• Преподавателю
  • Другое
  • Конспект учебного занятия Вятский край в начале XX века на страницах губернских газет

Конспект учебного занятия Вятский край в начале XX века на страницах губернских газет

Конспект учебного занятия "Вятский край в начале XX века на страницах губернских газет" расчитан на учащихся 7 - 8 классов, изучающих местную историю. Разработка может быть использована и на уроках истории при изучении XX века. Часть заданий выполняется на основе анализа копий губернских газет: "Вятская речь", "Северное слово". Данные копии подготовлены учителем в областной библиотеке имени А.И. Герцена. Используются газеты за период 1914 - 1917 годы - годы Первой Мировой войны. Подобранные мате...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебное занятие:

Вятский край в начале XX века на страницах губернских газет.


Вступительное слово учителя:

Учитель: Добрый день! Сегодня у нас урок исторического краеведения, это не просто урок, это урок - путешествие во времени и пространстве.

Тема учебного занятия: Вятский край в начале XX века на страницах губернских газет.

Учитель: Ребята, как бы вы сформулировали цель урока?

(ребята говорят)

Учитель: Уточню (Вы правы) Цель нашего урока: Исследовать исторический источник и выяснить чем жила губерния в начале XX века.

Учитель: К историческим источникам относится все созданное человеком, результаты его взаимодействия с окружающей средой, предметы материальной культуры, обычаи, обряды. К ним же относятся и памятники письменности.

Одним из письменных исторических источников является газета. На нашем уроке мы будем работать с периодической печатью Вятской губернии начала XX века.

Учитель: Ребята, все, что вы сегодня на уроке узнаете, можно будет использовать при изучении в 9 классе темы «Россия в начале XX века».

Перед каждым на парте лежит открытая тетрадь. По ходу урока вы будете ее заполнять. Начинаем нашу работу. Слушаем и заполняем задание первое:

Вятская губерния в начале XX века занимала обширную территорию. Площадь составляла 134.5 тысячи кв. верст, и включала в себя нынешнюю Кировскую область, Удмуртию, часть Марийской и Татарской республик. В административном отношении губерния была разделена на 11 уездов.

На ее территории было 12 городов. Административным и культурным центром губернии была Вятка - один из древнейших городов края.

Учитель: Мы перенесемся на сто лет назад. Чтобы погрузиться в атмосферу начала XX века, я приглашаю Вас совершить путешествие по старым улочкам губернской Вятки.

Вопрос: Обратите внимание, как выглядела Вятка в начале XX века?

СМОТРИМ ФИЛЬМ

Учитель: И как же тогда выглядела Вятка в начале XX века?

Учитель: Спасибо за ответы. Вы верно подметили….

Да, это был небольшой провинциальный город с невысокими деревянными и каменными домами, узкими тихими улочками и большим количеством храмов (обратили внимание, сколько было храмов).

II. Этап «Осмысление»

Презентация:

Слайд 1 -

Исторические события и литературную жизнь Вятки до 1917 года достаточно хорошо отразили вятские газеты. Исследователь Е.Д. Петряев писал «Нельзя забывать, что газеты служили почти единственной трибуной вятичей и выполняли здесь роль толстых журналов. Вятские частные общественные газеты 1895 - 1917 годов представляют собой очень интересную страницу истории политической и культурной жизни Вятского края.

Мы будем работать на уроке с двумя изданиями - частными газетами «Вятская речь» и «Северное слово».

3 слайд - «Вятская речь»

  • выходила в Вятке с конца декабря 1905 года по конец декабря 1917 года.

  • Николай Апполонович Чарушин (1851 - 1937) - редактор и издатель первых частных газет на Вятке в конце XIX - начале ХХ вв.

  • Прежние названия газеты: «Вятская жизнь», «Вятский край».

4, 5 слайд - коллектив газеты «Вятская речь»

  • С газетой сотрудничали представители местной либеральной интеллигенции, на ее страницах постоянно выступали способные вятские журналисты. Газета имела много корреспондентов в уездных городах и селах, но большинство из них выступали под псевдонимами, опасаясь преследований и гонений со стороны местных властей, а потому остались неизвестны.

  • В библиотеке имени А.И. Герцена есть каталог статей (несколько томов), составленный краеведом - библиографом Гали Федоровной Чудовой.

6 слайд - «Северное слово»

  • Ежедневная газета

  • Приложение к «Вятским губернским ведомостям»

  • Редакторы: Н.Д. Михайлов, Ф.А. Стрепетов, В.П. Овчинников

  • Прежние названия: в 1905 г. - «Вятский вестник», в 1910-м - «Голос Вятки»

  • с 1915 года - «Северное слово».

  • Каталога статей нет.

Приступаем к практической части нашего учебного занятия.

7 слайд - практикум:

Цель нашей работы: получить представление о жизни Вятского края в начале XX века по материалам губернских газет.

Задания классу: 1) Используя технологическую карту исследовать предложенную копию страницы газеты и подготовить сообщение. Работаем в парах, время на работу 5 минут.

8 слайд -

Технологическая карта

1. Вид и название документа.

2. Подготовьте сообщение по одной из статей:

  • Название статьи

  • Автор (если имеется)

  • О чем или о ком говорится в статье? (Сообщение можно иллюстрировать цитатами из статьи)

3. Можно ли на основании предложенных источников составить впечатление о том, как жила Вятская губерния в начале XX века.

4. Определите главное событие того времени.

5. Какие ценности заложены в данном историческом источнике?

Закончили работу. Приступаем к обсуждению.

Слушая внимательно выступления одноклассников, продолжаем заполнение открытой тетради и отвечаем на вопрос: какое событие оказало самое существенное влияние на жизнь края в этот период.

Заслушиваем 5 статей:

  • День союзных флагов

  • Девушка-доброволец

  • К народным учителям

  • Березовская волость писарь.

  • Письма наших бойцов.

Предлагаю обратить внимание на рубрику «Местная хроника»: зачитайте, о каких событиях вы узнали. - 5 человек. А какие сведения дает нам изучение рубрики «реклама» - 2 человека.

  • Обратимся к вопросу номер 3 в технологической карте: …

  • Определите главное событие того времени. - слайд «Первая мировая война».

  • Какими предстали перед вами жители Вятского края?

Учитель: Да, действительно все статьи говорят о любви к Отечеству, о высоком патриотизме жителей Вятки в трудное для нашего края время.

Подведем итоги урока:

Ребята! Посмотрите внимательно на слайд. Перед вами высказывания великих людей. Мысленно проанализируйте свою работу на уроке и выберете из них то, что больше всего подходит вашему внутреннему состоянию.


  • Как приятно знать, что ты что-то узнал!

/Мольер/

  • Наука - дело очень нелегкое…

/Мишель де Монтень/

  • Чем далее мы продвигаемся в глубину изучаемого объекта, тем сложнее становится дальнейшее продвижение.

/Этьен Анри Жильсон/

  • В моих знаниях есть пробелы, потому что я стеснялся задавать вопросы…

/Абу-ль-Фарадж/



















Открытая тетрадь ученика 8 класса



________________________________________________

Тема урока:

Вятский край в начале XX века

на страницах губернских газет


  1. Вятская губерния в начале XX века

Задание: слушая учителя, вставьте недостающую информацию.

Конспект учебного занятия Вятский край в начале XX века на страницах губернских газет

Площадь - _________ тыс.кв. верст (верста = 1067 метров)

Уездов ____________

Городов __________

___________________ - административный и культурный центр края.

Конспект учебного занятия Вятский край в начале XX века на страницах губернских газет


  1. Просмотр фильма

Задание к фильму (устно):

Что можете сказать о Вятке, посмотрев фильм?


  1. Газеты Вятской губернии в начале XX векаКонспект учебного занятия Вятский край в начале XX века на страницах губернских газет

Задание: слушая учителя, заполни таблицу:

«Вятская речь»

Конспект учебного занятия Вятский край в начале XX века на страницах губернских газет

«Северное слово»

Конспект учебного занятия Вятский край в начале XX века на страницах губернских газет

1)Год издания

2) Редактор

3) Основные рубрики


IV. ПрактикумКонспект учебного занятия Вятский край в начале XX века на страницах губернских газет

Цель: получить представление о жизни Вятского края в начале XX века по материалам губернских газет.

Задания:

1) Используя технологическую карту исследовать предложенную копию страницы газеты и подготовить сообщение по одной статье.







Технологическая карта



  1. Вид и название документа

  2. Подготовьте сообщение по одной статье:

  • Название статьи

  • Автор (если имеется)

  • О чем или о ком говорится в статье? (можно иллюстрировать сообщение цитатами из статьи)

Подсказка к оформлению ответа

В газете «__________________» №____ за ________год прочитал статью (заметку)_______________________

_____________________, из которой узнал, что (в которой говориться о_______________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

Особенно интересным _______________________________

___________________________________________________

___________________________________________________


  1. Можно ли на основании предложенных источников

составить впечатление о том, как жила Вятская

губерния в начале XX века? (Выскажите ваше

мнение).

  1. Определите главное событие того времени.

_______________________________________________

  1. Какие ценности заложены в данном историческом источнике?

_______________________________________________

____________________________________________________________

Конспект учебного занятия Вятский край в начале XX века на страницах губернских газет Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, гражданственность.

V. Итог урока

Высказывания великих:

  • Как приятно знать, что ты что-то узнал!

/Мольер/

  • Наука - дело очень нелегкое…

/Мишель де Монтень/

  • Чем далее мы продвигаемся в глубину изучаемого объекта, тем сложнее становится дальнейшее продвижение. /Этьен Анри Жильсон/

  • В моих знаниях есть пробелы, потому что я стеснялся задавать вопросы…

/Абу-ль-Фарадж/

Самоанализ

Учитель: Михеева И.В.

Класс 8

Предмет: краеведение, модуль «Историческое краеведение»

Тема урока: Вятский край в начале XX века на страницах губернских

газет. Место урока в системе уроков по данной теме - 1 урок (эта тема рассчитана на 2 урока - спаренные, урок - практикум)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока сформулирована с помощью учащихся.

Для мотивации учебной деятельности учащихся показала практическую значимость изучаемого материала. Считаю, что урок достиг поставленных целей:

В рамках познавательного аспекта -

• дано представление на основе периодической печати о жизни общества Вятской губернии в начале XX века.

В рамках воспитательного аспекта -

• использовала возможности урока для воспитания интереса к истории
своего края, для гражданско-патриотического воспитания учащихся.

В рамках развивающего аспекта -

• были созданы условия для развития информационной,
исследовательской и коммуникативной компетентностей, для развития
универсальных учебных действий.

Использованы: индивидуальная, фронтальная, парная формы

организации познавательной деятельности учащихся.

Обращаю ваше внимание на ценность подготовленного оборудования:

для каждого ученика: фотокопия страницы газеты «Вятская речь», «Северное

слово» 1914,1915,1916 годов издания (XX века). Для этого я работала с

каталогом газет в областной библиотеке имени Герцена. Изучив подлинники,

подготовила копии.

Подготовлен фрагмент рабочей тетради для данного модуля.

Урок проведен по технологии развития критического мышления.

Использованы частично-поисковый, исследовательский методы и приемы данной технологии.

Все этапы технологии: «Вызов», «Осмысление», «Рефлексия» реализованы.

На этапе «Вызов» актуализации материала способствовали:

- краткая информация учителя о Вятской губернии того времени.

- Фильм о Вятке дал эмоциональный настрой на учебное занятие.

Реализации этапа «Осмысление» способствовали приемы:

- «Слушание и чтение с пометками»,

- работа с историческим источником, а именно с периодической печатью.

На этапе «Рефлексия» обобщение полученной на уроке информации было проведено, используя прием «Блиц-опрос».

С помощью высказываний знаменитых людей учащиеся показали свое эмоциональное состояние, ощущение, впечатление от урока.

Психологическая атмосфера в классе была доброжелательной и чувствовалась заинтересованность всех участников учебного процесса.

Давать домашнее задание. Время урока было использовано рационально.


© 2010-2022