Теоретические основы метода проектов

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

План

Вступление

  1. Из истории метода проектов

  2. Что такое метод проектов?

  3. Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности

  4. На каких предметах использовать метод проектов?

  5. Основные требования к использованию метода проектов

  6. Основные этапы работы над проектом

  7. Виды проектов

  8. Телекоммуникационный проект

  9. Учитель, применяющий в своей педагогической практике метод проектов должен

Заключение

Вступление

В последние годы в отечественном образовании наблюдается необычайный интерес к методу проектов, ориентированному на самостоятельную работу, предполагающую использование исследовательских и поисковых методов, творческой деятельности учащихся, знакомство с разнообразными источниками информации, несущими вариативные точки зрения. Сегодня очень важно сформировать личность, способную адаптироваться в изменяющихся условиях жизни, способную работать с обширнейшей информацией, которая стала доступна благодаря информационно-коммуникативным технологиям. Задача школы заключается не в том, чтобы передать детям сумму знаний, а в том, чтобы научить их получать эти знания. Поэтому сегодня неотъемлемой частью учебного процесса становится проектная деятельность, являющаяся личностно - и практико-ориентированной.


  1. Из истории метода проектов

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Основоположником метода проектов является Джон Дьюи, американский философ и педагог. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию, но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного мышления.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого в 1905 году была организована группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. При советской власти эти идеи стали широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени не было серьезных попыток его возродить. Но в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался.


  1. Что такое метод проектов?

Проект - это самостоятельная творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.


  1. Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности

Главная педагогическая цель любого проекта - формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

  1. Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

  1. Поисковые (исследования) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

  1. Навыки оценочной самостоятельности.

  2. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умения коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

  1. Менеджерские умения и навыки:

- умение проектировать процесс;

- умение планировать деятельность, время, ресурсы;

- навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

  1. Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

  1. Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.



  1. На каких предметах использовать метод проектов?

По своей целевой направленности учебные предметы могут быть разделены на две большие группы:

1. Предметы, формирующие систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся (литература, история, география, биология, химия, физика, математика).

Ведущую роль в логике построения образовательного процесса на этих предметах занимает содержание обучения. На уроках этой группы метод проектов имеет относительно низкую эффективность, что доказала и мировая, и отечественная практика. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.

2. Предметы, ориентированные на формирование компетентностей - гражданской, информационной, коммуникативной и др.(иностранный язык, информатика, экология, технология, спец. предметы).

Эти предметы не так тесно связаны со своей научной основой и носят в значительной степени интегративный или прикладной характер. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.


  1. Основные требования к использованию метода проектов

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема бездомных животных в мегаполисе)

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий)

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров, презентаций).


  1. Основные этапы работы над проектом

Деятельность учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Погружение в проект (проблематизация, разработка проектного задания)

1.1. Выбор проблемы (темы) проекта

Поиск проблемы

Выбор и обоснование проекта

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся

Предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта

Участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися

Обсуждение и принятие общего решения по теме

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

Самостоятельный подбор тем и их обсуждение с товарищами

1.2. Анализ предстоящей деятельности. Выделение подтем в теме проекта

Предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

Вместе с учащимися проводит эту работу

Каждый учащийся выбирает себе подтему или предлагает новую

Активное обсуждение и предложение вариантов подтем. Каждый учащийся выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)

1.3. Формирование творческих групп

Проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

После определения своих ролей группируются в соответствии с ними в малые команды

2. Разработка проекта (планирование и организация деятельности)


2.1. Подготовка материалов к исследовательской

работе: формулирование вопросов, на которые нужно ответить, задание для групп, отбор литературы

Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий.

Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом

2.2. Планирование технологического процесса

Консультирует, координирует работу, стимулирует деятельность детей

Поисковая деятельность, информирование друг друга о ходе работы, коллективное решение проблем

2.3. Разработка документации. Определение

форм выражения

итогов проектной

деятельности

Принимает участие в обсуждении, контролирует

В группах, а затем в классе обсуждают план деятельности, формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

3. Технологический этап (осуществление деятельности)


3.1. Организация рабочего места

3.2. Выполнение технологических действий

3.3. Моделирование

Следит за соблюдением трудовой и технологической дисциплины, культуры труда

Самоактуализация своей деятельности. Исследовательская, творческая, информационная, социально значимая деятельность. Моделирование. Консультации при необходимости

4. Заключительный этап (презентация и оценка результатов)


4.1. Оформление

результатов

Консультирует, координирует работу групп, стимулирует их деятельность

Вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми формами

4.2. Защита, презентация (контроль и испытание) результатов

Организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.)

Докладывают о результатах своей работы, демонстрируют их

4.3. Саморефлексия. Оценка результатов и процесса в целом

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывая их оценки

Осуществляют рефлексию результатов, процесса, себя в нем с учетом оценки других.

Желательна групповая рефлексия


  1. Виды проектов

Типология проектов может быть условно определена по следующим признакам:

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, творческая, игровая, информационная, практико-ориентированная и пр.

2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания), межпредметный проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

4. Характер контактов: внутренние или региональные (внутри одной школы, между школами внутри региона, одной страны), международные (с представителями различных стран).

5. Количество участников проекта: индивидуальные, парные, групповые.

6. Продолжительность проведения: краткосрочные (на нескольких уроках), среднесрочные (от недели до месяца), долгосрочные (от одного до нескольких месяцев).


  1. Телекоммуникационный проект

Телекоммуникационный проект - это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной коммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности.

Такие проекты почти всегда носят межпредметный и, часто, международный характер. Хорошо себя зарекомендовали интерактивные приключенческие игры между двумя и более школами, экологические проекты, изучение и анализ спортивных результатов и проведение совместных спортивных мероприятий и т.д.


  1. Учитель, применяющий в своей педагогической практике метод проектов должен:

- создать мотивацию;

- создать образовательную среду;

- определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы;

- уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений;

- представлять возможные способы презентации ситуаций для осмысления проблемы исследования;

- организовать работу (в малых группах, индивидуально);

- владеть способами организации обсуждения в группах методов исследования, выдвижения гипотез, аргументирования выводов и т.д.;

- консультировать;

- иметь критерии объективной оценки.

Заключение

Подведем некоторые итоги: что же такое проект?

Проект - это метод обучения. Он может быть использован при изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся и формирует большое количество умений и навыков, а так же опыт деятельности.

Проект (проектирование) - это содержание обучения. Проектирование может быть частью учебного предмета, а может и отдельным предметом. Проектирование может стать основой профильных спецкурсов.

Проект - это форма организации учебного процесса. Полноценный проект «не вписывается» в уроки. Природа урока и природа проекта - принципиально различны. Проектная деятельность может стать альтернативой классно-урочному обучению.


Основные этапы работы над проектом


Деятельность учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Погружение в проект (проблематизация, разработка проектного задания)

1.1. Выбор проблемы (темы) проекта

Поиск проблемы

Выбор и обоснование проекта

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся

Предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта

Участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися

Обсуждение и принятие общего решения по теме

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

Самостоятельный подбор тем и их обсуждение с товарищами

1.2. Анализ предстоящей деятельности. Выделение подтем в теме проекта

Предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

Вместе с учащимися проводит эту работу

Каждый учащийся выбирает себе подтему или предлагает новую

Активное обсуждение и предложение вариантов подтем. Каждый учащийся выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)

1.3. Формирование творческих групп

Проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

После определения своих ролей группируются в соответствии с ними в малые команды

2. Разработка проекта (планирование и организация деятельности)

2.1. Подготовка материалов к исследовательской

работе: формулирование вопросов, на которые нужно ответить, задание для групп, отбор литературы

Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий.

Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом

2.2. Планирование технологического процесса

Консультирует, координирует работу, стимулирует деятельность детей

Поисковая деятельность, информирование друг друга о ходе работы, коллективное решение проблем

2.3. Разработка документации. Определение

форм выражения

итогов проектной

деятельности

Принимает участие в обсуждении, контролирует

В группах, а затем в классе обсуждают план деятельности, формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

3. Технологический этап (осуществление деятельности)

3.1. Организация рабочего места

3.2. Выполнение технологических действий

3.3. Моделирование

Следит за соблюдением трудовой и технологической дисциплины, культуры труда

Самоактуализация своей деятельности. Исследовательская, творческая, информационная, социально значимая деятельность. Моделирование. Консультации при необходимости

4. Заключительный этап (презентация и оценка результатов)

4.1. Оформление

результатов

Консультирует, координирует работу групп, стимулирует их деятельность

Вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми формами

4.2. Защита, презентация (контроль и испытание) результатов

Организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.)

Докладывают о результатах своей работы, демонстрируют их

4.3. Саморефлексия. Оценка результатов и процесса в целом

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывая их оценки

Осуществляют рефлексию результатов, процесса, себя в нем с учетом оценки других.

Желательна групповая рефлексия


© 2010-2022