Психолого-педагогический анализ НОД

При написании самоанализа непрерывно образовательной деятельности зачастую педагоги испытывают затруднения (особенно молодые воспитатели).Предлагаемая форма поможет грамотно выстроить психолого-педагогический самоанализ занятия в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, отметить положительные стороны деятельности, увидеть то, над чем стоит поработать
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Детский сад №39 "Подсолнушек"Психолого-педагогический анализ НОД

структурное подразделение ГБОУ СО КШИ 

"Екатеринбургский кадетский корпус"

















Психолого-педагогический анализ

непрерывно образовательной деятельности по ФГОС

















Подготовила: Краснощекова

Светлана Владимировна,

воспитатель

первой квалификационной категории


Психолого-педагогический анализ НОД по ФГОС

Общие сведения:

  • группа (возрастная, №, название), дата проведения НОД;

  • тема НОД, цели (задачи)


ЦЕЛИ (задачи)

Образовательные (примерные)

1 Сообщения новых фактов.

2 Введение новых понятий, категорий.

3 Изучение новых явлений.

4 Организация усвоения нового материала.

5 Обучение новому способу действий.

6 Изучение дополнительных свойств уже известных понятий.

7 Совершенствование, расширение известного знания.

8 Отработка навыков, закрепление известного способа действия.

9 Ознакомление и систематизация знаний.

Развивающие (примерные)

Включают факторы умений использовать приёмы:

1 Анализировать - устанавливать причинно-следственные связи.

2 Сравнивать.

3 Строить доказательства.

4 Обобщать.

5 Выдвигать гипотезы,

6 Переносить знания в новую ситуацию.

7 Графически оформлять результаты деятельности.

8 Проводить наблюдения, графически оформлять результаты деятельности.

Воспитательные (примерные)

  1. Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительной деятельности обучающихся, трудолюбия, исполнительности, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, работоспособности, воображения, эмоциональности, уравновешенности, уверенности, обученности.

  2. Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (в дополнение к качествам первой группы), увлечённости, познавательного интереса, активности, целеустремлённости, силы воли, настойчивости, активности, наблюдательности, интуиции, сообразительности, одаренности, способности к самооценке, оценке хода и результата деятельности.

  3. Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность функционирования в детском коллективе в дополнение к качествам первых групп: требовательности, критичности, самокритичности, благородства, великодушия, самообладания, смелости, чувства товарищества, оптимизма, дружелюбия.

  4. Воспитание эстетического отношения к окружающей действительности, явлениям, культуре, общественной жизни.

  5. Воспитание культуры конструктивного мышления.

  6. Воспитание культуры речи.

  7. Воспитание положительных мотивов обучения.

  8. Показ важности и практической значимости применения знания на практике.

  9. Формирование умений осуществлять взаимосотрудничество, взаимоконтроль и взаимопомощь.

Оборудование и учебные материалы:

  • какие средства обучения использовал педагог;

  • подготовлены ли наглядные пособия и технические средства (указать)

Предварительная работа

Словарная работа

Индивидуальная работа (индивидуализация образовательной деятельности):

  • с кем что делаем

Методы и приемы:

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

  • информационно-рецептивный;

  • репродуктивный;

  • метод проблемного обучения;

  • частично-поисковый;

  • исследовательский;

  • наглядный метод (демонстрация, иллюстрация, видеометод);

  • практический;

  • личностно-ориентированный;

  • эвристический.









АНАЛИЗ

  1. Тип и вид НОД:

какой тип и вид избран, целесообразность;


как осуществлялась связь занятия с предыдущими;


каковы этапы НОД, их последовательность и логическая связь;


соответствие структуры занятия данному типу и виду;


как обеспечивалась целостность и завершенность занятия


ТИПЫ ЗАНЯТИЯ

  • обучающее (направленное на приобретение новых знаний),

  • закрепляющее (применение полученных знаний на практике),

  • итоговое занятие,

  • комбинированное.

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

  • беседа,

  • занятие-экскурсия,

  • сюжетное занятие,

  • нестандартное занятие (деловые игры; КВН; театрализованные; конкурсы; аукционы; концерты) - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.


  1. Содержание НОД:


  • соответствует ли содержание программе, задачам (какие формы использованы по решению каждой задачи)


  • как материал занятия способствовал развитию творческих способностей дошкольников;


  • способствовало ли содержание НОД развитию интереса к учению


  • формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;


  • с каким материалом воспитанники работали впервые,


  • какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на занятии.




2.1. Реализация принципов обучения:



  • в чем выразились научность обучения, связь с жизнью, с практикой;


  • с какой целью использовался каждый вид наглядности;


  • как достигалась сознательность, активность и самостоятельность детей, как осуществлялось руководство обучением дошкольников;


  • в какой мере осуществлялось развитие обучающихся на занятии;


  • какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий);


  • как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения;


  • как стимулировалось положительное отношение воспитанников к обучению.


  1. Место НОД в системе проблемного, развивающего и ориентированного на личность обучения, его цель и задачи.

  • цель и задачи.



  1. Методы обучения:


  • в какой мере применяемые методы соответствовали задачам занятия;


  • какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;


  • какие методы способствовали активизации обучения дошкольников;


  • как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности воспитанников.


  • какова эффективность использованных методов и приемов обучения


  1. Учет психологической особенностей воспитанников при подготовке к

НОД


  • (взаимоотношения детей в группе, уровень организованности, подготовленность обучающихся, их отношение к НОД).



  1. Психологические аспекты формирования направленности личности, ее социализации:

воспитательные задачи НОД, связанные с развитием терпимости, демократичности, противостояния неудачам;

формы, методы и способы выполнения намеченного;

использование на занятии психологических знаний (о возрастных и индивидуально-типологических особенностях воспитанников, социально-психологической структуре группы), чтобы достичь поставленных целей.


  1. Активизация познавательной деятельности дошкольников:


  • создание проблемной ситуации на занятии;


  • актуализация в решении проблемной ситуации опыта дошкольников; преобразование его; стимулирование к самостоятельному выбору способов решения проблемной ситуации;


  • формирование мотивации учебной деятельности (самоконтроля, самооценки, экспертной оценки);


  • возможность реализации индивидуальных познавательных маршрутов и программ обучения;


  • организация сотрудничества с детьми;


  • определение приемов развития внимания (устойчивости, переключения, объема, распределения), памяти (произвольного и непроизвольного запоминания и воспроизведения, прочного и осмысленного запоминания), мышления (гибкости, глубины, широты, творческого и репродуктивного, различных мыслительных операций и форм), воображения (связи слова и наглядности, элементов творческого воображения, мечты и пр.).






  1. Деятельность дошкольников на занятии:


  • наличие интереса;


  • легкость усвоения материала;


  • активность, самостоятельность, сосредоточенность на разных видах работы


  • деятельность воспитанников как единого коллектива, сплоченность, организованность, аккуратность, отношение к неуспевающим и нарушителям дисциплины, особенности участия отдельных воспитанников в учебной деятельности (использование своего субъективного опыта, постановка вопросов для обсуждения, положительное влияние на своих товарищей, обращение за помощью и готовность ее предоставить и получить);


  • дисциплинированность;


  • умение правильно воспринимать критику и готовность поддержать действия педагога;


  • отношение воспитанников к педагогу и друг другу (послушание, боязнь, доброжелательность, уважение, взаимная помощь, подсказка);


  • приемы и способы умственной деятельности (применение знаний, организация восприятия учебного материала, наблюдение, запоминание, инициатива).


  • организованность и активность на разных этапах занятия;


  • отношение к педагогу, предмету;


  • наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков;


  • уровень усвоения основных знаний и умений.



  1. Деятельность педагога:

  • умение общей организации работы на занятии: распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление работой воспитанников, владение группой, соблюдение дисциплины;


  • показ дошкольникам рациональных способов деятельности;


  • поведение педагога на занятии: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения (демократичный или авторитарный), объективность;


  • роль педагога в создании нужного психологического микроклимата.


  • вовлечение воспитанников в активную работу на занятии;



  • создание благоприятной психологической атмосферы на занятии с помощью коммуникативных средств (побуждение, совет, порицание, одобрение и др.);


  • учет психического состояния отдельных обучающихся;


  • организация пространства в группе: работа у доски, за столами, в парах (группах), свободное передвижение по групповой комнате, выбор пособий, наглядного материала.


  • как осуществлялась постановка задач на каждом этапе;


  • как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая;


  • осуществлялось ли чередование разных видов деятельности воспитанников;


  • как оценивались знания и умения детей;


  • как осуществлялся контроль за деятельностью дошкольников

ВИДЫ КОНТРОЛЯ

- устный опрос,

- графическое задание,

- тестирование,

- фронтальный опрос,

- наблюдение за деятельностью детей,

- анализ продуктов детской деятельности.


  • как педагог осуществлял развитие дошкольников (развитие логического мышления, критичность мысли, умений сравнивать, делать выводы);


  • как подводил итоги этапов и всего занятия.



  1. Общие результаты занятия:

выполнение плана занятия

мера реализации образовательной, воспитывающей и развивающей задач;

уровни усвоения знаний и способов деятельности воспитанников:
- усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания;
- применение в аналогичной и сходной ситуации;
- применение в новой ситуации, т.е. творческое

соблюдение санитарных норм и правил

соблюдение образовательной нагрузки на детей

общая оценка результатов и эффективности занятия.



© 2010-2022