- Преподавателю
- Другое
- Конспект учебного занятия Вятский край в начале XX века на страницах губернских газет
Конспект учебного занятия Вятский край в начале XX века на страницах губернских газет
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Михеева И.В. |
Дата | 29.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Учебное занятие:
Вятский край в начале XX века на страницах губернских газет.
Вступительное слово учителя:
Учитель: Добрый день! Сегодня у нас урок исторического краеведения, это не просто урок, это урок - путешествие во времени и пространстве.
Тема учебного занятия: Вятский край в начале XX века на страницах губернских газет.
Учитель: Ребята, как бы вы сформулировали цель урока?
(ребята говорят)
Учитель: Уточню (Вы правы) Цель нашего урока: Исследовать исторический источник и выяснить чем жила губерния в начале XX века.
Учитель: К историческим источникам относится все созданное человеком, результаты его взаимодействия с окружающей средой, предметы материальной культуры, обычаи, обряды. К ним же относятся и памятники письменности.
Одним из письменных исторических источников является газета. На нашем уроке мы будем работать с периодической печатью Вятской губернии начала XX века.
Учитель: Ребята, все, что вы сегодня на уроке узнаете, можно будет использовать при изучении в 9 классе темы «Россия в начале XX века».
Перед каждым на парте лежит открытая тетрадь. По ходу урока вы будете ее заполнять. Начинаем нашу работу. Слушаем и заполняем задание первое:
Вятская губерния в начале XX века занимала обширную территорию. Площадь составляла 134.5 тысячи кв. верст, и включала в себя нынешнюю Кировскую область, Удмуртию, часть Марийской и Татарской республик. В административном отношении губерния была разделена на 11 уездов.
На ее территории было 12 городов. Административным и культурным центром губернии была Вятка - один из древнейших городов края.
Учитель: Мы перенесемся на сто лет назад. Чтобы погрузиться в атмосферу начала XX века, я приглашаю Вас совершить путешествие по старым улочкам губернской Вятки.
Вопрос: Обратите внимание, как выглядела Вятка в начале XX века?
СМОТРИМ ФИЛЬМ
Учитель: И как же тогда выглядела Вятка в начале XX века?
Учитель: Спасибо за ответы. Вы верно подметили….
Да, это был небольшой провинциальный город с невысокими деревянными и каменными домами, узкими тихими улочками и большим количеством храмов (обратили внимание, сколько было храмов).
II. Этап «Осмысление»
Презентация:
Слайд 1 -
Исторические события и литературную жизнь Вятки до 1917 года достаточно хорошо отразили вятские газеты. Исследователь Е.Д. Петряев писал «Нельзя забывать, что газеты служили почти единственной трибуной вятичей и выполняли здесь роль толстых журналов. Вятские частные общественные газеты 1895 - 1917 годов представляют собой очень интересную страницу истории политической и культурной жизни Вятского края.
Мы будем работать на уроке с двумя изданиями - частными газетами «Вятская речь» и «Северное слово».
3 слайд - «Вятская речь»
-
выходила в Вятке с конца декабря 1905 года по конец декабря 1917 года.
-
Николай Апполонович Чарушин (1851 - 1937) - редактор и издатель первых частных газет на Вятке в конце XIX - начале ХХ вв.
-
Прежние названия газеты: «Вятская жизнь», «Вятский край».
4, 5 слайд - коллектив газеты «Вятская речь»
-
С газетой сотрудничали представители местной либеральной интеллигенции, на ее страницах постоянно выступали способные вятские журналисты. Газета имела много корреспондентов в уездных городах и селах, но большинство из них выступали под псевдонимами, опасаясь преследований и гонений со стороны местных властей, а потому остались неизвестны.
-
В библиотеке имени А.И. Герцена есть каталог статей (несколько томов), составленный краеведом - библиографом Гали Федоровной Чудовой.
6 слайд - «Северное слово»
-
Ежедневная газета
-
Приложение к «Вятским губернским ведомостям»
-
Редакторы: Н.Д. Михайлов, Ф.А. Стрепетов, В.П. Овчинников
-
Прежние названия: в 1905 г. - «Вятский вестник», в 1910-м - «Голос Вятки»
-
с 1915 года - «Северное слово».
-
Каталога статей нет.
Приступаем к практической части нашего учебного занятия.
7 слайд - практикум:
Цель нашей работы: получить представление о жизни Вятского края в начале XX века по материалам губернских газет.
Задания классу: 1) Используя технологическую карту исследовать предложенную копию страницы газеты и подготовить сообщение. Работаем в парах, время на работу 5 минут.
8 слайд -
Технологическая карта
1. Вид и название документа.
2. Подготовьте сообщение по одной из статей:
-
Название статьи
-
Автор (если имеется)
-
О чем или о ком говорится в статье? (Сообщение можно иллюстрировать цитатами из статьи)
3. Можно ли на основании предложенных источников составить впечатление о том, как жила Вятская губерния в начале XX века.
4. Определите главное событие того времени.
5. Какие ценности заложены в данном историческом источнике?
Закончили работу. Приступаем к обсуждению.
Слушая внимательно выступления одноклассников, продолжаем заполнение открытой тетради и отвечаем на вопрос: какое событие оказало самое существенное влияние на жизнь края в этот период.
Заслушиваем 5 статей:
-
День союзных флагов
-
Девушка-доброволец
-
К народным учителям
-
Березовская волость писарь.
-
Письма наших бойцов.
Предлагаю обратить внимание на рубрику «Местная хроника»: зачитайте, о каких событиях вы узнали. - 5 человек. А какие сведения дает нам изучение рубрики «реклама» - 2 человека.
-
Обратимся к вопросу номер 3 в технологической карте: …
-
Определите главное событие того времени. - слайд «Первая мировая война».
-
Какими предстали перед вами жители Вятского края?
Учитель: Да, действительно все статьи говорят о любви к Отечеству, о высоком патриотизме жителей Вятки в трудное для нашего края время.
Подведем итоги урока:
Ребята! Посмотрите внимательно на слайд. Перед вами высказывания великих людей. Мысленно проанализируйте свою работу на уроке и выберете из них то, что больше всего подходит вашему внутреннему состоянию.
-
Как приятно знать, что ты что-то узнал!
/Мольер/
-
Наука - дело очень нелегкое…
/Мишель де Монтень/
-
Чем далее мы продвигаемся в глубину изучаемого объекта, тем сложнее становится дальнейшее продвижение.
/Этьен Анри Жильсон/
-
В моих знаниях есть пробелы, потому что я стеснялся задавать вопросы…
/Абу-ль-Фарадж/
Открытая тетрадь ученика 8 класса
________________________________________________
Тема урока:
Вятский край в начале XX века
на страницах губернских газет
-
Вятская губерния в начале XX века
Задание: слушая учителя, вставьте недостающую информацию.
Площадь - _________ тыс.кв. верст (верста = 1067 метров)
Уездов ____________
Городов __________
___________________ - административный и культурный центр края.
-
Просмотр фильма
Задание к фильму (устно):
Что можете сказать о Вятке, посмотрев фильм?
-
Газеты Вятской губернии в начале XX века
Задание: слушая учителя, заполни таблицу:
«Вятская речь»
«Северное слово»
1)Год издания
2) Редактор
3) Основные рубрики
IV. Практикум
Цель: получить представление о жизни Вятского края в начале XX века по материалам губернских газет.
Задания:
1) Используя технологическую карту исследовать предложенную копию страницы газеты и подготовить сообщение по одной статье.
Технологическая карта
-
Вид и название документа
-
Подготовьте сообщение по одной статье:
-
Название статьи
-
Автор (если имеется)
-
О чем или о ком говорится в статье? (можно иллюстрировать сообщение цитатами из статьи)
Подсказка к оформлению ответа
В газете «__________________» №____ за ________год прочитал статью (заметку)_______________________
_____________________, из которой узнал, что (в которой говориться о_______________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Особенно интересным _______________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
-
Можно ли на основании предложенных источников
составить впечатление о том, как жила Вятская
губерния в начале XX века? (Выскажите ваше
мнение).
-
Определите главное событие того времени.
_______________________________________________
-
Какие ценности заложены в данном историческом источнике?
_______________________________________________
____________________________________________________________
Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, гражданственность.
V. Итог урока
Высказывания великих:
-
Как приятно знать, что ты что-то узнал!
/Мольер/
-
Наука - дело очень нелегкое…
/Мишель де Монтень/
-
Чем далее мы продвигаемся в глубину изучаемого объекта, тем сложнее становится дальнейшее продвижение. /Этьен Анри Жильсон/
-
В моих знаниях есть пробелы, потому что я стеснялся задавать вопросы…
/Абу-ль-Фарадж/
Самоанализ
Учитель: Михеева И.В.
Класс 8
Предмет: краеведение, модуль «Историческое краеведение»
Тема урока: Вятский край в начале XX века на страницах губернских
газет. Место урока в системе уроков по данной теме - 1 урок (эта тема рассчитана на 2 урока - спаренные, урок - практикум)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока сформулирована с помощью учащихся.
Для мотивации учебной деятельности учащихся показала практическую значимость изучаемого материала. Считаю, что урок достиг поставленных целей:
В рамках познавательного аспекта -
• дано представление на основе периодической печати о жизни общества Вятской губернии в начале XX века.
В рамках воспитательного аспекта -
• использовала возможности урока для воспитания интереса к истории
своего края, для гражданско-патриотического воспитания учащихся.
В рамках развивающего аспекта -
• были созданы условия для развития информационной,
исследовательской и коммуникативной компетентностей, для развития
универсальных учебных действий.
Использованы: индивидуальная, фронтальная, парная формы
организации познавательной деятельности учащихся.
Обращаю ваше внимание на ценность подготовленного оборудования:
для каждого ученика: фотокопия страницы газеты «Вятская речь», «Северное
слово» 1914,1915,1916 годов издания (XX века). Для этого я работала с
каталогом газет в областной библиотеке имени Герцена. Изучив подлинники,
подготовила копии.
Подготовлен фрагмент рабочей тетради для данного модуля.
Урок проведен по технологии развития критического мышления.
Использованы частично-поисковый, исследовательский методы и приемы данной технологии.
Все этапы технологии: «Вызов», «Осмысление», «Рефлексия» реализованы.
На этапе «Вызов» актуализации материала способствовали:
- краткая информация учителя о Вятской губернии того времени.
- Фильм о Вятке дал эмоциональный настрой на учебное занятие.
Реализации этапа «Осмысление» способствовали приемы:
- «Слушание и чтение с пометками»,
- работа с историческим источником, а именно с периодической печатью.
На этапе «Рефлексия» обобщение полученной на уроке информации было проведено, используя прием «Блиц-опрос».
С помощью высказываний знаменитых людей учащиеся показали свое эмоциональное состояние, ощущение, впечатление от урока.
Психологическая атмосфера в классе была доброжелательной и чувствовалась заинтересованность всех участников учебного процесса.
Давать домашнее задание. Время урока было использовано рационально.