- Преподавателю
- Другое
- Программа коррекционной работы в школе
Программа коррекционной работы в школе
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Красноперова Д.К. |
Дата | 31.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное среднее учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Пионерский
«Программа коррекционной работы».
Руководитель НОУ:
Учитель начальных классов
Терехина Н.А.
Составитель:
учитель -дефектолог
Красноперова Д.К.
.
Программа коррекционной работы
Пояснительная записка.
Программа коррекционной работы составлена в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), базируется на фундаментальном теоретическом положении о соотношении обучения и развития (Л. С.Выготский), на теории деятельности, разработанной в трудах отечественных психологов (А, Н.Леонтьева, П. Я.Гальперина), на теории общей обучаемостии учебной деятельности (Н. А. Менчинская, З. И.Калмыкова), на исследованиях клинико-физиологических и психолого-педагогических особенностях детей с задержкой психического развития (М. С.Певзнер, Т. А. Власова, В. И. Лубовский и др.), на концепции коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях (Н. Н.Малофеев, С. Г.Шевченко), а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике. В связи с приказом №2357 от 22 сентября 2011года в программу коррекционной работы внесены изменения с учетом образовательного учреждения, а так же добавлен мониторинг коррекционной программы.
Актуальность: На фоне социокультурной ситуации за последние 4 года увеличилось число детей, которым требуется педагогическая поддержка, индивидуализация процесса образования. В нашей школе за последние годы обучения наблюдается:
- увеличение классов компенсирующего обучении, количества детей, которым необходимо индивидуальное обучение ;
- увеличение детей с различными нарушениями физического здоровья 2009-2010-29%, 2010-2011 -42,4%; 2011-2012г.-36,5%;
-увеличение детей с нарушениями (отклонениями) умственного, психического развития.
-увеличение процента детей с различными нарушениями речи:2009г-63.8%, 2010г.-67.9%, 2011г.-74.5%.
Поэтому возникла потребность в написании данной программы.
Цель: осуществление коррекции недостатков и оказание помощи в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
-
выявить детей с трудностями в обучении и адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
-
создавать условия для развития сохранных функций;
-
осуществлять корректировку отдельных сторон психической, мыслительной деятельности;
-
сформировать положительную мотивацию к обучению;
-
повышать общий уровень развития, восполнить пробелы предшествующего развития и обучения;
-
развивать коммуникативные навыки.
Планируемые результаты коррекционной программы:
1.Педагогические функции:
-умение детей оценивать собственные возможности в учебной деятельности;
-повышение общего уровня развития, устранение пробелов в развитии и обучении.
Психологические функции:
- освоение различных форм коммуникации, обеспечивающих взаимодействие в различных коммуникативных системах.
Социальные функции:
- освоение детьми роли ученика, сформировать интерес к учению.
Логопедические функции:
- устранение нарушений устной и письменной речи у учащихся;
Медицинские функции:
-сохранение и поддержка здоровья.
Механизмы реализации коррекционной программы:
Механизмом реализации коррекционной работы является взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе (педагог, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, медицинский работник).
Формой организованного взаимодействия специалистов образовательного учреждения являются психологомедико-педагогический консилиум и служба комплексного сопровождения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям).
Программа коррекционной работы в начальной школе реализуется через:
1.Уроки предметного характера.
2.Индивидуально-групповые занятия: предметные, логопедические, социально-психологические, ЛФК.
3.Внеурочную деятельность: воспитательная работа школы, класса, дополнительное образование и социальное партнерство (спортивные секции, Изо-студию, музей, различные кружки), через взаимодействие с социальными службами (СРЦ«Солнышко», ЦВП «Берегиня», ДК «Импульс», Спорт-комплекс «Энергия»).
4.Медицинские мероприятия.
Специальные условия для коррекционной работы:
-Психолого-педагогическое обеспечение;
- Программно методическое обеспечение:
- Кадровое обеспечение:
- Материально техническое обеспечение:
- Информационное обеспечение.
Программа коррекционной работы позволяет реализовать личностно-ориентированный подход через медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению учащимся с ОВЗ стандарта образования. Она имеет подчиненную, вспомогательную функцию по отношению к Образовательной программе, может уточняться и корректироваться.
Предметом проектирования программы коррекционной работы является создание комплекса условий (средств, механизмов) для повышения эффективности обучения и воспитания детей.
2 глава.
Содержание программы коррекционной работы:
Программы коррекционной работы.
Программа включает в себя пять направлений: концептуальное, диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое, информационное и теоретическое обоснование выбранного способа решения проблемы.
Содержание коррекционной работы основывается на следующих причинах неуспеваемости:
-
Социальные (асоциальный характер семьи, формализм родителей в воспитании ребенка, конфликтные отношения в семье).
-
Педагогические (неэффективность педагогических приемов и методов, используемых учителем, неприязнь учителя, педагогическая запущенность).
-
Психологические (недостатки познавательной деятельности, недостатки в развитии мотивационной сферы детей.
-
Личностные (особенности нервной системы, черты характера, состояние здоровья и восприятие, уровень самооценки).
Психологичекое направление
Направление работы
Задачи
Содержание и формы работы
Ожидаемые результаты
Концептуальное
1.Обследование детей. 2.Правильный выбор образовательного маршрута
Работа в психолого-медико-педагогической комиссии, принятие решений о работе
Рекомендации по дальнейшей работе
Информационное
1.повышение компетентности родителей и педагогов
ознакомление с психолого-педагогическими, физиологическими и возрастными особенностями обучающихся, педагогическая и психологическая помощь в решении трудностей в обучении и воспитании на родительских собраниях, консультированиях
Повышение уровня культуры в вопросах обучения и воспитания педагогов и родителей
Педагогическое направление.
Направления работы
Задачи
Содержание и формы работы
Ожидаемые результаты
Концептуальная работа
1.Обследование детей. 2.Правильный выбор образовательного маршрута
Работа в психолого-медико-педагогической комиссии, принятие решений о работе
Рекомендации по дальнейшей работе
Диагностическая работа
1.Сбор диагностического инструментария для проведения коррекционной работы.
2.Организация педагогического сопровождения детей, чье развитие осложнено действием неблагоприятных факторов.
3.Установление объема знаний, умений и навыков, выявление трудностей, определение условий, в которых они будут преодолеваться.
4.Проведение комплексной диагностики уровня сформированности УУД.
Изучение индивидуальных карт медико - психологической диагностики.
Анкетирование
. Беседы.
Тестирование.
Наблюдение.
Создание «карты проблем»
Создание аналитической справки об уровне сформированностиУУД.
Диагностические портреты детей.
Коррекционно-развивающая работа
1.Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности.
2.Овладение навыками адаптации учащихся к социуму.
3.Развитие творческого потенциала учащихся.
4.Создание условий для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению;
5.Повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы;
6.Формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности; воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Все виды коррекционных работ должны быть направлены на развитие универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных.
Содержание и формы коррекционной работы учителя:
- наблюдение за учениками в учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
- поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
- составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребёнка.
- составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
- контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;
- формирование микроклимата в классе, способствующего тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя в школе комфортно;
- ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.);
- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.
Организация групповых и индивидуальных занятий.Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности проводится педагогами на уроках и во внеурочное время. Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей.
Формирование позитивного отношения к учебному процессу и к школе в целом.
Усвоение учащимися учебного материала.
Овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками в рамках ФГОС.
Лечебно-профилактическое
Построение педагогических прогнозов о возможных трудностях и обсуждение программ педагогической коррекции.
Обсуждение возможных вариантов решения проблемы с психологом и медицинским работником школы.
Принятие своевременных мер по предупреждению и преодолению запущенности в учебе.
-Осуществление дифференцированного подхода в обучении
- вовлечь в спортивную секцию, библиотеку.
Предупреждение отклонений и трудностей в развитии ребенка.
Социально-педагогическое направление.
Направление работы
Задачи
Содержание и форма работы
Планируемые результаты
Концептуальная работа
1.Обследование детей. 2.Правильный выбор образовательного маршрута
Работа в пмпк
Рекомендации по дальнейшей работе
Диагностико-консультативная работа
1.Выявление детей и семей, нуждающихся в помощи.
2.Изучение эмоционально-волевой сферы учащихся.
3.Изучение умения социализованности
Выявление детей, семей нуждающихся в специализированной помощи.
Мотивы учебной деятельности: прилежание, отношение к отметке, похвале или порицанию учителя.
Эмоционально-волевая сфера: преобладание настроения ребенка, наличие аффективных вспышек, способность к волевому усилию, внушаемость, проявления негативизма.
Особенности личности, интересы, потребности, идеалы, убеждения. Наличие чувства долга и ответственности. Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома. Взаимоотношения с коллективом: роль в коллективе, симпатии, дружба с детьми, отношение к младшим и старшим товарищам. Нарушения в поведении: гиперактивность, замкнутость, аутистические проявления, обидчивость, эгоизм. Поведение. Уровень притязаний и самооценка.
Анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Посещение семьи ребенка (учитель, соц. педагог).
Наблюдения во время занятий (учитель, соц. педагог).
Изучение работ ученика (педагог).
Наблюдение по выявлению школьных трудностей (учитель).
Беседа с родителями и учителями- предметниками (соц. педагог).
Обследование (учитель, соц. педагог).
Анкета для родителей и учителей
( соц. педагог).
Наблюдение за ребёнком в различных видах деятельности (учитель, соц. педагог).
Школьное и районное ПМПК
Выявление детей и семей «группы риска», диагностической справки.
Составление плана коррекционной работы
Коррекционно-развивающая работа
Обеспечение специализированной помощи детям
Поддерживать уровень социализации
Поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями.
Составление психолого-педагогической характеристики учащегося.
Составление индивидуального плана сопровождения учащегося, где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы.
Контроль успеваемости и поведения учащихся в классе.
Формирование микроклимата в классе, способствующего тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя в школе комфортно.
Организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.
Социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни.
Отслеживание динамики развития ребенка.
Включение в рабочие программы раздела коррекционной работы, выбор оптимальных коррекционных программ, методов и приемов обучения.
Контроль динамики развития.
Социально-педагогическая поддержка детей
Формирование позитивного отношения к учебному процессу и к школе в целом.
Лечебно-профилактическая работа
Сохранять здоровье учащихся
Контроль за соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питанием ребенка, чередование труда и отдыха.
Сохранение здоровья
Информационно-просветительская работа
Повышать уровень осведомленности окружающих
Лекции, родительские собрания, круглые столы, по профилактике школьной дезадаптации, кризисам возрастного развития, по формированию детского коллектива, по возрастным особенностям детей, профилактике девиантного и аддиктивного поведения и проблем школьного обучения, физического развития.
Повышение уровня осведомленности окружающих
Логопедическое направление
Направление работы
Задачи
Содержание и формы работы
Ожидаемые результаты
Концептуальное
Обследование детей. Правильный выбор образовательного маршрута
Работа в психолого-медико-педагогической комиссии, принятие решений о работе
Рекомендации по дальнейшей работе
Диагностико-консультативная работа
Сбор диагностического инструментария для проведения коррекционной работы.
Обследование актуального уровня психического и речевого развития, определение зоны ближайшего развития.
Обследование индивидуальных особенностей, моторики, речи, изучение анамнестических данных ребенка. Беседы с ребенком, с родителями. Наблюдения за речью ребенка на занятиях и в свободное время. Изучение письменных работ. Формирование групп.
Создание аналитической справки, заполнение логопедических карт, карт-заключений, Разработка групповых и индивидуальных планов работы; составление расписания
Коррекционно-развивающая работа
Повышать уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы;
Внедрение и работа по составленным программам.
Отслеживание динамики развития ребенка. Индивидуальные и групповые занятия, консультации с учащимися.
Индивидуальные консультации с родителями и учителями.
Исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей.
Лечебно-профилактическая работа
Создавать условия для сохранения здоровья
Участие в мед. Осмотрах; Проведение массажа, оптимизация мышечного тонуса, проведение релаксации, соблюдение режима дня, этапов занятий, физ. минуток. Использоввние сказкотерапии, арттерапии, пальчиковой, дыхательной, релаксационной, артикуляционной гимнастики, гимнастики для глаз.
Сохранение здоровье
Информационно-просветительская работа
Повышать уровень осведомленности окружающих
Участие в родительских собраниях, круглых столах. Просвещение педагогов по логопедическим проблемам.Индивидуальные консультации для детей, родителей, педагогов.
Повышение уровня знаний окружающих о логопедической работе
Медицинское направление
Направление работы
Задачи
Содержание и формы работы
Ожидаемые результаты
Концептуальное
Обследование детей. Правильный выбор образовательного маршрута
Работа в психолого-медико-педагогической комиссии, принятие решений о работе
Рекомендации по дальнейшей работе
Диагностико-консультативная работа
Провести обследование детей
Выявление состояния физического здоровья. Изучение медицинской документации: история развития ребенка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды. Изменения в физическом развитии (рост, вес и т. д.). Нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения). Утомляемость. Состояние анализаторов.
Установление диагноза и определение группы здоровья, назначение рекомендаций
Коррекционно-развивающая работа
Повышение уровня общего развития
Разработка рекомендаций для педагогов и родителей по работе с детьми «группы риска».
Организация и проведение мероприятий,направленных на сохранение,профилактику
здоровья и формирование навыков ЗОЖ.
Профилактика здоровья
Лечебно-профилактическая работа
Соблюдать и контролировать санитарно-гигиенические нормы, давать рекомендации по работе с детьми
Осуществление контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм, режимом дня, питанием ребенка, чередование труда и отдыха, смена до 7 видов деятельности на уроках для обучающихся с ОВЗ медикаментозное лечение по назначению врача, лечение в ПНД п.Алябьевский, Центр «Солнышко», ЛФК, массаж, физиопроцедуры, посещение бассейна, соблюдение режима дня, физминутки, мероприятия по физическому и психическому закаливанию,гимнастика для глаз, витаминизация пищи.
Профилактические мероприятия
Информационно-просветительская работа
Повысить культуру здорового образа жизни
Проведение бесед на классных часах и родительских собраний.
Медосмотр, прививочные кампании, мед.обслуживание, урок, внеурочная деятельность,медицинские мероприятия
Повышение информационно-просветительской культуры
Этапы реализации программы
Этап
Содержание
Планируемый результат
Сроки
Этап сбора и анализа информации
Проведение диагностик на выявление проблемы и причин ее возникновения
оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
Май- сентябрь, ежегодно
Этап планирования, организации, внедрения, координации (организационно-исполнительская деятельность)
Внедрение плана и коррекционно-сопроводительных программ в зависимости от проблем проведение коррекционной работы
коррекционно-развивающий процесс направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
Октябрь- май,
ежегодно
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды
контрольно-диагностическая деятельность: проведение и выполнение контрольных работ, занятий, заданий
констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
Май - июнь, ежегодно
Этап регуляции и корректировки
Анализ результатов коррекционной работы, и корректировка работы в зависимости от результатов
внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы
Август-сентябрь, ежегодно
При этом важным является не только коррекция, но и профилактика и предупреждение любых отклонений в здоровье. Коррекционно-педагогическая работа занимает центральное положение в системе образования детей с нарушениями развития. Одним из сложных этапов коррекционной работы является коррекция недостатков учебной деятельности. В нашей школе сложилась система работы по данному направлению.
Программа коррекционной работы позволяет реализовать личностно-ориентированный подход через медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению учащимся с ОВЗ стандарта образования. Она имеет подчиненную, вспомогательную функцию по отношению к Образовательной программе, может уточняться и корректироваться.
Оценка результатов коррекционной работы(мониторинг) педагога и всех специалистов, сопровождающих ребёнка производится по результатам итоговой аттестации обучающихся, психологического и логопедического исследования, результатов медицинского обследования с занесением данных в дневники динамического наблюдения, карту медико-психолого- педагогической помощи, речевую карту и т.п..