.Я. Рубинштейн. - М., ВЛАДОС,1986. - 342 с.

8.dissercat.com/content/diagnostika-i-korrektsiya-emotsionalno-volevoi-sfery-detei-iz-neblagopoluchnykh-semei#ixzz2K2eT1NsZ

9.maaam.ru/stati/detskie-sady/plany-i-programy/psihokorekcija-yemocionalno-volevoi-sfery-detei-starshei-i-podgotovitelnoi-k-shkole-10.grup.htmldissercat.com/content/diagnostika-i-korrektsiya-emotsionalno-volevoi-sfery-detei-iz-neblagopoluchnykh-semei

5

© 2010-2022