Программа коррекционной работы в школе

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа коррекционной работы в школеМуниципальное бюджетное общеобразовательное среднее учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Пионерский

«Программа коррекционной работы».





Руководитель НОУ:

Учитель начальных классов

Терехина Н.А.

Составитель:

учитель -дефектолог

Красноперова Д.К.

.





Программа коррекционной работы


Пояснительная записка.

Программа коррекционной работы составлена в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), базируется на фундаментальном теоретическом положении о соотношении обучения и развития (Л. С.Выготский), на теории деятельности, разработанной в трудах отечественных психологов (А, Н.Леонтьева, П. Я.Гальперина), на теории общей обучаемостии учебной деятельности (Н. А. Менчинская, З. И.Калмыкова), на исследованиях клинико-физиологических и психолого-педагогических особенностях детей с задержкой психического развития (М. С.Певзнер, Т. А. Власова, В. И. Лубовский и др.), на концепции коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях (Н. Н.Малофеев, С. Г.Шевченко), а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике. В связи с приказом №2357 от 22 сентября 2011года в программу коррекционной работы внесены изменения с учетом образовательного учреждения, а так же добавлен мониторинг коррекционной программы.

Актуальность: На фоне социокультурной ситуации за последние 4 года увеличилось число детей, которым требуется педагогическая поддержка, индивидуализация процесса образования. В нашей школе за последние годы обучения наблюдается:

- увеличение классов компенсирующего обучении, количества детей, которым необходимо индивидуальное обучение ;

- увеличение детей с различными нарушениями физического здоровья 2009-2010-29%, 2010-2011 -42,4%; 2011-2012г.-36,5%;

-увеличение детей с нарушениями (отклонениями) умственного, психического развития.

-увеличение процента детей с различными нарушениями речи:2009г-63.8%, 2010г.-67.9%, 2011г.-74.5%.

Поэтому возникла потребность в написании данной программы.

Цель: осуществление коррекции недостатков и оказание помощи в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

  • выявить детей с трудностями в обучении и адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

  • создавать условия для развития сохранных функций;

  • осуществлять корректировку отдельных сторон психической, мыслительной деятельности;

  • сформировать положительную мотивацию к обучению;

  • повышать общий уровень развития, восполнить пробелы предшествующего развития и обучения;

  • развивать коммуникативные навыки.

Планируемые результаты коррекционной программы:

1.Педагогические функции:

-умение детей оценивать собственные возможности в учебной деятельности;

-повышение общего уровня развития, устранение пробелов в развитии и обучении.

Психологические функции:

- освоение различных форм коммуникации, обеспечивающих взаимодействие в различных коммуникативных системах.

Социальные функции:

- освоение детьми роли ученика, сформировать интерес к учению.

Логопедические функции:

- устранение нарушений устной и письменной речи у учащихся;

Медицинские функции:

-сохранение и поддержка здоровья.

Механизмы реализации коррекционной программы:

Механизмом реализации коррекционной работы является взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе (педагог, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, медицинский работник).

Формой организованного взаимодействия специалистов образовательного учреждения являются психологомедико-педагогический консилиум и служба комплексного сопровождения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям).

Программа коррекционной работы в начальной школе реализуется через:

1.Уроки предметного характера.

2.Индивидуально-групповые занятия: предметные, логопедические, социально-психологические, ЛФК.

3.Внеурочную деятельность: воспитательная работа школы, класса, дополнительное образование и социальное партнерство (спортивные секции, Изо-студию, музей, различные кружки), через взаимодействие с социальными службами (СРЦ«Солнышко», ЦВП «Берегиня», ДК «Импульс», Спорт-комплекс «Энергия»).

4.Медицинские мероприятия.

Специальные условия для коррекционной работы:

-Психолого-педагогическое обеспечение;

- Программно методическое обеспечение:

- Кадровое обеспечение:

- Материально техническое обеспечение:

- Информационное обеспечение.

Программа коррекционной работы позволяет реализовать личностно-ориентированный подход через медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению учащимся с ОВЗ стандарта образования. Она имеет подчиненную, вспомогательную функцию по отношению к Образовательной программе, может уточняться и корректироваться.

Предметом проектирования программы коррекционной работы является создание комплекса условий (средств, механизмов) для повышения эффективности обучения и воспитания детей.

2 глава.

Содержание программы коррекционной работы:

Программы коррекционной работы.

Программа включает в себя пять направлений: концептуальное, диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое, информационное и теоретическое обоснование выбранного способа решения проблемы.

Содержание коррекционной работы основывается на следующих причинах неуспеваемости:

  1. Социальные (асоциальный характер семьи, формализм родителей в воспитании ребенка, конфликтные отношения в семье).

  2. Педагогические (неэффективность педагогических приемов и методов, используемых учителем, неприязнь учителя, педагогическая запущенность).

  3. Психологические (недостатки познавательной деятельности, недостатки в развитии мотивационной сферы детей.

  4. Личностные (особенности нервной системы, черты характера, состояние здоровья и восприятие, уровень самооценки).

Психологичекое направление

Направление работы

Задачи

Содержание и формы работы

Ожидаемые результаты

Концептуальное

1.Обследование детей. 2.Правильный выбор образовательного маршрута

Работа в психолого-медико-педагогической комиссии, принятие решений о работе

Рекомендации по дальнейшей работе

Информационное

1.повышение компетентности родителей и педагогов

ознакомление с психолого-педагогическими, физиологическими и возрастными особенностями обучающихся, педагогическая и психологическая помощь в решении трудностей в обучении и воспитании на родительских собраниях, консультированиях

Повышение уровня культуры в вопросах обучения и воспитания педагогов и родителей

Педагогическое направление.

Направления работы

Задачи

Содержание и формы работы

Ожидаемые результаты

Концептуальная работа

1.Обследование детей. 2.Правильный выбор образовательного маршрута

Работа в психолого-медико-педагогической комиссии, принятие решений о работе

Рекомендации по дальнейшей работе

Диагностическая работа

1.Сбор диагностического инструментария для проведения коррекционной работы.

2.Организация педагогического сопровождения детей, чье развитие осложнено действием неблагоприятных факторов.

3.Установление объема знаний, умений и навыков, выявление трудностей, определение условий, в которых они будут преодолеваться.

4.Проведение комплексной диагностики уровня сформированности УУД.

Изучение индивидуальных карт медико - психологической диагностики.

Анкетирование

. Беседы.

Тестирование.

Наблюдение.

Создание «карты проблем»

Создание аналитической справки об уровне сформированностиУУД.

Диагностические портреты детей.

Коррекционно-развивающая работа

1.Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности.

2.Овладение навыками адаптации учащихся к социуму.

3.Развитие творческого потенциала учащихся.

4.Создание условий для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению;

5.Повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы;

6.Формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности; воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Все виды коррекционных работ должны быть направлены на развитие универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных.

Содержание и формы коррекционной работы учителя:

- наблюдение за учениками в учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);

- поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;

- составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребёнка.

- составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;

- контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;

- формирование микроклимата в классе, способствующего тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя в школе комфортно;

- ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.);

- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.

Организация групповых и индивидуальных занятий.Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности проводится педагогами на уроках и во внеурочное время. Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей.

Формирование позитивного отношения к учебному процессу и к школе в целом.

Усвоение учащимися учебного материала.

Овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками в рамках ФГОС.

Лечебно-профилактическое

Построение педагогических прогнозов о возможных трудностях и обсуждение программ педагогической коррекции.

Обсуждение возможных вариантов решения проблемы с психологом и медицинским работником школы.

Принятие своевременных мер по предупреждению и преодолению запущенности в учебе.

-Осуществление дифференцированного подхода в обучении

- вовлечь в спортивную секцию, библиотеку.

Предупреждение отклонений и трудностей в развитии ребенка.

Социально-педагогическое направление.

Направление работы

Задачи

Содержание и форма работы

Планируемые результаты

Концептуальная работа

1.Обследование детей. 2.Правильный выбор образовательного маршрута

Работа в пмпк

Рекомендации по дальнейшей работе

Диагностико-консультативная работа

1.Выявление детей и семей, нуждающихся в помощи.

2.Изучение эмоционально-волевой сферы учащихся.

3.Изучение умения социализованности

Выявление детей, семей нуждающихся в специализированной помощи.

Мотивы учебной деятельности: прилежание, отношение к отметке, похвале или порицанию учителя.

Эмоционально-волевая сфера: преобладание настроения ребенка, наличие аффективных вспышек, способность к волевому усилию, внушаемость, проявления негативизма.

Особенности личности, интересы, потребности, идеалы, убеждения. Наличие чувства долга и ответственности. Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома. Взаимоотношения с коллективом: роль в коллективе, симпатии, дружба с детьми, отношение к младшим и старшим товарищам. Нарушения в поведении: гиперактивность, замкнутость, аутистические проявления, обидчивость, эгоизм. Поведение. Уровень притязаний и самооценка.

Анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Посещение семьи ребенка (учитель, соц. педагог).

Наблюдения во время занятий (учитель, соц. педагог).

Изучение работ ученика (педагог).

Наблюдение по выявлению школьных трудностей (учитель).

Беседа с родителями и учителями- предметниками (соц. педагог).

Обследование (учитель, соц. педагог).

Анкета для родителей и учителей

( соц. педагог).

Наблюдение за ребёнком в различных видах деятельности (учитель, соц. педагог).

Школьное и районное ПМПК

Выявление детей и семей «группы риска», диагностической справки.

Составление плана коррекционной работы

Коррекционно-развивающая работа

Обеспечение специализированной помощи детям

Поддерживать уровень социализации

Поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями.

Составление психолого-педагогической характеристики учащегося.

Составление индивидуального плана сопровождения учащегося, где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы.

Контроль успеваемости и поведения учащихся в классе.

Формирование микроклимата в классе, способствующего тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя в школе комфортно.

Организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.

Социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни.

Отслеживание динамики развития ребенка.

Включение в рабочие программы раздела коррекционной работы, выбор оптимальных коррекционных программ, методов и приемов обучения.

Контроль динамики развития.

Социально-педагогическая поддержка детей

Формирование позитивного отношения к учебному процессу и к школе в целом.

Лечебно-профилактическая работа

Сохранять здоровье учащихся

Контроль за соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питанием ребенка, чередование труда и отдыха.

Сохранение здоровья

Информационно-просветительская работа

Повышать уровень осведомленности окружающих

Лекции, родительские собрания, круглые столы, по профилактике школьной дезадаптации, кризисам возрастного развития, по формированию детского коллектива, по возрастным особенностям детей, профилактике девиантного и аддиктивного поведения и проблем школьного обучения, физического развития.

Повышение уровня осведомленности окружающих

Логопедическое направление

Направление работы

Задачи

Содержание и формы работы

Ожидаемые результаты

Концептуальное

Обследование детей. Правильный выбор образовательного маршрута

Работа в психолого-медико-педагогической комиссии, принятие решений о работе

Рекомендации по дальнейшей работе

Диагностико-консультативная работа

Сбор диагностического инструментария для проведения коррекционной работы.

Обследование актуального уровня психического и речевого развития, определение зоны ближайшего развития.

Обследование индивидуальных особенностей, моторики, речи, изучение анамнестических данных ребенка. Беседы с ребенком, с родителями. Наблюдения за речью ребенка на занятиях и в свободное время. Изучение письменных работ. Формирование групп.

Создание аналитической справки, заполнение логопедических карт, карт-заключений, Разработка групповых и индивидуальных планов работы; составление расписания

Коррекционно-развивающая работа

Повышать уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы;

Внедрение и работа по составленным программам.

Отслеживание динамики развития ребенка. Индивидуальные и групповые занятия, консультации с учащимися.

Индивидуальные консультации с родителями и учителями.

Исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей.

Лечебно-профилактическая работа

Создавать условия для сохранения здоровья

Участие в мед. Осмотрах; Проведение массажа, оптимизация мышечного тонуса, проведение релаксации, соблюдение режима дня, этапов занятий, физ. минуток. Использоввние сказкотерапии, арттерапии, пальчиковой, дыхательной, релаксационной, артикуляционной гимнастики, гимнастики для глаз.

Сохранение здоровье

Информационно-просветительская работа

Повышать уровень осведомленности окружающих

Участие в родительских собраниях, круглых столах. Просвещение педагогов по логопедическим проблемам.Индивидуальные консультации для детей, родителей, педагогов.

Повышение уровня знаний окружающих о логопедической работе

Медицинское направление

Направление работы

Задачи

Содержание и формы работы

Ожидаемые результаты

Концептуальное

Обследование детей. Правильный выбор образовательного маршрута

Работа в психолого-медико-педагогической комиссии, принятие решений о работе

Рекомендации по дальнейшей работе

Диагностико-консультативная работа

Провести обследование детей

Выявление состояния физического здоровья. Изучение медицинской документации: история развития ребенка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды. Изменения в физическом развитии (рост, вес и т. д.). Нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения). Утомляемость. Состояние анализаторов.

Установление диагноза и определение группы здоровья, назначение рекомендаций

Коррекционно-развивающая работа

Повышение уровня общего развития

Разработка рекомендаций для педагогов и родителей по работе с детьми «группы риска».

Организация и проведение мероприятий,направленных на сохранение,профилактику

здоровья и формирование навыков ЗОЖ.

Профилактика здоровья

Лечебно-профилактическая работа

Соблюдать и контролировать санитарно-гигиенические нормы, давать рекомендации по работе с детьми

Осуществление контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм, режимом дня, питанием ребенка, чередование труда и отдыха, смена до 7 видов деятельности на уроках для обучающихся с ОВЗ медикаментозное лечение по назначению врача, лечение в ПНД п.Алябьевский, Центр «Солнышко», ЛФК, массаж, физиопроцедуры, посещение бассейна, соблюдение режима дня, физминутки, мероприятия по физическому и психическому закаливанию,гимнастика для глаз, витаминизация пищи.

Профилактические мероприятия

Информационно-просветительская работа

Повысить культуру здорового образа жизни

Проведение бесед на классных часах и родительских собраний.

Медосмотр, прививочные кампании, мед.обслуживание, урок, внеурочная деятельность,медицинские мероприятия

Повышение информационно-просветительской культуры

Этапы реализации программы

Этап

Содержание

Планируемый результат

Сроки

Этап сбора и анализа информации

Проведение диагностик на выявление проблемы и причин ее возникновения

оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

Май- сентябрь, ежегодно

Этап планирования, организации, внедрения, координации (организационно-исполнительская деятельность)

Внедрение плана и коррекционно-сопроводительных программ в зависимости от проблем проведение коррекционной работы

коррекционно-развивающий процесс направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

Октябрь- май,

ежегодно

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды

контрольно-диагностическая деятельность: проведение и выполнение контрольных работ, занятий, заданий

констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

Май - июнь, ежегодно

Этап регуляции и корректировки

Анализ результатов коррекционной работы, и корректировка работы в зависимости от результатов

внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы

Август-сентябрь, ежегодно

При этом важным является не только коррекция, но и профилактика и предупреждение любых отклонений в здоровье. Коррекционно-педагогическая работа занимает центральное положение в системе образования детей с нарушениями развития. Одним из сложных этапов коррекционной работы является коррекция недостатков учебной деятельности. В нашей школе сложилась система работы по данному направлению.

Программа коррекционной работы позволяет реализовать личностно-ориентированный подход через медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению учащимся с ОВЗ стандарта образования. Она имеет подчиненную, вспомогательную функцию по отношению к Образовательной программе, может уточняться и корректироваться.

Оценка результатов коррекционной работы(мониторинг) педагога и всех специалистов, сопровождающих ребёнка производится по результатам итоговой аттестации обучающихся, психологического и логопедического исследования, результатов медицинского обследования с занесением данных в дневники динамического наблюдения, карту медико-психолого- педагогической помощи, речевую карту и т.п..



© 2010-2022