Образовательная программа ЮИД Дорожные спасатели

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ШАХТЕРСКА

ШАХТЕРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

І-ІІ СТУПЕНЕЙ №8

Согласовано:

Методический кабинет

управления образования

администрации г. Шахтерска

Заведующей

__________________________

С.Л. Максименко

Утверждено:

Заместитель начальника управления образования администрации г. Шахтерска

________________________

А.Н. Федоренко

Рассмотрено:

Научно-методический совет

« » _____________ 2015 г.

Протокол №__

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЮНЫЕ ИНСПЕКТОРА ДВИЖЕНИЯ»

(ЮИД)

«ДОРОЖНЫЕ СПАСАТЕЛИ»


Возраст детей 12-13 лет.

Срок реализации программы 1 год.

Автор

Полозюк Светлана Александровна,

руководитель кружка ЮИД «Дорожные спасатели»

Шахтерская общеобразовательная школа І-ІІ ступеней №8


г. Шахтерск, 2015

Пояснительная записка.

Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.

Это происходит потому, что обучающиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений.

Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом и состоит задача руководителя кружка ЮИД «Дорожные спасатели».

Данная программа кружка ЮИД «Дорожные спасатели» модифицирована на основе программы педагога дополнительного образования Писаревой Галины Ивановны 2012 года с. Байкалово.

Изменения внесены в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании», Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей Донецкой Народной Республики и приказа МОН ДНР «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования для детей», с целью осуществления качественного учебно-воспитательного процесса, обновления работы кружка.

Новизна программы:

- воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.

Актуальность данного кружка в сельской местности очень велика. Увеличивается количество машин без документов, многие водители допускают при вождении большую скорость, ездят на транспортных средствах в нетрезвом состоянии. Всё это приводит к ДТП.

В поселке есть опасные перекрестки. Отсутствуют дорожные знаки. Отсутствует должность инспектора ГИБДД. Всё это отрицательно сказывается на дорожной дисциплине.

Программа кружка «ЮИД» «Дорожные спасатели» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Цели программы:

· вовлечение обучающихся в деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма;

· ознакомление детей с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

· обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного процесса.

Задачи программы:

· обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;

· познакомить с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД;

· дать опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного травматизма;

· научить приёмам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

· развить природные задатки, способствующие успеху в социальном и профессиональном определении детей;

· привлечь школьников к активной пропаганде правил дорожного движения;

· вовлечь их в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих образовательных программ:

Данная программа способствует:

- умственному развитию -дети закрепляют знания по безопасности дорожного движения, учатся логически выстраивать свои мысли и грамотно их излагать, обобщать полученную информацию, выстраивать диалог;
- нравственному воспитанию - через занятия у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки безопасного поведения на дороге, формируется общая система ценностей - уважительное отношение к людям, развитие личностных качеств (самостоятельности, аккуратности), личной ответственности за поведение на дороге, за сохранение собственной жизни и здоровья, их дисциплинированности как участников дорожного движения;
- эстетическому воспитанию - участвуя в художественных, литературных, иных творческих конкурсах, учащиеся повышают свой общекультурный уровень.

В работе кружка участвуют обучающиеся 6-7 классов, возраст 12-13 лет. Поскольку именно в этом возрасте начинается осознанное формирование личности ребенка, дети могут осваивать теоретические и практические знания, умения, навыки, связанные с деятельностью юных инспекторов движения, в том числе и технические. В группе предполагается не более 15 человек, набор свободный, состав постоянный.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут. Срок реализации программы 1 год.

Принципы программы:

1. Деятельность кружка не должна нарушать учебного процесса школы.

2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности.

3. Предполагает постепенное усложнение материала.

4. Добровольность участия в данном виде деятельности.

5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий.

6. Доброжелательная и непринужденная обстановка работы кружка.

Формы и режим занятий:

Для проведения занятий используются следующие формы:

* Индивидуальные: при выполнении учащимися практических заданий;
* Групповые: при выполнении учащимися практических заданий;
* Коллективные: на теоретических занятиях и при выполнении учащимися практических заданий.

На занятиях по образовательной программе «ЮИД» «Дорожные спасатели» используются формы занятий:

  1. Беседы.

  2. Викторины.

  3. Соревнования.

  4. Рейды.

  5. Турниры.

  6. Экскурсии.

Распределение часов в течение учебного года.


Период обучения

Количество часов

Неделя

2

1 четверть

16

Осенние каникулы

2

2 четверть

16

Зимние каникулы

4

3 четверть

20

Весенние каникулы

2

4 четверть

18

Итого за год

78 часов

Прогнозируемые результаты:

  • Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи;

  • Формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;

  • Формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения;

  • Формирование у детей желания вести работу по профилактике ДДТТ и навыков пропагандисткой работы;

  • Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей и подростков.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • праздники;

  • соревнования;

  • конкурсы;

  • выступление агитбригады.



Учебно-тематический план

№ п\п

Тема занятия

Кол-во часов

Теория

Практика

Дата

Раздел 1. Введение (2 ч.)

2

1

1

1

Вводное занятие. Цели и задачи кружка ЮИД. Структура отряда ЮИД.

1

-

2

Знакомство с Положением об отрядах ЮИД. Разработка символа отряда, выбор девиза, разучивание

отрядной песни.

-

1

Раздел 2. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах (3 ч.)

3

1

2

3

Правила поведения на улице во время прогулки, экскурсии.

1

1

4

Правила поведения на улице во время прогулки, экскурсии (экскурсия по улицам).

-

1

Раздел 3. Правила дорожного движения

(19 ч.)

19

11

8

5

Правила дорожного движения: общие положения.

2

-

6

Обязанности водителей и пешеходов.

2

-

7

Разметка проезжей части дороги. Места перехода улицы в районе школы, дома, спортивных объектов.

2

-

8

Экскурсия по улицам поселка: «Дорожные зарисовки».

-

2

9

Перекрестки и их виды.

Островок безопасности (экскурсия на улицы поселка: изучение прилегающих к школе перекрестков).

-

2

10

ПДД для велосипедистов.

2

-

11

Дорожные знаки и их группы.

2

-

12

Дорожная разметка и её предназначение.

1

2

13

Конкурс рисунков и поделок по ПДД.

-

2

Раздел 4. Основы доврачебной медицинской помощи (10 ч):

10

4

6

14

Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП.

2

-

15

Аптечка автомобиля и ее содержимое.

-

2

16

Первая медицинская помощь: раны.

-

2

17

Первая медицинская помощь: виды кровотечений.

2

-

18

Первая медицинская помощь: способы наложения повязок.

-

2

19

Транспортировка пострадавшего.

-

2

Раздел 5. Дорожные знаки (8 ч.)

8

2

6

20

Дорожные знаки. Классификация знаков.

2

-

21

Порядок установки дорожных знаков. Ответственность за повреждение дорожных знаков.

-

2

22

Экскурсия: дорожные знаки поселка и их отсутствие.

-

2

23

Конкурс рисунков «Дорожные знаки».

-

1

24

Турнир «Знаки!».

-

1

Раздел 6. Агитационная работа (36 ч.)

5

31

25

Сбор материала по ПДД в вопросах и ответах, ситуативных картинках, загадках, стихах, песнях.

5

-

26

Создание агитбригады.

-

2

27

Выпуск информационных листовок, бюллетеней, брошюр, буклетов, плакатов.

-

4

28

Конкурс стихов «Перекрёсток».

-

2

29

Проведение занятий по ПДД с

обучающимися 1 - 4 классов.

-

4

30

Рейд по улицам с целью выявления и предупреждения нарушений ПДД со стороны детей и подростков.

-

6

31

Викторина «Знаешь ли ты ПДД?»

-

1

32

Инструктивные занятия с членами отряда ЮИД.

-

1

33

Подвижные игры и соревнования.

-

5

34

Выступление с рефератами.

-

2

35

Дежурство на территории школы и поселка.

-

3

36

Итоговое занятие.

1


ИТОГО

78

24

54




































Содержание программы

Программа состоит из 6 основных разделов, направленных на реализацию теоретических и практических навыков обучающихся.

Раздел 1. «Введение» - 2 часа.

Теория: цели, задачи кружка ЮИД, организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности).

Практика: разработка символа отряда, выбор девиза, разучивание отрядной песни.

Раздел 2. «Правила безопасного поведения на дорогах и улицах» - 3 часа.

Теория: правила безопасного поведения на дорогах и улицах позволяет дать понятия правила поведения на улице во время прогулки, экскурсии.

Практика: экскурсия по улицам поселка.

Раздел 3. «Правила дорожного движения» - 19 часов.

Теория: позволяет привить детям навыки правильного поведения на улицах города, познакомить с основными требованиями к водителям и пешеходам, закрепить знания учащихся о ПДД по дороге «дом-школа-дом», изложить общие обязанности участников дорожного движения, познакомить с разметкой дороги, местами перехода проезжей части (где и как двигаться пешеходам вдоль дорог), перекрестками и их видами.

Практика: экскурсия по улицам поселка: «Дорожные зарисовки», конкурс рисунков и поделок по ПДД, экскурсия по улицам поселка: изучение прилегающих к школе перекрестков.

Раздел 4. «Основы доврачебной медицинской помощи» - 10 часов.

Теория: формирование навыков оказания первой доврачебной помощи при ДТП; ознакомит учащихся с видами поражений, с правилами оказания первой помощи, с содержанием и применением автомобильной аптечки.

Практика: Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Транспортировка пострадавшего.

Раздел 5. «Дорожные знаки» - 8 часов.

Теория: формирует представления обучающихся о дорожных знаках, их видах и назначении, развивает внимание на дороге, воспитывает ответственное отношение к сохранению знаков на улицах города.

Практика: экскурсия дорожные знаки поселка и их отсутствие, конкурс рисунков «Дорожные знаки», турнир «Знаки!».

Раздел 6. «Агитационная работа» - 36 часов.

Теория: сбор материала по ПДД в вопросах и ответах, ситуативных картинках, загадках, стихах, песнях;

Практика:

- выпуск информационных листовок, бюллетеней, брошюр, буклетов, плакатов;

- игровые конкурсные программы: «Веселая улица», «Когда поют светофоры», «Знатоки дорожного движения»;

- викторины «Знаешь ли ты ПДД?», «Мы - пассажиры»;

- дежурство на территории школы и поселка;

- проведение занятий по ПДД с обучающимися 1 - 4 классов.





Условия реализации программы

Материально-технические:

- кабинет на 15 посадочных мест

- экран и проектор для демонстрации презентаций и кинофильмов

- плакаты «формы перекрестков», «жесты регулировщиков», «сигналы

светофора»;

- фотоматериал «улицы нашего города»;

- видеоматериалы: «Ситуации на дорогах»;

- наборы тематических плакатов; настольные игры по ПДД;

- цветные мелки для вычерчивания схем дорожного движения.



































Используемая и рекомендуемая литература

нормативная база

  1. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании»;

  2. Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей Донецкой Народной Республики;

  3. Приказа МОН ДНР «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования для детей».

для педагогов:

  1. «Дети и дорога». Методический комплекс для учителей. Москва. 1994

  2. Зеленин С.Ф. Правила дорожного движения с комментарием для всех понятным языком. М.,2007г.

  3. Котик М.А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения. - М.: Транспорт, 1990.

  4. Смирнов А.Т. Методика обучения правилам дорожного движения, 5-9 кл, пособие для преподавателя-организатора ОБЖ. - М., Просвещение, 2007г.

  5. Методические рекомендации по организации работы по безопасности дорожного движения в школе, 2004.

  6. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями /авт.-сост. В.В.Шумилова, Е. Ф. Таркова. - Волгоград: Учитель, 2007.

  7. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие/ Под общ. Ред. В.Н.Кирьянова.- М., Издательский Дом Третий Рим, 2007. -56с.

для обучающихся:

  1. Газета «Добрая дорога детства» 2005,2006,2008г.

  2. Н.В. Ковалева: Конкурсы, викторины, праздники по ПДД для школьников: Феникс,2008г.

для родителей:

  1. Зайцева О.В. Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1998

  2. Пешеход на дороге. Обучающий минимум по Правилам и безопасности дорожного движения. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В.- СПб., 2001г.

  3. Школа светофорных наук, г.Киров, 2000.

Интернет-ресурсы

  1. bezopasnost.ucoz.net/publ/juid/dvizhenie_juid/3-1-0-29

  2. klass.by/yuid.html

  3. razrabotki.by/sc_uid.html

  4. prazdnovik.ru



© 2010-2022