• Преподавателю
  • Другое
  • Обобщение опыта Использование компьютерных технологий на уроках истории и обществознания

Обобщение опыта Использование компьютерных технологий на уроках истории и обществознания

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Использование компьютерных технологий на уроках истории и обществознания

Новые времена поставили новые вопросы. Меняется общество, меняется отношение к изучаемым предметам. История в этом плане наиболее подвержена изменениям. Неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Содержание учебников выходит за рамки учебных пособий. Телевидение, радио, компьютеры за последнее время значительно увеличили поток информации. Однако все эти источники представляют материал для восприятия пассивно. В обществе, прессе, на телевидении, в учебниках появились разные точки зрения на одни и те же события. В связи с этим возникает вопрос: «Способен ли ребёнок запомнить и усвоить этот объём информации?». Сегодня многие ищут пути, которые способствовали бы повышению эффективности обучения.

Стремление к визуальному восприятию нынешних школьников приводит к тому, что зачастую в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Предмет «История» не является исключением. Решению данной проблемы способствует применение в процессе обучения новых информационно-компьютерных технологий (ИКТ).

Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Как с помощью истории развить личность обучающегося, его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения?

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности; вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений, качественно измерять контроль деятельности школьников, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

В связи с этим становятся актуальными следующие задачи:

  • Изучить комплекс информационно-коммуникационных технологий.

  • Отобрать оптимальные образовательные технологии для применения в условиях средней школы, а также варианты их интегрирования с ИКТ.

  • Выявить условия для эффективного применения ИКТ-технологий на уроках и во внеурочное время.

  • Отследить динамику результативности познавательной деятельности учащихся как показателя формирования метапредметных умений и навыков средствами ИКТ-технологий.

Одной из главных задач современной школы является развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Именно этот подход является наиболее перспективным в условиях обсуждения стандартов образования нового поколения.

Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. При таком подходе учебный предмет строится как система знаний и существенных свойств и отношений, характерных для определенной предметной области, которые осваиваются в ходе целенаправленно организованной учебной деятельности.

Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ним новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. «Измеряется» такой результат нетрадиционно - в терминах «надпредметных» способностей, качеств, умений. Это означает, что результаты общего образования не обязательно должны быть выражены в предметном формате и могут иметь характер универсальных (метапредметных) умений. В этом проявляется тенденция усиления общекультурной направленности общего образования, универсализации и интеграции знаний, где оптимальным средством достижения результата выступают ИКТ-технологии.

Среди теоретических вопросов, связанных с темой исследования, можно выделить следующие:

  • метапредметные результаты образовательной деятельности,

  • влияние современных образовательных технологий на достижение метапредметных результатов образовательной деятельности

современная педагогическая наука в вопросе о метапредметных результатах обучения обращает внимание на следующие проблемы:

  • определение метапредметных результатов и их места в общей образовательной результативности,

  • интеграция ИКТ и современных образовательных технологий в образовательный процесс,

  • роль ИКТ в формировании метапредметных результатов.

В современной педагогической литературе понимание сущности метапредметных способов и результатов деятельности только формируется. Поэтому спектр мнений по этому вопросу достаточно широк.

Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) - широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

Информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.

Но в любых вариантах программного обеспечения основным способом передачи, хранения, получения информации является текст. Печатный текст организуется как последовательность фраз в порядке чтения слева направо, что формирует навыки мыслительной деятельности, обладающей структурой, аналогичной структуре печатного текста, которой свойственны такие особенности, как линейность, последовательность, аналитичность, иерархичность.

Другие средства массовой коммуникации - фотография, видеоизображение, аудиоинформация - имеют структуру, значительно отличающуюся от структуры текста. Образы и звуки создают модели узнавания, обращены к чувственной стороне субъекта.

В обучающей среде, созданной информационно-коммуникационными технологиями, основными являются процессы организации и интерпретации информации. Она может быть закодирована и представлена на экране дисплея в виде математических символов, таблиц, графиков и диаграмм, изображения процессов, дополняемых звуком, цветным изображением и т.п.

Такая среда формирует такие характеристики мышления, как склонность к экспериментированию, гибкость, связность, структурность. Эти характеристики соответствуют познавательным процессам, связанным с творческой деятельностью и решением проблем.

Наряду с очевидно необходимыми знаниями, умениями и навыками оперирования с современными информационными технологиями, одним из ключевых навыков является навык информационного поиска. Остановимся на нем более подробно и рассмотрим основные педагогические аспекты изучения данной информационной технологии.

Информационный поиск - это процесс отыскания в некотором множестве документов (текстов) всех тех, которые посвящены указанной в запросе теме (предмету) или содержат нужные потребителю факты, сведения.

Информационно-поисковая система - это совокупность средств для хранения, поиска и выдачи по запросу нужной информации.

Существует много приемов организации информационного поиска, каждый из которых имеет непосредственное отношение к процессу использования средств ИКТ в образовании. В ходе использования средств ИКТ для выполнения процедуры информационного поиска необходимо определить, что искать и с помощью чего искать.

«Использование процедур информационного поиска позволяет сформировать определенные навыки в области структуризации и классификации поступающей информации.

Важным компонентом применения информационно-коммуникационных технологий является использование мультимедийных продуктов (электронные учебники, энциклопедии, тесты, тренажеры и т.п.).

Мультимедийные продукты предоставляют широчайшие возможности для различных аспектов обучения. Одной из ключевых характеристик мультимедиа, значимых с точки зрения использования в системе образования является интерактивность мультимедийных приложений.

В статье «Мультимедийные средства в образовательном процессе: терминология и классификация» Кочегарова Л.В. отмечает, что важное место при использовании ИКТ занимает компьютерная система контроля знаний. При этом автор различает четыре уровня контроля и оценивания знаний:

  • 1 уровень содержит информационную модель предметной области, соответствующую предметным знаниям организатора тестирования в период проведения контроля;

  • 2 уровень выводит итоговую оценку знаний тестируемого по результатам сопоставления эталонной модели, содержащейся в компьютерной системе контроля знаний, с реконструированной моделью, построенной по ответам тестируемого;

  • 3 уровень обладает возможностью учитывать неполные или не совсем точные ответы;

  • 4 уровень содержит адаптивную и управляемую преподавателем процедуру выявления знаний, анализа их глубины и качества с последующей реконструкцией на этой основе информационной модели тестируемого.

Особую роль приобретают ИКТ при их интегрировании с другими перспективными образовательными технологиями. В частности, с технологией проектирования. «Современные структура и содержание метода проектов ориентированы на активное применение средств вычислительной техники и сетевых технологий. Кроме того, особенностью метода проектов является его интеграционный характер, что позволяет усилить межпредметные связи общеобразовательных дисциплин не только с информатикой, но и между собой».

Метод проектов - это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Основная цель метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

Таким образом, применение ИКТ и метода проектов в образовательном процессе способствует формированию метапредметных результатов деятельности учащихся, среди которых можно назвать следующие: способность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем; навыки структуризации и классификации поступающей информации; приобретение важных характеристик мышления - гибкости, связности, структурности.

Особую проблему в рамках модернизации образования составляет диагностика результативности освоения содержания образования выпускниками. В «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» указываются параметры, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускника. Среди них называются следующие: «система научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умений учебно-познавательной, исследовательской, проектной деятельности; коммуникационные и информационные умения».

Отличительными чертами современной жизни являются не только наличие насыщенного информационного пространства, к которому имеет доступ человек, но и необходимость владения специальными средствами, которые помогут ему ориентироваться в нем.

Все электронные дидактические средства обучения можно разделить на три большие группы:

1) электронные учебники, электронные энциклопедии, медиатеки цифровых образовательных ресурсов;

2) электронные интерактивные тренажеры, тесты;

3) ресурсы Интернета.

Эти группы средств могут выступать в качестве источника знаний, а также в качестве средства по формированию умений и навыков учащихся.

Среди подобных средств обучения в образовательном процессе мною используются следующие.

  1. «История средних веков. 6 класс». (Образовательная коллекция.1С).

  2. «История нового времени. 7 класс». (Образовательная коллекция.1С).

  3. «История России XX век» (ч.1-4. Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г.).

  4. «Обществознание 8-11 класс» (пособие к учебникам под ред. Боголюбова Л.Н.)

  5. «Подготовка к ЕГЭ - обществознание». (Тестирование).

  6. «Подготовка к ЕГЭ - история». (Тестирование).

  7. «ЕГЭ. Обществознание. Интенсивный тренинг-курс». (ФИПИ).

  8. «ЕГЭ. История. Интенсивный тренинг-курс». (ФИПИ).

В своей урочной деятельности для обеспечения метапредметных результатов деятельности учащихся я использую следующие возможности ИКТ - технологий, а также их интеграцию с современными образовательными технологиями.

Варианты использования MICROSOFT POWER POINT в работе с обучающимися

1. Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала.

Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания обучающихся на каких-либо иллюстрациях.

2. Наглядная демонстрация процесса.

Наглядная демонстрация процесса (анимационные карты, репродукции картин), которую невозможно или достаточно сложно провести с помощью плакатов или школьной доски.

3. Совместное изучение источников и материалов.

Совместное изучение информационных источников и материалов урока (например, обсуждение произведений искусства на основе мультимедийных энциклопедий, отсканированных изображений или полученных из Интернета материалов и прочее).

4. Корректировка и тестирование знаний.

Проведение дополнительных занятий в компьютерном классе, когда отставшие или отсутствующие обучающиеся самостоятельно изучают

материал на основе презентаций.

Работа с тестирующими системами и тренажёрами.

Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности. Например, считаю рациональным выводить на экран планы характеристик, описаний, таблицы, справочные материалы, анимационные карты.

Презентация в программе POWER POINT позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку. Мультимедийные презентации я использую для того, чтобы на большом экране наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению. Эти материалы могут быть также подкреплены соответствующими звукозаписями.

Использование Microsoft Excel.

Microsoft Excel представляет собой достаточно мощный инструмент, предназначенный для создания, обработки, анализа, совместного использования и отображения информации в виде электронных таблиц.

В электронных таблицах разрабатываю проверочные тесты, кроссворды, социологические диаграммы. Созданные дидактические материалы помогают ученикам в понимании исследуемой проблемы, приобретении необходимых знаний, умений, навыков.

В ходе урока я использую на всех этапах учебного процесса ИКТ:

  • актуализация знаний;

  • объяснение нового материала;

  • закрепление знаний;

  • обобщение и систематизация знаний;

  • контроль знаний и умений.

Преимущество компьютерных средств заключается в постоянном обновлении информации.

Использование видео и аудиоматериалов. Эта группа средств мною используется:

  • в качестве наглядных дидактических материалов, активизирующих познавательные процессы,

  • в качестве источника для проблемных заданий, учебного проектирования и др.,

  • как ресурсы, несущие в себе огромный воспитательный потенциал.

В своей практике на уроках изучения нового материала я использую видеоряд электронного пособия в качестве наглядных пособий (наиболее интересны меняющиеся диаграммы, "оживающие" карты, кинохроника, фоно- и фотодокументы). Урок можно проводить в форме лекции с использованием мультимедийного проектора (при его наличии). В противном случае можно организовать подобный учебный момент с использованием компьютера (как индивидуально, так и по группам, если компьютеров недостаточно).

Ведущей целью применения электронных средств обучения на уроке является достижение более глубокого запоминания учебного исторического материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение "погружения" в изучаемую эпоху.

Кроме того, видео и аудиоматериалы могут стать и отправной точкой для создания на уроке проблемной ситуации, организации дискуссии, учебного проекта (например, прослушать/просмотреть фрагмент…. и выразить свое мнение с приведением аргументов).

Работа с видео и аудиоматериалами способствует не только формированию метапредметных компетентностей, но и несет воспитательную функцию, что является актуальным и неотъемлемым элементом любого урока по истории, обществознанию.

Информационный поиск как форма творческой деятельности учащихся и способ самообразования.

Информационный поиск как технология позволяет выбрать из множества документов только те, которые отвечают данной проблеме, будь то узкая учебная задача, теме проекта, вопросы по подготовке к олимпиаде или конкурсу по предмету.

В этом отношении показательным является метод проектов. Причем можно говорить как об учебном проектировании, так и о социальном

Большую помощь, как старшеклассникам, так и младшим школьникам оказывают ресурсы Интернета.

Такая форма работы способствует формированию у школьников следующих умений и навыков: самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели; навыка планомерной, технологичной деятельности и способности к самоорганизации, самоконтролю и самокоррекции. Наиболее значимой в данном процессе является креативность. Так, старшеклассникам было необходимо, определив типологию выбранного проекта, детально проработать целевые установки, методы, средства и этапы выполнения работы. Качество выполняемого проекта зависело от множества составляющих: творческой активности участников, умелого руководства, удачного подбора методов и средств реализации проекта.

Контроль и оценивание знаний учащихся средствами ИКТ.

Использование ИКТ-технологий позволяет применить на практике широкий спектр контрольного материала. Наибольшей популярностью среди учащихся на уроках и во внеурочной деятельности пользуются интерактивные тесты. Были составлены на основе имеющихся электронных ресурсов), что соответствует первому уровню контроля и оценивания знаний. в своей работе уже готовые контрольно-измерительные материалы (они есть почти во всех мультимедийных пособиях по предмету в разделах по контролю знаний), я реализую на практике второй уровень контроля и оценивания знаний.

Каждый раз стараюсь предлагать ученику набор заданий разных типов. Тест с выбором одного или нескольких вариантов ответа из предлагаемого набора позволяет подготовить учащегося к выполнению заданий частей А и В в ЕГЭ (причем не только по истории и обществознанию, но и по другим предметам гуманитарного цикла). Другой тип тестов - приведение в соответствие статистических, хронологических и др. таблиц (ячейки правой колонки в таблице нужно привести в соответствие с ячейками в левой).

Третий тип предлагаемых тестов - выбор термина, соответствующего определению или описанию; кроссворд.

Подобные формы контроля знаний позволяют более эффективно подготовить учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Кроме того, ИКТ позволяют осуществлять личностный подход при контроле ЗУНов учащихся, снимают психологический дискомфорт, который часто встречается при устных ответах или традиционных письменных работах. Каждый учащийся на уроке самостоятельно за индивидуальным компьютером изучает новую тему, проходя ее в собственном темпе и получая итоговую оценку работы. Специфической целью проведения такого урока является формирование исторических знаний, воспитание гражданской позиции и развитие исторического мышления учащихся на основе индивидуального подхода к каждому ученику. Данный вариант идеально подходит для работы в классе с разным уровнем обученности и обучаемости учеников, так как позволяет не просто дифференцировать, но и индивидуализировать процесс обучения по объему материала и темпам работы для каждого ученика.

В заключение описания технологии личного опыта, хотелось бы все-таки заметить, что:

1.Основу современного учебно-методического комплекта составляет бумажный учебник. Важно, чтобы дидактические материалы (электронные образовательные ресурсы) были связаны с учебно-методическими комплектами и дополняли материал учебника (видео-, слайд - лекции). Учитель режиссирует урок, определяет все его этапы, на которых будет использоваться ресурс: проверка знаний, изучение нового материала, контроль, самостоятельная работа, тренинг и т.п.

2.Необходимо помнить о нормативах сохранения здоровья, как у учеников, так и у педагога при использовании компьютера.

3.Соблюдать принцип педагогической целесообразности в применении ИКТ.

Таким образом, без учителя, который применяет новейшие технологии (в т.ч. ИКТ), невозможна реализация приоритетных задач современного образования, ориентированных на качественное образование и формирование у выпускников метапредметных умений и навыков.

Метапредметные умения и навыки, сформированные средствами ИКТ и перспективных образовательных технологий, позволяют учащимся успешно реализовывать собственный интеллектуальный и творческий потенциал. Высокую оценку получает деятельность ребят по выполнению различных учебных проектов, при выполнении которых необходимо продемонстрировать не только исторические и обществоведческие знания, но и универсальные умения и навыки. Выпускники, владеющие метапредметными умениями и навыками, показывают высокую результативность при прохождении итоговой аттестации, а также быстро адаптируются в информационном пространстве высшей школы. Это говорит о том, что выпускник школы умеет быстро находить, анализировать и правильно использовать информацию, работать с базами данных, что позволяет ему социализироваться в современном обществе.

Таким образом, использование ИКТ на уроках истории - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает так, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность детей в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет школьникам не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, оценивать разные точки зрения, участвовать в дискуссии. Значительны и воспитательные возможности вышеперечисленных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между школьниками, приучают работать в команде, снимают их нервную нагрузку, помогая испытывать чувство защищённости и взаимопонимания.

В заключении мне хотелось бы отметить, что применение ИКТ в практике преподавания истории способствует повышению интеллектуальной активности обучающихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные школьники включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. Однако хочу обратить внимание, что никакая машина не заменит труд учителя: компьютер даёт возможность сделать этот труд более эффективным, интересным и для детей, и для педагога.

11


© 2010-2022