- Преподавателю
- Другое
- Эссэ Успешного человека способен воспитать только успешный учитель
Эссэ Успешного человека способен воспитать только успешный учитель
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Амбарцумов А.Э. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Успешного человека способен воспитать только успешный учитель.
Творческая работа
В любых делах при максимуме сложностей
Подход к проблеме все-таки один:
Желание - это множество возможностей,
А нежелание - множество причин.
Э. Асадов
Когда я размышляю о смысле и значении великой профессии - Учитель, я вспоминаю притчу:
Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец, улыбнувшись, сказал:
- Завтра вы узнаете об этом.
На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы. Ранним утром ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге и вместе отправились в путь.
К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника.
Только Учитель не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал:
- Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.
Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, - он был практически полон.
- Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? - изумились ученики.
- Я выполнял свою задачу, - ответил мудрец, - сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы…
- Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? - спросили ученики.
- Нет, - сказал учитель, - главная моя задача - воспитать в ученике человечность и доброту, - он улыбнулся и продолжил, - и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно.
Успех - это не столько то, что ты имеешь, сколько то, кем ты в результате становишься, то как ты поступаешь. Итак, успех - это не случайность, а закономерность, многократно подтвержденный позитивный жизненный опыт, который формируется благодаря положительному образу мышления, хорошему всестороннему Образованию, оптимистичному способу жизни, сильному желанию человека достичь определенных вершин и неуёмной деятельности, направленной на их покорение.
В настоящее время творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает, сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Школа является важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей всех участников образовательного процесса: ученика, учителя-предметника, классного руководителя, родителя. В условиях модернизации и инновационного развития нашего общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни и быть успешным.
Анализ современной научной литературы дает основание рассматривать понятие «успех» в различных аспектах:
-
в психологическом: «успех» понимается как переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому стремилась личность, либо совпал с её ожиданиями, надеждами (уровнем притязаний), либо превзошел их;
-
в социально-психологическом: «успех» рассматривается как оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами деятельности (когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе);
-
в педагогическом аспекте «успех» трактуется как качество, присущее личности, достигнувшей успеха в процессе воспитания и обучения. Это может быть и успех ребенка в учебе, и успех педагога в обучении обучающихся и успех родителей в воспитании детей.
Таким образом, понятие «успех» можно рассматривать в узком и широком значении. Узкое значение сводится к пониманию оценки конкретного результата деятельности, значимого для личности. В широком смысле под успехом понимается жизненная успешность, которую человек достигает и переживает в ходе собственной жизнедеятельности, стремясь реализовать свой творческий потенциал.
Главным результатом и показателем успехов школы является качество знаний обучающихся и их воспитанности.
Родители, отдавая ребенка в школу, очень надеются, что он будет успешен и в учебе, и в отношениях с одноклассниками и учителями. Учителя, принимая первый класс, мечтают о том же: об успехах своих первоклашек. Дети, впервые переступив порог школы, тоже ожидают от новой жизни только хорошего. Но не все ожидания сбываются. Почему? Я задумался, что если ребенок успешен в школе, то и во взрослой жизни он тоже будет успешен. Так ли это?
Чтобы ответить на это вопрос, я еще раз попытался обозначить цель школьного обучения. Что я вкладываем в понятие «успешный ученик»:
-
способность к усвоению образовательных программ
-
способность продемонстрировать свои знания, умения и навыки (знать, понимать и уметь объяснить то, что ты понимаешь - это не одно и то же);
-
высокие школьные отметки - чаще всего именно они являются основным критерием школьной успешности;
-
способность использовать полученные знания в жизни - это очень важно: знания, которые остаются лишь в стенах школы, никому не нужны;
-
положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса - ученика, который не любит школу и не хочет учиться, нельзя назвать успешным;
-
позитивные отношения между учеником и учителем - ни о какой успешности не может быть и речи, если ученик не любит или боится учителя, а учитель не понимает и не принимает ученика;
-
позитивные отношения с одноклассниками;
-
хорошее физическое и психическое здоровье;
-
позитивная самооценка - ребенок сам должен чувствовать себя успешным;
-
чувство благополучия, защищенности в семье и школе - тревожный, задерганный отличник не может быть назван успешным учеником.
Итак, успешность ученика - это не только показатель высоких результатов, не только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка.
Есть успешные люди по карьере - они быстро заняли пост, о котором мечтали, им помогли в этом друзья, связи. Часто случается так, что эта успешность только со стороны является таковой, а на самом деле от него на этом посту толку то и нет. Может и живем - то мы так от этого, что управляют нами не те люди, которые могут это делать.
Успешный учитель тот, который не "сидит" в сторонке - провел уроки и домой. Чтобы добиться успешности надо быть постоянно в деятельности, осваивать новые методики, применять наиболее удачные в работе со своими учениками. Осваивать новые формы организации деятельности и применять их и в уроке и во внеурочной деятельности. Самое главное, я считаю, нужно доводить начатое дело до конца. Конечно, не всегда успех приходит сразу, но в том-то и суть - доводить начатое дело до конца, тогда со временем успех обязательно наступит. Если что-то начал делать с детьми и забыл, не довел до логического конца, то и у ребятишек пропадает интерес - ни о каком результате не может быть и речи! Нужно "гореть" делом, которое ты делаешь, чтобы этой искоркой зажечь интерес у своих подопечных.
Все формируется годами, успех приходит к тем людям, которые привыкли добросовестно трудиться, постоянно учиться, быть "в струе" новизны. Как только ты отстал в знаниях - ты уже не интересен своим ученикам - значит и успешности не будет ни у тебя, ни у твоих учеников.
Школа, учитель - это стартовая площадочка для детей, они выходят, именно с неё, во взрослую жизнь и каждый из них может быть профессионалом, а значит и успешным человеком, в выбранном деле.