- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа элективного курса Проектно-исследовательская деятельность (11 класс)
Рабочая программа элективного курса Проектно-исследовательская деятельность (11 класс)
Раздел | Другое |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Волкова Е.А. |
Дата | 20.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Проектно- исследовательская деятельность» ориентирована на учащихся 11 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 34 часа в год, по 1 часу в неделю.
Современный этап развития школьного образования выдвигает на первый план индивидуальный подход к учащимся. Выполнение проектных и исследовательских работ школьниками становиться неотъемлемой частью работы учителей. Навыки исследования нужны решительно всем. Работник любой профессии, будь он физик или дворник, сделает свою работу лучше, если будет анализировать ее условия и искать наиболее эффективные пути ее выполнения (конечно, оставаясь в рамках своей служебной задачи). Этим определяется творческий подход в профессии. Современная школа должна обеспечивать школьникам возможность выполнения разнообразных исследовательских работ - это повышает качество образования и позволяет ребятам лучше подготовиться к продолжению образования в вузе и реализовать себя в жизни. Не только в работе - в быту, в семье, в дружеском общении способность исследовать очень полезна. Главные функции учебно- исследовательской деятельности в старшей школе - развитие исследовательской компетентности и предпрофильных навыков как основы профильного обучения.
Цель.
Развитие исследовательской компетентности учащихся.
Задачи:
-
освоение методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
-
развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей;
-
развитие навыков оформления и защиты проектных и исследовательских работ в соответствие с требованиями.
Содержание курса направлено на углубление знаний и усвоение основных понятий проектной и исследовательской деятельности, ознакомление со структурой проведения исследовательской работы с технологией выполнения и оформления самостоятельной исследовательской работы, развитие навыков выполнения проектной и исследовательской работ.
В тематику занятий входит знакомство с различными методиками работы, методами решения творческих задач, методами ведения наблюдений и сбора материала, способами их обработки, правилами написания, оформления и защиты работ.
Требования к уровню подготовки:
Выпускник должен знать:
Типы проектов
Этапы выполнения проекта
Методы решения творческих задач
Формы защиты проекта
Структура исследовательской работы
Методы исследования
Способы получения и переработки информации
Правила оформления результатов исследования.
Формы представления результатов
Требования к докладу
Отличие проектной деятельности и исследования.
Должен уметь:
Выполнять разные виды проектов.
Использовать методы решения творческих задач для решения учебных задач
Оформлять и защищать проект в соответствии с требованием
Формулировать тему исследования
Выдвигать гипотезу.
Находить и перерабатывать информацию
Работать с литературой и оформлять библиографический список
Составлять разные виды докладов
Вести дискуссию .
Тематический план
№
Разделы и темы
Количество учебных часов
1
Проектно- исследовательская деятельность. Цели и задачи курса
1
2
Что такое проектная деятельность и научное исследование.
1
3
Типы проектов.
1
4
Этапы выполнения проекта.
1
5
Социальный проект. Методы поиска проблемы.
1
6
Творческий проект. Методы решения творческих задач.
1
7
Метод морфологического анализа. Мозговой штурм.
1
8
Метод фокальных объектов.
1
9
Метод контрольных вопросов.
1
10
Формы защиты проекта.
1
11
Составление электронной презентации.
1
12
Критерии защиты проектной работы.
1
13
Защита проекта
1
14
Исследовательская работа. Цели и задачи.
1
15
Структура исследовательской работы.
1
16
Разработка гипотезы.
1
17
Методы исследования.
2
18
Сбор материала.
1
19
Способы получения и переработки информации
1
20
Принципы работы с собранным материалом.
1
21
Работа с материалами исследования
2
22
Работа с литературными источниками.
1
23
Ссылки на литературу и оформление библиографического списка.
1
24
Правила оформления результатов исследования.
1
25
Правила написания отчетов.
1
26
Формы представления результатов.
1
27
Устный отчет с демонстрацией материалов
1
28
Требования к докладу.
1
29
Подготовка докладов.
1
30
Стендовый доклад
1
31
Культура выступления и ведения дискуссии.
1
32
Защита исследовательской работы
1
Календарно- тематический план
№
Разделы и темы
Минимальный объем содержания и уровень усвоения
Дата
знать
уметь
1
Проектно- исследовательская деятельность. Цели и задачи курса
Цели и задачи курса
Различать цели проектной и исследовательской работы
2
Что такое проектная деятельность и научное исследование.
Сходство и различия проектной и исследовательской деятельности.
3
Типы проектов.
Классификацию проектов. Их виды и особенности.
Обосновывать и анализировать проблему. Формулировать темы и цели проектных работ разных видов.
4
Этапы выполнения проекта.
Этапы выполнения проектов разных видов.
Планировать проекты разных видов.
5
Социальный проект. Методы поиска проблемы.
Особенности социального проектирования.
методы поиска проблемы для социальных проектов.
Находить социальные проблемы. Формулировать тему проекта.
6
Творческий проект. Методы решения творческих задач.
Этапы выполнения творческого проекта.
Анализировать проблему, формулировать тему, составлять план,
7
Метод морфологического анализа. Мозговой штурм.
Методы морфологического анализа и мозгового штурма.
Использовать методы для выполнения творческого проекта.
8
Метод фокальных объектов.
Метод фокальных
Использовать метод фокальных объектов для разработки варианта изделия.
9
Метод контрольных вопросов.
Метод контрольных вопросов
Составлять уточняющие вопросы
10
Формы защиты проекта.
Формы защиты проекта.
Защищать проект в разных формах
11
Составление электронной презентации.
Правила составления презентации для защиты.
Составлять электронную презентацию для защиты проекта.
12
Критерии защиты проектной работы.
Критерии защиты проектной работы.
Защищать проект в соответствии с критериями.
13
Защита проекта
14
Исследовательская работа. Цели и задачи.
Цели и задачи исследовательской работы.
Формулировать тему и задачи исследовательской работы.
15
Структура исследовательской работы.
Структура исследовательской работы
Анализировать структуру исследования и планировать работу.
16
Разработка гипотезы.
Правила формулирования гипотезы.
Формулировать гипотезу исследования.
17-18
Методы исследования.
Методы исследования.
Аргументировано выбирать методы исследования для своей работы.
19
Сбор материала.
Основные правила ведения записей при наблюдении и экспериментах
Регистрировать данные. Вести дневник исследователя.
20
Способы получения и переработки информации
Способы получения и переработки информации
Правила составления картотек, таблиц, диаграмм, матриц и т.д.
Использовать интернет и другие источники получения информации в процессе исследования.
21
Принципы работы с собранным материалом.
Обрабатывать данные опытов и наблюдений, переводить их в таблицы, диаграммы, матрицы и т.д.
22-23
Работа с материалами исследования
24
Работа с литературными источниками.
Правила пользования ББК
Тематический подбор литературы, пользоваться ББК
25
Ссылки на литературу и оформление библиографического списка.
Правила оформления ссылок на литературу и оформления библиографического списка использованной литературы.
Составление библиографического списка и оформление ссылок на литературу.
26
Правила оформления результатов исследования.
Требования к оформлению исследовательской работы, внешнее оформление и язык
Осуществлять оформление исследовательской работы.
27
Правила написания отчетов.
Правила написания отчетов, структура и общий план написания отчетов
28
Формы представления результатов.
29
Устный отчет с демонстрацией материалов
Требования к демонстрационным материалам и их использованию
Готовить демонстрационный материал и использовать его при отчете.
30
Требования к докладу.
Требования к докладу. Виды докладов
особенности стендового доклада.
Составлять доклад по проделанной работе. Оформлять стендовый доклад.
31
Подготовка докладов.
32
Стендовый доклад
33
Культура выступления и ведения дискуссии.
Правила этикета, правила ведения дискуссии и культуру выступления.
Критерии защиты исследовательской работы
Соблюдать правила этикета, выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы
Составлять план защиты и защищать работу в соответствии с критериями
34
Защита исследовательской работы
Литература:
-
Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л.В.Байбородова, Л.Н.Серебренникова. - М.: Просвещение, 2013
-
Исследовательская деятельность как модель педагогической технологии. Методическая разработка. 2006
-
Леонтович А.В., Саввичев А.С.. Исследовательская и проектная работа школьников 5-11 классы/ Под ред. А.В. Леонтовмча. - М.:ВАКО, 2014
-
СимоненкоВ.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В.. Технология. Учебник для 11класса общеобразовательных учреждений - М.: Вентана Графф, 2002ю
Образовательные каталоги
-
window.edu.ru - единое окно доступа к образовательным ресурсам
-
scholl - collec - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
-
fcior.edu.ru - федеральный центр образовательных ресурсов
-
www/openclass.ru - сетевое образовательное сообщество
-
lib.com.ua/ - электронная библиотека