Программа экологического кружка Живи, Земля

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа кружка «Живи, Земля!»


Пояснительная записка


Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического образования, мы разработали и предлагаем программу экологического воспитания школьников в рамках кружка «Живи, Земля!».

Программа экологического кружка должна отражать все аспекты содержания экологического образования:

 научно-познавательного;

 ценностного;

 нормативного;

 практически-деятельностного.

Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.

Трудно вычленить какие-то отдельные вопросы, развивающие научно познавательный аспект содержания: для школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле формирования отношения детей к своему дому  природно-социальному окружению.

Ценностный аспект содержания раскрывает детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание

Нормативный аспект содержания экологического образования  это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали  показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.

При построении программы кружковой работы мы сочли целесообразным заострить внимание на четырех основных направлениях работы:

 познавательном;

 познавательно-развлекательном;

 практическом;

 исследовательском.

Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это  театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.

Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы кружка «Юный эколог»)  посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной муравейников, подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.

Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Программа может быть реализована при проведении внеучебной воспитательной работы, в рамках кружка.

Программа составлена из расчета два занятия в неделю.

Программа экологического кружка Живи, Земля

Тематический план работы кружка

«Юный эколог»


Время

Познавательные мероприятия

Познавательно -развлекательные мероприятия

Практические мероприятия

Исследовательские мероприятия

1

2

3

4

5

Сентябрь

Утренник «Мир вокруг нас»

Театрализованное представление на экологическую те-му: «Новые при-ключения Маши и Вити».

Работа над про-ектом «Мое дере-во».

Выставка детских рисунков на эко-логическую тему: «Давайте сохра-ним планету».

Путешествие по экологической тропинке (I часть).

Октябрь

Беседа «Перелетные пти-цы. Их охрана».

Праздник «Золо-тая волшебница осень».

Конкурс на луч-ший осенний бу-кет.

Операция «Большие дела маленьких рук» (Сбор корма для птиц).

Экскурсия «Удиви-тельное рядом».

Фенологические на-блюдения «Осенние явления».

Ноябрь

Путешествие за капелькой воды. Проблема чистой воды и здоровье человека.

Утренник «В гос-тях у жителей под-водного царства».

Операция «Малые реки» (рейд в пой-му реки Малка).

Опыт «Волшебница вода».

Декабрь

Спектакль «Зачем зимой снег».

Утренник «Здравствуй, гостья  зима».

Подготовка мате-риалов для эко-логической тро-пинки. Конкурс рисунков «Снеж-ные узоры».

Опыты «Почему идет снег?» «Поче-му снег бывает разным?»

Январь

Беседа «Лиственные и хвойные растения зимой».

Викторина «Что растет в моем краю». Работа над проектом «Мое дерево».

Путешествие на родину комнат-ных растений. Уход за комнат-ными растениями.

Опыт «Защитные свойства снега» (роль снега на расте-ния зимой).

Февраль

Беседа «Охраняемые жи-вотные КБР».

Устный журнал «Зимующие пти-цы. Кто как прово-дит зиму».

Операция «Синица»  изго-товление и разве-шивание корму-шек, подкормка птиц.

Экскурсия «Следы. Феноло-гические наблю-дения.»


1

2

3

4

5

Март


Дидактическая игра «Первоцве-ты. Узнай расте-ние по листу». Беседа «Встреча пернатых друзей».

Праздник весны. Конкурс «Птичий КВН».

Очистка аллеи от сушняка. Опера-ция «Скворец»  изготовление пти-чьих гнездовий

Опыт со сре-занными ветками.

Апрель

Беседа «Что мы знаем о насеко-мых и их охране.» Чтение и обсуж-дение книг и ста-тей в журналах о природе и ее ох-ране.

Экологическая игра «Пестрый мир насекомых».

Операция «Муравей».

Экскурсия на луг. Фенологические наблюдения.

Май

Турнир-викторина «Охраняемые растения КБР».

Игра-путешествие «По лесным тро-пинкам».

Работа по проекту «Мое дерево». Озеленение школьного двора.

Путешествие по экологической тропинке (II часть). Лекарственные растения.


© 2010-2022