- Преподавателю
- Другое
- Воспитательное мероприятие Зиновий-синичник (праздник)
Воспитательное мероприятие Зиновий-синичник (праздник)
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Касаткина О.Н. |
Дата | 10.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования «Станция юных натуралистов» Красногвардейского района Белгородской области
Воспитательное мероприятие
«Зиновий-синичник»
(праздник)
Автор:
Касаткина Оксана Николаевна
педагог дополнительного образования
Бирюч, 2014
Название разработки: воспитательное мероприятие.
Название и форма проведения: «Зиновий-синичник» праздник.
Пояснительная записка
Цель: формирование у учащихся познавательного интереса к проблеме охраны и защиты зимующих птиц.
Задачи: знакомить учащихся с историей праздника «Зиновий-синичник» и его традициями, с проблемами, возникающими у птиц в зимнее время.
Развивать у учащихся чувство ответственности за жизнь зимующих птиц, сопричастности к сохранению птиц своего края.
Воспитывать у учащихся стремление бережно относиться к птицам, активно участвовать в мероприятиях по защите зимующих птиц.
Форма проведения: праздник.
Метод проведения: проектно-конструкторский, словесный, наглядный, метод игры.
Возраст детей: 9-11 лет.
Условия для проведения: актовый зал (просторный кабинет).
Оборудование: компьютер, выставка иллюстраций с изображением разных зимующих, выставка детских рисунков «Зимующие птицы», карточки с заданиями для проведения игр, презентация «Загадки о зимующих птицах», шапочки-маски для проведения игры, закладки и буклеты по теме праздника для присутствующих с изображениями животных.
Методические советы на подготовительный период: дети разучивают стихи о птицах, подбирают пословицы и поговорки о птицах, готовят вместе с педагогом выставку иллюстраций с изображением зимующих птиц, выставку рисунков «Загадки о зимующих птицах», маски-шапочки для игры, педагог готовит закладки, буклеты по теме праздника, презентацию к конкурсу, а так же карточки для проведения игр, подбирает музыкальное сопровождение для игры.
План мероприятия
I. Организационный момент.
II. Основные этапы мероприятия.
-
Рассказ педагога «История праздника, традиции».
-
Синичка - главный герой мероприятия.
-
Презентация «Загадки о зимующих птицах».
-
Игровая программа праздника.
III. Итог мероприятия.
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
Педагог: Скажите, пожалуйста, о ком идет речь.
Правильно, это синичка. А почему я вам загадала такую загадку, вы сейчас узнаете.
II. Основные этапы мероприятия.
-
Рассказ педагога «История праздника, традиции».
Педагог: Сегодня наш праздник посвящается, всем зимующим птицам, но главная героиня этого торжества - синица. Сегодня, 12 ноября по народному календарю отмечается «Зиновий-синичник». Почему у него такое название?
Дело в том, что в православном численнике этот день считается днем священномучеников Зиновия и Зиновии. В старину синиц называли «зинька», так вот, люди приметили, что «зиньки» прилетали к жилью именно в день этих святых, и поэтому церковное наименование дня изменили, и теперь это «Зиновий-синичник». Но в этот день прилетали не только синички, но и другие зимующие птицы - снегири, свиристели, щеглы, чечетки и др.
А еще этот день называют Синичкин день и ведь неспроста. На Руси эта птица считалась божию, на нее даже гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали. Если синичка клюет сало, то в доме будет вестись живность, если хлебные крошки - в доме будет достаток.
Сейчас в это трудно поверить, но было время, когда люди старались по законам совести жить, поэтому в ожидании прилета птиц мастерили и развешивали на «Зинькин день» кормушки, развешивали сало для синиц. Я очень надеюсь, что такие люди есть и в наше время. А как вы встречаете зимующих птиц, как им помогаете?
Рассказ детей
Педагог: Молодцы, я очень рада, что среди вас есть такие, кто не безразличен к судьбе птиц.
А хорошо ли вы знаете, чем можно подкармливать зимующих птиц?
Ответы детей
-
Синичка - главный герой мероприятия.
Педагог: А вы знаете, что синичка птичка насекомоядная. Питается она тлей, пауками, клещами, комарами и даже тараканами. Поэтому зимой ей очень трудно прокормиться. Чем же вы можете их угостить?
Синичек нельзя кормить хлебными крошками, пшеницей и просо. Они питаются более калорийными продуктами - это могут быть семена подсолнуха, кусочки несоленого сала или сливочное масло.
Педагог: А еще хочу вам рассказать, что синичек можно приручить и тогда они будут частыми гостями и у вас в доме. Для этого кормушку повесьте сначала возле форточки, затем поместите ее в открытую форточку, а потом недалеко от форточки, но уже в комнате. Синичка очень быстро привыкнет к вашему гостеприимству, и даже будет стучать вам в окошко, если вы вдруг забудете открыть форточку. Но ни в коем случае не пытайтесь синичку держать дома в клетке, потому что она погибнет, лучше любуйтесь ей на природе, помогайте в зимнее время и она будет к вам прилетать в гости.
-
Презентация «Загадки о зимующих птицах».
Педагог: Ну что, мы много сегодня говорили о синице, а теперь я хочу проверить, как вы знаете других зимующих птиц. Я предлагаю вам загадки в презентации. Вы все вместе читаете загадку и называете птицу, а потом проверяете себя, на презентации появляется правильное название птицы и иллюстрация с ее изображением.
Демонстрация презентации «Загадки о зимующих птицах»
Педагог: Молодцы, хорошо знаете зимующих птиц.
-
Игровая программа праздника.
Педагог: А теперь я приглашаю вас поиграть в игру «Зимующие и перелетные птицы».
Предлагаю вам надеть шапочки-маски с изображением зимующей или перелетной птицы. По моей команде вы должны разделиться на стаи, одна стая зимующие птицы, другая - перелетные. А затем каждая стая проверит, нет ли чужаков, если есть, то с криком выдворяете их.
Дети играют.
Педагог: Отлично, все стаи теперь правильно организованы.
А теперь я хочу посмотреть, какие вы внимательные.
Вот забавная задача ожидает смельчаков
Пожелаем им удачи, отвечайте, кто готов!
Вам задачка от синички такова
Сосчитайте, сколько птичек прилетело к нам друзья?
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь - сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев -
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
Педагог: А теперь скажите:
Какие птицы прилетали на кормушку?
В какой день недели прилетали вороны?
Сколько ворон прилетало?
Чем лакомился голубь на кормушке?
Чем угощались сороки?
Сколько было сорок на кормушке?
Дети отвечают на вопросы.
Педагог: Молодцы, внимательные ребята. Ну а теперь представим себя птичками и немного подвигаемся.
Игра «Птицы в гнездышках»
По считалочке вы выходите со своими стульями на середину зала и ставите их кругом, один стул мы уберем. Как только я скажу «Птички, полетели» - вы «летаете» вокруг стульев, «клюете зернышки», по команде «Птицы в гнездо!» - возвращаетесь на стульчики. Кто не успел занять стульчик, выходит из игры и забирает с собой один стул. Игра продолжается до тех пор, пока не будет один победитель.
Дети играют.
Педагог: А теперь такое задание. Называется «Узнай птицу». Перед вами висят карты с названиями птиц, вы должны на столе найти карточку с изображением этой птицы и поместить ее на свое место.
Дети выполняют задание.
Педагог: И еще одна игра «Найди птичку». Я раздам вам карточки с изображением зимующих и перелетных птиц, а сама по очереди буду зачитывать карточку-определитель с описанием птицы, тот, у кого картинка с этой птицей, должен встать и назвать ее.
Идет игра.
Педагог: Молодцы, ребята, я очень рада, что вы так хорошо знаете зимующих птиц и перелетных.
III. Итог мероприятия.
Педагог: Ну, вот и подошло к концу наше мероприятие, посвященное зимующим птицам. Мы много сегодня говорили, играли, рассуждали о птицах их жизни и о том, как мы можем помочь им пережить холодное время года. Мне бы хотелось вручить вам закладки, в которых вы найдете информацию о том, чем можно подкармливать разных зимующих птиц, а так же буклеты о празднике «Зиновий-синичник», где так же есть информация об истории праздника, о зимующих птицах, о том, как мы можем им помогать. Эти подарки у вас будут в двух экземплярах: один для вас, а второй вы можете подарить другу, соседу, родственнику или кому-то еще, что бы как можно больше людей знали, что птиц зимой нельзя бросать на произвол, им нужно помогать.
И в завершение, мне бы хотелось прочитать вам такое замечательное стихотворение
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К вашему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Методические советы организаторам и постановщикам
Мероприятие лучше проводить в актовом зале или просторном кабинете. Оформить иллюстрациями с изображением разных зимующих птиц, плакатами зимующие и перелетные птицы, организовать выставку детских рисунков «Зимующие птицы», выставку книг о птицах. Так же в зале можно расставить подготовленные заранее кормушки и корм для разных птиц.
Методические советы на период ближайшего последействия
В конце мероприятия педагог подводит итог праздника и вручает всем присутствующим закладки и буклеты с информацией о зимующих птицах на память и для распространения. Можно предложить детям изготовить несколько несложных кормушек и в конце мероприятия выйти на территорию учреждения, что бы их развесить.
Список литературы
-
Арсенина Е.Н. Развлечения со значением: Внеклассные мероприятия для младших школьников. - Волгоград: Учитель, 2007. - 84 с.
-
Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: Учебно-методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2003. - 128 с.: ил.
-
Экологическое воспитании в школе: классные часы, игры, мероприятия / авт.-сост. И.Г. Норенко. - Волгоград: Учитель, 2007. - 139 с.
Интернет-ресурсы
k-nadegde.ru/
elenamix.ru/
ilovedomain.ru/
graze.ru/
semeinaja-kultura.ru/