• Преподавателю
  • Другое
  • Открытый урок. Тема: Гигиена питания. Питание в туристическом походе. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний

Открытый урок. Тема: Гигиена питания. Питание в туристическом походе. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний

Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Кушумская СОШ-детсад



Открытый урок

8 класс



Тема: Гигиена питания. Питание в туристическом походе. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.

Педагог дополнительного образования: Пухова С.Г.





Кушум 2009-2010 уч. год.

Интегрированный урок биологии и туризма.

Учитель биологии Кушумской СОШ-детсад Кужаева С.Г.

Педагог дополнительного образования Пухова С.Г.

Тема: Гигиена питания. Питание в туристическом походе. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.

Для провидения урока биологии с элементами туризма мы ставим перед собой триединую цель:

  1. Обучение и воспитание учащихся на уроках биологии средствами туризма для оптимизации целостного педагогического процесса.

  2. Популяризация туризма как действенная форма воспитания школьников.

  3. Ознакомление учащихся с гигиеной питания и с питанием в походе, отрицательного влияния никотина и алкоголя на пищеварительные ферменты сформулировать правила приема пищи.

Задачи:

  1. Сформировать знания о правилах личной гигиены и режиме питания, предупреждении органов пищеварительной системы.

  2. Воспитание санитарно - гигиенических навыков, воспитание привычек здорового образа жизни, разъяснения влияния курения и алкоголя на деятельность пищеварительной системы.

  3. Умение физиологически обосновывать правила и гиена питания; развить знания в области питания, как при физических нагрузках, так и при активном и пассивном отдыхе; развитие мыслительных способностей учащихся: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизация.

Форма урока: Фронтальный.

Тип урока: Интегрированный.

Методы проведения: Словесные, наглядные.

Оборудования и наглядность: Интерактивная доска, таблицы, диаграммы, фотографии.

Межпредметная связь: География, физическая культура, химия, литература, математика, физика.







Ход урока:

  1. Орг. момент

  2. Изучение нового материала.

План урока:

  1. Опрос домашнего задания.

  2. Энергозатраты в походе и их восстановление.

  3. Химический состав пищи.

  4. Продукты для похода.

  5. Режим питания.

  6. Дневной режим питания туриста.

  7. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.

  8. Закрепление новой темы.

  1. Опрос домашнего задания:

    1. Орган, который является общим для дыхательной и пищеварительной системы. (глотка)

    2. Орган расположенный позади трахеи, переходящий из грудной полости в брюшной. (пищевод)

    3. Ферменты желудка расщепляющие белок. (пепсин)

    4. Жидкость выделяемая печенью. (желчь)

    5. Продукт расщепления крахмала. (глюкоза)

    6. Иммунная реакция на некоторые пищевые другие продукты. (аллергия)

    7. Продукты расщепления белков. (аминокислоты)

    8. Микроскопический вырост внутренней стенки тонкой кишки, в котором происходит всасывание питательных веществ. (ворсинка)

    9. Орган выделяющий желчь в желчный пузырь и кишечник. (печень)

    10. Самая объемная часть пищеварительного тракта. (желудок)

Дорогие ребята, как вы знаете, для жизнедеятельности нашего организма нам необходима пища. Цель и задачи нашего урока рассмотреть - как нужно правильно питаться в тех или иных жизненных ситуациях, какие необходимые вещества и продукты нам нужны и каких количествах. Как предотвратить кишечно-желудочные заболевания, улучшить аппетит и сохранить здоровье. И также мы с вами рассмотрим когда, как и чем питается турист в походе. Ребята скажите: - Что значит туризм?

Ученик (ца): - Туризм - слово известное каждому, на протяжении всего периода развития человечества, люди путешествуют, получают знания, делают интересные открытия, приобретают навыки походного труда. Для того чтобы идти по маршруту, нести рюкзак, рубить дрова, думать и любоваться природой, человеку постоянно приходиться расходовать энергию. Получает ее наш организм из пищи. Дома, пока мы молоды и относительно здоровы, думать о правильном питании почти не приходиться, лишь бы в холодильнике не было пусто. Иное дело поход, где нет ни магазинов, ни холодильников, а физические нагрузки довольно велики. Тут неизбежно возникает вопрос: сколько, и каких продуктов взять на маршрут?

  1. Энергозатраты в походе и их восполнение.

В полном покое на поддержание жизни (кровообращение, дыхание, обмен веществ) человек расходует около 1 килокалории в час на каждый килограмм тела, сидя человек, тратит 1,5, стоя 1,6 ккал в час. Идя по ровной поверхности, мы расходуем за час 200- 240 ккал, а поднимаясь по склону в 200 с рюкзаком в 20 кг, туристы тратят 500- 600 ккал в час.

В категорийных походах у взрослых спортсменов масса рюкзака колеблется от 25 до 30 кг, приходится по бездорожью, крутым склонам, терять тепло на холоде и ветру. В результате энергозатраты колеблются от 3000 до 6000 ккал в сутки.

Сбалансированное питание, позволяет восполнить энергетические затраты организма. В более сложных походах недостаток калорийности организм восполнит за счёт жировых отложений. Из этих запасов без вреда для здоровья взрослый человек может позаимствовать до 70 тыс. ккал.

Период времени, в течение которого туристы в состоянии переносить походные нагрузки без существенного снижения работоспособности и вреда для здоровья, называется БЕЗОПАСНОЙ ДЛИТЕЛЬНОСТЬЮ ПОХОДА (БДП), которая не превышает 25- 30 дней для взрослых спортсменов и 15- 20 дней для школьников.

  1. Химический состав пищи.

Здоровье человека зависит от нормального питания. Благодаря правильному питанию человек получает необходимые питательные вещества.

Питательные вещества- это белки, углеводы, жиры, минеральные соли и витамины.

Пища должна быть разнообразной. Питание однообразной пищей снижает ее усвояемость. Пища - это продукты растительного и животного происхождения, которые входят в состав рациона человека. Продукты растительного происхождения являются источником энергии, прежде всего за счет углеводов: хлеб, хлебобулочные изделия, крупы, овощи и ягоды. Животного происхождня в основном содержат белки, жиры и некоторые витамины: мясо, молоко, яйца, рыба и т.д.

Полноценная пища должна содержать в определенном количестве все вещества, необходимые организму.

Содержание веществ в организме : белки- 15- 20%, углеводы- 0,6%, жиры- 19%, миниральные соли- 5,8%, вода- 60-65%.

Все эти вещества в процессе жизнидеятельности, должны пополняться постоянно.

Белки- являются основным строительным материалом организма.Они учавствуют в образованииновых клеток и востановлении изнашиваемых в процессе жизнедеятельности тканей.Белки содержатся в мясе, рыбе, яйце, твороге, в бобах и др.Суточная потребность в белках составляет 100гр.

Углеводы- это основной источник энергии в организме.Его много в картофеле,муке, крупах,свекле и др. Суточная потребность в углеводах составляет 400- 500гр.

Жиры- строительный материал клетки, но в основном кк источник энергии. Много жиров в молочных продуктах,яйцах, в мясе и растительной пище. Суточная потребность в жирах составляет 80- 90гр.

Вода- выполняет роль растворителя различных веществ. В большом количестве вода содержится в плазме крови, лимфе, пищеварительных соках. В сутки человеку необходимо 1,5-тт 2,5л.

Какие продукты можно брать с собой в поход?

Ученик (ца): - Для походов выходного дня годятся любые продукты, которые не испортятся до конца маршрута, главное не брать консервы в стеклянных банках, иначе придётся извлекать осколки из вещей. Собираясь в несложные многодневные походы летом, надо выбирать, прежде всего, те продукты, которые не испортятся на жаре. Творог, сметана, варёная колбаса уже на вторые сутки может подвести. Лучше взять тушёнку, рыбные консервы, овощи.

  1. Продукты для похода.

Суточный рацион в несложном путешествии может быть рекомендован в следующих средних количествах продуктов на одного человека (в граммах).

1.Хлеб (чёрный, белый) или сухари - 500- 350------200- 300

2.Крупы и макаронные изделия (манка, гречневые, рисовые, вермишель)- 180- 220

3.Суповые концентраты - 30- 40

4.Мясо консервированное (тушёное, жареное, паштеты)- 100- 130

5.Колбасные изделия - 50- 80

6.Масло (сливочное, топлёное, растительное) - 30- 40

7.Сыр - 30-50

8.Молоко (сгущённое, сухое) -50- 60

9.Сахар, лук, чеснок, специи, напитки - 60- 80

10.Соль, специи, напитки, витамины - 30-40.

А если маршрут лежит через населенные пункты?

Ученик (ца): - Если путешествие проходит по населенной местности, то с собой целесообразно брать меньше продуктов, чем запланировано на весь маршрут. В пути можно купить хлеб, сахар, крупы, соль. В водном путешествии при наличии рыбаков в группе в рацион можно включить рыбу.

Когда и сколько воды должен употреблять турист?

Ученик (ца): - Расход воды в организме туриста велик и при больших нагрузках и при высокой температуре достигает 3-5 литров в сутки.

Принимать жидкость во время похода рекомендуется в основном во время завтрака, обеда и ужина, только в эти моменты туристам можно пить до полного утоления жажды. На коротких привалах в жаркое время суток разрешается полоскать рот и горло водой. Во время движения пить нельзя, в случае жажды можно лишь сосать леденцы.

  1. Режим питания.

Полезно питаться четыре раза в день.

При этом 25% всей пищи пологается за звтраком, 50%за обедом, 12,5% за ужином, 12,5% за полдником.

Если принимать пищу в одни и те же часы, в этом случае образуется условный сокоотделительный рефлекс на время приёма пищи.

Пищеварительные соки начинают таким образом отделяться ещё до еды, и поступающая пища усваивается скорее и лучше, чем у тех, кто не придерживается режима питания и ест в разное время. Ужинать надо не позднее, чем за час до сна. Если этот промежуток времени будет меньше, то человек ляжет спать с наполненным желудком и это повлечёт за собой неспокойный сон и организм не получит нужного отдыха, так как будет вынужден активно работать, переваривая пищу.

Перед едой нужно тщательно мыть руки с мылом, есть следует не спеша, хорошо пережёвывая пищу, во время еды нельзя читать, смотреть телевизор, слушать радио, разговаривать.

  1. Дневной рацион питания.

Теперь рассмотрим общие правила питания в походе.

Составляя меню на завтрак, надо помнить, что он должен обеспечить работоспособность первой половине дня, есть и такие кто дома предпочитают вместо завтрака чашечку кофе. Но если хорошенько не позавтракать, то через полтора-два часа, активно работающий организм потребует пищи. Поэтому утренние блюда должны быть легко усвояемыми и приятными на вкус и небольшими по объему. Если завтрак все-таки не съеден, то кашу, например, можно взять с собой в полиэтиленовом пакете.

На обед или «перекус» берется высококалорийная, жирная и сладкая пища.

Легко усвояемые углеводородсодержащие продукты должны сочетаться с трудно усвояемыми жирными. Такое сочетание продуктов позволит быстро восстановить силы и утратить чувство голода до ужина.

На ужин хороши блюда, богаты белками и углеводами. Вечернее чаепитие настоящий обряд, снимающий эмоциональные перегрузки. Поэтому чая должно быть много.

Лучше всех напитков в мире

Наш лечебный, крепкий чай,

Он взбодрит, прибавит силы,

Всем здоровья через край!

На Памире, на Кавказе,

На Алтае, и в Москве

Любят этот чай туристы!

Чтят его и в Астане!

Особое место нужно отнести «карманному питанию». Для этого необходимо иметь специальный «перекусный мешок» с конфетами, сушками, печеньем и остатками от завтрака или обеда, они иногда крепко выручают на привале.

  1. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.

Использование недоброкачественных или не свежих продуктов может вызвать отравление. Чаще всего оно возникает после употребления колбасных изделий, консервов, особенно продуктов домашнего консервирования, ядовитых грибов.

Признаками отравления являются: боли в животе, рвота, понос, головная боль, головокружение, обморочное состояние.

Курение, употребление алкогольных напитков нарушает работу органов пищеварения, вызывая опасные для жизни человека заболевания.

Алкоголь - быстродействующий яд. Проникая кровь, разносится по всему организму и отравляет его. Алкоголь разрушает слизистую оболочку желудка и других отделов пищеварительного тракта. Вследствие этого возникают болезни органов пищеварения: язвы, рак т др. Алкоголь влияет на работу печени, под его действием клетки печени заменяются жировыми клетками, так возникает цирроз печени. Печень не выполняет свою функцию.

Табачный дым снижает чувствительность вкусовых рецепторов и ухудшает аппетит, от курения разрушается эмаль зубов, зубы желтеют. Вместе со слюной дым попадает в желудок, затем в кровь. Яды табачного дыма раздражают слизистую оболочку стенок желудка, и воспаляет их.

Запомните!

Чтобы предупредить кишечные инфекции, нужно соблюдать правила личной гигиены:

1.Перед едой тщательно мыть руки с мылом.

2.Содержать в чистоте помещение, постель и одежду.

3.Не употреблять недоваренные или плохо прожаренные мясо и рыбу.

  1. Закрепление новой темы (тесты).

1.В теле человека вода в среднем составляет:

А)20-25% б)0,6-5,0% в) 60-65%

2.Суточная потребность в белках составляет:

А)80-90гр б)100гр в)400-500гр.

3.Суточная потребность в углеводах составляет:

А)400-500гр б)80-90гр в)100гр.

4.Среднее содержание белков в организме:

А)20% б)0,6% в)19%

5.Суточная потребность жиров составляет:

А)100гр б)80-90гр в)400-500гр.

6.В сутки человек должен питаться:

А)3 раза б)4 раза в)5раз

7.Суточная потребность воды в организме составляет:

А)500-600мл б)1,5-2,5л В)3-5л

8.В состав питательных веществ входят:

А) белки б) белки, жиры, углеводы, в) углеводы.

9.Сколько ккал в час тратит человек в полном покое?

А)1 б) 1,5 в)1,6

10.Сколько ккал в час тратит человек при ходьбе?

А) 100 б)200- 240 в) 500- 600

11.Сколько ккал в час тратит человек, поднимаясь в гору с рюкзаком?

А) 100 б)200- 240 в)500- 600

12.Сколько организм туриста расходует воды при больших нагрузках и высокой температуре?

А)1,5- 2,5л б)3- 5л в)6- 8л.

Какой пище отдавать предпочтение?

1.Всегда полезны овощи и фрукты.

2.Два дня в неделю следует выделить для рыбных блюд.

3.Не более 5-и яиц в неделю.

4.Несомнено отдавайте предпочтение зелени, в них много витаминов, и нет излишних калорий.

Рефлексия.

1.Понравился ли вам урок?

2.Что именно понравилось в уроке?

3.Хотели бы вы чтобы уроков с элементами туризма было больше?

4.Чтобы вы хотели добавить к нашему уроку?

5. Скажите какая связь между биологией и туризмом?

8


© 2010-2022