Статья «На пути к новому образованию»

"Описание материала: "В данной статье рассматриваются аспекты современного образования и их претворение в жизнь. Статья помогает разобраться в сложной структуре Российского образования и понять его сущность. Взвешиваются «за» и «против» использование компьютерных технологий в школьной практике,рассматривается роль учителя и его место в структуре урочной деятельности. Также рассматривается вопрос о технологиях развивающегося обучения учеников с помощью информационных технологий. Ярко представле...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

На пути к новому образованию

Пискунова Анастасия Юрьевна, учитель иностранного языка МКОУ Лесниковской ООШ Гусь-Хрустального района

«Инновации в жизнь! - главный лозунг сегодняшнего этапа развития социальных сфер деятельности государства и образования. Инновации сегодня проникают даже в те области, которые традиционно признавались консервативными, классическими, не подверженными резким изменениям и модернизации. К последним относится образование, в недрах которого протекают весьма противоречивые процессы. С одной стороны, образовательная сфера находится в постоянном развитии, в целенаправленном поиске новых подходов, методов, средств к обучению, а с другой, она отличается определенной инертностью, сохраняя в каждый момент своего состояния ориентир на неизменность ценностей системы обучения и воспитания - ценностей, принятых на определенном этапе общественного развития. Этим, в частности, объясняется тот факт, что нередко образование весьма неактивно адаптирует нововведения, особенно те, которые характеризуются необходимостью отказа от прежних устоев.

Однако в последнее время ситуация в образовательной сфере изменилась, причем кардинально. Данная сфера вынуждена реагировать на вызовы нового времени, испытывающего потребность в человеке, способном действовать самостоятельно, занимать особую позицию, применять собственные стратегии и тактики выхода из проблемных ситуации.

Категория детства - это историческая категория. Культурная среда, в которой растёт современный ребёнок, существенно отличается от той, какой она была четверть века назад. Это сказывается на характере его умственного развития, способы обучения сегодняшних детей должны с этим сообразовываться.

Вошедшие в быт компьютеры приводят к существенно иному характеру развития современных детей по сравнению с тем, что было ещё четверть века назад. Качественно новые возможности обучения, несомые использованием компьютеров, порождают и новые проблемы. Так, нередко они приводят к подмене многомерного и многоуровневого понятия знания понятием информации и тем самым - к подмене формирования и развития внутренних механизмов поисково-исследовательской деятельности усвоением внешних средств получения информации, а с нею - к подмене умственного развития учащихся развитием определённого комплекса технических навыков. Школьное образование должно полнокровно использовать и компьютеры.

В качестве рабочего инструмента компьютер применяется уже давно и признан обществом как необходимость. Он может изменить всё учение вообще - сделать его интересным и эффективным, а получаемые знания - глубокими и обобщёнными. Концепция школы будущего: точка начала - естественное любопытство детей, точка приложения - средства для удовлетворения этого любопытства. Основная идея - микромиры, представляющие собой модели реального мира, которые с той или иной степенью детализации будет творить сам ребёнок.

С этой задачей компьютер справится, ведь его сущность можно усмотреть в универсализации и способности к имитации. Поскольку он может принимать тысячи ликов и выполнять тысячи функций, он может удовлетворить тысячи вкусов и запросов. Только вот дать корректный ответ на вполне корректный вопрос о роли и месте информационных компьютерных технологий в современном образовании, видимо, будет не просто - мы все думаем, а куда отодвинуть учителя? В какой угол спрятать душу живую, куда деть эмоции и, в конце концов, ту субъективность, на которую способен только человек?

Чтобы улучшить качество образования, общество, ориентируясь на решение глобальных задач, принимает установку: активное развитие информационного пространства и информационных технологий в обучении с целью формирования более открытого, развивающего, гуманитарного характера процесса обучения. По мнению педагогов и психологов, это педагогическое средство позволяет более эффективно решать задачи ин- теллектуального развития ребёнка. Специальные компьютерные программы позволяют развивать абстрактное, логическое, оперативное мышление, умение прогнозировать, дают ребёнку возможность менять по своему усмотрению стратегию решения, пользоваться различными уровнями усложнения материала и другими видами компьютерной помощи. Компьютер предоставляет ребёнку разнообразный красочный материал для осуществления его творческого замысла - экспериментировать можно бесконечно.

Мы так и будем взвешивать все «за» и «против», продолжать борьбу веских аргументов друг с другом. Компьютер - это здорово! Хороший учитель - потрясающе! Соединить их вместе? А сумеет ли человек пользоваться всеми этими интерактивными приёмами так, чтобы за ними не скрылась его сущность, сердце?

Появление нового элемента (компьютера) в педагогической системе может серьёзно изменить её функции и позволяет достичь нового педагогического эффекта.

Общеобразовательная школа должна приобщать учащихся к рождённым в последние десятилетия и укореняющимся общенаучным понятиям, становящимся понятиями общекультурными. А это не может не предполагать пересмотра содержания, методов и целей общего образования.

Образование не может не быть развивающимся. Но нет развития вообще, есть развитие в тех или иных направлениях, приводящее не только к новым обретениям, но и к утратам. И потому значима проблема разработки такой системы развивающего образования, которая сохраняла бы, а значит, и развивала богатейшее историческое наследие практики общего образования.

Всё это говорит об актуальности проблемы модернизации системы образования, решение которой нуждается, прежде всего, в прояснении её целей, а ещё прежде - ценностей, которым она должно следовать.

Но самое главное - это определение тех образовательных акцентов, наличие и реализация которых позволяет говорить о том, что мы на самом деле имеем дело со школой нового поколения... Это приоритеты, ориентированные на развитие трёх ключевых векторов: субъектности, диалога (коммуникации) и развития.

«Школа нового поколения» должна быть школой развития образовательных потребностей.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования вошли в жизнь школы, но до сих пор являются предметом обсуждения заинтересованной общественности. Причина этому - сомнения в целесообразности процесса введения ФГОС, а где-то и неудовлетворение организацией новшества.

Любая инновационная деятельность сопряжена с риском. В условиях введения ФГОС риски, как некое неопределённое событие или условие, которое в случае возникновения имеет позитивное или негативное воздействие на репутацию образовательной организации, могут привести к приобретениям или потерям.

В образовании приобретения или потери связаны с качеством образования. Риск можно рассматривать как характеристику ситуации, имеющей неопределённость исхода, при обязательном наличии неблагоприятных последствий. А чтобы неблагоприятных последствий не было, необходимо прогнозировать возникновение рисков и искать пути их минимизации, то есть страховать, защищать от неверных решений и частных ситуаций, исход которых заранее не определяется и может стать причиной снижения качества образования.


© 2010-2022