- Преподавателю
- Другое
- Образовательная программа ЮИД Дорожные спасатели
Образовательная программа ЮИД Дорожные спасатели
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Полозюк С.А. |
Дата | 20.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ШАХТЕРСКА
ШАХТЕРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
І-ІІ СТУПЕНЕЙ №8
Согласовано:
Методический кабинет
управления образования
администрации г. Шахтерска
Заведующей
__________________________
С.Л. Максименко
Утверждено:
Заместитель начальника управления образования администрации г. Шахтерска
________________________
А.Н. Федоренко
Рассмотрено:
Научно-методический совет
« » _____________ 2015 г.
Протокол №__
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЮНЫЕ ИНСПЕКТОРА ДВИЖЕНИЯ»
(ЮИД)
«ДОРОЖНЫЕ СПАСАТЕЛИ»
Возраст детей 12-13 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Автор
Полозюк Светлана Александровна,
руководитель кружка ЮИД «Дорожные спасатели»
Шахтерская общеобразовательная школа І-ІІ ступеней №8
г. Шахтерск, 2015
Пояснительная записка.
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.
Это происходит потому, что обучающиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений.
Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом и состоит задача руководителя кружка ЮИД «Дорожные спасатели».
Данная программа кружка ЮИД «Дорожные спасатели» модифицирована на основе программы педагога дополнительного образования Писаревой Галины Ивановны 2012 года с. Байкалово.
Изменения внесены в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании», Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей Донецкой Народной Республики и приказа МОН ДНР «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования для детей», с целью осуществления качественного учебно-воспитательного процесса, обновления работы кружка.
Новизна программы:
- воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.
Актуальность данного кружка в сельской местности очень велика. Увеличивается количество машин без документов, многие водители допускают при вождении большую скорость, ездят на транспортных средствах в нетрезвом состоянии. Всё это приводит к ДТП.
В поселке есть опасные перекрестки. Отсутствуют дорожные знаки. Отсутствует должность инспектора ГИБДД. Всё это отрицательно сказывается на дорожной дисциплине.
Программа кружка «ЮИД» «Дорожные спасатели» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Цели программы:
· вовлечение обучающихся в деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
· ознакомление детей с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
· обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного процесса.
Задачи программы:
· обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;
· познакомить с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД;
· дать опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного травматизма;
· научить приёмам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
· развить природные задатки, способствующие успеху в социальном и профессиональном определении детей;
· привлечь школьников к активной пропаганде правил дорожного движения;
· вовлечь их в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих образовательных программ:
Данная программа способствует:
- умственному развитию -дети закрепляют знания по безопасности дорожного движения, учатся логически выстраивать свои мысли и грамотно их излагать, обобщать полученную информацию, выстраивать диалог;
- нравственному воспитанию - через занятия у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки безопасного поведения на дороге, формируется общая система ценностей - уважительное отношение к людям, развитие личностных качеств (самостоятельности, аккуратности), личной ответственности за поведение на дороге, за сохранение собственной жизни и здоровья, их дисциплинированности как участников дорожного движения;
- эстетическому воспитанию - участвуя в художественных, литературных, иных творческих конкурсах, учащиеся повышают свой общекультурный уровень.
В работе кружка участвуют обучающиеся 6-7 классов, возраст 12-13 лет. Поскольку именно в этом возрасте начинается осознанное формирование личности ребенка, дети могут осваивать теоретические и практические знания, умения, навыки, связанные с деятельностью юных инспекторов движения, в том числе и технические. В группе предполагается не более 15 человек, набор свободный, состав постоянный.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут. Срок реализации программы 1 год.
Принципы программы:
1. Деятельность кружка не должна нарушать учебного процесса школы.
2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности.
3. Предполагает постепенное усложнение материала.
4. Добровольность участия в данном виде деятельности.
5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий.
6. Доброжелательная и непринужденная обстановка работы кружка.
Формы и режим занятий:
Для проведения занятий используются следующие формы:
* Индивидуальные: при выполнении учащимися практических заданий;
* Групповые: при выполнении учащимися практических заданий;
* Коллективные: на теоретических занятиях и при выполнении учащимися практических заданий.
На занятиях по образовательной программе «ЮИД» «Дорожные спасатели» используются формы занятий:
-
Беседы.
-
Викторины.
-
Соревнования.
-
Рейды.
-
Турниры.
-
Экскурсии.
Распределение часов в течение учебного года.
Период обучения
Количество часов
Неделя
2
1 четверть
16
Осенние каникулы
2
2 четверть
16
Зимние каникулы
4
3 четверть
20
Весенние каникулы
2
4 четверть
18
Итого за год
78 часов
Прогнозируемые результаты:
-
Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи;
-
Формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;
-
Формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения;
-
Формирование у детей желания вести работу по профилактике ДДТТ и навыков пропагандисткой работы;
-
Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей и подростков.
Формы подведения итогов реализации программы:
-
праздники;
-
соревнования;
-
конкурсы;
-
выступление агитбригады.
Учебно-тематический план
№ п\п
Тема занятия
Кол-во часов
Теория
Практика
Дата
Раздел 1. Введение (2 ч.)
2
1
1
1
Вводное занятие. Цели и задачи кружка ЮИД. Структура отряда ЮИД.
1
-
2
Знакомство с Положением об отрядах ЮИД. Разработка символа отряда, выбор девиза, разучивание
отрядной песни.
-
1
Раздел 2. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах (3 ч.)
3
1
2
3
Правила поведения на улице во время прогулки, экскурсии.
1
1
4
Правила поведения на улице во время прогулки, экскурсии (экскурсия по улицам).
-
1
Раздел 3. Правила дорожного движения
(19 ч.)
19
11
8
5
Правила дорожного движения: общие положения.
2
-
6
Обязанности водителей и пешеходов.
2
-
7
Разметка проезжей части дороги. Места перехода улицы в районе школы, дома, спортивных объектов.
2
-
8
Экскурсия по улицам поселка: «Дорожные зарисовки».
-
2
9
Перекрестки и их виды.
Островок безопасности (экскурсия на улицы поселка: изучение прилегающих к школе перекрестков).
-
2
10
ПДД для велосипедистов.
2
-
11
Дорожные знаки и их группы.
2
-
12
Дорожная разметка и её предназначение.
1
2
13
Конкурс рисунков и поделок по ПДД.
-
2
Раздел 4. Основы доврачебной медицинской помощи (10 ч):
10
4
6
14
Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП.
2
-
15
Аптечка автомобиля и ее содержимое.
-
2
16
Первая медицинская помощь: раны.
-
2
17
Первая медицинская помощь: виды кровотечений.
2
-
18
Первая медицинская помощь: способы наложения повязок.
-
2
19
Транспортировка пострадавшего.
-
2
Раздел 5. Дорожные знаки (8 ч.)
8
2
6
20
Дорожные знаки. Классификация знаков.
2
-
21
Порядок установки дорожных знаков. Ответственность за повреждение дорожных знаков.
-
2
22
Экскурсия: дорожные знаки поселка и их отсутствие.
-
2
23
Конкурс рисунков «Дорожные знаки».
-
1
24
Турнир «Знаки!».
-
1
Раздел 6. Агитационная работа (36 ч.)
5
31
25
Сбор материала по ПДД в вопросах и ответах, ситуативных картинках, загадках, стихах, песнях.
5
-
26
Создание агитбригады.
-
2
27
Выпуск информационных листовок, бюллетеней, брошюр, буклетов, плакатов.
-
4
28
Конкурс стихов «Перекрёсток».
-
2
29
Проведение занятий по ПДД с
обучающимися 1 - 4 классов.
-
4
30
Рейд по улицам с целью выявления и предупреждения нарушений ПДД со стороны детей и подростков.
-
6
31
Викторина «Знаешь ли ты ПДД?»
-
1
32
Инструктивные занятия с членами отряда ЮИД.
-
1
33
Подвижные игры и соревнования.
-
5
34
Выступление с рефератами.
-
2
35
Дежурство на территории школы и поселка.
-
3
36
Итоговое занятие.
1
ИТОГО
78
24
54
Содержание программы
Программа состоит из 6 основных разделов, направленных на реализацию теоретических и практических навыков обучающихся.
Раздел 1. «Введение» - 2 часа.
Теория: цели, задачи кружка ЮИД, организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности).
Практика: разработка символа отряда, выбор девиза, разучивание отрядной песни.
Раздел 2. «Правила безопасного поведения на дорогах и улицах» - 3 часа.
Теория: правила безопасного поведения на дорогах и улицах позволяет дать понятия правила поведения на улице во время прогулки, экскурсии.
Практика: экскурсия по улицам поселка.
Раздел 3. «Правила дорожного движения» - 19 часов.
Теория: позволяет привить детям навыки правильного поведения на улицах города, познакомить с основными требованиями к водителям и пешеходам, закрепить знания учащихся о ПДД по дороге «дом-школа-дом», изложить общие обязанности участников дорожного движения, познакомить с разметкой дороги, местами перехода проезжей части (где и как двигаться пешеходам вдоль дорог), перекрестками и их видами.
Практика: экскурсия по улицам поселка: «Дорожные зарисовки», конкурс рисунков и поделок по ПДД, экскурсия по улицам поселка: изучение прилегающих к школе перекрестков.
Раздел 4. «Основы доврачебной медицинской помощи» - 10 часов.
Теория: формирование навыков оказания первой доврачебной помощи при ДТП; ознакомит учащихся с видами поражений, с правилами оказания первой помощи, с содержанием и применением автомобильной аптечки.
Практика: Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Транспортировка пострадавшего.
Раздел 5. «Дорожные знаки» - 8 часов.
Теория: формирует представления обучающихся о дорожных знаках, их видах и назначении, развивает внимание на дороге, воспитывает ответственное отношение к сохранению знаков на улицах города.
Практика: экскурсия дорожные знаки поселка и их отсутствие, конкурс рисунков «Дорожные знаки», турнир «Знаки!».
Раздел 6. «Агитационная работа» - 36 часов.
Теория: сбор материала по ПДД в вопросах и ответах, ситуативных картинках, загадках, стихах, песнях;
Практика:
- выпуск информационных листовок, бюллетеней, брошюр, буклетов, плакатов;
- игровые конкурсные программы: «Веселая улица», «Когда поют светофоры», «Знатоки дорожного движения»;
- викторины «Знаешь ли ты ПДД?», «Мы - пассажиры»;
- дежурство на территории школы и поселка;
- проведение занятий по ПДД с обучающимися 1 - 4 классов.
Условия реализации программы
Материально-технические:
- кабинет на 15 посадочных мест
- экран и проектор для демонстрации презентаций и кинофильмов
- плакаты «формы перекрестков», «жесты регулировщиков», «сигналы
светофора»;
- фотоматериал «улицы нашего города»;
- видеоматериалы: «Ситуации на дорогах»;
- наборы тематических плакатов; настольные игры по ПДД;
- цветные мелки для вычерчивания схем дорожного движения.
Используемая и рекомендуемая литература
нормативная база
-
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании»;
-
Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей Донецкой Народной Республики;
-
Приказа МОН ДНР «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования для детей».
для педагогов:
-
«Дети и дорога». Методический комплекс для учителей. Москва. 1994
-
Зеленин С.Ф. Правила дорожного движения с комментарием для всех понятным языком. М.,2007г.
-
Котик М.А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения. - М.: Транспорт, 1990.
-
Смирнов А.Т. Методика обучения правилам дорожного движения, 5-9 кл, пособие для преподавателя-организатора ОБЖ. - М., Просвещение, 2007г.
-
Методические рекомендации по организации работы по безопасности дорожного движения в школе, 2004.
-
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями /авт.-сост. В.В.Шумилова, Е. Ф. Таркова. - Волгоград: Учитель, 2007.
-
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие/ Под общ. Ред. В.Н.Кирьянова.- М., Издательский Дом Третий Рим, 2007. -56с.
для обучающихся:
-
Газета «Добрая дорога детства» 2005,2006,2008г.
-
Н.В. Ковалева: Конкурсы, викторины, праздники по ПДД для школьников: Феникс,2008г.
для родителей:
-
Зайцева О.В. Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1998
-
Пешеход на дороге. Обучающий минимум по Правилам и безопасности дорожного движения. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В.- СПб., 2001г.
-
Школа светофорных наук, г.Киров, 2000.
Интернет-ресурсы
-
bezopasnost.ucoz.net/publ/juid/dvizhenie_juid/3-1-0-29
-
klass.by/yuid.html
-
razrabotki.by/sc_uid.html
-
prazdnovik.ru