- Преподавателю
- Другое
- Эссе «Как инновационную идею сделать привлекательной для образования»
Эссе «Как инновационную идею сделать привлекательной для образования»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Милютина И.Г. |
Дата | 06.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Милютина Ирина Григорьевна
«Мониторинг качества образования»
Эссе «Как инновационную идею сделать привлекательной для образования»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕРНЕТА
В ОБРАЗОВАНИИ.
В настоящее время уже практически не мыслима жизнь без Интернета. Интернет предоставляет огромный простор для работы, отдыха, общения, обмена разнообразной информацией. Можно смело утверждать, что с момента его появления в доме практически каждого человека, мир перешёл на совершенно новый уровень развития. Социальные сети - основная причина, по которой сегодня растет количество времени, проводимого в Интернете.
Социальный интернет - совокупность социальных сетей. Социальная сеть направлена на построение сообществ в Интернете из людей со схожими интересами и/или деятельностью. Связь осуществляется посредством сервиса внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями. В России наиболее распространены такие социальные сети как: «Одноклассники», «В контакте» и «Мой мир».
Еще не до конца изучен, но не подлежит сомнению феномен социальных сетей, при этом такой мощный ресурс мало используется в образовательных целях. А школа должна реагировать на новые тенденции в жизни подростков. Можно сказать, что школа сегодня не принимает потребностей общества, потребностей и возможностей современных школьников, не создает достаточных условий для адаптации детей и их успешной образовательной деятельности в новой коммуникационной среде.
Не отрицая ряда проблем, связанных с неорганизованным и бесконтрольным пребыванием школьников в сети, необходимо рассмотреть новые образовательные возможности, которые появляются у учащихся в новых виртуальных средах. Важно отнюдь не запрет таких сервисов, а организацию продуктивной образовательной деятельности, тем более что такой позитивный опыт уже существует. Например, за рубежом Facebook давно используют как образовательную интернет-среду. Есть даже специальное руководство для преподавателей - Facebook For Educators guide.
Как реализуется в социальных сетях и блогах принцип эвристического обучения?
-
Каждый участник социальных сетей сам выбирает, примкнуть ли к тому или иному ресурсу, тому или иному интернет - сообществу. В зависимости от личных целей могут выбираться профессиональные сообщества, сервисы по интересам.
-
Каждый участник соц. сети или блога только лично определяет степень своей активности, поддержку каких-либо сетевых проектов, участие в сетевых мероприятиях, формы реализации своих мыслей, идей и т.д. Каждый сам позиционирует себя, выбирает круг интересов, сам выстраивает взаимоотношения. Выбирая пути самодвижения в сети, каждый имеет возможность стать модератором, администратором, ведущим тематических рубрик и дневников.
-
Участники для успешного существования в соц. сетях должны владеть метапредметными видами деятельности, прежде всего, обеспечивающих работу с информацией.
-
Главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение ученика, складывающееся из его внутренних продуктов учебной деятельности (умения, способности, способы деятельности и т.п.) и внешних (версия, текст, рисунок и т.п.). Главный принцип эвристического обучения является, по сути, и главным принципом деятельности в социальных сетях и блогах. Активность пользователя характеризуется теми продуктами, которые он создает и представляет другим членами виртуальных сообществ. Первым продуктом является сам созданный профиль пользователя, а далее - его сообщения, статьи, голосования, списки друзей и т.д.
-
Создаваемое учеником личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных культурно-исторических достижений в изучаемой области. В социальных сетях все равны, это выражается, в том числе, в том, что нет заранее известных «правильных» образцов творчества, мыслей и т.д. Многие виды деятельности блогеров и участников виртуальных проектов как раз строятся на принципах сравнения собственно продукта с продуктами других участников виртуального пространства - именно на это построены голосования, «перепосты» сообщений и т.д.
-
Ситуация постоянного самоопределения является нормой деятельности в социальной сети. Профиль каждого участника - уникальный контент, «списать» у товарища или ждать подсказки не имеет смысла. Каждый сам отвечает за свою страницу, решая как технические и организационные вопросы (сменить ли пароль, добавить ли друга, как ответить на спам), так и творческие (как ответить, чтобы заметили, какой вопрос задать), этические (как реагировать на неприятный текст, какой стиль общения выбрать, как вежливо отказать).
-
Участники социальных сетей и блогов действуют в ситуации постоянной оценки со стороны других членов сообщества («нравится - не нравится», голосования, рекомендации и т.д.), вынуждены анализировать собственную деятельность, чтобы выбрать наиболее оптимальные способы достижения нужного результата (как привлечь к странице больше одноклассников?).
Социальные сети и блоги - независимые ресурсы, открытые для пользователей. И участники здесь не просто гости, время от времени оставляющие сообщения, а постоянно действующие и видоизменяющиеся субъекты. Участник в чате виден только по своим сообщениям, участник в социальной сети виден даже тогда, когда отсутствует в ней. Это создает для каждого участника эффект личного пространства, защищенности. Дружественная среда - это не мало для успешного обучения.
Не последнюю роль в образовательных возможностях современных коммуникативных сервисов играет техническая сторона. Популярные сети - мощные в технологическом плане Интернет-ресурсы, медийные среды, в отличие от тех же форумов и чатов. Они значительно расширяют возможности представления информации и работы с ней, разрешая размещать, просматривать, комментировать видео, использовать дополнительные приложения - игры, голосования, доски граффити и т.д. Таким образом, педагог получает в пользование оснащенную мультимедийную площадку для своих дистанционных занятий.
В социальных сетях существует возможность организовывать временные сообщества, как открытые, так и с ограниченным доступом. Благодаря этому можно эффективно организовывать работу групп и секций, координировать работу над совместными образовательными проектами.
Педагоги могут приглашать к обсуждению авторитетов в своей области, учащихся и педагогов, ученых; непосредственными участниками образовательных и культурных мероприятий в Интернете могут стать родители учеников, их братья и сестры; наконец, сами внутренние границы школы размываются - на занятиях, виртуальных конференциях и семинарах могут одновременно присутствовать участники из разных классов, разных параллелей. Таким образом, от личного профиля к социальной сети можно выстроить путь к образовательному (научному) виртуальному сообществу.
Cоциальные сети могут быть использованы в различных формах обучения и имеют некоторые преимущества:
-
Внутриорганизационное обучение - использование социальных сетей в целях информирования учащихся и оперативного решения задач. Высокий уровень взаимодействия преподавателя и ученика обеспечивает непрерывность учебного процесса;
-
Формализация структурированного обучения - возможность учителям, а также ученикам использовать социальные сети в рамках получения образования и профессиональной подготовки;
-
Групповое обучение - возможность использования социальные сетей для работы и учебы вместе как группы людей (группы проектов, учебных групп);
-
Применение в виртуальных учебных группах технологий форумов и вики позволяет всем участникам самостоятельно или совместно создавать сетевой учебный контент: глоссарии, статьи, обсуждения, мультимедийные библиотеки и др.;
-
Возможность совмещения индивидуальных и групповых форм работы способствует большей степени понимания и усвоения материала, а также выстраиванию индивидуальных образовательных технологий, оценки результатов работы каждого участника и оценки его вклада в коллективное творчество;
-
Персональное обучение - использование социальных сетей учащимися для собственного (самостоятельного) личного или профессионального обучения;
-
Случайное обучение - возможность отдельных лиц с помощью социальных сетей получать что-то новое, не подозревая об этом сознательно.