Работа на тему «Традиции, обычаи и религиозные верования обских угров»

Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема моей исследовательской работы: «Традиции, обычаи и религиозные верования обских угров».

Тему эту я выбрала не случайно. Любому из нас, я думаю, интересно узнать, как и кем обустраивался наш край. Коренным населением нашего округа являются малочисленные народы Севера- ханты и манси. Что же это за люди, сумевшие приспособиться к таким суровым условиям, да ещё создавшие свою неповторимую культуру? Что помогло им выжить?

Цель моей работы заключалась в том, чтобы познакомиться с культурой ханты и манси через обряды и обычаи этих народов.

Для себя я определила следующие задачи:

Познакомиться с историей обских угров

Найти информацию о праздниках северных народов

Рассмотреть представления этих народов о мире

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа ханты и манси - два родственных народа. В документах царской администрации хантов называли остяками, а манси - вогулами.

Для обозначения хантов и манси как единого целого в научной литературе утвердился еще один термин - обские угры. Первая его часть указывает на основное место проживания, а вторая происходит от слова "Югра", "Югория". Так называлась в русских летописях XI - XV вв. территория на полярном Урале и в Западной Сибири, а также ее жители.


Традиционная культура народов Севера складывалась на протяжении веков. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, она была подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому. Самыми существенными являются отношения, которые складываются между человеком и природой. Эти отношения закреплялись в обычаях, обрядовых действиях, религиозных верованиях.

Особое внимание я обратила на праздники ханты и манси, так как они занимают особое место среди традиционных обрядов, посвященных различным календарным датам.

В календаре ханты и манси год начинался весной, в марте-апреле. И только в прошлом столетии коренные народы перешли на общепринятый календарь, начинающий год с 1 января. Каждый месяц у северных народов обозначен природными изменениями и деятельностью человека в этот период, поэтому и носит соответствующее название. Например, ноябрь носит название Месяца застывания Оби.

Первым праздником по календарю обских угров является Вороний день. Весна на Севере наступает бурно. О ней возвещают яркие солнечные дни, ручьи и громкое карканье ворон. Все ждут прилета птиц. Они приносят тепло и солнце. Ворона прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому обские угры - ханты и манси - считают эту птицу покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник.

По обычаям ханты и манси за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые младенцу уже не нужны. Поэтому стружки мягкой древесины, которые насыпали в люльку под меховую подстилку, каждая семья складывала в кучку на окраине селения вокруг пенька. Ханты считали, что ворона, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на этих теплых стружках и приговаривает: «Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне, где погреть свои лапки». Женщины всегда хранили изображения вороны, сделанные отцом или старшим братом, а, выходя замуж, брали их с собой в новое жилище.

Мало кому известно, что у народа ханты существует кроме почитаемого ими"Вороньего дня", еще один праздник - Проводы Лебедя, который посвящен встрече и проводам священной птицы - лебедя.

В прошлом у северных народов был также известен Лосиный праздник. Это был сугубо мужской праздник, на который не допускались не только женщины, но также дети и собаки.

В календаре ханты и манси май - месяц нереста рыбы, месяц икры. После вскрытия рек отмечается праздник Водяного царя - Виткуля, почитаемого духа и хозяина всех водоемов.

С почитанием воды связан еще один праздник ханты и манси. Он посвящен небольшой узкой лодке, выдолбленной из кедра или осины и называемой обласом. Гвоздь праздника - гонки на обласах, управлять которыми очень сложно.

В феврале-марте проводится - День оленя или День оленевода. Главное зрелище здесь - разнообразные гонки на оленях и соревнования по традиционным северным видам спорта: прыжки через нарты, бег на охотничьих лыжах, стрельба, метание топора на дальность.

В культуре ханты и манси медведь считается священным зверем и младшим «братцем» человека. Поэтому одним из традиционных праздников является Медвежий праздник, или Медвежьи игрища, которые длятся 4-5 дней.

Этот праздник проводится как периодически, так и по случаю добычи медведя на охоте. С «медвежьим праздником» связаны богатый фольклор, народная хореография, песенное искусство и народный театр.

Праздники вносили разнообразие в трудную повседневную жизнь обских угров, снимали напряжение.

Интересны также традиционные представления о мире у народов Севера и их обычаи.

Предки ханты искали поддержку у деревьев. Пару растущих рядом деревьев называли дедушкой и бабушкой. Кроме того, дерево мыслилось как лестница, которая связывала земной, подземный и небесный миры.

Много тысячелетий насчитывает почитание огня. Особенно домашнего очага. Считалось, что огонь предсказывает ближайшие события, разговаривая треском. За огнем признавалась способность защитить и очистить. Считалось, что он не даст войти в дом злым духам, снимет порчу с оскверненных предметов. По всей вероятности, огонь для предков ханты был одним из первых богов.

У ханты сильны представления о духах-хозяевах местности, которые изображались в виде идолов. Это стражи не только местного, но и мирового порядка, их можно только просить, но наказать их человек был бессилен.

Были существа более низкого ранга, в виде человекоподобных фигур разного уровня: личные, семейные, родовые. Семейного или домашнего духа чаще всего символизировала деревянная фигурка в форме человека, либо сверток из тряпок с бляхой на месте лица. Хранил идолов и заботился о них мужчина - глава семьи. От семейного духа зависело благополучие и достаток семьи.

Как видно, богатейшие и разнообразные традиции народов Севера представляют собой великое культурное достояние и широкое поле для дальнейшего изучения.

ВЫВОДЫ:

Конечно, всего в работе не опишешь, так как тема очень обширная, но на примере данного материала я постаралась показать, что культура ханты и манси красива, самобытна и очень интересна. В обрядах и традициях северных народов много общего, т.к. их многое связывает: это и схожий уклад жизни, и экстремальные климатические условия, в которых им буквально приходилось выживать. Сегодня много делается для возрождения этой культуры, и я думаю, всё это необходимо изучать, поддерживать и сохранять.

© 2010-2022