- Преподавателю
- Другое
- Мастер-класс на тему по обобщениюИспользование интерактивных форм в обучении
Мастер-класс на тему по обобщениюИспользование интерактивных форм в обучении
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Волженина Л.А. |
Дата | 30.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Волженина Любовь Александровна
учитель второго уровня
КГУ «Михайловская общеобразовательная средняя школа»
отдела образования Шемонаихинского района»
«Использование интерактивных форм и методов обучения»
В педагогической практике давно применяется термин "активные методы и формы обучения". Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся.
В последнее время получил распространение ещё один термин - "интерактивное обучение". Интерактивное обучение -это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика, ученика и ученика. В своей работе я использую интерактивные методы: групповое обучение, фронтальное, обучение в игре, обучение дискуссии. Эти формы особенно играют решающую роль в начальных классах, которые позволяют создавать учебную среду, в которой теория и практика усваиваются одновременно, что дает возможность ученикам формировать характер, развивать мировоззрение, логическое мышление, связную речь; формировать критическое мышление; выявлять и реализовать индивидуальные возможности. Уроки организовывала так, чтобы ученики принимали альтернативные решения, могли сделать «открытия», формировали свои собственные идеи и мысли с помощью различных средств; учатся сотрудничеству.
Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:
активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала; повышение познавательной мотивации;
обучение навыкам успешного общения ( умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание);
развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
воспитание лидерских качеств;умение работать с командой и в команде;
принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.
В современной педагогической практике разработаны и применяются несколько десятков новых стратегий, методов и приемов обучения, в том числе интерактивных. Современный педагог, независимо от преподаваемого предмета или учебной дисциплины, должен владеть необходимым "арсеналом" интерактивных методов обучения и уметь использовать их в учебном процессе, а в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. Структура урока, проведённого в интерактивном режиме, включает определенные этапы урока. Остановлюсь на особенностях организации каждого из них.
Мотивация. Для создания мотивации наряду с проблемными вопросами и заданиями использую различные ситуации успеха: загадки, сценки, различные отрывки из газетных статей, ребусы, кластер. Стараюсь от урока к уроку менять способ мотивации, разнообразить их.
Сообщение целей. Этот этап имеет большое значение: во-первых, позволяет всю дальнейшую деятельность учащихся сделать целенаправленной, т.е. каждый учащийся узнаёт, каким будет конечный результат, к чему ему стоит стремиться; во-вторых, на этом этапе преподаватель учит учащихся формулированию целей урока - одному из профессиональных умений учителя.
Предоставление новой информации. Поскольку все понятия, которые мы изучаем, в той или иной мере уже знакомы учащимся начинать урок можно с «Мозгового штурма». Этот вид работы помогает отобрать то, что уже известно учащимся, а что действительно непонятно, незнакомо. Также использую пятистишия,
Интерактивные упражнения. В качестве интерактивных упражнений я практикую работу в группах. Проведение этого этапа вызывает наибольшее число трудностей. В группах сменного состава эти проблемы решаются с помощью ротации: из активной группы перевожу в пассивную, а из пассивной - в активную.В каждой группе объединяются учащиеся разного уровня информированности по данному предмету, это позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Во избежание времени на уроке следует заранее планировать, как учащиеся будут разделены на группы. Для этого можно раздать карточки с изображением разных животных, деление по цвету шариков, групп растений, по желанию. Во время работы групп необходимо следить, насколько продуктивно организуется совместная работа, помогать некоторым учащимся включиться в общение, оказывать необходимую помощь в решении проблемы. Но учащиеся должны помнить, что выступать необходимо кратко и информативно.
Логическим завершением работы над новыми знаниями является создание нового продукта. Это может постер, кластер, изготовление макета.
Рефлексия. Этот этап предполагает подведение итогов деятельности учащихся. Использую приемы: «Плюс. Минус. Интересно», «Позиция идей»,»Аквариум»,»10 баллов», «Дело в шляпе», «Корзина идей, «Светофор».
Оценивание. Этот вопрос является наиболее сложным для учителей, работающих в интерактивном режиме. Оценивание должно стимулировать работу учащихся на последующих занятиях. В первый раз, если все работали активно, с желанием, выставляю всем участникам группы высший балл. В дальнейшем оценивание поручаю руководителю группы. Такой способ организации оценивания имеет профессиональную направленность - приучает учащихся оценивать работу других. Можно использовать такой подход: каждый член группы оценивает каждого, т.е. выставляет отметку каждому товарищу в листок оценивания, можно воспользоваться самооценкой работы учащихся
.Домашнее задание. После проведения уроков в интерактивном режиме предлагаются задания, требующие творческого переосмысления изученного материала: написать сочинение - миниатюру по теме, нарисовать рисунок, составить вопросы к тексту, найти дополнительный материал в Интернете, составить тесты.
Уроки проведённые в интерактивном режиме позволяют включить всех учащихся в активную работу, обеспечить каждому учащемуся посильное участие в решении проблем, в результате слабые обретают некоторую уверенность в собственных силах, сильные ощущают пользу, помогая товарищам понять материал, учитель выступает в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником, знания же учащиеся получают в результате своей активной познавательной деятельности. В процессе работы у учащихся формируются коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству и взаимодействию, развивается критическое мышление, что является необходимым для их будущей профессиональной деятельности.